Автор: Манух Олеся Александровна Должность: преподаватель Художественных дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО Озёрненская ДШИ Населённый пункт: п. Озёрный, Духовщинского района, Смоленской области. Наименование материала: статья Тема: Семья в сельском социуме Раздел: дополнительное образование
Семья в сельском социуме.
Российское общество существенно изменилось с тех бурных лет 90-х,
когда рушилось всё и вся.
Казалось, что у страны нет будущего. Этот период существенно изменил
уклад жизни российской деревни. Молодые уехали в город «на заработки»,
единицы
занялись
фермерством,
мелким
бизнесом,
некоторые
спились,
деградировали.
А ведь селяне всегда кормили свой народ, создавали продовольственные
запасы, тем самым обеспечивая безопасность страны.
Известно, что сельские семьи дали человечеству имена, которые знает весь
мир.
Вместе с тем, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспектив
развития разрушают жизненный потенциал сельской семьи и ведут к её
деградации.
Более того, большинство сельских жителей получают сегодня заработную
плату ниже прожиточного минимума.
В то же время сельская семья пока ещё остаётся более традиционная , чем
городская.
Понятно, что рыночные отношения вносят в систему семейных ценностей
сельской семьи существенные изменения.
В производственной сфере эти изменения произошли со знаком минус:
сократилось
число
работников,
увеличилось
число
пенсионеров,
безработных; растёт заболеваемость среди жителей села,
увеличивается
число пьющих. И важно- наркозависимых, что раньше не встречалось в
деревне.
И как следствие выше перечисленного- разрушение семейных отношений.
Таким образом, деревня выживает десятилетия.
Какое будущее её ждёт? Сделаем небольшой экскурс в историю.
До реформ П.А. Столыпина крестьянская семья не была самостоятельной.
В
семье
ребёнок
трудовое
воспитание,
а
нравственное
и
культурное
в
общине- миру.
С наступление технического прогресса часть функций семьи берёт на себя
государство по воспитанию, образованию, трудоустройству, соцобеспечению,
культурной деятельности.
Одновременно падает роль «мужского начала». Большинство населения
села-
женщины.
Рождаемость
среди
сельского
населения
остаётся
более
высокой, чем городского.
Начиная с 1991 года продолжительность жизни среди взрослого
населения сокращается.
Бедность- социальный бич человека, включающий уровень и качество
жизни, что непосредственно коснулось деревни.
Приведу наглядный пример из жизни Смоленской «глубинки».
Есть такое село Воронцово
Духовщинского района.
Раньше здесь был
совхоз
«Воронцовский»-крепкое
крестьянское
хозяйство
с
пахотными
землями, с фермами, с населёнными окрестными деревнями. Но под ударом
«перестройки»,
развалился.
Земли
заросли
бурьяном,
фермы
исчезли,
крестьяне обнищали вконец.
Целыми толпами они ходили на мусорную свалку и в грязных мешках
тащили домой всю нечисть.
Прошло 15 лет. Единицы уже ходят по «грязной» дороге- это спившиеся
дети тех, кто умер так и не поднявшись с колен.
Особенно
тяжело
выживают
семьи
села,
имеющие
детей,
даже
при
поддержке государства.
Мы знаем, для любой семьи помощь от государства- это блага, которые
селяне
ценят:
материнский
капитал,
частичная
компенсация
платы
за
содержание ребёнка в дошкольных и школьных учреждениях, бесплатные
путёвки детям многодетных семей в оздоровительные лагеря, одноразовая
помощь
от
муниципалитетов
(
в
момент
отправки
детей
в
школу)перед
началом учебного года и т.д.
Все эти меры частично облегчают жизнь многодетных, малообеспеченных
семей, но кардинально изменить её не могут.
Вместе с тем, Россия-одна
из немногих стран, где в результате
преобразований резко снизилась производительность труда.
Для сравнения. Так мы наблюдаем численность занятых в аграрном секторе
в большинстве развитых стран составляет 2,5%, у нас-13%.
При этом селяне на работы по производству в домашнем хозяйстве,
лесном, охоту, рыболовство, бортничество тратят более 60% отработанного
времени.
В сельской местности безработных вдвое больше, чем в городской.
Сегодня
наиболее
распространённые
рабочие
места
на
селе-это
в
образовании, медицине, культуре, где большинство работающих составляют
женщины.
К сожалению, заработная плата в этих отраслях оставляет желать лучшего, и
занятые в этих сферах вынуждены обеспечивать себя продуктами личного
подворья.
Раньше отмечалось, что продолжительность жизни в селе снизилась
значительнее, чем в городе. Смертность сельского населения превышает на
21% соответствующий городской показатель. Более того, наблюдается тренд
снижения рождаемости.
Известно,
что
целые
регионы
России
поражены
наркоманией,
алкоголизмом, например, Приморский край, Ивановская, Тюменская области.
В деревне эти пороки «выкашивают как косой» трудоспособное население.
Это
делает
деревенский
социум
нездоровой
питательной
средой
для
молодёжи.
Отсюда усугубляются отношения родителей-стариков и детей.
Только
пятая
часть
детей,
согласно
статистике,
оказывает
существенную
помощь своим родителям. И наоборот, около половины семей пенсионеров
оказывают
помощь
своим
детям.
Значительная
часть
семей-пенсионеров
содержит своих неработающих детей.
Следовательно, речь идёт о тенденции разрушения традиционного уклада
сельской семьи.
Основным видом жилья селян являются дома. Жизненно важное в домах-
это печное отопление. Электричеством обеспечены все жители, газом -75%.
Исходя из вышеизложенного, необходима чёткая стратегия развития села.
Основным проводником такого развития является школа.
Кто мало-мальски знаком со спецификой работы сельской школы, тот знает,
что вектор её направленности определяет будущее данного поселения на
десятилетия, а может быть, и на более длительный период.
Сельские педагоги- это энтузиасты 21 века, несущие «в народ» ростки
общинного образа жизни. Здесь, благодаря их педагогическому мастерству,
происходит воспитание «всем миром».
В селе « всё на виду». И качество образования оценивается не
количеством
грамот
от
вышестоящих
инстанций,
а
духовностью,
душевностью каждого работника школы. Ежедневно учащиеся включаются в
общественно-полезную деятельность: будь то школа, двор, приусадебный
участок, помощь ветеранам, больным, немощным.
Недаром адмирал флота Попов сказал, что надёжнее всего на море иметь
дело с сельскими призывниками, так как у них за плечами уже есть «школа
жизни»- физический труд.
Известно, что классики отечественной педагогики- К.Д. Ушинский, Л.Н.
Толстой, А.Ф. Лазурский, Л.Ф. Лесгафт и др.- отводили огромное значение
среде в воспитании.
Современные педагогические разработки вносят свою лепту в вопрос
влияния среды на личность.
По мнению Ю.С. Мануйлова, среда способна обогатить или обеднить
личность.
В. Г. Богачёва и М.П. Гурьянова делают упор на воспитательный
потенциал семьи, сельского социума, на средства массовой информации,
народной традиции, религиозные структуры.
Е.В. Петрова в своих исследованиях отмечает, что сельский социум
обладает особым воспитательным потенциалом, отсутствующим в городе.
Эта тесная связь с природой, сохранившиеся обычаи, традиции в
общественной
и
семейной
жизни,
духовное
единение,
забота
о
людях
старшего
поколения,
направленность
с
раннего
возраста
на
игровую
и
трудовую деятельность, способствующих активному формированию у детей
социальной адаптации в окружающей среде.
Е.В. Бондаровская и П.П. Пивпенко считают, что сельский социум, даже в
условиях
модернизации,
продолжают
сохранять
традиционные
ценности:
особое
отношение
к
земле,
природе,
открытость,
доверительность,
общинность, заботу о каждом в семье и в социуме.
Сельские жители остаются носителями нравственных ценностей
российской глубинки.
Подводя итоги, можно сказать, что в деревенском социуме сохранился
потенциал, необходимый для развития современной деревни; поддерживается
он школами и учреждениями культуры4 имеется интерес на государственном
уровне
в
подготовке
квалифицированных
специалистов
для
работы
в
сельской местности.
Перед интеллигенцией
села- педагогами,
руководителями местных
администраций,
домов
культуры,
клубов-
стоит
задача
внедрить
новые
методы, с систематичным подходом организации досуга молодёжи.
Решить её можно в тесном сотрудничестве всех учреждений культуры,
образования, административных и непосредственно семьи.
Социально-культурное
развитие
села
возможно,
если
руководить
социально-культурными объектами будут образованные, инициативные люди.
Образование, наряду с сельскохозяйственным производством, должно стать
одним
из
первоочередных
объектов
инвестиций
в
ходе
реализации
программы социально-культурного развития села.
О сельской молодёжи.
Молодёжь покидает сёла в надежде получить качественное образование.
Найти
достойную
работу
в
городе.
У
большинства
семей
недостаточно
средств,
чтобы
дать
хорошее
образование.
А
для
выпускников
вызов,
колледжей, училищ проблемно устроиться на селе по специальности.
Задача государства поднять из руин сельскую экономику, возродить
российское
село,
давать
школьникам
знания
такого
же
уровня,
как
и
выпускникам городских школ.
Основными направлениями в работе с молодёжью должны стать
мероприятия патриотического, экологического, нравственного характера.
Итак, необходимо приобщать подрастающее поколение к здоровому
образу жизни.
Для достижения этих целей следует объединить все имеющиеся силы и
средства, чтобы в сельской местности подрастало
поколение истинных
патриотов своей Родины, наследников памяти отцов, дедов, прадедов. Этого
требуют вызовы нашего времени.