Автор: Михасёва Майя Алексеевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "ООШ№6" Населённый пункт: г.Топки, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Интеллектуальная игра "Счастливый случай" Раздел: среднее образование
Учебно-воспитательные цели : Закрепить знания о природе родного края.
Дать
новые
знания
о
лекарственном
и
пищевом
значении
ягод,
грибов,
орехов,
лекарственных
трав.
Воспитывать
у
учащихся
гордость
и
ответственность за свой край. Формировать навыки работы с дополнительной
литературой.
Оборудование :
Плакат « Счастливый случай» Видеозаписи с голосами птиц. Физическая
карта Кемеровской области. Контурные карты Кемеровской области у ребят
на
столах,
а
также
на
доске
экологическая
карта
Кемеровской
области,
выставки рисунков учеников о природе родного края, газеты сделанные
учениками « Памятники природы», «Редкие растения Кемеровской области»
Вступительное слово учителя .
« Богата родная Россия.
Но прямо скажу без прикрас.
Что края любимого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.
И сталью и углем ты богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты.
Кузнецкая наша земля!»
О.Жилина.
Мы живем в
Сибири, в Кемеровской области. Богата и разнообразна ее
природа. Ее воспевали поэты и художники, писатели и историки.
Кузбасс! Ты дорог и любим!
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.
С.Торбоков.
Что же мы узнали об истории освоения и изучения природы родного края,
покажет наша игра, а если что–то не знаете и захотите и узнать, вам помогут
книги, выставки и газеты ваши.
Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны хорошо знать ее
и хозяйствовать на Земле разумно.
( Зачитывается стихотворение)
Что значить ты без трав, без птиц
И без пчелы, в цветах дрожащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Вгрызаясь в горные породы,
О, человек-венец природы!-
Что без природы твой конец?
Начало игры .
Играют две команды по 6 человек. Представление участников команд,
членов жюри. Игра проходит в пять туров. Название туров написаны на
отдельных листках.
1-й тур « Дальше, дальше»
Вопросы о животных; для первой команды (смотри задание № 2); для
второй команды (смотри задание № 3). Время ограниченно 3 минутки.
ПОДВИДЕНИЕ ИТОГОВ
Рекламная пауза ---- Видео ролик « Голоса птиц»
2- тур. «Заморочки из бочки»
В качестве бочки я использую керамический горшочек, а вопросы из игры
«Лото» (детское) (смотри задание № 4). На вопросы 8 и 9 выпадает
«Счастливый случай» (3 очка).
3 тур «Ты мне я тебе»
Вопросы учащиеся готовили сами. Задают их по очереди каждый
сидящему напротив (смотри задание № 5)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Рекламная пауза. Слово дается представителям фито–бара (смотри задание
№ 1)
4 тур. « Темная лошадка » (смотри задание № 6)
В качестве темной лошадки приглашаю из других классов ребят, которые
любят географию, биологию и экологию.
5 тур. « Гонки за лидером»
Я использую оставшиеся вопросы о животных и растения. Время 1-2
минутки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД
Звучит музыка. Организовываем в классе фитобар (чаепитие из трав)
Приложение:
Задание № 1
Основная часть лесов Кемеровской области, как и России, составляет тайга. В
ней растут сосны, пихта, ель, кедр, лиственница. Средняя температура июля
18-19градусов, средняя температура января, самого холодного месяца -18
градусов.
Годовое
количество
осадков
450-560мм.
Снежный
покров
образуется в первой декаде ноября, а сход снега начинается в марте-апреле.
Почвы разные, но в основном тип почв - подзолистые, черноземные, серо-
лесные. Животный мир разнообразен. Основное богатство наших лесов -
ценный мех белок, соболей, грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.
Реклама
Покупайте грибы, орехи кедровые. Орехи – это до 46% жирного
масла, крахмала, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов12% дубильного
вещества. Ядра орехов содержат 1 мг витаминов В, до 10 мг витаминов Е.
Скорлупу орехов применяют
в виде настоя от глухоты. Масло
орехов
используют в парфюмерии,
в консервировании. Орехи по питательности
превосходят такие продукты как молоко, масло.
Задание № 2
1.Какой зверёк всю зиму спит вниз головой? ( ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
2.Пользу или вред приносит человеку барсук зимой? ( Он спит)
3. О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал «Сей минерал если не нам, то
потомкам нашим зело полезен будет?» как он используется в настоящее
время? (каменный уголь)
4.Какие источники минеральных вод открыты в Кузбассе? (Терсинка и
Борисовская)
5.Какие птицы устраивают по несколько гнезд на одном дереве? ( Грачи)
6.Пользу или вред приносит лисица? ( Пользу: мех и поедает мышей.)
7.Назовите лучшего летуна среди насекомых. ( Стрекоза.)
Задание № 3..
1.Кто из ученых, и в каком году дал нашему краю имя «Кузбасс»? ( Петр
Александрович Чихачев.)
2.Кто их первых обнаружил пласт каменного угля на территории нашей
области? (Михайло Волков в 1721г.)
3.Когда и кем была составлена первая геологическая карта Кузнецкого
каменногоугольного бассейна? (1895г.А.Н.Державин.)
4. В каком году и кто открыл Усинское месторождение марганцевых руд?
(1939г. профессор томского университета К.В.Радугин.)
5.Кто и когда впервые открыл и описал Кузедеевский « липовый остров»?
(профессор Порфирий Никитич Крылов в 1881г.)
6.Где находится географический центр кемеровской области? (В 3 км от
севернее села Пермяки Беловского района.)
7.Какова длина границ области?(2520километров.)
8.Кости, каких животных ледниковой эпохи находят на территории
Кемеровской области? (Обнаружены остатки костей мамонта, носорога,
ископаемого бизона, исполинского оленя.)
9.Елиб уровень мирового океана поднялся на 200метров, какие территории
области оказались бы дном моря? (Дном моря были бы северные и северо-
западные районы области. На берегу моря оказались бы города
Новокузнецк, Белово.
10.В нашей области находятся два угольных бассейна. Назовите их. В чем
различия? (Кузнецкий каменноугольный и западное крыло Канско-Ачинского
буроугольного бассейна)
ЗАДАНМЕ №4
1.Какая хищная птица кемеровской области питается рыбой? (речной орел-
Скопа.)
2. Какая из птиц области носит название растения? (Чечевица.)
3..Как по косяку птиц определить стороны горизонта? (перелетные птицы
весной летят на север, а осенью на юг.)
4..Отчего старых лосей- быков называют «Сохатыми»? (Сохатый от слова
«соха, « на которую похожи рога старого лося.)
5..Какое растение нашего края питается насекомыми? Где оно произрастает?
(Росянка произрастает на сфаговых болотах.)
6.У какого дерева самое длинное детство? (У пихты. Это дерево впервые
цветет и дает семена в возрасте 50-70 лет.)
7.. Какая птица нашего края выводит птенцов зимой. ( Клесты.)
8.Знаете ли вы, какой минерал можно порвать, как обыкновенный лист
бумаги? (Палыгорскит, или «горная кожа»- минерал из группы асбеста,)
9.Вивианит-это минерал, какого класса? (Фосфатов)
10.Какое растение в Древней Руси считалось символом девичьей красоты,
любви и счастья? (Калина)
Задание №5
1.Вивианит-это минерал, какого класса? (Фосфатов)
2.Какое растение в Древней Руси считалось символом девичьей красоты,
любви и счастья? (Калина).
3.Из какого растения на праздник Ивана Купала плели венки, надевали их на
голову и опоясывались ими, чтобы уберечь себя на целый год от колдовства и
болезней? ( Полынь)
4.Какими растениями на праздник Ивана Купала люди стегали друг друга и
развешивали пучки из него по скотным дворам и почему? (Крапива. Для
защиты от нечистой силы .)
5.Лишайники – индикаторы загрязнений атмосферного воздуха. Какие из них
наиболее чувствительны? ( При повышении степени загрязненности воздуха
первыми исчезают кустистые лишайники, а ними листовые и последними –
накипные.)
6.Какую
роль
играют
муравьи
в
природе?
(Они
истребляют
вредных
насекомых,
переносят
семена
растений,
улучшают
структуру
почв,
пронизывая ее своими ходами. В настоящее время у нас в стране используют
лесных муравьев для борьбы с вредителями леса.)
7. На какой реке находиться самый крупный порог нашей области? Как он
называется? ( Он находится на реке Мрассу и называется Хомутовский)
8.Какая река в области говорит о себе только в первом лице? ( Яя)
9. Ветры, каких направлений преобладают в Кемеровской области? ( Южные,
юго-западного направления)
10.Какие птицы устраивают по несколько гнезд на одном дереве? ( Грач)
ЗАДАНИЕ № 6
1.Лишайники – индикаторы загрязнений атмосферного воздуха. Какие из них
наиболее чувствительны? ( При повышении степени загрязненности воздуха
первыми исчезают кустистые лишайники, а ними листовые и последними –
накипные.)
2.Какую
роль
играют
муравьи
в
природе?
(Они
истребляют
вредных
насекомых,
переносят
семена
растений,
улучшают
структуру
почв,
пронизывая ее своими ходами. В настоящее время у нас в стране используют
лесных муравьев для борьбы с вредителями леса.)
3.Какие типы охраняемых природных объектов представлены в кемеровской
области?
(более
160
объектов
14-заказников,
заповедные
урочища-
13,государственные
памятники
природы-128,ландшафтно-эстетические
трассы-3.Созданы
биосферный
заповедник
«Кузнецкий
Алатау»
и
национальный парк Горно - шорский.
4.С чем связан кризис экологических ситуаций? (С развитием
разноотраслевых хозяйств.)
5.Сколько в Кузбассе насчитывается лекарственных растений?(420 видов.)
6.Наиболее рыбной рекой в нашей области является, какая река? (Кия.)
7.В каком году был создан первый указ по охране природы нашего края и
кем? (В 1658г, воеводой Кузнецка.)
8.Что такое ЭДИФИКАТОР? (ведущая древесная порода в тайге.)
9.Какое пушное животное самое первое было акклиматизированное?
(Ондатра)
Управление образования администрации
Топкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»
Муниципальный конкурс методических разработок
учителей естественно-научного цикла экологического характера
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Выполнила: Михасева М.А. ,учитель географии
2016 г.
г.Топки