Напоминание

Использование опорных конспектов на уроках географии


Автор: Павлова Елена Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ОБОУ "Школа-интернат №4" города Курска
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Использование опорных конспектов на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





Использование опорных конспектов на уроках географии
В последнее время в процессе обучения географии, как и другим предметам, широко применяется графическое конспектирование, использующее рациональные элементы опыта В.Ф.Шаталова. Этот графический конспект представляет собой схематическую запись логических связей, содержащихся в учебной информации, с помощью необходимого числа условных знаков и сокращений. Содержание темы урока раскрывается в графическом конспекте расположенными в логической последовательности и связанными в виде схемы основными положениями. Это помогает ученику уяснить логику информации, которая содержится в учебнике, и сосредоточить своё внимание на самом главном в изучаемой теме, повышает его познавательную активность. Приёмы работы с графическим конспектом на уроке могут быть разные. Возможно составление учителем графического конспекта на классной доске, а учениками одновременно в тетрадях в процессе изложения нового материала. Конспект может быть и предварительно заготовлен учителем на доске или на отдельном плакате, а при наличии соответствующих технических средств проецироваться на экран. В этом случае учитель использует графический конспект в процессе своего объяснения, а ученики записывают его в тетради в конце урока, тем самым, закрепляя изученный материал. Возможно использование графического конспекта и в виде раздаточных дидактических средств при изложении учителем нового материала и его закреплении на уроке, а также в домашней работе учащихся. Составляя опорные конспекты на уроке, я стремлюсь сосредоточить внимание учащихся на основных вопросах учебного материала и тем самым нормализовать учебную нагрузку. Приведу пример составления и использования на уроке в 6 классе небольшого опорного конспекта при изучении темы «Основные формы рельефа Земли».
На этом уроке понятие «рельеф» формируется с помощью опорных сигналов. Для этого я организовываю работу с картой, учебником и беседую с учащимися по теме урока, в результате ученики чётко представляют, что такое рельеф, и могут самостоятельно сделать вывод. В качестве закрепления материала я предлагаю работу с картой. Вариантом графического конспекта можно считать и схемы-планы, опыт применения которых в курсе экономической географии зарубежных стран описан Э.Ф.Озолиньшем. Составление схем-планов сможет сопровождать объяснение нового материала учителем на уроке, иллюстрируя взаимосвязи изучаемых явлений, показывая структуру содержания темы. Запись этих схем-планов учащимися в свои тетради способствует лучшему усвоению материала на уроке. Хочу привести пример схемы-плана, используемой при изучении электроэнергетики мира. горы Рель еф Земл и равнины океаничес кие впадины
География Электроэнергетики мира Опорные конспекты способствуют осознанному восприятию материала, осмысленному запоминанию, развитию познавательной деятельности, помогают в подготовке домашних заданий. Влияние НТР на темпы роста мировой электроэнергетики и структурные сдвиги в электрохозяйстве Типы электростанций и особенности их размещения Тепло- вые Гидравлические. Гидроаккумули- рующие Атомные Приливные Геотерми- ческие и др. Развитие и размещение Электроэнергетики по основным группам стран и отдельным странам мира Роль электроэнергетики в материальном производстве


В раздел образования