Напоминание

Циклограмма игровой деятельности воспитанников ДОО.


Автор: Кустова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№21 "Светлячок"
Населённый пункт: п.г.т. Спасск, Таштагольский район,Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Циклограмма игровой деятельности воспитанников ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Циклограмма игровой деятельности воспитанников ДОО.
Методическая разработка 1
Содержание Введение 3 I. Ведущие ученые в области игры и игровых технологий 6 II. Классификация игр. Условия для организации детских игр. 8 III. Модель научно-методического сопровождения игровой деятельности педагога ДОУ: циклограмма 10 Заключение 16 Список литературы 17 Приложения 18 2
Введение Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в Российскую систему дошкольного образования. По своему предназначению она становится сегодня многофункциональной. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (ст11; 84). Для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования. Большое внимание уделяется игре, которая является ведущим видом деятельности ребёнка - дошкольника, так как она удовлетворяет все его основные потребности: в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движении, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. В связи с этим, нами определена 3
тема исследования: «Составление циклограммы игровой деятельности воспитанников ДОУ».
Цель исследования:
теоретически выявить классификацию игр и составить циклограмму игровой деятельности для воспитанников детского сада. Гипотеза исследования: предполагается, что руководство детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ будет осуществляться более успешно при систематическом использованием всех видов игр, согласно их классификации и участию взрослого как партнера в детской деятельности. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть классификацию игр в ДОО. 3. Разработать циклограмму игровой деятельности в ДОО. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Практическая значимость работы состоит в разработке классификации игр и методического сопровождения к их проведению, которая поможет педагогу включать их в планирование с учётом возраста детей и в соответствии с требованиями ФГОС. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и 2 приложений. Основное содержание работы изложено на 15 страницах. 4
I раздел. Ведущие ученые в области игры и игровых технологий В трудах современных исследователей указывается на неотвратимость изменений позиции игры в условиях нынешнего социума. ФГОС особо выделяет игру как основную форму работы с детьми дошкольного возраста и как ведущий вид деятельности. Такое положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В настоящее время огромный интерес для педагогов представляют игровые технологии. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Несомненно, и в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Феномен игры заключается в том, что являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации процесса воспитания в форме различных игр. Игровые технологии занимают важное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников. Правильно организованная игра, с учётом специфики материала, тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность детей, развивает внимание и познавательный интерес и является одним из приёмов преодоления пассивности детей. 5
Основу современной классификации детских игр, заложил П. Ф. Лесгафт. Он создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил игры. "Первые шаги ребенка бывают вс егд а имитационными, он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности" (Лесгафт П. Ф., 1952). Ф. Шиллер одним из первых обратил внимание на феномен игры, рассматривая игру как один из действенных факторов мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. и др. Лесгафт писал, что ребенок является зеркалом среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц. А. Н. Леонтьев охарактеризовал игры, как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В. С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Д. Б. Эльконин, анализируя феномен игры, пришёл к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий 6
непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать: • роли, которые берут на себя играющие; • сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими; • правила игры, которым играющие подчиняются. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. К. Д. Ушинский подчеркивал значимость игры для детского развития: "В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов". В "игре уже зреющий человек пробуждает свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями" (Ушинский К. Д, 1982.). Лотман Ю. М., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Э. занимаясь исследованием игры определили ее главное свойство - амбивалентность, т. е. игра, предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений. II. Классификация игр. Условия для организации детских игр. 7
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:  первая группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.  вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: •Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). 8
•Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). •Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) •Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д. Длительность сюжетной игры: •в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); •в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); •в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. В структуре ролевой игры выделяют компоненты: •роли, которые исполняют дети в процессе игры; •игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли; •игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. •отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. 9
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивацией поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. 10
III раздел. Модель научно-методического сопровождения игровой деятельности педагога ДОУ: циклограмма. Циклограмма игровой деятельности в 1 младшей группе День недели Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня Понедельник 1.Дидактические игры по сенсорике (цвет, форма, величина) 2.Развивающие игры (общение) 3. КГН (прием пищи) 4. Подвижная игра 5. Пальчиковые игры 1. Подвижные игры 2. Трудовые поручения 3. Наблюдения 4. Сюжетно-ролевые игры с выносным оборудованием 5. Индивидуальная работа по основным движениям (ходьба, бег) 1. Изо. деятельность 2. Работа в уголке ряжения 3. Сюжетно-ролевые игры дидактич. Типа «Оденем куклу», «Уложим Таню спать» 4. Трудовые поручения и наблюдения в уголке природы 5. Строительные игры Вторник 1. Дидактические игры по ЗКР 2. Навыки культуры поведения (НКП) 3. Беседы о семье, игрушках 1. П/игры , в т.ч. хороводные 2. Трудовые поручения 3. Наблюдения (за растениями, природными явлениями) 1. Дидактические игры по сенсорике 2. Музыкальная деятельность (дидактические игры, игры-забавы, хороводные) 3. Сюжетно-ролевые игры Среда 1. Подвижная игра 2. Дидактич. игры на свойства и качества предметов 3. Культурно-гигиен.навыки (самообслуживание), НКП 1. Подвижные игры 2. Трудовые поручения 3. Наблюдения 4. Дидактические игры, сюжетно-ролевые 1. Почитай-ка (чтение, игры- драматизация.) 2. Физическое воспитание (в центре) – индивидуальная работа в группе Четверг 1.Музыкально-дидактич. игры 2. Подвижная игра 3. КГН (прием пищи), НКП (за столом) 1. Подвижные игры 2. Трудовые поручения 3. Наблюдения 4. Игры (дидактич., сюжетно-ролевые) 1. Сюжетно-ролевая игра 2. Развивающие игры (внимание, память, воображение, восприятие) 3. Коммуникативные игры Пятница 1. Строительные игры 2. Подвижная игра 3. Пальчиковая игра 4. Речевые игры 5. КГН (умывание, НКП) 1. Подвижные игры 2. Трудовые поручения 3. Наблюдения 4. Дидактические игры, сюжетно-ролевые 1. Развлечения 2. Сюжетно-ролевая игра 3. Игры-драматизации 4. Труд (мытье игрушек) 5. Индивидуальные наблюдения в Во второй младшей группе День недел и Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня Понедельн ик 1. Дидактическая игра (экология) 2. Хороводная игра 3.Игры имитации – (пальчиковая игра) 1. Подвижная игра 2. Сюжетно-ролевые игры 3. Дидактические игры с экологическим содержанием. 1.Дидактическая игра ( экология) 2.Строительно-конструктивные игры 3.Сюжетно-ролевые игры 4.Игры в уголке «Ряженья» Вторник 1.Дидактическая игра (З.К.Р.) 2.Развивающая игра – (общение) 3. Хороводная игра 1.Подвижная игра 2.Хороводная 3.Игры - имитации 4. Игры - экспериментирование 1. Дидактическая игра (развитие речи) 2.Строительно-конструктивные игры 3.Настольные игры, пазлы Среда 1.Подвижная игра 2. Дидактическая игра (сенсорика свойства и качества предметов) 3.Развивающая игра 1.Подвижная игра 2.Дидактическая игра «свойства предметов» 3.Сюжетно-ролевая игра. 4.Дидактические игры 1.Дидактические игры на видоизменение фигур. 2.Строительно-конструктивные 3.Хороводная 4.Игры-имитации 11
Четверг 1.Подвижная игра 2.Дидактическая «Музыкально-ритмические игры) 3.Пальчиковые игры 1.Подвижные игры 2.Игры экспериментирование 3.Сюжетно-ролевые игры 4.Дидактические игры 1. Работа в центре по ИЗО деятельности 2. Дидактическая игра 3.Игры имитации по литературным произведениям Пятница 1.Подвижная игра 2. Дидактическая «Музыкально-ритмические игры) 3. Пальчиковые игры 1.Подвижная игра 2.Хороводные игры 3.Игры имитации 4.Игры - экспериментирование 1.Развлечение 2.Игры в спортивном уголке 3.Строительно-конструктивные 4. Коммуникативные игры 5.Сюжетно-ролевые игры В средней группе. Де нь недели Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня Понедельн ик 1.Дидактическая игра (экология) 2.Развивающая игра (общение) 3.Строительно- 1. Подвижная игра (3) 2. Сюжетно-ролевая игра 3. Дидактическая игра (экология) 4.Игра – 1.Строительно- конструктивная игра 2. Дидактическая игра 3.Пальчиковая игра 4.Сюжетно-ролевая игра Вторник 1. Дидактическая игра (звуковая культура речи) 2.Пальчиковая игра 3. Словесные игры 4. Беседы о семье, 1.Подвижная игра - 3 2.Игра – экспериментирование 3.Сюжетно - ролевая игра 4. Дидактическая игра 1.Дидактическая игра 2.Пальчиковая игра 3.Коммуникативная игра 4.Игра - драматизация (театр игрушек) Среда 1. Дидактическая игра (сенсорика) 2.Пальчиковая игра 3.Строительно- конструктивная игра 1.Подвижная игра 2.Сюжетно - ролевая игра 3.Игра – экспериментирование 4.Дидактическая игра 1.Строительно-конструктивная игра 2.Дидактическая игра (свойства и качества) 3.Игра - драматизация (теневой Четверг 1.Пальчиковая игра 2. Хороводная игра 3. Настольные игры 4. Дидактическая игра 5.Развивающие игры 1.Подвижная игра 2.Сюжетно – ролевая игра 3.Игра – экспериментирование 4.Хороводная игра 1. Игра-драматизация (настольный театр) 2. Работа в центре по ИЗО 3. Пальчиковая игра 4. Дидактическая игра Пятница 1.Развивающая игра (мелкая моторика) 2. Пальчиковая игра 3.Подвижная игра 4.Дидактическая игра 1.Подвижная игра 2.Коммуникативная игра 3.Развивающая игра по здоровью 4. Дидактическая игра 1.Строительно-конструктивная игра 2. Развлечение 3.Сюжетно – ролевая игра 4. Игры в центре физического 12
В старшей группе День недели Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня Понедельн ик 1.Дидактическая игра –/экология 2.Подвижная игра 3.Пальчиковая игра 4.Хороводная игра 1.Подвижная игра 2.Сюжетно-ролевая игра 3.Дидактическая игра (экология) 4.Игра – 1.Сюжетно-ролевая игра 2. Дидактическая игра 3.Пальчиковая игра 4.Строительно-конструкт. игра 5. Игра - драматизация Вторник 1.Дидактическая игра по развитию речи 2.Подвижная игра 3.Пальчиковая игра 4.Игра – 1.Дидактическая игра по развитию речи 2.Подвижная игра 3.Игра – экспериментирование 1. Режиссерская игра 2. Дидактическая игра 3. Подвижная игра 4. Пальчиковая игра 5.Строительно – конструкт. игра Среда 1. Дидактическая игра по математике 2. Подвижная игра 3. Игра с бумагой 4.Пальчиковая игра 1.Подвижная игра 2.Сюжетно- ролевая игра 3. Дидактическая игра (по математике) 4.Спортивное упражнение 1. Игра – фантазия 2. Игра – головоломка 3. Строительно – конструкт. игра 4. Игра – экспериментирование 5.Сюжетно – ролевая игра Четверг 1.Музыкально – дидактическая игра 2.Подвижная игра 3.Строительно – конструкт. игра 1. Дидактическая игра (искусство) 2.Подвижная игра 3.Игра – экспериментирование 1.Театрализованная игра 2.Изо – деятельность 3.Подвижная игра (народная) 4.Строительно – конструкт. игра 5.Игра с бумагой / с природным Пятница 1. Дидактическая игра по ОБЖ 2. Подвижная игра 3.Игра – экспериментирование 1. Подвижная игра 2.Хороводная игра 3.Коммуникативная игра 4.Игры – соревнования, эстафеты 1.Развлечение 2.Подвижная игра 3.Строительно – конструкт. игра 4. Сюжетно – ролевая игра 5.Игры в центре физического В подготовительной группе День недели Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня Понедельн ик 1.Дидактические игры 2.Коммуникативные игры 3.Строительно- конструктивные игры 4.Подвижные игры 1.Подвижные игры 2.Сюжетно-ролевые 3.Дидактические игры(экспериментирование) 1.Сюжетно-ролевые игры 2.Дидактические игры (по экологии, окружающему миру) 3.Пальчиковые игры 4.Строительно-конструктивные Вторник 1.Дидактические игры 2.Подвижные игры 3.Пальчиковые игры 4.Сюжетно-ролевые игры 5.Игры с бумагой 1.Дидактические игры 2.Подвижные игры 3.Хороводные игры 4.Сюжетно-ролевые игры 1.Режиссерская игра 2.Дидактическая (звуковая культура речи, психические процессы) 3.Подвижные игры Среда 1.Дидактические (ФЭМП) 2.Подвижные игры 3.Строительно- конструктивные игры 4.Игра с бумагой 1.Дидактические (ФЭМП) 2.Подвижные игры 3.Сюжетно-ролевые игры 4.Коммуникативные игры 1.Игры-фантазии 2.Дидактические (головоломки) 3.Подвижные игры 4.Строительно-конструктивные игры Четверг 1.Дидактические (музыка) 2.Подвижные игры 3.Сюжетно-ролевые игры 4.Пальчиковые игры 1.Дидактические (искусство) 2.Подвижные игры 3.Хороводные игры 4.Сюжетно-ролевые игры 1.Театрализованная игра 2.Дидактические (ИЗО, искусство) 3.Подвижные игры 4.Строительно-конструктивные 13
Пятница 1.Дидактические (ОБЖ) 2.Подвижные игры 3.Игра с бумагой (природным материалом) 4.Пальчиковые игры 1.Дидактическая игра (познавательная о здоровье) 2.Подвижные игры 3.Хороводные игры 4.Сюжетно-ролевые игры 1.Режиссерские игры 2.Дидактические (по валеологии) 3.Подвижные игры 4.Строительно-конструктивные игры Заключение Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. В последнее время актуальной является проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения игр зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И Жуковская и др.) мы сделали вывод, что психологические и развивающие возможности игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее 14
развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, - Москва, «Просвещение», 2007. - 424с 2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6. 3. Зворыгина Е. В Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989 г. № 5. С. - 31-40. 4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М., 1981.- С.447. 5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. - 96 с. 6. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.- С. 43-48. 7. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. 8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.- 352 с. 9. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.- С.448. 15
10. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца [Текст] /А.П.Усова. – М.: Просвещение, 1976.- С.56. 11. Федеральный закон от 20.12.2012г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / статья 11;84. 12. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.- С.27. Приложение. Приложение 1.
Подвижные игры
Подвижные игры: Атрибуты: «Зайка серенький...» «Курочка и цыплята» «У медведя во бору...» «Птички летают» «Шли-шли, что-то нашли» «Солнышко и дождик» «По камушкам через ручеек» «К куклам в гости» «Лохматый пес» «Пузырь» «Прокати мяч» Маски (зайца, курочки, цыплят, медведя, птичек-синичек) 5-1 разных предметов (резиновые игрушки); изображение «солнышка» и «дождика», мешочки с песком, скакалки, кукла с мишкой «Карусель» «Гуси» «Прячем ручки, ножки» «Игра с елочкой» «Белый снег» «Я по тропочке иду» «Одевайтесь, потеплей» «Гуляем зимой» «Зверюшки» «Бегите ко мне» «Зайка серенький» «Маленькие и большие ножки» Маски «гусей», цветные ленточки, искусственная елка в группе Ватные снежки (для тропинки), куклы, предметы или изображения кукольной одежды Обручи, изображения животных (лиса, белочка, мишка, волк), флажки 4-х цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Хороводные игры
16
Капустка Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют: Вейся, вейся, капустка моя, Вейся, вейся, белая. Как мне, капустке, виться, Как мне зимой не валиться! Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие. После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Это получается очень весело. Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным. ЗАИНЬКА Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют: Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг! Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь: Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись! «Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши: Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки! «Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие: Заинька, умой личко, 17
Серенький, умой личко. Сверху донизу умой личко, Сверху донизу умой личко! «Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты. Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку! «Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют: Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись! «Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют: Заинька, под бочка, Серенький, под бочка Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка! «Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой». КОЛПАЧОК (паучок) Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцевать заставили. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь! 18
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами. Приложение 2.
Картотека сюжетно-ролевых игр:
Собираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно, называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Магазин Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость. Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». Аптека Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения». День рождения Степашки. Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». Строим дом. Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». Зоопарк Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей. Детский сад 19
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Парикмахерская Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Семья Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. В кафе Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. 20


В раздел образования