Автор: Киселева Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 10 Населённый пункт: г. Кировград, Свердловская область Наименование материала: конспект Тема: Урал - моя Родина Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе
«Урал – моя Родина»
Цель.
Воспитывать любовь к родному краю, желание интересоваться историей Ура-
ла.
Задачи.
1. Расширить и закрепить знания детей о России.
2. Дать знания о богатстве, природе и достопримечательностях родного края,
формировать чувство гордости за родной край.
3. Развивать навыки анализирующего восприятия и на этой основе формиро-
вать представление об отдельных общественных явлениях.
4. Закреплять навыки связного речевого высказывания.
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие,
художественно- эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, со-
циально-личностное развитие.
Оборудование:
1. Карты России.
2. Глобус.
3. Картины с изображением природы Урала.
4. Игрушка лошади, подкова.
5. Рассказ Н. Агапова «История-сказ об Урале-батюшке».
Предварительная работа:
1. Закрепить понимания значения слов: «царь», «слуги», «кованые», «под-
кова».
2. Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды в груп-
пе
Словарная работа:
Край, самоцветные камни, полезные ископаемые, сказ, слуги, украшения.
Методы и приёмы:
Беседа, пояснение, чтение художественного произведения, действия с произ-
ведениями народно-прикладных промыслов.
Ход занятия.
Организационный этап.
Воспитатель: Назовите страну, в которой мы живём и покажите её на карте.
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины и покажите её на карте.
Дети: Столица нашей родины – Москва.
Мотивационный этап.
Воспитатель: Назовите города, которые расположены рядом с нашим городом
и покажите их на карте.
Дети: Рядом с нашим городом Кировградом находятся города: Верхний Тагил,
Невьянск, Новоуральск, Нижний Тагил, Екатеринбург…
Воспитатель показывает на карте России место, которое называют Урал
Показывает город Кировград и уточняет, что об Урале знают не только в Рос-
сии, но и в других странах (показывает их на глобусе).
Поисковый этап.
Воспитатель: Знаете ли вы, чем богат Уральский край?
Дети: Урал богат озёрами, реками, лесами, горами, полезными ископаемыми.
Воспитатель: Попробуем сегодня узнать, что об Урале знают люди, которые
живут в других местах нашей страны? Чем знаменит наш край?
Рассказ воспитателя «Почему наш край назвали «Уральским»?
Практический этап.
Чтение художественного произведения: «История-сказ об Урале-батюшке»
Н. Агапова
«Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь.
Звали его Петром I. Умный был царь: много читал, много учился и работал.
(Показывает город на карте (уточняет, кто такой царь), показывает репро-
дукцию Петра I).
Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в
наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек бы-
стрых, озёр глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти
дальше, будто к земле приросли. В это время ехал на лошади уральский му-
жик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. (Уточняет, что это
такое и для чего подковывают лошадей). Глянули слуги на лошадь мужика, а
она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади Петра I стоят на месте
и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали,
что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают,
идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он
людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Ура-
ле лесов, рек, озёр, руды железной, золота, каменьев самоцветных видимо-
невидимо».
а) Актуализация знаний.
Воспитатель: Понравился вам «сказ об Урале»? Что рассказали царю учёные
люди про Урал?
Дети: Учёные сказали, что на Урале много лесов, рек, озёр, золота и драго-
ценных камней.
Физкультминутка
Русская народная подвижная игра «Капуста»
На середину ковра складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это капуста).
Выбирается хозяин, он изображает то, о чём говорит:
Я на камешке сижу
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и птицы,
Бобёр и куницы,
Заинька ушастый,
Медведь толстопятый.
Дети пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин
коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше «капу-
сты» – победитель.
б) получение новых знаний.
Знакомство с самоцветными камнями и минералами, добываемыми на Урале
(тематический альбом)
Воспитатель: Мы тоже можем увидеть богатства Урала, но только в музее.
Воспитатель: Кто же это богатство для нас с вами добывает?
Дети: Полезные ископаемые добывают люди.
Применение знаний.
Воспитатель: Полезные ископаемые представляют для людей большую
ценность и необходимы для жизни. Из железной руды на больших заводах
(показывает иллюстрацию с изображением металлургического предприятия)
выплавляют металл. Из металла делают предметы быта, машины, самолеты
Воспитатель: Что бы было, если б не было металла?
Дети: Не было бы машин, самолётов, станков, инструментов.
Воспитатель: Что бы было, если б не было угля?
Дети: Не было бы тепла в домах, детских садах, школах, больницах. Все бы
замёрзли.
Воспитатель: Что бы было, если б не было самоцветных камней?
Дети: Не было бы красивых украшений, шкатулок.
Воспитатель: Что бы вы сказали царю Петру I, если б встретили его?
Дети: Мы сказали бы царю, что Урал по-прежнему самый богатый край в Рос-
сии.
Беседа воспитателя о природе Урала.
Воспитатель: Вспомните сказ об Урале. Что ещё, кроме гор, увидели слуги на
Урале?
Дети: Слуги царя увидели леса, реки, озёра, много птиц и зверей.
Дети подходят к стенду, где расположены картины с изображением природы
Урала. Каждый ребёнок выбирает себе картинку и готовит описательный
рассказ по ней.
Воспитатель: Почему об Уральском крае, в котором мы живём, знают люди в
России и в других странах?
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что интересно-
го вы узнали? Что-то новое вы узнали? Может быть, у кого-то были трудно-
сти? Кто узнал что-то удивительное?