План конспект открытого занятия «Воздух вокруг нас» во второй
Младшей группе «Крепыши»
Цели:
-знакомить с качественными характеристиками воздуха(легкий ,невидимый,
двигается, ощущаем);
-развивать умение детей решать проблемные задачи;
-воспитывать интерес к экспериментированию;
-знакомить с новыми словами обозначающими признаки воздуха;
Словарная работа: бесцветный ,невидимый, прозрачный.
Материалы:
приглашение,
воздушные
шарики,
стаканы
с
водой
300мл,
стаканчики
100
мл,
коктейльные
трубочки,
полиэтиленовые
пакеты,
бумажные веера, маски лисы и зайцев( по количеству детей) для подвижной
игры, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная
доска ,магниты.
Интеграции: коммуникация,худ.литература,здоровье,познание,
социализация.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский
сад для зайчика.
Ход занятия.
Сюрпризный момент. Побудительная беседа.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости ,давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте!
-Молодцы! Садитесь на свои стульчики. Ребята сегодня утром ,когда шла в
детский сад, я встретила почтальона Печкина ,он очень спешил и просил
меня передать вам письмо. Давайте вместе посмотрим ,что в нем? Ребята да
это же загадки! Вы любите загадки?
-Да!
-Слушайте!
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
(воздух)
Раздается стук в дверь.
-Ребята кто-то пришел еще к нам в гости!
Входит зайчик (переодетый взрослый).
З.-Здравствуйте ,ребята! (дети здороваются).Лесной почтальон принес мне
красивое приглашение, это же вы его сделали?(ответы детей).Я так рад ,что
вас
нашел,
я
даже
принес
вам
подарок
(дает
воздушные
шарики
воспитателю).
В.-Ой,
ребята!
Что
же
подарил
нам
зайчик?
(шарики)Какой
они
формы?
Какого цвета? Я показываю вам шарик ,а вы называете цвет(ответы детей).
З.-Ой, что случилось с моим шариком?(показывает маленький шарик)
В.-Ребята, какой у меня шарик? (большой) А у зайчика какой?(маленький)
-Что же нужно сделать, чтобы он снова стал большим и красивым?(надуть)
-Что будет внутри шарика ,когда мы его надуем? (воздух)
-Я вам сейчас загадаю загадку ,а вы попробуйте ее отгадать.
Через нос проходит в грудь(глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый ,но ,всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Заяц:
- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
Дыхательная гимнастика (здоровье).
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты.
Дыхательную гимнастику комментирует Заяц.
Экспериментирование (познание).
В.-Ребята , а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
- Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
З.- Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я , и все животные не
могут жить без воздуха?!
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята , вы не знаете где
можно взять побольше воздуха? ( ответы детей)
В.-Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе Зайцем и детьми
пытаются поймать воздух ладонями)
З.- А у меня нечего не получается !Может его совсем нет?
В.- Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами.
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету.
Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками . Зачерпывающим
движением дети , по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в
пакет).
В.- Получилось? (ответы детей.)
Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать.
А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит к выводу, что воздух не видимый).
Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».
З.-Что –то этот воздух какой-то не видимый… И поймать его невозможно…А
почувствовать –то его можно?
В. – А мы это сейчас и узнаем .Возьмите ребята по одному вееру и
попробуйте помахать им на себя .Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и ,по своему
примеру, предлагает помахать на себя.
Что вы чувствуете? Ветерок чувствуете? Это двигается воздух,значит мы
можем его почувствовать!
Демонстрирует карточку « движение воздуха (ветер)».
В.-А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
Физ-минутка :
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше !
В.-Молодцы !Садитесь на стульчики .Скажите вот мы с вами выяснили, что
воздух прозрачный, может двигаться ,а как вы думаете есть ли у него запах?
Д.-Запаха у воздуха нет.
Заяц-. А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет чем- нибудь вкусненьким,
и без труда это нахожу.
Воспитатель. Дети, верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха. А
прав ли Зайчик, мы сейчас проверим.
-Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
(Пахнет апельсином).
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой
аромат? Этот запах идет от корки.
Значит, запах передается по воздуху. И Зайка был прав, когда говорил, что он
всегда чувствует запах вкусненького. Скажите еще раз: воздух имеет запахи?
Нет.
-Как же мы чувствуем запахи? Они передаются по воздуху и мы их чувствуем.
Демонстрируется соответствующая карточка.
-Ребята, а вам еще кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики,
давайте пройдем к ним. (Подводит к оборудованным столам. На столах
салфетки ,стаканы с водой, пустые стаканчики и коктейльные трубочки
для каждого ребенка, воспитателя и Зайца).
В.-Что вы здесь видите? А для чего все это нам нужно ?(ответы)Ребята, я хочу
показать вам опыт.
-Какие стаканчики у нас на столе? (большие и маленькие).
Возьмите
маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? Ничего нет, они пустые.
-Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с
водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? Нет.
-Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает?
-В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять
место.
З.- Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, есть
воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
-А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? Выходят
пузырьки.
-Почему они не тонут? Потому что воздух легче воды.
-Скажите, человек может существовать без воздуха?
-Нет, человеку нужно дышать. Почему?
З.- Подумаешь, воздух! Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен!
В.- Давайте проверим: может быть, Зайка прав? Наберите по больше воздуха
и попробуйте не дышать, хоть бы недолго.
-А теперь ты, Зайка, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Зайка
сможет не дышать.(считаем до пяти)
Зайка зажимает нос, не дышит.
- Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить
невозможно!
В. -Скажите, кто не может жить без воздуха?
-Люди, животные, растения.
Демонстрируется соответствующая карточка.
Подвижная игра(социализация)
Заяц:
-Что-то я устал…Я-то думал ,что дети в детском саду все время играют, а у вас
одни сплошные опыты! Вы что даже играть не умеете? Хотите я вас научу
играть в любимую игру моих друзей зайчишек-трусишек?(ответы детей)
Вот правила этой игры. Воспитатель будет у нас пока лисой рыжей красой ,а
мы с вами будем зайчишки-трусишки. Мы с вами встанем в круг и споем
любимую песню зайчишек ,а когда мы ее допоем, лиса нас ловит, а мы
стараемся убежать на свои стульчики. Сыграем?
Подведение итогов.
З.-Как много я сегодня с вами узнал про воздух! Как бы мне все не забыть,
ведь я обещал своим друзьям все рассказать…
В.-Ребята, давайте вспомним ,что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он?
Где он? Воздух невидимый, прозрачный ,может двигаться, не имеет запаха,
необходим всему живому на земле.
З.-Ну, теперь все запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До
свиданья ,ребята!
Дети прощаются.