Напоминание

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в


Автор: Шелковская Лилия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 142 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Конспект
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в
Раздел: начальное образование





Назад






Цели:
познакомить с буквой В и звуками [в], [в’]; учить писать заглавную и строчную букву В, в; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики; создать условия для воспитания внимательного отношения к слову: – формируем умение различать гласные и согласные звуки; – формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке; – формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение писать предложения; – формируем умение анализировать текст.
Познавательные УУД
: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока

Ι. Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.
ΙΙ.Актуализация знаний

1. Отгадайте загадки:

Слайд № 2
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ...
(Волк)

Слайд № 3
В жарких странах он живёт, Гордо по пескам идёт, На спине горбы имеет, Ест колючки - не худеет. Он других не просит блюд, Потому, что он …
(Верблюд).
- Что объединяет слова-отгадки? ( звуки
[в]
и
[в’])


2.

Составление плана урока.
– Откройте «Буквари» на с. 116-117 и рассмотрите разворот учебника. – Можно ли догадаться, какая тема нашего урока? – Посмотрите прописи, с. 16-17. - Давайте составим план сегодняшнего урока.
Слайд № 4

План
1. Знакомство с новыми звуками и буквами. 2. Звуковой анализ слов. 3. Чтение слогов и слов. 4. Работа с ребусами. 5. Чтение предложений и текстов. 6. Знакомство с написанием букв В, в. 7. Письмо слов, предложений.
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1.

Работа в «Букваре».
Знакомство со звуками
[в]
и
[в’]
и буквами
В
и
в
.
Слайд № 5

1) Звуко-буквенный анализ слова ветка (коллективно)

2) Звуко-буквенный анализ слова волна.
– Отгадайте загадку. В тихую погоду нет нас нигде, Как ветер подует – бежим по воде.
(Волны.)
- Образуйте единственное число от слова волны (волна). – Проведите звуковой анализ слова
волна
самостоятельно. – Рассмотрите схемы. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
[в]
и
[в’]
– Чем похожи и чем отличаются эти слова?
(В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в

слове «ветка» ударный первый слог, а в слове «волна» – второй.)
– Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки.
В (вэ)

3. Знакомство с новой буквой.
П о к а з о б р а з ц а б у к в ы .
Слайд № 6
- На что похожа буква?
В
- буква очень важная, Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут
Физкультминутка

Игра «Камень – вата»
Мальчики (в команде камня) приседают, услышав слово со звуком
[в].
Девочки (в команде ваты) поднимаются на носки, услышав слово со звуком
[в’].

В
– важна и величава. Очень много нужных слов От неё берут начало, Словно реки от ручьёв, Воздух, время, вьюга, ветер, Вальс, волшебник, водопад, Милый взгляд и синий вечер, Ветка вишни, виноград. Вилки, варежки, ватрушки,
На носу весной – веснушки! Море плещется волной. Слов на
В
– полным-полно! Т. Синицына
4. Игра «Живые буквы».
Проводится со словом «ветка». Учитель называет звуки: [э],[т],[к’],[а], Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка». – Почему не получилось слова? (Нет буквы
в
.) – Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место? Теперь прочитайте слово «ветка». – Выйдите буквы в следующем порядке: • буква, которой обозначен первый мягкий согласный звук (
в)
• буква, которой обозначен первый твёрдый согласный звук
(т)
• согласная буква второго слога
(к)
– Расскажите об оставшихся буквах.
(е,а)
– Какая буква в слове смягчает согласный звук?
(е)
- Какая буква придаёт твёрдость согласному?
(а)

ΙV. Применение нового знания

1.

Работа в прописи (с. 16).
Перед работой в прописи вспомним стихотворение – напоминание о правилах письма.
Слайд № 7
Я тетрадь свою открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу! Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь.
Р а б о т а

с

о б р а з ц о м заглавной буквы

В
. – Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы
В
. – Рассмотрите образец заглавной буквы
В
.
Слайд письменной буквы В
- Расскажите о направлении движения руки при написании буквы
В
. З а п и с ь заглавной буквы
В
по образцу.
2. Работа по букварю. Чтение слогов. Игра в рифмы.
– Прочитайте слоги цепочкой; - Назовите слоги с мягким согласным звуком; - Прочитайте слоги с твёрдым согласным звуком.
Слайд № 8

Игра в рифмы.
Лучшей умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в рифмы, Тот становится умней. Вы-вы-вы буквы знаем мы. Ва-ва-ва на дворе зима. Вё-вё-вё я возьму своё. Ви-ви-ви домой скорей иди. Ву-ву-ву в школу я иду. Во-во-во полное ведро. Вя-вя-вя красивая земля.
3. Работа по букварю. Чтение слов.
– Прочитайте слова самостоятельно. – Прочитайте слова, в которых два слога; три слога.
– Прочитайте слова, в которых три слога. – Какие слова остались непрочитанными? Почему?
Физкультминутка.

4. Работа в прописях.
– Прочитайте слова. - Какое слово лишнее?
(Волга.)
Буква
В
гордится тем, что Волга-матушка, как её называют люди, начинается с буквы
В
. - Почему все слова написаны с заглавной буквы? Запись имён собственных по образцу. – Прочитайте слова, которые вы написали. – Прочитайте предложение. - Сколько в нём слов? – Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу. – В какие игры можно играть дома? – Ваня и Витя играли в слова. Хотите к ним присоединиться?
5. Работа по букварю. Расшифровка слов.
– Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице. – Какие новые слова у вас получились?
(Слово, весна.)

Расшифровка анаграммы.
Мы - малышки – коротышки. Будем рады, если ты Поразмыслишь и отыщешь И начала и хвосты. – Составьте слова из двух частей.
(Водолаз, вода, ванна.)

Физкультминутка.

6. Работа в прописях.
– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему?
(Не умеем писать строчную букву

в.)
– Рассмотрите образец строчной буквы в. - Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? - Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы
в
на рабочей строке. – Какая ещё строчная буква располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки? (Буква
б
.) – Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы
в
. З а п и с ь строчной буквы
в
.
7.

Работа

по

букварю. Чтение

по

ролям

рассказа

А.

Шибаева

«Одна

буква»

(заранее

подготовленными детьми).
− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.
Чтение по ролям рассказа А. Шибаева «Одна буква» (заранее подготовленными детьми)

(с.117).
– Чему учит нас эта история? (Внимательно относиться к слову.) Это нам сегодня очень пригодится. − Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
С а м о с т о я т е л ь н о е чт е н и е

т е к с т а читающими детьми
.
(с.117)
– Кто сидел на ветке дерева? Прочитайте. – Кто прилетел? Что сделала ворона? Прочитайте. – Объясните, почему вороне стало стыдно. А вам было когда-нибудь стыдно?
Физкультминутка.

8. Работа в прописях (с.17).

– Прочитайте. Напишите слова по образцу. – Сравните слоговой и буквенный состав данных слов. – Почему слово «Вова» написано с большой буквы? – Буква
В
открыла мне секрет, что Вова – это её любимое мужское имя. Как вы думаете, почему? А какое любимое женское имя, попробуйте догадаться. (Варвара.) – Напишите его самостоятельно. – Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Какое слово пишется с большой буквы? Какой знак в конце предложения? Напишите по образцу.
9. Работа по букварю.
Учитель читает рассказ
Я. Тайца «По грибы».
– Какой вы представляете себе Надю? - Почему Наде стало стыдно? - Что было самым трудным?
V. Домашнее задание
1) Выполнить задания по карточке. 2) Нарисовать иллюстрацию к любому из двух текстов «Букваря» (с. 117–118).
VΙ. Итог урока
.
Рефлексия
– Вспомните, что нового мы сегодня узнали на уроке? – Какое задание показалось наиболее интересным? А самым трудным? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Каким словом вы бы оценили свою работу? Почему?


В раздел образования