ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в
Автор: Шелковская Лилия Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 142 г.Челябинска" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Конспект Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в Раздел: начальное образование
Цели: познакомить с буквой В и звуками [в], [в’]; учить писать заглавную и строчную букву В, в;
способствовать
развитию
фонематического
слуха,
мелкой
моторики;
создать
условия
для
воспитания внимательного отношения к слову:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Познавательные УУД :
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
Ι. Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
ΙΙ.Актуализация знаний
1. Отгадайте загадки:
Слайд № 2
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)
Слайд № 3
В жарких странах он живёт,
Гордо по пескам идёт,
На спине горбы имеет,
Ест колючки - не худеет.
Он других не просит блюд,
Потому, что он … (Верблюд).
- Что объединяет слова-отгадки? ( звуки [в] и [в’])
2.
Составление плана урока.
– Откройте «Буквари» на с. 116-117 и рассмотрите разворот учебника.
– Можно ли догадаться, какая тема нашего урока?
– Посмотрите прописи, с. 16-17.
- Давайте составим план сегодняшнего урока.
Слайд № 4
План
1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
2. Звуковой анализ слов.
3. Чтение слогов и слов.
4. Работа с ребусами.
5. Чтение предложений и текстов.
6. Знакомство с написанием букв В, в.
7. Письмо слов, предложений.
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1.
Работа в «Букваре».
Знакомство со звуками [в] и [в’] и буквами В и в .
Слайд № 5
1) Звуко-буквенный анализ слова ветка (коллективно)
2) Звуко-буквенный анализ слова волна.
– Отгадайте загадку.
В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует – бежим по воде. (Волны.)
- Образуйте единственное число от слова волны (волна).
– Проведите звуковой анализ слова волна самостоятельно.
– Рассмотрите схемы.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. [в] и [в’]
– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в
слове «ветка» ударный первый слог, а в слове «волна» – второй.)
– Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки. В (вэ)
3. Знакомство с новой буквой.
П о к а з
о б р а з ц а
б у к в ы .
Слайд № 6
- На что похожа буква?
В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут
Физкультминутка
Игра «Камень – вата»
Мальчики (в команде камня) приседают, услышав слово со звуком [в].
Девочки (в команде ваты) поднимаются на носки, услышав слово со звуком [в’].
В – важна и величава.
Очень много нужных слов
От неё берут начало,
Словно реки от ручьёв,
Воздух, время, вьюга, ветер,
Вальс, волшебник, водопад,
Милый взгляд и синий вечер,
Ветка вишни, виноград.
Вилки, варежки, ватрушки,
На носу весной – веснушки!
Море плещется волной.
Слов на В – полным-полно! Т. Синицына
4. Игра «Живые буквы». Проводится со словом «ветка».
Учитель называет звуки: [э],[т],[к’],[а], Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка».
– Почему не получилось слова? (Нет буквы в .)
– Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место? Теперь прочитайте слово
«ветка».
– Выйдите буквы в следующем порядке:
• буква, которой обозначен первый мягкий согласный звук ( в)
• буква, которой обозначен первый твёрдый согласный звук (т)
• согласная буква второго слога (к)
– Расскажите об оставшихся буквах. (е,а)
– Какая буква в слове смягчает согласный звук? (е)
- Какая буква придаёт твёрдость согласному? (а)
ΙV. Применение нового знания
1.
Работа в прописи (с. 16).
Перед работой в прописи вспомним стихотворение – напоминание о правилах письма.
Слайд № 7
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Р а б о т а
с
о б р а з ц о м заглавной буквы
В .
– Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы В .
– Рассмотрите образец заглавной буквы В .
Слайд письменной буквы В
- Расскажите о направлении движения руки при написании буквы В .
З а п и с ь заглавной буквы В по образцу.
2. Работа по букварю. Чтение слогов. Игра в рифмы.
– Прочитайте слоги цепочкой;
- Назовите слоги с мягким согласным звуком;
- Прочитайте слоги с твёрдым согласным звуком.
Слайд № 8
Игра в рифмы.
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в рифмы,
Тот становится умней.
Вы-вы-вы буквы знаем мы.
Ва-ва-ва на дворе зима.
Вё-вё-вё я возьму своё.
Ви-ви-ви домой скорей иди.
Ву-ву-ву в школу я иду.
Во-во-во полное ведро.
Вя-вя-вя красивая земля.
3. Работа по букварю. Чтение слов.
– Прочитайте слова самостоятельно.
– Прочитайте слова, в которых два слога; три слога.
– Прочитайте слова, в которых три слога.
– Какие слова остались непрочитанными? Почему?
Физкультминутка.
4. Работа в прописях.
– Прочитайте слова.
- Какое слово лишнее? (Волга.)
Буква В гордится тем, что Волга-матушка, как её называют люди, начинается с буквы В .
- Почему все слова написаны с заглавной буквы?
Запись имён собственных по образцу.
– Прочитайте слова, которые вы написали.
– Прочитайте предложение.
- Сколько в нём слов?
– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по
образцу.
– В какие игры можно играть дома?
– Ваня и Витя играли в слова. Хотите к ним присоединиться?
5. Работа по букварю. Расшифровка слов.
– Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице.
– Какие новые слова у вас получились? (Слово, весна.)
Расшифровка анаграммы.
Мы - малышки – коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и хвосты.
– Составьте слова из двух частей. (Водолаз, вода, ванна.)
Физкультминутка.
6. Работа в прописях.
– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву
в.)
– Рассмотрите образец строчной буквы в.
- Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
- Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы в на рабочей строке.
– Какая ещё строчная буква располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки?
(Буква б .)
– Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы в .
З а п и с ь строчной буквы в .
7.
Работа
по
букварю. Чтение
по
ролям
рассказа
А.
Шибаева
«Одна
буква»
(заранее
подготовленными детьми).
− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Много слов в русском языке, и каждое по-своему
интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.
Чтение по ролям рассказа А. Шибаева «Одна буква» (заранее подготовленными детьми)
(с.117).
– Чему учит нас эта история? (Внимательно относиться к слову.) Это нам сегодня очень пригодится.
− Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
С а м о с т о я т е л ь н о е чт е н и е
т е к с т а читающими детьми . (с.117)
– Кто сидел на ветке дерева? Прочитайте.
– Кто прилетел? Что сделала ворона? Прочитайте.
– Объясните, почему вороне стало стыдно. А вам было когда-нибудь стыдно?
Физкультминутка.
8. Работа в прописях (с.17).
– Прочитайте. Напишите слова по образцу.
– Сравните слоговой и буквенный состав данных слов.
– Почему слово «Вова» написано с большой буквы?
– Буква В открыла мне секрет, что Вова – это её любимое мужское имя. Как вы думаете, почему? А
какое любимое женское имя, попробуйте догадаться. (Варвара.)
– Напишите его самостоятельно.
– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Какое слово пишется с большой буквы? Какой знак
в конце предложения?
Напишите по образцу.
9. Работа по букварю. Учитель читает рассказ Я. Тайца «По грибы».
– Какой вы представляете себе Надю?
- Почему Наде стало стыдно?
- Что было самым трудным?
V. Домашнее задание
1) Выполнить задания по карточке.
2) Нарисовать иллюстрацию к любому из двух текстов «Букваря» (с. 117–118).
VΙ. Итог урока . Рефлексия
– Вспомните, что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Какое задание показалось наиболее интересным? А самым трудным?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Каким словом вы бы оценили свою работу? Почему?