Опыт внедрения СМК в рамках деятельности методической кафедры начального образования
Автор: Кожевникова Татьяна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Чулымский лицей Населённый пункт: город Чулым, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Опыт внедрения СМК в рамках деятельности методической кафедры начального образования Раздел: начальное образование
Т.И.Кожевникова,
руководитель кафедры начального образования
(слайд 1) Опыт внедрения СМК в рамках деятельности методической
кафедры начального образования
Методическая кафедра начального образования, как и весь лицей в
целом, строит свою работу на основании требований стандарта ИСО 9000,
направленного на совершенствование управления на основе цикла: планируй
- делай – проверяй - улучшай.
Главная
задача
в
области
СМК
лицея
в
целом,
а
значит
и
нашей
кафедры - обеспечивать качество продукции, т.е. образовательной услуги,
«настраивать»
это
качество
на
ожидания
потребителей
-
работодателей,
родителей и учащихся.
(слайд 2) Как мы знаем, управление качеством включает в себя:
планирование – пути и средства достижения цели;
организация деятельности по достижению целей;
координация и регулирование;
мотивация, обучение;
контроль – мера достижения цели;
мониторинг, анализ и принятие решений.
Работу на нашей методической кафедре мы стараемся строить по данному
алгоритму.
1
шаг
- Планирование: Основой
планирования
деятельности
кафедры
является Программа развития лицея, Политика, цели и задачи в области
качества, стоящие перед кафедрой. Политика в области качества кафедры
формулируется в соответствии с Политикой руководства и целями лицея в
области
качества,
с
актуальными
и
перспективными
потребностями
личности, общества и государства.
(слайд
3)
В
настоящее
время
стратегия
СМК
на
кафедре
разрабатывает ся
и
о суще ствляет ся
по средством
р а з н ы х форм
планирования , а именно:
Программа развития лицея;
Комплексный
план
работы
лицея,
который
включает
в
себя
планирование по всем направлениям деятельности;
План работы кафедры;
Оперативное планирование.
Как
известно,
основной
процесс,
реализуемый
кафедрой
-
это
образовательный.
(слайд 4) Вспомогательные процессы - ресурсное обеспечение: кадровое,
управленческое, нормативно-правовое, учебно-методическое и
информационное, материально-техническое и социальное, финансовое и др.
По каждому процессу по итогам года осуществляется анализ, на основании
результатов которого на следующий год планируются мероприятия по их
совершенствованию.
(слайд 5) На 2015-2016 учебный год по результатам анализа предыдущего
года спланированы следующие мероприяти я:
1. Разработка системы контроля качества преподавания;
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса.
3. Повышение уровня методической грамотности учителей в соответствиями
с требованиями ФГОС;
4. Участие в организации научно-методических конференций и семинаров.
5.
Проведение
выставок,
конкурсов,
презентаций
учебно-методических
пособий.
6. Пропаганда и распространение педагогического опыта учителей кафедры.
7. Оценка результативности повышения квалификации учителей.
8. Анализ публикаций учителей кафедры начального образования.
9. Анализ инновационной деятельности учителей кафедры.
10.
Определение
соответствия
учебных
планов,
программ,
учебно-
методических комплексов требованиям ФГОС.
(слайд
6)
2
шаг
-
Организация деятельности
по
достижению
целей: при организации деятельности кафедра старается осуществлять свою
работу
в
соответствии
с
регламентами,
нормами
и
требованиями,
установленными в документах, как внешних, так и внутренних. С этой целью
в лицее и на
кафедрах разработаны и утверждены перечни документов,
регламентирующие деятельность лицея. (слайд 7)
Управляемость деятельностью нашей кафедры улучшается и за счёт
строгого
распределения
ответственности
и
полномочий
учителей,
зафиксированных в их должностных инструкциях. Также мы работаем над
тем, чтобы результаты предпринятых действий обязательно фиксировались в
виде соответствующих записей.
(слайд 8) Координация и регулирование : Одним из важных моментов
является оперативное выявление несоответствий, причин их возникновения,
последствий. Например, ухудшение
показателя успеваемости на уровне
начального
общего
образования
было
подвергнуто
тщательному
анализу,
представленному на заседание педагогического совета. Кроме
анализа и
выявления
причин несоответствия, разработали систему коррекционных
действий, назначали ответственных, наметили сроки выполнения.
Мотивация,
обучение :
Значительную
роль
в
повышении
качества
образовательной услуги играет уровень профессионализма учителей. С этой
целью,
на
кафедре
создана
и
совершенствуется
система
поддержки
и
развития способностей учителей, вовлечения их в научно-исследовательскую
и научно-методическую работу.
(слайд 9) Технологичность образовательного процесса на кафедре
улучшается
за
счет
проведения
обучающих семинаров
для
учителей
по
вопросам
внедрения
инновационных
образовательных
технологий
в
образовательный процесс
(слайд
10) .На
кафедре
непрерывно
осуществляется
распространение
и
обобщение педагогического опыта учителей
(слайд
11) .
Проводятся
открытые
занятия
с
применением
инновационных
и
активных
методов
обучения
Разработана
стратегия
создания
и
внедрения
электронных
образовательных
ресурсов
в
системе
образования на кафедре.
(слайд 12).
Повышение уровня методической грамотности учителей в
соответствии с требованиями ФГОС осуществляется на курсах повышения
квалификации. На кафедре начального образования 2 учителя прошли курсы
повышения квалификации по вопросам СМК:
1.
Кожевникова Т.И. – по теме «Простые статистические методы в
менеджменте качества»;
2.
Федорова
Е.Г
–
по
теме
«Аудит:
сущность,
технология
проведения. Сертификация организаций».
Результатом
данной
деятельности
является
активное
внедрение
инновационных методов и технологий в образовательный процесс.
(слайд
13) .Часто
для
того,
чтобы
«сдвинуть
инновацию
с
места»,
учителя
принимают
самое
активное
участие
в
муниципальных,
региональных, всероссийских дистанционных конкурсах.
Следующий
шаг
-Контроль
–
мера
достижения
цели .
В
рамках
совершенствования контроля качества подготовки учителей проводятся Дни
диагностики,
развития
и
коррекции. (слайд
14). Такие дни
позволяют
выявить
трудности
учителя,
его
ориентирование
в
образовательных
технологиях, требованиях стандарта
(слайд 15). В данном направлении выполнены следующие задачи:
Разработаны и внедрены критерии и показатели качества по выделенным
процессам.
Проводится
в
соответствии
с
рабочей
инструкцией
самообследование
деятельности
каждым
учителем
и
кафедры
начального
образования
в
целом.
Обобщены результаты экспериментальной деятельности кафедры по теме
«Компетентностный
подход
в
формировании
образовательной
среды
начальной школы», отдельные результаты представлены в публикациях
учителей
начальных
классов
и
их
выступлениях
в
различных
мероприятиях.
На кафедре начального образования проведено два внутренних аудита:
На
соответствие
работы
кафедры
положению
о
методической
кафедре;
На
соответствие
рабочих
программ
положению
о
рабочей
программе.
Связь с потребителями . Успешность обучения выпускников начальной
школы
на
новом
уровне
образования
выступает
одним
из
важнейших
критериев качества образовательной услуги кафедры. Отсюда встают новые
задачи создания системы обратной связи от учителей других методических
кафедр.
С
целью
получения
информации
от
потребителей
о
качестве
выпускников, образовательных услуг ведется постоянный мониторинг через
опросы
и
анкетирование.
Вся
получаемая
первичная
(взаимопосещение
уроков, посещение открытых учебных занятий) и вторичная информация (в
рамках
классно-обобщающего
контроля)
постоянно
анализируется
на
методической кафедре и используется для формирования политики и целей в
области качества на будущие периоды времени.
(слайд 16) Например, 5 классы (итоги адаптации на новой ступени
образования)
(слайд 17) 4 классы – углубление изучения математики
Таким
образом,
социальное
партнерство
с
потребителями
наших
образовательных
услуг
мы
рассматриваем
как
стимул
для
повышения
качества
образовательных
услуг
кафедры
и
степени
удовлетворённости
наших потребителей.
Следующий шаг - Мониторинг, анализ и принятие решений. Мы
считаем, что управление кафедрой начального образования в соответствии с
требованиями
СМК
позволяет
добиваться
запланированных
результатов.
Некоторые из них будут представлены на слайдах. Наши достижения – это
достижения наших учеников.
Проектно-исследовательская деятельность (слайд 18)
Участие в предметных олимпиадах (слайд 19)
Участие в конкурсах лицейского уровня (слайд 20)
Участие в конкурсах муниципального уровня (слайд 21)
Участие в конкурсах областного, регионального уровня (слайд 22)
Участие
в
конкурсах
всероссийского,
общероссийского,
международного
уровня (слайд 23-25)
В целом, необходимо отметить, что результаты деятельности кафедры
начального образования всегда были достаточно высокими, но мы считаем,
что внедрение принципов системы менеджмента качества, действительно,
способствует оптимизации деятельности,
стабильному поддержанию высокого качества образовательных услуг,
через повышение управляемости, как лицея в целом, так и кафедры
и вовлечение всех учителей в деятельность по повышению качества.