Презентация из опыта работы "Музыкально дидактические игры"
Автор: Равковская Мария Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ Соляновский детский сад Населённый пункт: п.Соляная, Тайшетский р-он, Иркутская обл. Наименование материала: Обобщение опытом Тема: Презентация из опыта работы "Музыкально дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
Музыкальный руководитель:
Равковская Мария Владимировна
Дидактическая игра
Дидактическая игра
-
одна из форм
одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка. В
обучающего воздействия взрослого на ребенка. В
то же время игра - основной вид деятельности
то же время игра - основной вид деятельности
детей.
детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет
Таким образом, дидактическая игра имеет
две
две
цели:
цели:
•
одна из них обучающая, которую преследует
одна из них обучающая, которую преследует
взрослый,
взрослый,
•
другая - игровая, ради которой действует ребенок.
другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Основное назначение музыкально-
Основное назначение музыкально-
дидактических игр
дидактических игр
:
•
формировать
у
детей
музыка льные
формировать
у
детей
музыка льные
способности,
способности,
•
в
доступной
игровой
форме
помочь
им
в
доступной
игровой
форме
помочь
им
разобраться в соотношении звуков по высоте,
разобраться в соотношении звуков по высоте,
•
развить у них чувство ритма, тембровый и
развить у них чувство ритма, тембровый и
динамический слух,
динамический слух,
•
побуждать к самостоятельным действиям с
побуждать к самостоятельным действиям с
применением
знаний,
полученных
н а
применением
знаний,
полученных
н а
музыкальных занятиях.
музыкальных занятиях.
Музыкально – дидактические игры,
воздействуя на ребенка комплексно,
вызывают у него зрительную,
слуховую и двигательную активность,
тем самым расширяя музыкальное
восприятие в целом.
Дидактические игры на музыкальных занятиях
Дидактические игры на музыкальных занятиях
мы начинаем проводить с первой младшей группы.
мы начинаем проводить с первой младшей группы.
Эти игры большей частью связаны с применением
Эти игры большей частью связаны с применением
образных пособий.
образных пособий.
В
группах
старшего
дошкольного
возраста
В
группах
старшего
дошкольного
возраста
основным
материалом
дидактиче ских
и г р
основным
материалом
дидактиче ских
и г р
становятся музыкальные игрушки и инструменты,
становятся музыкальные игрушки и инструменты,
настольно печатные игры, а также используются и
настольно печатные игры, а также используются и
технические средства обучения.
технические средства обучения.
Пение развивает голосовой аппарат, речь,
укрепляет голосовые связки, регулирует
дыхание
Ритмика улучшает осанку ребенка,
координацию, уверенность движений
Развитие эмоциональной отзывчивости и
музыкального слуха помогает
активизировать умственную деятельность
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА ЗАНЯТИЯХ
Применение
музыкально-дидактических
игр
Применение
музыкально-дидактических
игр
на
занятии
дает
возможность
провести
его
на
занятии
дает
возможность
провести
его
наиболее содержательно.
наиболее содержательно.
В
игре
дети
быстрее
усваивают
требования
В
игре
дети
быстрее
усваивают
требования
программы по развитию певческих и музыкально -
программы по развитию певческих и музыкально -
ритмических
движений
и
даже
в
области
ритмических
движений
и
даже
в
области
слушания музыки. В доступной игровой форме у
слушания музыки. В доступной игровой форме у
детей развиваются музыкальные способности.
детей развиваются музыкальные способности.
Игра на определение настроения музыки
Цель. Развитие умения детей определять настроение музыкального
произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением
оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе
комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих
характер музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети слушают произведения различного
характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному
отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении
характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую
карточку.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. У каждого ребёнка лежат карточки разных
характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки
соответствуют характеру музыки, поднимают их.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Детям предлагается с помощью мимики и
движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить
свое творчество.
Музыкальный репертуар : по выбору музыкального руководителя.
Ромашки настроения
Игра на определение характера музыки
Цель.
Развивать
у
детей
представление
о
различном
характере
музыки
(веселая,
жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное,
весёлое,
спокойное,
изображающие
три
типа
характера
музыки:
Добрая,
ласковая,
убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная;
Весёлая, радостная, плясовая,
задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер
музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Вот – ромашковый букет
У меня - милее нет.
Как нежны мои милашки –
Желтоглазые ромашки.
Педагог
исполняет произведение.
Прослушав
музыку, вызванный ребенок берет цветок,
соответствующий
характеру
музыки,
и
показывает
его.
Все
дети
активно
участвуют
в
определении характера музыки.
Если произведение известно детям, то вызванный ребенок
говорит
его
название
и
имя
композитора.
Дети
самостоятельно
определяют
ее
характер
и
поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и
дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ .
Нарядные платьица, Такие все разные
Желтые брошки, Эти ромашки-
Ни пятнышка нет Вот-вот заиграют
На красивой одежке. Как дети, в пятнашки.
Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной
ромашки.
Музыкальный репертуар: «Топотушки» В.Локтева, «Клоуны» Д.Кабалевского,
«Жар-жар» каз.н.м., «О чем плачет дождик» Е.Тиличеевой, «Дождик» Е.Тиличеевой,
«Әлді-әлді» каз.н.п., «Осень бродит по лесам» Е.Тиличеевой.
Три медведя
Игра на развитие музыкального образа и представление о регистрах
Цель.
Закрепить умение ассоциировать музыкальное
произведение с образами животных;
развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал:
демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка
комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Был большим и серьезным медведем папа - Михайло Иванович.
Очень любили лесные соседи маму, Настасью Петровну.
Ну, а Мишутка придумывал шутки. Песенки и прибаутки.
Так они жили и жили . И ни о чем не тужили.
Теперь послушайте музыкальную сказку.
Педагог исполняет пьесу И.Арсеева «Три медведя». Дети, прослушав, отгадывают
музыкальные загадки.
Каждая пьеса звучит в определенном регистре: папа - в низком, мама - в среднем, Мишутка - в
высоком.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают,
кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ
.
После прослушивания пьесы, дети
(трое) импровизируют движения под музыку,
пытаясь передать образ большого, тяжелого, неуклюжего Михайло
Ивановича, чуть
живее,
хотя
тоже
неуклюжую
Настасью
Петровну и веселого, живого и
игривого
Мишутку.
Музыкальный репертуар . «Три медведя» И.Арсеева
Снеговики настроения
Игра на определение характера музыки
Цель. Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение,
переданное в ней.
Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два
настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки:
Весёлая, радостная, плясовая, задорная;
Грустная, жалобная.
На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий
характер музыки.
Методика проведения
НА
ПЕРВОМ
ЭТАПЕ.
Педагог
исполняет
незнакомую
пьесу,
заранее
предупредив
детей
об
этом.
И
просит
детей
определить
характер
музыки,
используя музыкальные термины.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания какого-либо отрывка,
характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая
соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Желающие дети самостоятельно под музыку
придумывают образ грустного и веселого снеговика.
Музыкальный материал: программные музыкальные произведения .
Разноцветная гусеница
Игра на определение характера музыки
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем
определенному цвету.
Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных
«животиков» гусеницы .
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
содержанию музыкального произведения.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог
предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру
произведения.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер
музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.
Теремок
Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа
Цель. Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка.
На выдвижной бумажной ленте сбоку от
терёмка нарисованные сказочные персонажи:
лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей
из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Педагог начинает сказку:
«Стоит в поле терёмок- теремок,
он не низок, не высок, не высок».
Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию
и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него
войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы
характеристикой об этом музыкальном отрывке и так
о всех героях сказки
.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают
карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой
выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя,
дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор.
Затем предложить изобразить повадки своего персонажа.
Другие дети оценивают выполнение задания.
Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,
«Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова