Автор: Верещак Елена Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Филиал ГБОУ СПО СПб"ПЭК" в г. Мурманске Населённый пункт: г.Мурманск Наименование материала: конспект Тема: Композиция в дизайне рекламы Раздел: среднее профессиональное
1
Композиция при выполнении художественно-оформительских
работ.
Дизайн-объект будет цельным только в случае, если все его элементы согласуются друг
с другом, подчинены одной идее, т.е все части композиционно связаны.
Термин «композиция» вошел в жизнь в эпоху Возрождения.
Композиция выражает определенную идею, определяется поставленной задачей,
характером и назначением дизайн-объекта.
Композиция- построение, подбор, группировка и последовательность изобразительных
приёмов, организующих идейно-художественное целое.
Один и тот же сюжет может решиться композиционно по-разному.
Из многообразия архитектурных, живописных, графических, скульптурных композиций
можно выделить основные виды :
1. Фронтальная (плоскостная) композиция – композиция , не выступающая над
плоскостью (гобелены, витражи, плакаты, фото, графические изображения).
Общее решение заключается в двух направлениях- по вертикали и горизонтали, а
глубина пространства выражена неявно, может быть передана светотенями,
цветовыми пятнами, но всё произведение рассматривается с одной точки.
Объемно–фронтальная(переходное состояние)- композиция , элементы которой
расположены на одной плоскости с эффектомглубины за счёт барельефной
перспективы.
2
Различают виды рельефов:
Скульптурное изображение или орнамент, немного выступающий над
плоскостью, низкий рельеф - барельеф
Скульптурное изображении, выступающее над плоскостью фона на три четверти -
горельеф
« Обратный» рельеф,слегка углубленный по отношению к фону
Рельеф, при котором изображение находится на одном уровне с фоном, но его
контуры глубоко врезаны – глиптика
Увеличение выступающих элементов и глубины рельефа приближает
композицию к объемной.
2.
Объемная композиция – композиция где присутствует глубина (применяется в
объектах декоративно-прикладного искусства, скульптуре, трёхмерных
рекламных объектах)
- Объемно-пространственная – композиция из взаимосвязанных объектов,
размещённых на разных уровнях и плоскостях, она рассчитана на
3
восприятиесодной, двух или трёх сторон, а её выразительность зависит от угла
зрения(витрины, выставочные стенды).
3.
Пространственная композиция - композиция, создающая связь предметов с
пространством, в которой они размещены, рассматривается со всех
сторон(интерьеры, глубокие витрины).
Работа над пространственной композицией это проектирование ландшафтов, стендов.
Пространство может организовываться двумя способами:
- внутри объектов (закрытое)-оформление залов музея, интерьеров.
- вокруг объектов (открытое)- Памятник, который «держит» вокруг себя пространство
Пространство создают компоненты:
объёмы , формирующие пространство
4
материалы , формирующие объёмы
Принципы построения композиции :
1.
равновесие
2.
единство и соподчинение всех частей
Нельзя принимать композицию как набор объектов, расположенных в определённой
последовательности в определённом месте (построение композиции должно
начинаться с рукотворного эскиза)
Работа над композицией:
1.
формулировка идеи и поиск композиционного восприятия будущего объекта
2.
поиск оригинального образ и выразительных средств , раскрывающих идею
3.
создание композиционного решения объекта с учетом особенности его
психологического воздействия (цвет, ассоциативность) с целью воздействия на
ум и эмоции зрителей.
Потребность в коммуникации, передаче информации занимает ведущее положение и
служит фактором развития визуальной культуры(письменного языка и знаковой
символики)
Создавая формы различного рода, можно переводить информацию на визуальный язык
не прибегая к словесному объяснению.
Рекламная графика является не материальной и воздействует через эмоции,
потребности, ожидание.
Проблема визуализации занимает сегодня доминирующее положение и зависит:
1.
от возможности управления восприятием человека,
2.
от учета его психологических особенностей.
Последовательность восприятия графического объекта определяется принципом «от
общего к частному»
ФОРМА ЦВЕТ СОДЕРЖАНИЕ
5
Необходимо создание объектов, где восприятие формы, цвета не затрудняло бы
восприятие и пониманием содержания
(объекты рекламной графики достаточно разнообразны в отношении своей
функциональности, композиционного строя, может быть ориентированы на быстрое
восприятие (визитки))
При выполнении художественно-оформительских работ необходимо учитывать:
1.
Вид
2.
Концепцию
3.
Особенности визуального восприятия
Особенности восприятия вербальной информации (чтения):
слева направо
сверху вниз
по диагонали
Особенности восприятия визуальной информации:
1.
иллюстрации способствуют более сильному и запоминающемуся воздействию:
рисунок,
фото,
схемы,
шрифтовое начертание,
коллаж( соединение фото и рисунка),
дополнительные графические элементы,
фирменные элементы (стрелки, рамки)
2.
объекты совмещающие визуальную и вербальную информацию , создают
атмосферу доверия, не только привлекают внимание, но и удерживают его
текст занимает главное место иллюстрация занимает главное место
конь
6
текст и иллюстрация дополняют друг друга
3.
логика размещения текста и иллюстрации должна опираться на
последовательность чтения информации начинаться с иллюстрации
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
ТЕКСТ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕКСТ
При нарушении логики размещения происходит поверхностное восприятие
объекта, текст не задерживает внимание
4.
крупное изображение объекта в большей степени привлекает внимание (если
иллюстрация занимает 80% плоскости графического объекта, то это эффективная
7
реклама, логин, товарный знак, декоративный элемент не должен превышать 10%
площади объекта)
5.
одновременно человек может воспринимать не более семи элементов
под элементом композиции понимается ее составная часть, ограниченная одним
или несколькими замкнутыми контурами ( принцип цельности в
многоэлементной композиции сохраняет позиции основного )
К примеру ,
размещение информации на визитке предполагает создание блоков:
1.
Ф.И.О.
2.
Логотип
3.
Адрес
4.
Контактный телефон, факс, и.т.д.
Всё композиционно размещается в одной плоскости
Многоэлементной может быть как плоская композиция, так и глубинно-
пространственной
6.
Цвет – фактор реализации коммуникативной функции в дизайне, опирается на
эмоциональное и ассоциативное воздействие на потребителя (привлекает
внимание, способствует пониманию, формирует позитивное отношение,
уравновешивает композицию), может создать ощущение приближения или
отдаления. Светлые цвета на темном фоне выступают вперед, а на светлом фоне
остаются на уровне белого, а темные выступают вперед.
Для создания ощущения глубины важен фон и каждыйотдельный цвет.
Важно учитывать влияние освещения (естественное или искусственное) на цвет (если
синий объект осветить оранжевым светом, то он будет казаться черным).
8
Правила восприятия:
1.
Чем сильнее естественный свет, тем ярче любой цвет.
2.
Предмет того же цвета, что и освещение становится ярче.
3.
Белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения.(белые объекты в
красном выглядят красными)
4.
Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи
попадают отвесно, а не под углом.
5.
При удалении наблюдается изменение цвета(на расстоянии все
предметы кажутся голубоватыми). С увеличением расстояния светлые
предметы темнеют, а темные светлеют.
6.
При искусственном освещении происходит изменение цветового тона
предметов.(белые, серые, зелёные объекты желтеют, а синие темнеют и
краснеют, предметы находящиеся в тени плохо различимы по цвету)
Очень важно учитывать интенсивность учитывать интенсивность цвета (слабо
освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые или светло-розовые
тона, а хорошо освещенных помещений, обращённых на юг, может быть более темной,
допустим серо-голубой тон.) Освещённость нижних этажей всегда хуже, чем верхних
(чем ниже, тем светлее тон)
Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении
Цвет
Изменение цветового тона
Изменение яркости
Красный
Становится более насыщенным
«густым»
усиливается
Оранжевый
Краснеет
усиливается
Жёлтый
Белеет
усиливается
Голубой
Зеленеет
уменьшается
Синий
Теряет насыщенность
уменьшается
Фиолетовый
Краснеет в сторону пурпурного
уменьшается
Если необходимо выделить объект, нужно направить на него софит, но нужно тщательно
подбирать цвета других объектов.
Эмоциональное воздействие цвета