Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора
Автор: Титова Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧОУРО "НЕРПЦ(МП)" "Сормовская православная гимназия" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора Раздел: дошкольное образование
1
Формирование духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного
возраста посредством использования фольклора
(опыт работы).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подвергающая наше общество сегодня
не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме.
Это легло в основу современных требований ФГОС ДО, одна из задач,
реализации которых звучит, как «объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества». Ведь в детской картине мира
формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу
тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ
детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную
сторону.
Актуальной, на мой взгляд, является потребность в обогащении духовно –
нравственной сферы личности ребенка, а также неподготовленность родителей
к реализации данной потребности.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: создать условия
для развития духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста
посредством использования фольклора.
Задачи:
1.
воспитывать у детей чувство привязанности к семье, малой родине,
родной стране
2.
расширить представления о культуре, православных праздниках и
народных традициях своего народа
3.
воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие через
использование фольклора
4.
приобщить детей и родителей к общечеловеческим ценностям, используя
фольклор в повседневной жизни детей
5.
стимулировать познавательную активность детей, развивать их
любознательность, развивать образное и логическое мышление ребёнка
Методологическая основа духовно-нравственного воспитания:
1.
Социокультурный системный подход к истокам в образовании,
разработанный профессором Российской академии естественных наук
Игорем Алексеевичем Кузьминым. Основная цель программы
1
2
«Социокультурные истоки» - заложить формирование духовно-
нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его
родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным
ценностям России.
2.
Теория личностного развития и воспитания, разработанная доктором
педагогических наук, Натальей Алексеевной Ветлугиной, в основу
которой легли такие ценности, как укрепление нравственности, принятие
личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций, осознание ценности других людей, ценности человеческой
жизни, укрепление веры в Россию.
3.
ФГОС ДО, одним из принципов которого является приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
4.
Ценностная концепция современной дидактики Лернера. Исаак
Яковлевич Лернер говорит о том, что процесс обучения ребенка
происходит одновременно с процессом направленного духовного
развития и воспитания.
Систему педагогических мероприятий я разделила на 4 этапа: мотивационно
- диагностический, организационно - содержательный, деятельностный и
рефлексивный.
Мотивационно – диагностический этап:
1.
Я определила уровня духовно – нравственного развития детей (за основу
взяла мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития
детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет к программе «Социокультурные
истоки», разработанный Игорем Алексеевичем Кузьминым).
Использовала метод беседы и наблюдения.
62%
20%
12%
6%
Первичная
диагностика
духовно
–
нравственного
развития
детей
4-5
лет
(
конец
сентября
2015)
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Результа
ты мониторинга показали, что большинство детей -62%, демонстрируют
уровень развития ниже среднего, а это присутствие агрессивного
поведения, наличие «крутых» игрушек, знания фольклора, исконно
русских праздников и многое другое. Отсюда я сделала вывод, что тема
духовно – нравственного развития детей посредством фольклора -
актуальна, так как фольклор является уникальным средством для
2
3
передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их
развития.
2.
Анкетирование родителей также убедило меня в правильности выбранной
темы. На вопрос: «Необходимо ли формировать духовно – нравственные
качества ребенка в дошкольном возрасте?» - ответили
1.да, это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей –
35%;
2.мы
все
больше
в
этом
убеждаемся
–
48%;
3.
с
этим
утверждением мы не согласны – 10%; 4. не ответили – 7%.На
итоговом родительском собрании я еще раз провела анкетирование
родителей
по
этому
вопросу
-
100%
родителей,
ответили
утвердительно.
35%
48%
10%
7%
Итоги анкетирования родителей (октябрь 2015)
ответ 1
ответ 2
ответ 3
ответ 4
3.
Провела
мониторинг
содержания
уголков
духовно
–
нравственного
развития детей
4.
Определила направление дальнейшего формирования духовно -
нравственного воспитания детей
Организационно – содержательный этап поделила на блоки:
1.
Подготовительно-информационный блок – прошла обучение по
программе «Социокультурные истоки», посетила Рождественских чтений
(см. приложение 1), изучила ФГОС ДО, изучила литературу по теме,
разработала перспективный план, выбрала технологии, методы и приемы.
2.
Подготовительно-наглядный блок - создала в группе уголок духовно-
нравственного воспитания, подобрала тематические видеофильмы;
пополнила библиотеку книгами устного народного творчества, изготовила
пособия, игры, создала картотеку народных подвижных игр.
3.
Содержательный блок - организовала кружковую работу «Мои Истоки» с
использованием программы «Истоковедение», где я знакомлю детей с
такими понятиями, как «дороги добра», «благодарное слово», «светлый
праздник», «верность родной земле», «радость послушания», «доброе
согласие» и др.
Деятельностный этап:
Сюда вошли такие формы работы как: непосредственно образовательная
деятельность (комплексная и интегрированная НОД, моделирование и анализ
3
4
заданных ситуаций (через сказку), беседы духовно-нравственного содержания,
составление коллажей по темам, презентации, ознакомление с народным
фольклором); режимные моменты (театрализованные инсценировки,
развлечения, экскурсии в библиотеку, конкурсы детского рисунка, просмотр
мультфильмов, чтение художественной литературы); самостоятельная
деятельность детей (дидактические игры, подвижные игры, творческие игры,
сюжетно-ролевые игры); самостоятельная деятельность детей и взрослых
(вернисажи совместного творчества (поделки из природного материала),
фотовыставки («Наша дружная семья», «В гостях у сказки»), участие в
проектной деятельности (исследование имени, составление родового древа),
сочинение сказок и оформление их в книжечки); вовлечение родителей в
образовательную деятельность (родительские собрания, индивидуальные и
групповые консультации, оформление стенгазет, папок – передвижек,
совместные занятия с родителями и детьми, использование ИКТ - технологий).
Мониторинг результативности работы по духовно – нравственному
воспитанию: промежуточную (в январе) и итоговую (в мае) диагностику я
проводила, используя мониторинг формирования основ духовно –
нравственного развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет к программе
«Социокультурные истоки». Диагностика проводилась по пяти аспектам:
1.
Содержательный аспект качества образования, который способствует
выявлению усвоения детьми социокультурных и духовно – нравственных
качеств и ценностей.
2.
Коммуникативный аспект качества образования позволяет выявить
развитие умений эффективного общения (ресурсный круг, работа в паре,
микрогруппе с родителями).
3.
Показателем развития управленческого аспекта качества образования
являются когнитивные и поведенческие показатели (планировать свои
действия, добиваться поставленной цели, проявлять активность в разных
видах деятельности, соблюдать правила общения в группе)
4.
К показателям психологического аспекта качества образования относятся:
знание ребенка о себе, знания о проявлении своих эмоций, желаний, о
своих поступках и поведении, формирование целостного облика ребенка,
который в своем поведении руководствуется правилами послушания и
скромности.
5.
Социокультурный аспект качества образования можно проследить в
поведенческих и деятельностных показателях: чувство ответственности
перед другими людьми, соблюдение нравственных норм и правил, в
способности к сопереживанию и др.
4
5
В представленных диаграммах видна динамика уровня развития духовно –
нравственных качеств детей.
15%
52%
23%
10%
Промежуточная диагностика
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
7%
22%
54%
17%
Итоговая диагостика
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
В процессе работы я столкнулась с некоторыми недостатками, в частности,
недостаточная информированность родителей по данному вопросу: родители
знают о необходимости развития духовно – нравственных качеств детей, но у
них недостаточно сформировано представление о том, какие методы
воздействия наиболее оптимально подходят для детей данного возраста. Это и
является одним из направлений перспектив моей дальнейшей работы.
Используемая литература:
1.
Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 11.-М.:Издательский дом «Истоки»,
2012. – 320 с.
2.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.
Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детсво-
Пресс, 200. – 304 с.: ил..
3.
Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. – М.: Спарк. – 2010. – 189 с.
4.
Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. –
2009. – 298 с.
5.
Година Г.Н. Нравственность и воспитание. – М.: Спарк. – 2011. – 289 с.
6.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном
воспитании дошкольника. М.: Просвещение. – 2010. – 109 с.
7.
Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до
14 лет. – Рязань: Зёрна-Слово, 2014. – 416 с.
8.
Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду:
методическое пособие.- СПб.: Детство-пресс,2010. – 160 с.
9.
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ
Сфера, 2006.- 320 с.
10.Ветлугина Н.А., Котова Е.В. Развитие творческих способностей
дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
Приложение 1
5
6
6