Привлечение студентов в сферу железнодорожного транспорта
Автор: Курсанова Ирина Ивановна Должность: преподаватель высшей категории Учебное заведение: Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: Статья Тема: Привлечение студентов в сферу железнодорожного транспорта Раздел: среднее профессиональное
Г. Нижний Новгород
Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель
образования. Изменения, происходящие в современном обществе, привели к
изменению модели образования, требующей модернизации всего учебного
процесса, к созданию новых государственных образовательных стандартов,
стандартов третьего поколения.
Обучая студентов по специальности необходимо держать на пульсе
ситуацию на дороге и всей сети. Для этого необходимо поддерживать связи с
дорогой и вести сотрудничество, повышать уровень подготовки студентов.
Учитывая стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской
Федерации до 2030, предполагается увеличение количества специалистов.
Вследствие чего возникает вопрос о дефиците кадров и на данный момент
ВУЗам необходимо снизить количество студентов, не желающих по
окончании заведения идти на рабочие места в префектуры ОАО «РЖД» и
повысить интерес к профессии у будущих специалистов.
Сегодня не является секретом, что по окончании ВУЗа часть студентов не
идут на железную дорогу. Зачастую это происходит от того, что студенты
поступают в ВУЗ с нейтральным или даже негативным отношением к
профессиональной деятельности, которое может сохраниться до окончания
образовательного учреждения. Первоначальное положительное отношение
к профессии в процессе обучения может смениться на нейтральное и даже
отрицательное.
Для того чтобы будущий специалист имел желание идти по окончании
учебного заведения, необходимо заинтересовать его посредством
ситуативного интереса, изучаемых предметов, а также разработкой
железнодорожных газет и журналов, освещающих жизнь железной дороги.
На данный момент благодаря существующим Детским Железным Дорогам
интерес у будущих специалистов формируется ещё до поступления в ВУЗы и
может оставаться вплоть до устройства на железнодорожные объекты.
Необходимо плотное сотрудничество между ДЖД, ВУЗами и Железной
дорогой, для плавного перехода будущих специалистов между ними, за счёт
чего идёт сохранение интереса на всём потоке.
Привлечение студентов к железной дороге начинается уже с первого курса
и продолжается до окончания обучения. Самоопределение, определение
ценностей будущей профессии – основные направления работы с
первокурсниками. Работа должна вестись в течение года и начинаться с
экскурсий на объекты железнодорожного транспорта, музеев истории
железнодорожного транспорта. Студенты, посетившие музеи, получают
дополнительную мотивацию к обучению и освоению выбранной профессии.
Экскурсии позволяют студентам приобщиться к истории железной дороги,
дают ощущение сопричастности к ценности общественно значимой функции
железной дороги, а также приучить студентов к тесному сотрудничеству.
Интерес студентов к профессии формируется эффективнее при наличии
следующих педагогических условий:
- решение учебно-профессиональных задач с элементами занимательности
и
с
различной
степенью
трудности
на
основе
содержания
специальных
дисциплин;
-
применение
методов
мотивации
и
стимулирования
учебно-
познавательной
деятельности
(ситуация
успеха,
игровые
методы,
моделирование профессиональной деятельности);
-
реализация
содержания
обучения
в
организационных
формах,
с п о с о б с т ву ющ и х
п р оя вл е н и ю
п о зн а ват е л ь н о й
а кт и в н о с т и
и
профессиональной
направленности
студентов
(урок-конкурс,
урок-КВН,
деловая игра, урок-конференция, экскурсии, олимпиады).
Проведение различных культ – массовыхмероприятий позволяет не только
повысить интерес к профессии, но и сплотить будущий трудовой коллектив,
что в последнее время пытаются привить во многих дочерних предприятиях
ОАО «РЖД», что пригодится для слаженной работы самих дорог.
Подводя итоги, можно сказать, что необходимо поддерживать тесные связи
ВУЗам
на
двух
направлениях:
с
ДЖД
и
Железными
дорогами.
Также
необходимо
заниматься
сплочением
будущего
трудового
коллектива,
разработкой железнодорожных газет и журналов.
Список используемой литературы
Башмакова И. С. Формирование интереса у студентов
Кикинежди, О.М. Практическая педагогика: гуманизация процессов
образования и воспитания: сборник материалов международной научной
конференции, посвященной 95-летию со дня рождения В.Сухомлинского.
Россия, Москва, 26-28 сентября 2013 г.
Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных
учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2013. — С. 160-163.
148. Чикильдин, Б. И. Формирование познавательных интересов у
учащихся профессионального лицея Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 /
Б. И. Чикильдин. Ставрополь, 2001. - 217 с. - Библиогр.: с. 189204.
163. Ярославова, Л. А. Формирование профессиональной направленности
студентов на пропедевтическомэтапе вузовской подготовки Текст. : дис. .
канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Ярославова ; Свердлов, инженер.-пед. ин-т.
Екатеринбург, 1992. - 147 с.