Напоминание

Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора


Автор: Титова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУРО "НЕРПЦ(МП)" "Сормовская православная гимназия"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора (опыт работы). В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подвергающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Это легло в основу современных требований ФГОС ДО, одна из задач, реализации которых звучит, как «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Ведь в детской картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную сторону. Актуальной, на мой взгляд, является потребность в обогащении духовно – нравственной сферы личности ребенка, а также неподготовленность родителей к реализации данной потребности. Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: создать условия для развития духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством использования фольклора. Задачи: 1. воспитывать у детей чувство привязанности к семье, малой родине, родной стране 2. расширить представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа 3. воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие через использование фольклора 4. приобщить детей и родителей к общечеловеческим ценностям, используя фольклор в повседневной жизни детей 5. стимулировать познавательную активность детей, развивать их любознательность, развивать образное и логическое мышление ребёнка Методологическая основа духовно-нравственного воспитания: 1. Социокультурный системный подход к истокам в образовании, разработанный профессором Российской академии естественных наук Игорем Алексеевичем Кузьминым. Основная цель программы 1
2 «Социокультурные истоки» - заложить формирование духовно- нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. 2. Теория личностного развития и воспитания, разработанная доктором педагогических наук, Натальей Алексеевной Ветлугиной, в основу которой легли такие ценности, как укрепление нравственности, принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, укрепление веры в Россию. 3. ФГОС ДО, одним из принципов которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 4. Ценностная концепция современной дидактики Лернера. Исаак Яковлевич Лернер говорит о том, что процесс обучения ребенка происходит одновременно с процессом направленного духовного развития и воспитания. Систему педагогических мероприятий я разделила на 4 этапа: мотивационно - диагностический, организационно - содержательный, деятельностный и рефлексивный. Мотивационно – диагностический этап: 1. Я определила уровня духовно – нравственного развития детей (за основу взяла мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет к программе «Социокультурные истоки», разработанный Игорем Алексеевичем Кузьминым). Использовала метод беседы и наблюдения. 62% 20% 12% 6% Первичная диагностика духовно – нравственного развития детей 4-5 лет ( конец сентября 2015) ниже среднего средний выше среднего высокий Результа ты мониторинга показали, что большинство детей -62%, демонстрируют уровень развития ниже среднего, а это присутствие агрессивного поведения, наличие «крутых» игрушек, знания фольклора, исконно русских праздников и многое другое. Отсюда я сделала вывод, что тема духовно – нравственного развития детей посредством фольклора - актуальна, так как фольклор является уникальным средством для 2
3 передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. 2. Анкетирование родителей также убедило меня в правильности выбранной темы. На вопрос: «Необходимо ли формировать духовно – нравственные качества ребенка в дошкольном возрасте?» - ответили 1.да, это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей – 35%; 2.мы все больше в этом убеждаемся – 48%; 3. с этим утверждением мы не согласны – 10%; 4. не ответили – 7%.На итоговом родительском собрании я еще раз провела анкетирование родителей по этому вопросу - 100% родителей, ответили утвердительно. 35% 48% 10% 7% Итоги анкетирования родителей (октябрь 2015) ответ 1 ответ 2 ответ 3 ответ 4 3. Провела мониторинг содержания уголков духовно – нравственного развития детей 4. Определила направление дальнейшего формирования духовно - нравственного воспитания детей Организационно – содержательный этап поделила на блоки:
1.
Подготовительно-информационный блок – прошла обучение по программе «Социокультурные истоки», посетила Рождественских чтений (см. приложение 1), изучила ФГОС ДО, изучила литературу по теме, разработала перспективный план, выбрала технологии, методы и приемы.
2.
Подготовительно-наглядный блок - создала в группе уголок духовно- нравственного воспитания, подобрала тематические видеофильмы; пополнила библиотеку книгами устного народного творчества, изготовила пособия, игры, создала картотеку народных подвижных игр.
3.
Содержательный блок - организовала кружковую работу «Мои Истоки» с использованием программы «Истоковедение», где я знакомлю детей с такими понятиями, как «дороги добра», «благодарное слово», «светлый праздник», «верность родной земле», «радость послушания», «доброе согласие» и др. Деятельностный этап: Сюда вошли такие формы работы как: непосредственно образовательная деятельность (комплексная и интегрированная НОД, моделирование и анализ 3
4 заданных ситуаций (через сказку), беседы духовно-нравственного содержания, составление коллажей по темам, презентации, ознакомление с народным фольклором); режимные моменты (театрализованные инсценировки, развлечения, экскурсии в библиотеку, конкурсы детского рисунка, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы); самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, подвижные игры, творческие игры, сюжетно-ролевые игры); самостоятельная деятельность детей и взрослых (вернисажи совместного творчества (поделки из природного материала), фотовыставки («Наша дружная семья», «В гостях у сказки»), участие в проектной деятельности (исследование имени, составление родового древа), сочинение сказок и оформление их в книжечки); вовлечение родителей в образовательную деятельность (родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформление стенгазет, папок – передвижек, совместные занятия с родителями и детьми, использование ИКТ - технологий). Мониторинг результативности работы по духовно – нравственному воспитанию: промежуточную (в январе) и итоговую (в мае) диагностику я проводила, используя мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет к программе «Социокультурные истоки». Диагностика проводилась по пяти аспектам: 1. Содержательный аспект качества образования, который способствует выявлению усвоения детьми социокультурных и духовно – нравственных качеств и ценностей. 2. Коммуникативный аспект качества образования позволяет выявить развитие умений эффективного общения (ресурсный круг, работа в паре, микрогруппе с родителями). 3. Показателем развития управленческого аспекта качества образования являются когнитивные и поведенческие показатели (планировать свои действия, добиваться поставленной цели, проявлять активность в разных видах деятельности, соблюдать правила общения в группе) 4. К показателям психологического аспекта качества образования относятся: знание ребенка о себе, знания о проявлении своих эмоций, желаний, о своих поступках и поведении, формирование целостного облика ребенка, который в своем поведении руководствуется правилами послушания и скромности. 5. Социокультурный аспект качества образования можно проследить в поведенческих и деятельностных показателях: чувство ответственности перед другими людьми, соблюдение нравственных норм и правил, в способности к сопереживанию и др. 4
5 В представленных диаграммах видна динамика уровня развития духовно – нравственных качеств детей. 15% 52% 23% 10%
Промежуточная диагностика
ниже среднего средний выше среднего высокий 7% 22% 54% 17%
Итоговая диагостика
ниже среднего средний выше среднего высокий В процессе работы я столкнулась с некоторыми недостатками, в частности, недостаточная информированность родителей по данному вопросу: родители знают о необходимости развития духовно – нравственных качеств детей, но у них недостаточно сформировано представление о том, какие методы воздействия наиболее оптимально подходят для детей данного возраста. Это и является одним из направлений перспектив моей дальнейшей работы. Используемая литература: 1. Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 11.-М.:Издательский дом «Истоки», 2012. – 320 с. 2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детсво- Пресс, 200. – 304 с.: ил.. 3. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. – М.: Спарк. – 2010. – 189 с. 4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. – 2009. – 298 с. 5. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. – М.: Спарк. – 2011. – 289 с. 6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. – 2010. – 109 с. 7. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Рязань: Зёрна-Слово, 2014. – 416 с. 8. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие.- СПб.: Детство-пресс,2010. – 160 с. 9. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 320 с. 10.Ветлугина Н.А., Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. Приложение 1 5
6 6


В раздел образования