Использование опорных конспектов на уроках географии
Автор: Павлова Елена Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: ОБОУ "Школа-интернат №4" города Курска Населённый пункт: город Курск Наименование материала: статья Тема: Использование опорных конспектов на уроках географии Раздел: среднее образование
Использование опорных конспектов на уроках географии
В
последнее
время
в
процессе
обучения
географии,
как
и
другим
предметам,
широко
применяется
графическое
конспектирование,
использующее
рациональные
элементы
опыта
В.Ф.Шаталова.
Этот
графический конспект представляет собой схематическую запись логических
связей,
содержащихся
в
учебной
информации,
с
помощью
необходимого
числа условных знаков и сокращений.
Содержание
темы
урока
раскрывается
в
графическом
конспекте
расположенными в логической последовательности и связанными в виде
схемы
основными
положениями.
Это
помогает
ученику
уяснить
логику
информации, которая содержится в учебнике, и сосредоточить своё внимание
на
самом
главном
в
изучаемой
теме,
повышает
его
познавательную
активность.
Приёмы
работы
с
графическим
конспектом
на
уроке
могут
быть
разные.
Возможно
составление
учителем
графического
конспекта
на
классной доске, а учениками одновременно в тетрадях в процессе изложения
нового
материала.
Конспект
может
быть
и
предварительно
заготовлен
учителем
на
доске
или
на
отдельном
плакате,
а
при
наличии
соответствующих
технических
средств
проецироваться
на
экран.
В
этом
случае
учитель
использует
графический
конспект
в
процессе
своего
объяснения, а ученики записывают его в тетради в конце урока, тем самым,
закрепляя изученный материал.
Возможно использование графического конспекта и в виде раздаточных
дидактических средств при изложении учителем нового материала и его
закреплении на уроке, а также в домашней работе учащихся.
Составляя опорные конспекты на уроке, я стремлюсь сосредоточить
внимание учащихся на основных вопросах учебного материала и тем самым
нормализовать учебную нагрузку.
Приведу пример составления и использования на уроке в 6 классе
небольшого
опорного
конспекта
при
изучении
темы
«Основные
формы
рельефа Земли».
На этом уроке понятие «рельеф» формируется с помощью опорных
сигналов. Для этого я организовываю работу с картой, учебником и беседую с
учащимися по теме урока, в результате ученики чётко представляют, что
такое рельеф, и могут самостоятельно сделать вывод. В качестве закрепления
материала я предлагаю работу с картой.
Вариантом
графического
конспекта
можно
считать
и
схемы-планы,
опыт применения которых в курсе экономической географии зарубежных
стран описан Э.Ф.Озолиньшем.
Составление
схем-планов
сможет
сопровождать
объяснение
нового
материала учителем на уроке, иллюстрируя взаимосвязи изучаемых явлений,
показывая структуру содержания темы. Запись этих схем-планов учащимися
в свои тетради способствует лучшему усвоению материала на уроке.
Хочу
привести
пример
схемы-плана,
используемой
при
изучении
электроэнергетики мира.
горы
Рель
еф
Земл
и
равнины
океаничес
кие
впадины
География Электроэнергетики мира
Опорные
конспекты
способствуют
осознанному
восприятию
материала,
осмысленному
запоминанию,
развитию
познавательной
деятельности, помогают в подготовке домашних заданий.
Влияние НТР на темпы
роста мировой
электроэнергетики и
структурные сдвиги в
электрохозяйстве
Типы электростанций и особенности их размещения
Тепло-
вые
Гидравлические.
Гидроаккумули-
рующие
Атомные
Приливные
Геотерми-
ческие и др.
Развитие и размещение Электроэнергетики по основным группам стран и отдельным странам
мира
Роль электроэнергетики в материальном производстве