Автор: Кушелева Татьяна Евгеньевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ МИПК им.И.Федорова Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок-деловая игра Раздел: среднее профессиональное
Методика и структура проведения деловой игры –Конкурса
студенческих предпринимательских проектов по созданию предприятий
малого бизнеса.
Вид занятия: Деловая игра.
Цели:
1. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных
программ подготовки специалистов среднего звена на основе ФГОС является
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения
занятий
в
сочетании
с
внеаудиторной
работой
с
целью
формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
2.
Внедрение
интерактивных
форм
обучения
–
одно
из
важнейших
направлений
совершенствования
подготовки
студентов,
способных
адаптироваться
к
современным
условиям.
означает
взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо.
3. Занятия в форме Деловой игры
по созданию студентами предприятий
малого бизнеса ориентированы на более широкое взаимодействие студентов
не
только
с
преподавателем,
но
и
друг
с
другом,
на
доминирование
активности студентов в процессе обучения.
4. Необходимость проведения деловой игры по разработке бизнес-проекта
предпринимательской деятельности вызвана возросшим интересом студентов
к
организации
собственного
дела.
На
современном
этапе
сектор
малого
предпринимательства
играет
большую
роль
в
национальной
экономике
России.
Проведение
деловой
игры-конкурса
среди
студентов
4
курсов
способствует повышению адаптации студентов-выпускников к современным
условиям рыночной экономики. Это может оказать значительное воздействие
на творческую и экономическую активности студентов, на самостоятельное
решение проблем по экономическому выживанию в сложившихся условиях, в
которых
могут
оказаться
начинающие
предприниматели,
не
обладающие,
кроме
бизнес-идеи,
ни
серьезным
предпринимательским
проектом,
ни
достаточными
организационно-экономическими
и
управленческими
знаниями, ни ресурсами для организации деятельности
Участники игры: студенты 4-х курсов
экономист – консультант (преподаватель колледжа),
юрист – консультант (преподаватель колледжа),
жюри ( преподаватели экономических дисциплин, студенты 4-х курсов)
Оборудование:
компьютер,
мультимедиа проектор,
банк бизнес-проектов,
презентации проектов.
Работа в группах по созданию проектов “
Студенты
заранее
получили
задание
для
самостоятельной
работы по
разработке
идеи
создания
своего
бизнеса.
Им
нужно
было
открыть
и
зарегистрировать свое дело, при этом заполнить все необходимые
бланки
учредительных документов создаваемых фирм.
Важнейшим условием для принятия решения об организации
собственного дела является:
изучение
рынка:
в
каком
товаре,
услугах
нуждается
сегодня
потребитель, есть ли на них спрос на рынке, в каком количестве, по
какой цене, какие поставщики сегодня удовлетворяют эту потребность.
необходимо
оценить
на
год-два
размер
рынка
и
долю
в
нем
проектируемых к выпуску товаров, или услуг.
определить
возможный
ежегодный
рост
рынка
проектируемого
продукта услуги.
определить основные факторы, влияющие на рост объемов реализации:
тенденцию развития отрасли, социально-экономическое положение
населения в регионе, правительственную политику и как это все может
отразиться на проектируемой деятельности.
показать осведомленность о действиях конкурентов, которая позволит
произвести новый или улучшенный продукт, или добиться выгодного
положения на рынке.
сделать обзор сильных и слабых сторон конкурентов и определить
долю рынка каждого. Основываясь на знании конкурентов, объяснить,
почему Вы думаете, что они уязвимы и Вы сможете взять часть их
рынка, в чем Ваше конкурентное преимущество?
Определение объема производства является важнейшим этапом органи-
зации деятельности проектируемой фирмы.
Необходимо определить два основных фактора формирования объемов
производства:
какую
продукцию
производить
-
определяет
рынок;
какой
объем производить - наличие финансовых ресурсов.
Расчеты включают следующие виды работ:
* расчет количества рабочих и оборудования;
* расчет площадей, необходимых для организации деятельности;
* расчет запасов материальных ресурсов на запуск производства;
* определение общей потребности в средствах для организации деятель-
ности.
1. Расчёт текущих затрат предпринимательской деятельности.
2. Расчёт себестоимости и цены единицы продукции.
3. Классификация затрат (переменные и условно-постоянные).
4. Определение минимальных безубыточных объёмов производства.
5. Показатели эффективности деятельности и финансовых вложений.
Придумать
и
показать
рекламный
ролик.
Главное
показать
актуальность,
полезность
и
цель
создания
бизнеса,
чтобы
заинтересовать членов жюри в выборе именно вашего проекта.
Ход проведения деловой игры конкурса предпринимательских проектов.
П р е п о д а в а т е л ь ,
в е д у щ и й
д е л о в о й
и г р ы :
- Вам представляется возможность создать свою фирму, организовать свой
бизнес. Здесь можно попробовать свои силы и проверить свои знания в
с о з д а н и и
ф и р м
м а л о г о
и
с р е д н е г о
б и з н е с а .
Преподаватель
формулирует
вопросоы
для
обсуждения,
которые
позволят всесторонне рассмотреть проблему;
Вопросы для обсуждения в ходе деловой игры:
• Назовите вид деятельности, каким бы Вы хотели заниматься.
• Как вы изучали рынок, где и как получали интересующую Вас
информацию?
• Каков примерный спрос на продукцию, которую Вы планируете
произвести?
• Кто является покупателем Вашей продукции, и как планируете довести
продукцию до потребителя Кто является Вашим конкурентом на рынке?
• Каковы цены на аналогичную с Вашей продукцию?
• Где планируете покупать сырье, материалы для производства Вашей
продукции?
Хватит ли материальных и финансовых ресурсов на организацию фирмы, т.е.
сможете
ли
обеспечить
это
производство
необходимым
оборудованием,
помещением и денежными средствами на приобретение сырья, материалов на
начальном этапе деятельности?
Какую документацию надо подготовить к началу Вашей деятельности?
Как
посчитать
объемы
планируемой
продукции/услуг,
количество
обору-
дования?
Какие согласования необходимо оформить к началу деятельности?
.Как
определить
показатели
эффективности
деятельности
и
финансовых
вложений.
Вопросы
распределяются
по
подгруппам
и
раздаются
участникам
для
целенаправленной подготовки;
В
ходе
занятия
в
форме
Деловой
игры
вопросы
раскрываются
в
определенной последовательности.
Выступления
специально
подготовленных
студентов
обсуждаются
и
дополняются.
Задаются
вопросы,
студенты
высказывают
свои
мнения,
спорят, обосновывают свою точку зрения.
Основная часть
Деловой игры :
выступление
заранее
подготовленных
студентов,
создателей
предпринимательских проектов, с показом презентаций проектов
коллективное
обсуждении
слабых
и
сильных
сторон
проектов,
сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Подведение итогов конкурса проектов:
Жюри подводит итоги конкурса по пятибалльной сиситеме.
Критериями оценок являются :
Актуальность, новизна идеи
Цель, полезность данного проекта
Правильно оформленные учредительные документы
Правильно и тщательно проработанные расчеты
Презентация и представление проекта
Заключительная часть.
Выводы (рефлексия).
Выработка определенных единых или компромиссных мнений, позиций,
решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.
Задачи: проанализировать и оценить проведенную деловую игру, подвести
итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале
игры цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения,
оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
помочь участникам игры прийти к согласованному мнению, принять
групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть
важность разнообразных позиций и подходов.
В заключительном слове преподаватель подводит участников игры к
конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое
значение. Чтобы добиться чувства удовлетворения у большинства
участников, нужно поблагодарить всех студентов за активную работу,
выделить тех, кто помог в решении проблемы.
При проведении Конкурса-Деловой игры студенты воспринимают не только
высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и получают хорошее
знание материала по изучению профессионального модуля; при этом
развивается речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение
профессиональной терминологией; коммуникативные умения, позволяющие
заинтересованно и внимательно выслушать всех участников игры быть
естественным, аргументированно отстаивать свою позицию по созданию
собственного бизнеса.
Председатель жюри оглашает результаты.
Награждение победителей
.