Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии.
Автор: Денисова Лариса Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с комбинированного вида №79 Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре,Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии. Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии.
Денисова Лариса Юрьевна
воспитатель
муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №79
город Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития мелкой моторики детей раннего и
младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста
всегда
волновала
педагогов
и
родителей.
На
кончиках
пальцев
находятся
нервные
окончания,
которые
стимулируют
работу
речевых
центров
в
коре
головного
мозга.
Поэтому развитие мелкой моторики рук ребенка влияют на развитие речи, а также на его
общее развитие, на развитие интеллектуальных способностей.
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития,
слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, поэтому проблему развития мелкой
моторики
рук
можно
считать
актуальной
и
востребованной. Одним
из
эффективных
средств развития мелкой моторики у дошкольников может стать пластилинография –
нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более
или
менее
выпуклых
по
объему
(барельефных)
изображений
на
горизонтальной
поверхности. Понятие «пластилинография»( имеет два смысловых корня: «графия» -
создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при
помощи
которого
осуществляется
исполнение
замысла.
Занятия
пластилинографией
способствуют:
- развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
-
развитию
восприятия,
пространственной
ориентации,
сенсомоторной
координации
детей,
то
есть
тех
школьно-значимых
функций,
которые
необходимы
для
успешного
обучения в школе;
- развитию умелости рук, укреплению силы рук, подготовке руки к освоению письма;
- формированию различных способов и приемов техники пластилиновой живописи: мять,
комкать, скручивать в комки и т.д.
Целью
моей
работы
с
детьми
стало
развитие
мелкой
моторики
средствами
пластилинографии. Были определены задачи работы:
- формирование навыков и умений работы с пластилином;
- освоение новых приемов и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение ориентировке на листе бумаги;
- пробуждение интереса к окружающему миру;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание трудолюбия, усидчивости.
На основе методики Г.Н.Давыдовой (Давыдова Г.Н., 2008, с.2 ) был разработан
перспективно-тематический план работы с детьми 2 – 4 лет по пластилинографии. Одним
из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего
дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий
тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на
других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и
т.д.). В соответствии с темами занятий был подобран и систематизирован
дополнительный материал: подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры,
русский народный фольклор.
Немаловажным
для
работы
с
детьми
является
подбор
материала.
Для
пластилинографии подбирается пластилин чистых цветов, мягкий, нелипнущий к рукам и
не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает
пластилин. Картон с нанесенным рисунком – шаблоном желательно заламинировать или
заклеить скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой
поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя
следов.
Также
при
создании
пластилиновых
картин
необходимо
иметь
подручные
материалы для придания объема и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки,
зубочистки, расчески, стеки. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная
задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
С детьми мы лепим простые по форме, знакомые малышам предметы (на основе
шариков и колбасок). Необходимо, чтобы во время работы предмет (или муляж) был у
детей
перед
глазами
в
качестве
образца.
Перед
началом
работы
помогаем
детям
определить
форму,
цвет
предмета,
выделить
важные
детали.
Такие
занятия
можно
разделить на следующие виды:
1) используется только прием скатывания;
2) используется только прием раскатывания;
3) используются оба предыдущих приема, а так же прием разрезания.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение
проводится поэтапно.
1 этап. Освоение приемов размазывания и надавливания.( Лыкова И.А., 2007, с.
19 ). На этих занятиях дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов
надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень
быстро
создавать
яркие
пластилиновые
картинки.
Для
того
чтобы
дети
усвоили
эти
навыки, необходима помощь взрослого.
Надавливание . В нужном месте на картон мы кладем небольшой пластилиновый
шарик диаметром 5-10 мм. Затем берем указательный пальчик правой руки ребенка,
кладем его на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху на палец ребенка.
В результате из шарика получается круглая лепешка.
Размазывание.
В
нужном
месте
на
картон
кладем
небольшой
пластилиновый
шарик диаметром 5-10 мм, затем берем указательный палец правой руки ребенка, кладем
его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливаем сверху, а потом, не
уменьшая давления, оттягиваем палец малыша в нужном направлении.
2 этап. Освоение приема вдавливания. ( Лыкова И.А., 2007, с.44 ) Для создания
картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится
равномерный слой теста или пластилина.
3 .этап. Лепка объемных фигур из теста и пластилина. ( Лыкова И.А., 2007,
с.57).На
этих
занятиях
дети
осваивают
такие
приемы
лепки,
как
скатывание
и
раскатывание; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов
Диагностика,
проведенная
по
окончанию
работы,
показала,
что
у
детей
сформированы
навыки
ручной
умелости:
дифференцированные
движения
кистей
и
пальцев рук; движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. Этому способствовала хорошая мышечная нагрузка на пальцы рук. У
детей развито пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или
щепотью. Расширился сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, дети
научились доводить свою работу до конца.
Таким образом, результаты позволяют сделать вывод о том, что использование
пластилинографии способствует развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего
дошкольного
возраста.
Дети
освоили
различные
технологические
приёмы
и
способы
работы с пластилином, повысился интерес к работе с пластилином, дети проявляют
усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.
Библиографический список
1.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2008.-48 с.
2.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.:
Педагогика, 1973. – 144 с.
3.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»–
М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.- 158 с.
4.
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа
Групп,2007.-512 с.
5.
Шкицкая И.О. «Аппликация из пластилина» - Ростов н/Д: Феникс,
2011.-87 с.
6.
Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие
для воспитателей и родителей» – М.:Мозаика – Синтез,2007.-80 с.