Напоминание

Урок-деловая игра


Автор: Кушелева Татьяна Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МИПК им.И.Федорова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-деловая игра
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методика и структура проведения деловой игры –Конкурса

студенческих предпринимательских проектов по созданию предприятий

малого бизнеса.
Вид занятия: Деловая игра. Цели: 1. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 2. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов, способных адаптироваться к современным условиям. означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо. 3. Занятия в форме Деловой игры по созданию студентами предприятий малого бизнеса ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. 4. Необходимость проведения деловой игры по разработке бизнес-проекта предпринимательской деятельности вызвана возросшим интересом студентов к организации собственного дела. На современном этапе сектор малого предпринимательства играет большую роль в национальной экономике России. Проведение деловой игры-конкурса среди студентов 4 курсов способствует повышению адаптации студентов-выпускников к современным условиям рыночной экономики. Это может оказать значительное воздействие на творческую и экономическую активности студентов, на самостоятельное решение проблем по экономическому выживанию в сложившихся условиях, в которых могут оказаться начинающие предприниматели, не обладающие, кроме бизнес-идеи, ни серьезным предпринимательским проектом, ни достаточными организационно-экономическими и управленческими знаниями, ни ресурсами для организации деятельности
Участники игры:
студенты 4-х курсов  экономист – консультант (преподаватель колледжа),
 юрист – консультант (преподаватель колледжа),  жюри ( преподаватели экономических дисциплин, студенты 4-х курсов) 
Оборудование:
 компьютер,  мультимедиа проектор,  банк бизнес-проектов,  презентации проектов.
Работа в группах по созданию проектов “
Студенты заранее получили задание для самостоятельной работы по разработке идеи создания своего бизнеса. Им нужно было открыть и зарегистрировать свое дело, при этом заполнить все необходимые бланки учредительных документов создаваемых фирм. Важнейшим условием для принятия решения об организации собственного дела является:  изучение рынка: в каком товаре, услугах нуждается сегодня потребитель, есть ли на них спрос на рынке, в каком количестве, по какой цене, какие поставщики сегодня удовлетворяют эту потребность.  необходимо оценить на год-два размер рынка и долю в нем проектируемых к выпуску товаров, или услуг.  определить возможный ежегодный рост рынка проектируемого продукта услуги.  определить основные факторы, влияющие на рост объемов реализации: тенденцию развития отрасли, социально-экономическое положение  населения в регионе, правительственную политику и как это все может  отразиться на проектируемой деятельности.  показать осведомленность о действиях конкурентов, которая позволит произвести новый или улучшенный продукт, или добиться выгодного положения на рынке.  сделать обзор сильных и слабых сторон конкурентов и определить долю рынка каждого. Основываясь на знании конкурентов, объяснить, почему Вы думаете, что они уязвимы и Вы сможете взять часть их рынка, в чем Ваше конкурентное преимущество? Определение объема производства является важнейшим этапом органи- зации деятельности проектируемой фирмы.
Необходимо определить два основных фактора формирования объемов производства: какую продукцию производить - определяет рынок; какой объем производить - наличие финансовых ресурсов. Расчеты включают следующие виды работ: * расчет количества рабочих и оборудования; * расчет площадей, необходимых для организации деятельности; * расчет запасов материальных ресурсов на запуск производства; * определение общей потребности в средствах для организации деятель- ности. 1. Расчёт текущих затрат предпринимательской деятельности. 2. Расчёт себестоимости и цены единицы продукции. 3. Классификация затрат (переменные и условно-постоянные). 4. Определение минимальных безубыточных объёмов производства. 5. Показатели эффективности деятельности и финансовых вложений.  Придумать и показать рекламный ролик. Главное показать актуальность, полезность и цель создания бизнеса, чтобы заинтересовать членов жюри в выборе именно вашего проекта.
Ход проведения деловой игры конкурса предпринимательских
проектов. П р е п о д а в а т е л ь , в е д у щ и й д е л о в о й и г р ы : - Вам представляется возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес. Здесь можно попробовать свои силы и проверить свои знания в с о з д а н и и ф и р м м а л о г о и с р е д н е г о б и з н е с а .
Преподаватель

формулирует

вопросоы

для

обсуждения,

которые

позволят всесторонне рассмотреть проблему;

Вопросы для обсуждения в ходе деловой игры:
• Назовите вид деятельности, каким бы Вы хотели заниматься. • Как вы изучали рынок, где и как получали интересующую Вас информацию? • Каков примерный спрос на продукцию, которую Вы планируете произвести? • Кто является покупателем Вашей продукции, и как планируете довести продукцию до потребителя Кто является Вашим конкурентом на рынке? • Каковы цены на аналогичную с Вашей продукцию? • Где планируете покупать сырье, материалы для производства Вашей продукции? Хватит ли материальных и финансовых ресурсов на организацию фирмы, т.е. сможете ли обеспечить это производство необходимым оборудованием, помещением и денежными средствами на приобретение сырья, материалов на начальном этапе деятельности? Какую документацию надо подготовить к началу Вашей деятельности?
Как посчитать объемы планируемой продукции/услуг, количество обору- дования? Какие согласования необходимо оформить к началу деятельности? .Как определить показатели эффективности деятельности и финансовых вложений. Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки; В ходе занятия в форме Деловой игры вопросы раскрываются в определенной последовательности. Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.
Основная часть

Деловой игры
: выступление заранее подготовленных студентов, создателей предпринимательских проектов, с показом презентаций проектов коллективное обсуждении слабых и сильных сторон проектов, сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Подведение итогов конкурса проектов: Жюри подводит итоги конкурса по пятибалльной сиситеме. Критериями оценок являются :  Актуальность, новизна идеи  Цель, полезность данного проекта  Правильно оформленные учредительные документы  Правильно и тщательно проработанные расчеты  Презентация и представление проекта
Заключительная часть.
Выводы (рефлексия). Выработка определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи: проанализировать и оценить проведенную деловую игру, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале игры цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.  помочь участникам игры прийти к согласованному мнению, принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
В заключительном слове преподаватель подводит участников игры к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение. Чтобы добиться чувства удовлетворения у большинства участников, нужно поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы. При проведении Конкурса-Деловой игры студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и получают хорошее знание материала по изучению профессионального модуля; при этом развивается речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией; коммуникативные умения, позволяющие заинтересованно и внимательно выслушать всех участников игры быть естественным, аргументированно отстаивать свою позицию по созданию собственного бизнеса. Председатель жюри оглашает результаты. Награждение победителей .


В раздел образования