Напоминание

Семья в сельском социуме


Автор: Манух Олеся Александровна
Должность: преподаватель Художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Озёрненская ДШИ
Населённый пункт: п. Озёрный, Духовщинского района, Смоленской области.
Наименование материала: статья
Тема: Семья в сельском социуме
Раздел: дополнительное образование





Назад





Статья

Тема: « Семья в сельском социуме. »

Преподаватель МБУ ДО Озёрненской ДШИ

Художественных дисциплин:

Манух Олеся Александровна


Семья в сельском социуме.
Российское общество существенно изменилось с тех бурных лет 90-х, когда рушилось всё и вся. Казалось, что у страны нет будущего. Этот период существенно изменил уклад жизни российской деревни. Молодые уехали в город «на заработки», единицы занялись фермерством, мелким бизнесом, некоторые спились, деградировали. А ведь селяне всегда кормили свой народ, создавали продовольственные запасы, тем самым обеспечивая безопасность страны. Известно, что сельские семьи дали человечеству имена, которые знает весь мир. Вместе с тем, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспектив развития разрушают жизненный потенциал сельской семьи и ведут к её деградации. Более того, большинство сельских жителей получают сегодня заработную плату ниже прожиточного минимума. В то же время сельская семья пока ещё остаётся более традиционная , чем городская. Понятно, что рыночные отношения вносят в систему семейных ценностей сельской семьи существенные изменения. В производственной сфере эти изменения произошли со знаком минус: сократилось число работников, увеличилось число пенсионеров, безработных; растёт заболеваемость среди жителей села, увеличивается число пьющих. И важно- наркозависимых, что раньше не встречалось в деревне. И как следствие выше перечисленного- разрушение семейных отношений. Таким образом, деревня выживает десятилетия. Какое будущее её ждёт? Сделаем небольшой экскурс в историю. До реформ П.А. Столыпина крестьянская семья не была самостоятельной. В семье ребёнок трудовое воспитание, а нравственное и культурное в общине- миру. С наступление технического прогресса часть функций семьи берёт на себя государство по воспитанию, образованию, трудоустройству, соцобеспечению, культурной деятельности.
Одновременно падает роль «мужского начала». Большинство населения села- женщины. Рождаемость среди сельского населения остаётся более высокой, чем городского. Начиная с 1991 года продолжительность жизни среди взрослого населения сокращается. Бедность- социальный бич человека, включающий уровень и качество жизни, что непосредственно коснулось деревни. Приведу наглядный пример из жизни Смоленской «глубинки». Есть такое село Воронцово Духовщинского района. Раньше здесь был совхоз «Воронцовский»-крепкое крестьянское хозяйство с пахотными землями, с фермами, с населёнными окрестными деревнями. Но под ударом «перестройки», развалился. Земли заросли бурьяном, фермы исчезли, крестьяне обнищали вконец. Целыми толпами они ходили на мусорную свалку и в грязных мешках тащили домой всю нечисть. Прошло 15 лет. Единицы уже ходят по «грязной» дороге- это спившиеся дети тех, кто умер так и не поднявшись с колен. Особенно тяжело выживают семьи села, имеющие детей, даже при поддержке государства. Мы знаем, для любой семьи помощь от государства- это блага, которые селяне ценят: материнский капитал, частичная компенсация платы за содержание ребёнка в дошкольных и школьных учреждениях, бесплатные путёвки детям многодетных семей в оздоровительные лагеря, одноразовая помощь от муниципалитетов ( в момент отправки детей в школу)перед началом учебного года и т.д. Все эти меры частично облегчают жизнь многодетных, малообеспеченных семей, но кардинально изменить её не могут. Вместе с тем, Россия-одна из немногих стран, где в результате преобразований резко снизилась производительность труда. Для сравнения. Так мы наблюдаем численность занятых в аграрном секторе в большинстве развитых стран составляет 2,5%, у нас-13%. При этом селяне на работы по производству в домашнем хозяйстве, лесном, охоту, рыболовство, бортничество тратят более 60% отработанного времени. В сельской местности безработных вдвое больше, чем в городской. Сегодня наиболее распространённые рабочие места на селе-это в образовании, медицине, культуре, где большинство работающих составляют женщины.
К сожалению, заработная плата в этих отраслях оставляет желать лучшего, и занятые в этих сферах вынуждены обеспечивать себя продуктами личного подворья. Раньше отмечалось, что продолжительность жизни в селе снизилась значительнее, чем в городе. Смертность сельского населения превышает на 21% соответствующий городской показатель. Более того, наблюдается тренд снижения рождаемости. Известно, что целые регионы России поражены наркоманией, алкоголизмом, например, Приморский край, Ивановская, Тюменская области. В деревне эти пороки «выкашивают как косой» трудоспособное население. Это делает деревенский социум нездоровой питательной средой для молодёжи. Отсюда усугубляются отношения родителей-стариков и детей. Только пятая часть детей, согласно статистике, оказывает существенную помощь своим родителям. И наоборот, около половины семей пенсионеров оказывают помощь своим детям. Значительная часть семей-пенсионеров содержит своих неработающих детей. Следовательно, речь идёт о тенденции разрушения традиционного уклада сельской семьи. Основным видом жилья селян являются дома. Жизненно важное в домах- это печное отопление. Электричеством обеспечены все жители, газом -75%. Исходя из вышеизложенного, необходима чёткая стратегия развития села. Основным проводником такого развития является школа. Кто мало-мальски знаком со спецификой работы сельской школы, тот знает, что вектор её направленности определяет будущее данного поселения на десятилетия, а может быть, и на более длительный период. Сельские педагоги- это энтузиасты 21 века, несущие «в народ» ростки общинного образа жизни. Здесь, благодаря их педагогическому мастерству, происходит воспитание «всем миром». В селе « всё на виду». И качество образования оценивается не количеством грамот от вышестоящих инстанций, а духовностью, душевностью каждого работника школы. Ежедневно учащиеся включаются в общественно-полезную деятельность: будь то школа, двор, приусадебный участок, помощь ветеранам, больным, немощным. Недаром адмирал флота Попов сказал, что надёжнее всего на море иметь дело с сельскими призывниками, так как у них за плечами уже есть «школа жизни»- физический труд.
Известно, что классики отечественной педагогики- К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Ф. Лазурский, Л.Ф. Лесгафт и др.- отводили огромное значение среде в воспитании. Современные педагогические разработки вносят свою лепту в вопрос влияния среды на личность. По мнению Ю.С. Мануйлова, среда способна обогатить или обеднить личность. В. Г. Богачёва и М.П. Гурьянова делают упор на воспитательный потенциал семьи, сельского социума, на средства массовой информации, народной традиции, религиозные структуры. Е.В. Петрова в своих исследованиях отмечает, что сельский социум обладает особым воспитательным потенциалом, отсутствующим в городе. Эта тесная связь с природой, сохранившиеся обычаи, традиции в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о людях старшего поколения, направленность с раннего возраста на игровую и трудовую деятельность, способствующих активному формированию у детей социальной адаптации в окружающей среде. Е.В. Бондаровская и П.П. Пивпенко считают, что сельский социум, даже в условиях модернизации, продолжают сохранять традиционные ценности: особое отношение к земле, природе, открытость, доверительность, общинность, заботу о каждом в семье и в социуме. Сельские жители остаются носителями нравственных ценностей российской глубинки. Подводя итоги, можно сказать, что в деревенском социуме сохранился потенциал, необходимый для развития современной деревни; поддерживается он школами и учреждениями культуры4 имеется интерес на государственном уровне в подготовке квалифицированных специалистов для работы в сельской местности. Перед интеллигенцией села- педагогами, руководителями местных администраций, домов культуры, клубов- стоит задача внедрить новые методы, с систематичным подходом организации досуга молодёжи. Решить её можно в тесном сотрудничестве всех учреждений культуры, образования, административных и непосредственно семьи. Социально-культурное развитие села возможно, если руководить социально-культурными объектами будут образованные, инициативные люди. Образование, наряду с сельскохозяйственным производством, должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социально-культурного развития села.
О сельской молодёжи.

Молодёжь покидает сёла в надежде получить качественное образование. Найти достойную работу в городе. У большинства семей недостаточно средств, чтобы дать хорошее образование. А для выпускников вызов, колледжей, училищ проблемно устроиться на селе по специальности. Задача государства поднять из руин сельскую экономику, возродить российское село, давать школьникам знания такого же уровня, как и выпускникам городских школ. Основными направлениями в работе с молодёжью должны стать мероприятия патриотического, экологического, нравственного характера. Итак, необходимо приобщать подрастающее поколение к здоровому образу жизни. Для достижения этих целей следует объединить все имеющиеся силы и средства, чтобы в сельской местности подрастало поколение истинных патриотов своей Родины, наследников памяти отцов, дедов, прадедов. Этого требуют вызовы нашего времени.


В раздел образования