Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС
Автор: Колтовской Иннокентий Семенович Должность: учитель физики Учебное заведение: МОБУ "Якутский городской лицей" Населённый пункт: г.Якутск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС Раздел: среднее образование
Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по
физике в свете требований ФГОС
Колтовской И.С. – учитель физики
Якутского городского лицея
Республики Саха (Якутия)
Чтобы
урок
физики
был
интересным,
полезным
и
эффективным,
необходимо
его
наполнить не только современным содержанием, но и надо его запланировать и построить
таким образом, чтобы обучающиеся в ходе урока максимально раскрыли и развивали свои
творческие способности, реализовали познавательный интерес, делали на уроке свои, пусть и
маленькие,
открытия. Не секрет, что решение задач высокого уровня вызывают большие
затруднения
учащихся.
Опыт
показывает:
можно
эти
затруднения
снизить
при
преобразовании
традиционных
задач
в
компетентностно-ориентированнные
задания,
соответствующим образом изменить структуру задания.
Под компетентностно-ориентированным заданием понимаем задание, которое требует
использования
знаний
в
условиях
неопределённости,
за
пределами
учебной
ситуации,
организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или
отдельных
действий (В.
А.
Болотов).
Выполнение
компетентностно-ориентированных
заданий позволяют оценить сформированность метапредметных и предметных результатов.
При составлении компетентностно-ориентированных заданий их структура должна
отвечать на ряд требований:
- определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;
- формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;
- создание ключей, модельных ответов, шкал;
- указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать
ученик, чтобы решить задачу);
-
информация
или
ссылки
на
необходимую
информацию
для
решения
проблемы;
- форма предъявления результатов.
Компетентностно-ориентированные задания содержат набор определённых вопросов,
заданий, упражнений, которые могут начинаться с формулировок, приведенных в столбцах
конструктора задач по А.В.Пашкевич, которая в свою очередь опирается на таксономию
целей обучения Блума. Используя таблицу конструктора можно оперативно конструировать
компетентностно-ориентированное
задание,
которое
может
быть
предложено
в
этапе
контроля и самоконтроля изучения темы.
Используя
приведенные
таблицы
как
опорные
инструментарии
для
составления
компетентностно-ориентированных заданий, предлагаем вашему вниманию задание по теме
«Тепловые явления» для учащихся 8 класса.
Задание по физике по разделу «Тепловые явления» для 8 класса
Компетенция.
Коммуникативная
компетенция,
информационная
компетенция,
учебно-
познавательная компетенция.
Аспект. Письменная
коммуникация, поиск, анализ и отбор необходимой информации,
нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач.
Уровень. Второй, второй, второй.
Источник информации:
1.График нагревания льда и превращения льда в воду.
2. Справочные таблицы плотностей веществ, удельной теплоемкости веществ и удельной
теплоты плавления веществ.
Стимул. Дан график нагревания льда и превращения льда в воду.
Что можно узнать из
данного графика?
1
Название задания. «Исследование графика нагревания льда и превращения его в воду».
Задачная формулировка. Исследуйте график нагревания льда и превращения льда в воду,
извлеките
необходимые
сведения
из
графика
и,
применяя
законы
физики
по
разделу
«Тепловые
явления»,
а
также
необходимые
справочные
таблицы
рассчитайте
указанные
величины, приведенные в задании. Занесите полученные ответы в колонку ответов, выразив
их в Международной системе единиц.
Бланк выполнения заданий
№
Задания
Ответы
1
Какова начальная температура льда?
2
Какова температура плавления льда?
3
Какое количество теплоты израсходовано на
нагревание льда до температуры плавления?
4
По какой формуле можно рассчитать массу льда?
5
Вычислите массу льда.
6
Какое количество теплоты израсходовано на
превращение части льда в воду при температуре
плавления?
7
По какой формуле можно рассчитать массу полученной
из льда воды?
8
Вычислите массу части твердого тела, вещество
которой находится в расплавленном состоянии.
9
Вычислите массу ∆m той части тела, вещество которой
осталось в расплаве в твердом состоянии.
10
Какое количество теплоты передавалось веществу
ежесекундно, если процесс нагревания продолжался 20
минут?
11
Какое количество теплоты потребуется дополнительно,
чтобы расплавить остаток льда?
12
Какое время для этого потребуется дополнительно?
Инструмент проверки. Модельный ответ.
Модельный ответ
№ задания
ответ
№ задания
ответ
1
-10
о
С
7
m=Q/λ
2
0
о
С
8
0,4 кг
3
40000 Дж
9
1,5 кг
4
m=Q/c∆t
10
150 Дж
5
1,9 кг
11
510000 Дж
6
140000 Дж
12
3400с
Критерии оценки выполненного задания. Критерии.
Критерии
№
Критерии
№
Критерии
№ задания
Критерии
2
задания
задания
1
1 балл
5
1 балл
9
1 балл
2
1 балл
6
1 балл
10
1 балл
3
1 балл
7
1 балл
11
1 балл
4
1 балл
8
1 балл
12
1 балл
Шкала перевода баллов в отметку
0 – 3 балла
4 – 6 баллов
7 – 9 баллов
10–12 баллов
«неудовлетворительно»
«удовлетворительно»
«хорошо»
«отлично»
Самоанализ
Данное задание разработано для урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе. Задание
включается в урок на этапе самоконтроля и контроля изученного материала и оценивает
информационную,
коммуникативную,
учебно-познавательную
компетенции.
Учащиеся,
исследуя график нагревания льда и превращения части льда в воду, произведя поиск нужной
информации для решения поставленных задач, находят ответы на поставленные вопросы.
Контекст
– явление
окружающей
действительности,
предъявленное
в
нестандартной
ситуации, поддающееся объяснению при помощи физических законов и расчетов.
Содержательная принадлежность: Тепловые явления.
Деятельностная компонента:
предметные
умения
– оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов
письменной
коммуникации
сложной
структуры,
применять
полученные
знания
на
практике,
делать
умозаключения
и
выводы,
произвести
числовые
расчеты
искомой
величины.
умения работать с информацией – поиск и интерпретация нужной информации
для решения поставленной задачи.
Форма задания – бланк для выполнения задания.
Уровень сложности – второй (применение знаний, способов деятельности в субъективно
новой для учащегося ситуации).
Уровень данного задания можно усложнить добавив задания по построению графика
зависимости температуры от времени нагревания, или же создания таблицы, показывающей
ту
же
зависимость.
Или
же
можно
предложить
построить
график
(создать
таблицу)
зависимости
количества
теплоты,
полученной
веществом
при
нагревании
от
времени
нагревания.
Компетентностно-ориентированные
задания
позволяют
моделировать
образовательные
ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных
возможностей изучаемого материала, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению
материала и изменению отношения к предмету. Их выполнение организует деятельность
ученика, повышает ответственность, создает ситуацию успеха.
Литература:
1.
Пашкевич
А.В.
Компетентностный
подход
как
технология
реализации
ФГОС
в
образовательном
процессе
современной
школы
/
Пашкевич
А.В.-
Изд.2-е,
перераб.
-
Волгоград: Учитель, 2016 -393 с.
2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В.Миронов. –Изд.2-е. –
Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.
3. Пашкевич А.В. Оцениваем метапредметные результаты. / А.В. Пашкевич.- Волгоград :
Учитель, 2016. – 135 с.
3