Напоминание

"Письмо неизвестному солдату"


Автор: Калугина Наталья Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: БОУ "Должанская СОШ"
Населённый пункт: поселок Долгое, Орловской области
Наименование материала: методическая разработка, классный час
Тема: "Письмо неизвестному солдату"
Раздел: среднее образование





Назад




БОУ «Должанская средняя общеобразовательная школа». Классный час «Письмо неизвестному солдату». (к70 ю освобождения Должанского раиона от немецко- фашистских захватчиков) Подготовила и провела учитель биологии Калугина Н. А. п. Долгое 2013 г.
Цель: - расширить знания детей о войне, заинтересовать неизвестными историческими фактами; - способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения; - воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей малой родине. Оформление: выставка книг военной тематики, цветы в вазах, плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», презентация мультимедиа, аудиозаписи песен о войне. Форма проведения: устный журнал с элементами литературно – музыкальной композиции .
Содержание. 1. Страница первая «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». 2. Страница вторая « Была война». 3. Страница третья « Наш район в годы оккупации». 4. Страница четвертая «Все - для фронта, все - для победы». 5. Страница пятая «Письмо неизвестному солдату». 6. Страница шестая « Историческая справка». 7. Страница седьмая « Герои – земляки». 8. Страница восьмая « Заключительная. Эпилог».
Учитель: Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «Письмо неизвестному солдату», посвященный 65-летию освобождения п. Долгое от немецко-фашистких захватчиков. Эпилог: Не дымятся дали, Пыль черна от слез Ни одной медали Дед мой не принес. Только в этом самом Нет его вины, Потому что сам он Не пришел с войны. (В. Дворянский) Страница первая «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». (звучит песня «Журавли», муз. Л. Френкеля, слова Р. Гамзатова; на доске слайд «Могила неизвестного солдата») Ученик 1. Могила неизвестного солдата. Сколько их по всей России? И на территории нашего района мы можем встретить могилы времен Великой Отечественной войны, где нет таблички с именем. Кто он? Твой сын , брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб, защищая нашу Родину, нашу землю. И словно остался бессменным дозорным, ее вечным стражем. Ученик 2. Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие. Ученик 3. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные пути пылят Вокруг с него с боков. На разных скатах тучи спят,
Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным давно окончен бой….. Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей. Ученик 1. Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет. - Ты здесь лежишь……. А я осталась…… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал. Ученик 2. Она не спешит уйти от сюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимися на плечи платком. Ученик 3. Пожилой мужчина опускается на колени перед могилой и целует землю. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов. Ученица. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученнее сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной. Ученик 2. Как горько нам стоять у обелисков И видеть там скорбящих матерей Мы головы свои склоняем низко – Земной поклон за ваших сыновей, Шумят под ветром сосны вековые, Горят цветы невянущим огнем. Вам, матери героев всей России, Любовь свою и нежность отдаем! Наследники великой этой славы, Её мы чтим и бережно храним. Героями гордились мы по праву И стать на них похожими хотим Считайте нас своими сыновьями! Считайте нас своими дочерьми! Детей своих вы в битвах потеряли, И все вы стали вашими детьми. (слайд: фамилии погибших за освобождение п. Долгое)
Учитель: сегодня мы хотим поговорить о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах подаривших нам мир. ( слайд: Виталий Иванович Демидов) Страница вторая «Была война». (выходит воин и мальчик) Воин. Тебе 13 или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как веселый утренний сон. Мальчик. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забыли ее? Забывали вот этот самый запах войны? Воин. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дольше. Да это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим! Война – это страшно: это кровь, муки, смерть…. Да, нас убивали, и мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам. А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне? (звучит музыка, световые эффекты войны) Учитель. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашисткой Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом. Война длилась 4 страшных года,418 дней и ночей. Это была священная война. 20 млн. сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры: какой ценой завоевано право на жизнь, радость, труд!
Ученик 1. Снова майские зори в полях зацветут, И вдоль старых окопов плывет тишина, Там когда – то гремела война. Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая, Разоренное утро и ночи без сна… Наше детство огнем опалила большая, Не по детскому росту война. Учитель. Не обошла стороной война и наш район. Страница третья « Наш район в годы оккупации». ( звучит веселая музыка, идут народные гулянья) Ученица. Ясный воскресный день летнего солнцестояния был праздничным. В Должанский лес шли и ехали люди, чтобы отдохнуть и повеселиться. Сорок первый год ничем особенным от предыдущего не отличался. Люди привыкли к мирному труду, умели и работать и веселиться. Ничто не предвещало беды. (отрывок песни «Вставай страна огромная») И вдруг – правительственное сообщение. Война! Страшное, еще не до конца осознанное людьми снова ударило по их нервам. Все заспешили домой. Все тревожнее вести с фронтов. На войну «малой кровью на чужой территории» эта война вовсе не походила. Мобилизованные повестки стали привычными, хотя боль от каждой из них не притуплялась. А потом стали появляться извещения о пропавших без вести и погибших воинах. На почтальонов люди смотрели теперь больше со страхом, чем с надеждой. Учитель: О том, что пришлось испытать жителям нашего района во время оккупации его немецко-фашисткими захватчиками, свидетельствуют многочисленные рассказы оставшихся живых очевидцев тех страшных событий, а также некоторые документы, вошедшие в летопись Великой Отечественной. Вот один из многочисленных примеров.
«28 июля 1943 год – Акт о зверствах немецко-фашистких захватчиков в с. Баранчик Должанского района. 2 июня 1942 года немецкие фашисты оккупировали с. Баранчик. Гитлеровцы с первого же дня забрали у населения скот, птицу, хлеб, одежду, обувь. Многие колхозники пытались прятать добро, но грабители за это избивали их прикладами и палками. Возле дома жены фронтовика Елизаветы Ивановны Бакуровой несколько фашистов стреляли из автоматов по курам. Один из гитлеровцев при этом был ранен. Немцы сочли, что это сделала Бакурова. Людоеды схватили колхозницу и повели в комендатуру. Дорогой они били ее прикладами, таскали за волосы, кололи штыками. После долгих издевательств немцы застрелили женщину. Дом Бакуровой, в котором находился ее 14-летний сын Иван, гитлеровцы забросали гранатами. Затем разбойники вытащили раненого, истекающего кровью мальчика во двор и убили . после этого фашисты схватили старшего сына Бакуровой Василия и 80-летнего старика Антона Григорьевича Бакурова. Приказали им снести трупы матери и сына в воронку, а потом расстреляли их из автоматов. Четыре трупа несколько дней валялись в яме, фашисты не разрешали их убирать. Акт подписали: Г. Горошин, председатель колхоза РККА, колхозницы Анна Бакурова, Акулина Бакурова. Были и другие факты и более ужасные. Свидетельствует наш земляк, житель Ливенского района В. Устинский, который ссылается на показания немецкого военнопленного. « В лагере в селе Кривцово – Плота было 400 военнопленных (советских). Они размещались в полупрозрачном скотном дворе. На работу выводились по ночам, под усиленным конвоем полевой жандармерии и работали на передовой линии обороны на строительстве окопов, огневых точек, блиндажей, проволочных заграждений.» Оказывается и этот лагерь был не в единственном числе. Поиски школьных следопытов, журналистское расследование. « У деревни Прудки в бывшем помещичьем саду тоже был «небольшой» лагерь советских военнопленных. Сколько их было, точно назвать цифру никто не мог: толи 400, толи 500 человек. Режим стандартный, фашистский. И итог тот же. Всех уничтожили. Говорят, что одному удалось убежать. Он ушел из барака и побежал в сторону Студёного. В это вечернее время
Анна Федоровна Матвеева, ныне покойная, выбивала вальком бельё на ручье. Солдат и наткнулся на нее. « Мать, - попросил он, - выручай, дай гражданскую одежду, если не боишься». Она боялась. Дома дети. И если немцы дознаются, всех расстреляют. Она боялась, но принесла одежду мужа». Ученик 2: Преодолеть личный страх ради спасения Родины, - эта подспудная мысль была движущей силой каждого советского человека во время оккупации. И Должанский район не являлся исключением. Пусть не было на его территории организованного партизанского движения и активного подполья. Но люди, как могли, сопротивлялись оккупантам. Помогали воинам, попавшим в плен и бежавшим из него разведчикам, раненым, просто сопротивлялись фашистским разбойникам в меру сил и возможностей своих. Дух русского народа не был сломлен и у должанцев. Ученик 3: У поколения военных лет Особый облик и особая закалка. Шли напролом чрез смерть На амбразуры дзотов, танков. У поколения военных лет Другой уклад, иная жизненная. Превозмогая боль и страх, Им невозможное возможно было. У поколения военных лет Особая любовь к своей отчизне. За – честь свою, России честь, Смерть принимали безразлично. То поколение военных лет И не сломить, и не повергнуть Они – история России, Могучей, стойкой, сильной, крепкой Свою державу защитив От вражеского наступления, Они победу принесли, Чтоб жило наше поколение. Их героизм не перечесть Он был во всем, в большом и малом. То поколение уйдет,
Но его дело не пропало! Пускай живет их твердый дух В наших сердцах и в наших душах Мы будем помнить вас всегда И эту память не нарушим. Страница четвертая « Все - для фронта, все – для победы». Учитель: А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников. С фронта писали солдаты домой – женам, матерям, детям. Их письма ждали, как глоток воздуха. ( Звучит фонограмма затихающего боя. На этом фоне слышны слова: « Почта, почта, разбирай весточки от родных, от любимых». Выходит почтальон – девушка с пачкой треугольников в руках, за ней солдат .) Солдат: Красавица, а мне – то письмо принесла? Почтальон: Танцуй, тогда отдам. Солдат: Разрешите пригласить вас. (под фонограмму вальса Солдат и почтальон танцуют) Почтальон: Совсем закружил меня, получай свое письмо. ( солдат берет письмо и уходит, выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма) Солдат 1: Здравствуй, моя Варя! Солдат 2: Дорогая Маша! Солдат 3: Любимая Сонечка! Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя. Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда. Солдат 3: ……. и здесь. Спасибо тебе родная!
(появляются три девушки с развернутыми письмами в руках) Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Девушка 2: …… как твои глаза, в которые можно долго смотреть… Девушка 3: ….и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны. Солдат 2: … построят новые города … Солдат 3: ….. вырастут новые сады, другие песни будут петь. Девушка 1: …….другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети….. Девушка 2: …. мы будем любить друг друга….. Девушка 3: … и жить счастливо. Жди меня! Солдат 1: Твой Иван. Солдат 2: Целую Шурик. Солдат 3: Алешка. Почтальон: За них, любимых и родных, шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, погибал, спасая миллионы жизней. (Выходит солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику выходит Мать. Она зажигает свечку, садится за стол, разворачивает солдатский треугольник и читает.) Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую, слов даже нет! За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры – Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Мать: В холодной ночи под неласковым небом, Склонившись к тебе, я песню спою. И вместе с тобою к далеким победам Солдатской дорогой незримо пройду. Солдат: И чем бы в пути мне война не грозила, Ты знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила. И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! Мать: Я вместе с тобою к далеким победам. Солдатской дорогой незримо пройду В холодной ночи под неласковым небом, Склонившись к тебе, я песню пою. Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне, Но я могу сказать без колебанья: Что кровь детей, пролитая в огне, Дает навеки воинское званье! Ведь нам, в ту пору молодым бойцам, Быть может, в ту пору молодым бойцам, Бать может, даже до конца не снилось, Как трудно было из – за нас отцам И что в сердцах у матерей творилось. Страница пятая « Письмо неизвестному солдату». Учитель: На предыдущих классных часах писали письма неизвестному солдату. Давай прочтем сейчас некоторые из них. Дети читают письма. (слайд «Встречи с ветеранами».) Страница шестая: «Историческая справка». Учитель: В обороне и освобождении Должанского района участвовали воины Красной Армии одиннадцати стрелковых дивизий, трех
танковых бригад, отдельного минометного дивизиона и бронепоезда. Полных данных о тех событиях нет. На территории Должанского района шли жестокие бои. Много солдат погибло. В приписке е архивным материалам бывший начальник штаба стрелково-пулеметного батальона 129 бригады пишет, что на земле Должанского района «….. покоятся 74 воин, захороненных оставшимися в живых воинами бригады. Там, уверен в этом, покоятся и 71 воин бригады, числившиеся как «без вести пропавшие»». Это частичка истории. В общей сложности 22 официально обозначенных братских могилах нашего района покоится около девятисот наших воинов, отдавших свои жизни за наш район, за нашу Родину. По неполным данным райвоенкомата мобилизованные повестки получили 8 344 человека. А в период оккупации? По тем же данным получено извещений о погибших должанцев 2746, о пропавших без вести – 1739. И все-таки сейчас хочется напомнить, что должанцы на кровавой «сцене» Великой Отечественной не посрамили честь своего народа. Говоря о наших земляках, воевавших на различных фронтах войны, нельзя вспомнить о Героях Советского союза. Ради победы над фашистскими захватчиками не жалели они сил и крови, а то и жизни. А ведь они были так молоды ….. Пусть просто фамилии их и места рождения заставят нас задуматься об их подвигах. Страница седьмая « Герои – земляки». (показ слайдов) Ученик 1: А. Ф. Фролов из бывшей деревни Михайловка – танкист, первый герой Советского союза, удостоенный этого звания еще в войне с Финляндией. Ученик 2: И. Ф. Асессоров, уроженец бывшей деревни Фроловка, пулеметчик, звание присвоено в октябре 1943 года. Ученик 3: М. И. Фатьянов из деревни Быстра, кадровый артелирист. Ученик 4:С. Е. Барков из села Баранчик, разведчик. Героем стал в неполные двадцать лет.
Ученик 1: И. Н. Сергеев из Урынка, пехотинец. Ученик 2:А. В. Попова, уроженка бывшей деревни Шебановка. Летчица. Первая среди женщин Орловщины, удостоенная этого высокого звания. Ученик 3: И. Г. Иванилов, из Нижней Замарайки, пулеметчик, Герой в 20лет. Ученик 4: А. М. Пикалов из Нижнего Ольшаного, командир артполка. Ученик 3: Т. П. Мананков из Нижнего Ольшаного, командир артполка. Учитель: Не хвати места описать их подвиги. Но сам факт геройства их должен служить вечным маятником преданности Родине. Тысячи наших земляков сражались на фронтах Великой Отечественной и были удостоены на храбрость и героизм многочисленных государственных наград – орденов и медалей. Живым и мертвым – всем им ныне живущим обязаны своей свободой и жизнью. Это они потом и кровью, а порой и ценой собственной жизни приближали день Победы, как могли. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память. (минута молчания) Ученик: Ушедшие бойцы не умирают, Они в сердцах потомков будет жить Их подвиг годами прославляют, И память поколений их хранит. Бойцам – защитникам поклон наш низкий, Которые, пройдя чрез ад войны, Несли победу думая о близких, Чтоб счастливо и мирно жили мы. Вами гордится наше поколение! Для нас вы образец и идеал! Для вас не изготовлен пьедистал, Но уготовлено для вас бессмертье, А это выше всех мирских похвал.
Страница восьмая « Заключительная. Эпилог». Учитель: 29 января 1943 года официально считается днем освобождения Должанского района от немецко-фашистских захватчиков. Сожженные села и деревни дышали горечью и безлюдьем. В заросших бурьяном полях бродили стаи голодных волков. Беда казалась неизбывной. Немногочисленные жители были в основном женщины, дети, старики, да вернувшиеся с войны калеки. После изгнания захватчиков из района его жители в голоде и холоде неимоверным трудом восстанавливали свою малую родину. На территории нашего района в период оккупации было 25 920 человек. Не всем удалось пережить ее. Но те, кто выжили, и те, кто возвратились на родную землю, продолжали подвиг, теперь уже трудовой, по ее возрождению. Дети поют песню « Родная страна» из телефильма «Возрождение». Сл. В. Гина, муз. Г. Мовсисяна. 1) Здравствуй неизвестный солдат! Я думаю, что ты в жизни был прекрасным, добрым и самое главное храбрым человеком. Спасибо тебе за все, за то, что ты защищал нашу Родину, за то, что и в дождь и в снег боролся с врагом. Какой была война
для тебя, что ты увидел и пережил на ней? Ты хоронил товарищей, был ранен, недоедал, мерз, изнывал от жары , а сколько перекопал твердой как камень земли, сколько водных преград форсировал, разве сосчитаешь? Это было поколение достойное, гордое, с острым чувством долга, которое в роковые моменты истории движет честными людьми, готовые пожертвовать собой во имя спасения Родины. Я уверена, что у тебя была семья, и ты ушел на фронт, защищая ёё. Я очень соболезную твоей семье, ведь они потеряли любящего отца, любящего мужа и просто мужчину дома. Как бы складывалась твоя повседневная жизнь? Если бы ты остался жив, я думаю тебе бы дали медаль за отвагу. Возможно, ты был прекрасным учителем, добросовестным хирургом или простым рабочим. Я просто тебе благодарна за все, ведь ты сделал нашу Родину светлее и прекрасной, освободив ее от врагов. И говорю тебе «СПАСИБО!». 2) Вы помните, как это было страшно, И что пришлось, вам свеем перенести. Вы помните, как женщины страдали, И дети жались плача к матерям. Мужчины уходили на границу Не зная, что их ждет на той войне. Я помню , сколько молодых, красивых Что пропали на войне, Спустя четыре года победили. Но какова победе той? А сколько неизвестных без могилы, Их имена незнаем до сих пор. Вы неизвестны нам, но мы вас уважаем, Благодаря лишь вам свободны мы, спасибо неизвестные солдаты, За то, что наши жизни вы спасли.


В раздел образования