Напоминание

Привлечение студентов в сферу железнодорожного транспорта


Автор: Курсанова Ирина Ивановна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Привлечение студентов в сферу железнодорожного транспорта
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Привлечение студентов в сферу железнодорожного

транспорта

Курсанова Ирина Ивановна

преподаватель высшей категории

Железнодорожного техникума

Нижегородского филиала МИИТ,

Г. Нижний Новгород
Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образования. Изменения, происходящие в современном обществе, привели к изменению модели образования, требующей модернизации всего учебного процесса, к созданию новых государственных образовательных стандартов, стандартов третьего поколения. Обучая студентов по специальности необходимо держать на пульсе ситуацию на дороге и всей сети. Для этого необходимо поддерживать связи с дорогой и вести сотрудничество, повышать уровень подготовки студентов. Учитывая стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030, предполагается увеличение количества специалистов. Вследствие чего возникает вопрос о дефиците кадров и на данный момент ВУЗам необходимо снизить количество студентов, не желающих по окончании заведения идти на рабочие места в префектуры ОАО «РЖД» и повысить интерес к профессии у будущих специалистов. Сегодня не является секретом, что по окончании ВУЗа часть студентов не идут на железную дорогу. Зачастую это происходит от того, что студенты поступают в ВУЗ с нейтральным или даже негативным отношением к профессиональной деятельности, которое может сохраниться до окончания образовательного учреждения. Первоначальное положительное отношение к профессии в процессе обучения может смениться на нейтральное и даже отрицательное.
Для того чтобы будущий специалист имел желание идти по окончании учебного заведения, необходимо заинтересовать его посредством ситуативного интереса, изучаемых предметов, а также разработкой железнодорожных газет и журналов, освещающих жизнь железной дороги. На данный момент благодаря существующим Детским Железным Дорогам интерес у будущих специалистов формируется ещё до поступления в ВУЗы и может оставаться вплоть до устройства на железнодорожные объекты. Необходимо плотное сотрудничество между ДЖД, ВУЗами и Железной дорогой, для плавного перехода будущих специалистов между ними, за счёт чего идёт сохранение интереса на всём потоке. Привлечение студентов к железной дороге начинается уже с первого курса и продолжается до окончания обучения. Самоопределение, определение ценностей будущей профессии – основные направления работы с первокурсниками. Работа должна вестись в течение года и начинаться с экскурсий на объекты железнодорожного транспорта, музеев истории железнодорожного транспорта. Студенты, посетившие музеи, получают дополнительную мотивацию к обучению и освоению выбранной профессии. Экскурсии позволяют студентам приобщиться к истории железной дороги, дают ощущение сопричастности к ценности общественно значимой функции железной дороги, а также приучить студентов к тесному сотрудничеству. Интерес студентов к профессии формируется эффективнее при наличии следующих педагогических условий: - решение учебно-профессиональных задач с элементами занимательности и с различной степенью трудности на основе содержания специальных дисциплин; - применение методов мотивации и стимулирования учебно- познавательной деятельности (ситуация успеха, игровые методы, моделирование профессиональной деятельности);
- реализация содержания обучения в организационных формах, с п о с о б с т ву ющ и х п р оя вл е н и ю п о зн а ват е л ь н о й а кт и в н о с т и и профессиональной направленности студентов (урок-конкурс, урок-КВН, деловая игра, урок-конференция, экскурсии, олимпиады). Проведение различных культ – массовыхмероприятий позволяет не только повысить интерес к профессии, но и сплотить будущий трудовой коллектив, что в последнее время пытаются привить во многих дочерних предприятиях ОАО «РЖД», что пригодится для слаженной работы самих дорог. Подводя итоги, можно сказать, что необходимо поддерживать тесные связи ВУЗам на двух направлениях: с ДЖД и Железными дорогами. Также необходимо заниматься сплочением будущего трудового коллектива, разработкой железнодорожных газет и журналов.
Список используемой литературы Башмакова И. С. Формирование интереса у студентов Кикинежди, О.М. Практическая педагогика: гуманизация процессов образования и воспитания: сборник материалов международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения В.Сухомлинского. Россия, Москва, 26-28 сентября 2013 г. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163. 148. Чикильдин, Б. И. Формирование познавательных интересов у учащихся профессионального лицея Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Б. И. Чикильдин. Ставрополь, 2001. - 217 с. - Библиогр.: с. 189204. 163. Ярославова, Л. А. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическомэтапе вузовской подготовки Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Ярославова ; Свердлов, инженер.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. - 147 с.


В раздел образования