Напоминание

Использование тренажера "Максим" в процессе обучения дисциплине "Охрана труда"


Автор: Володина Лариса Павловна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ВТЖТ и К
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование тренажера "Максим" в процессе обучения дисциплине "Охрана труда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Володина Лариса Павловна
преподаватель, ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций» г. Волгоград
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА «МАКСИМ» В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»
Внешняя среда — это все то сущее. Что находится вне нас: грандиозное многообразие окружающего мира хрупкая, легкоранимая подвижная природа; материализованные продукты, духовный результат человеческой деятельности. Творчества; социум, общества, государства. Все они вступают в сложнейшие взаимоотношения и взаимодействия между собой, взаимоотношения и взаимодействия с внутренней средой организма, обеспечивая свое существование, жизнь, болезни или гибель человека. Современная гомология, наука о человеке, исходит из представления о единстве планетарного и космического составляющих внешней среды. Человек выступает в ней в двух основных ипостасях - в качестве биологического объекта и социального субъекта (члена социума). Ноmo saрieпs егесtus - неотъемлемая часть и во многом негативно действующий, разрушающий агент внешней среды; после тем более парадоксально, что внутренняя среда его находится в соподчиненности к внешней среде, и нарушение последней приводят к страданию первой. Любое событие планетарного или космического происхождения, в которое вовлечен человек, может привести к тяжелым последствиям - травмам, заболеваниям, в конечном итоге к поражениям «ворог смерти» (по определению древних врачей) - сердца, легких, головного мозга. Все эти процессы первоосновой имеют воздействие многообразных факторов внешней среды, в особенности постоянно ухудшающейся экологии: в целом влияние внешней среды на человека необходимо всегда особо учитывать при анализе всего того множества патологических состояний, которые составляют содержание, сущность современной медицины; при иных подходах единство, связь болезнетворных систем и патологии потеряет свой смысл. В свете вышесказанного можно выделить три ведущих фактора: общее состояние планетарного и благополучия; многообразные космического составляющих внешней среды, или степень экологического виды и формы повреждающего воздействия на человека механического, электрического, водного и др., медико-биологического, биологического воздействия. Все три фактора являются элементами единой внешней среды, претерпевшей в России на протяжении последних 50 лет, как минимум, две экологические катастрофы. Гигантское разрушение хрупкого равновесия природы после де с- труктурирования бассейна Волги, самой Волги с созданием систем пресловутых «озер», «морей» в сердце России, привело к резкому изменению климата, появлению и усугублению метеозависимых заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания и пр., отчетливому снижению уровня оптимальной и
безопасной обитаемости гигантского региона, сокращению продолжительности жизни. Были безвозвратно потеряны ценнейшие черноземы, затоплены старинные города, поселки, - ущерб не поддается исчислению. На протяжении последнего десятилетия Россия претерпевает тихую, но страшную по последствиям революцию второй экологической катастрофы - по всем направлениям. Основными итогами ее служат снижение уровня безопасной обитаемости городов, поселков вследствие разрушения комплексов городского хозяйства, коммунальных структур и пр. Выводы гомологии касательно перспектив на будущее неоптимистичны. Среда обитания, особенно крупные города, становится все менее пригодной для человека. Вторую катастрофу вполне логично дополняет грядущая третья. Суть ее предельно проста: институт водного хозяйства вновь настойчиво предлагает повернуть «немножко» стока вод Оби на юг – это обойдется «всего лишь» в 34 миллиарда долларов США с отдачей в течение где-то пяти лет (по-видимому, более правильным было бы говорить о возможной отдаче в течение десятков лет). Политически втягивание России в подобную авантюру чревато возможностью поссорить донора с жаждущими воды реципиентами. Нет сомнений, что эта «идея» представляет собой финансовую аферу, чреватую дефолтами, неисчислимыми экологическими бедствиями, третьей экологической катастрофой. Все это было уже доказано почти 20 лет тому назад лучшими, выдающимися специалистами. Внешняя среда, вся природа в целом за последние 20-25 лет становятся все более агрессивно-негативными по отношению к человеку. Это одна из главнейших рукотворных причин страшной действительности - массовых з а б ол е ва н и й д е т е й и в з р о с л ы х ; р а н н е го с н и же н и я и п о т е р и воспроизводительных функций; деградации людей молодого и среднего возраста, резкого омоложения тяжелых болезней, - например, инфаркта миокарда в 20-23-25 летнем возрасте (а ведь всего 40-45 лет тому назад он был уделом пожилых, редко - позднего среднего возраста); сокращения продолжительности жизни мужчин до уровня, невероятного по сопоставлению с благополучными развитыми странами (около 50 лет); вымирание нации в устрашающе нарастающих темпах —> по заниженным «усредненным» данным, нация вымирает в темпе 500-600 тысяч человек ежегодно, - то есть, в течение 1,5-2 лет исчезает крупный город с миллионным населением! Смертность при дорожно-транспортных происшествиях практически в пятнадцать раз превышает аналогичные показатели развитых стран. Своевременная медицинская помощь на месте происшествия в России не оказывается. На дорогах страны ежегодно гибнут свыше 40 тысяч человек молодого и среднего возраста, детей (16%). Гибнут люди наиболее продуктивного и воспроизводительного возраста, - то есть, ежегодно без войны страна безвозвратно теряет четыре полнокровные ценнейшие дивизии. От тяжелых инфекционных паразитарных заболеваний ежегодно погибает 36000 человек. Вследствие конфликтов с окружающей средой, жизненных неудач, число самоубийств превышает 55 тысяч; число убийств около 43 тысяч.
Таковы в самых общих чертах первые два фактора двучленной цепочки «внешняя среда - человек». Третий фактор - медико-биологическое и биологическое воздействие внешней среды на человека - представлен особо. Показатели, свидетельствуют не только о настоятельнейшей необходимости знания каждым членом общества основ медицинского пособия, умения и непременного желания оказать первую медицинскую, первую реанимационную помощь пострадавшему, истекающему кровью, погибающему. Известно, что полноценное оказание медицинского пособия на догоспитальном этапе, от момента травмы, заболевания — до поступления в больницу, госпиталь - осуществляется по цепочке: начальный период — период профессионального оказания медицинской помощи (доврачебной, первой врачебной) — период предъэвакуационной подготовки — период эвакуации. Самым важным и ответственным из всех периодов догоспитального этапа является первый - начальный, когда нет, и не может быть медицинских работников, и медицинскую помощь в форме первой медицинской и первой реанимационной помощи должны оказывать немедики - те, кто выжил или кто ранен легко или находится поблизости от места происшествия, от очага чрезвычайной ситуации. Медицинское пособие должно оказываться всем пострадавшим - в первую очередь средней тяжести, тяжелым, и находящимся в терминальных состояниях. Неоказание, неполное, некачественное, несвоевременное оказание медицинской помощи есть фактор резко негативного, преступного медико- биологического, медико-социального пагубного воздействия внешней среды, социума - в особенности на пострадавших средней тяжести, тяжелых, крайне тяжелых. Первый период является самым сложным, особо ответственным, но для пострадавшего благодатным - в случае немедленного оказания ему адекватного медицинского пособия. Более того, начальный период оказывает решающее и определяющее влияние на всю последующую судьбу пострадавшего (больного) - выздоровления и полноценной жизни, или смерти на месте происшествия или в иных периодах догоспитального этапа; смерти в периоде эвакуации; смерти в стационарах (больницах, госпиталях) вследствие развивающихся тяжелых осложнений. Вот ответ на извечный вопрос - кто виноват. В нынешних непростых условиях своевременное получение полноценной медицинской помощи сопряжено со значительными трудностями, большой потерей времени, сил и пр., в то же время, очень часто простейшее медицинское пособие, оказанное в начальном периоде, непосредственно на месте происшествия или в очаге чрезвычайной ситуации, сразу, после несчастного случая или начала тяжелого заболевания - позволяет решить десять жизненно важнейших задач: - спасет жизнь умирающему или тяжело заболевшему; - резко повысит эффективность доврачебной, первой врачебной помощи;
- в определенной части случаев позволит лечить больного амбулаторно или на дому - в особенности, если оказание профессиональной медицинской помощи затруднено или задерживается в силу ситуационных причин; - резко снизит показатели смертности во втором-четвертом периодах догоспитального этапа (в особенности во время эвакуации на догоспитальный этап); - значительно повысит эффективность, существенно облегчит последующее лечение в больницах, госпиталях; - предотвратит развитие тяжелых осложнений, - в том числе опасных для жизни; - ускорит выздоровление, возвращение у трудовой деятельности; - резко снизит возможность инвалидизации; - повысит эффективность и ускорит процесс восстановления - реабилитации, социальной адаптации. Только своевременная, то есть ранняя, сразу после травмы, полноценная медицинская помощь в начальном периоде позволит добиться решения тех важнейших задач, о коих мы говорили выше: жизнь ежечасно, каждодневно подтверждает справедливость этих положений. В соответствии с вышеизложенным, основной целью труда служит предоставление современных медицинских знаний каждому, кто заинтересован в спасении жизни — своей, или семьи, близких, любого человека, кто волею обстоятельств получил травму дома (например, тяжелый ожог) или в пути, на работе - и оказался в тяжелом беспомощном состоянии; кто умирает вследствие остановки сердца или от травм, ранений; кто внезапно тяжело заболел, или у кого возникла тяжелая инфекционная болезнь. Ключевая роль начального периода догоспитального этапа в снижении необоснованной смертности может быть реализована путем решения важнейшей государственной, социальной общественной задачи - массового обучения всего населения страны и в тои числе обучающихся техникумов. Обучение первой медицинской помощи очень важно для студентов обучающихся по профессиям и специальностям для железнодорожного транспорта т.к. железнодорожный транспорт – это особо опасная зона для человека. Железная дорога создана, чтобы приносить пользу человеку. Это удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Однако важно помнить, что это - зона повышенной опасности! Только человек часто забывает и пренебрегает этой опасностью, а взамен получает неприятности. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Железная дорога является зоной повышенной опасности: находясь вблизи путей, нужно быть предельно бдительным самому и внимательным к окружающим.
Несчастья в семьях пострадавших объясняются не только нарушением или пренебрежением пострадавших к правилам техники безопасности при н а хож д е н и и н а же л е зн од о р ож н ы х п у тя х , н о и р а в н од у ш и е м , невнимательностью рядом находящихся людей, которые могли подсказать, остановить, потребовать выполнения правил нахождения на железнодорожных путях, но не сделали этого. Железная дорога для всех, а для детей и подростков особенно - зона повышенной опасности. Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь. В нашем техникуме учебный процесс по дисциплине «Охрана труда» по темам связанным с оказанием первой реанимационной помощи обеспечивается семейством реанимационным обучающим тренажером с обратной связью марки «Максим» по качеству и учебным возможностям превышающих лучшие зарубежные образцы. Рисунок 1. Кабинет «Охраны труда». Тренажер «Максим».
Рисунок 2. Работа обучающихся с тренажером «Максим». Первая реанимационная помощь Реанимация – это оживление умирающего, выведение его из состояния клинической смерти, когда жизненные функции организма уже угасли, а также когда эти функции еще угасают. Реанимация – это предупреждение биологической смерти. Перед реанимацией во всех случаях необходимо проверить состояние пострадавшего ~ окликнуть его, потрясти за плечо. Если он не реагирует; определить наличие или отсутствие дыхания; определить пульс на сонной артерии. Тренажёр позволяет проконтролировать пульс на сонной артерии. Проверить состояние зрачков пострадавшего, оттянув веко вверх. При этом для наглядности, в одном из глас зрачок расширен – пострадавший находится в состоянии клинической смерти, а в другом глазе – зрачок нормальный. Если дыхание отсутствует, пульсации на сонных артериях нет, зрачки расширены, на свет не реагируют - то есть, кровообращение отсутствует, - следует осуществлять полный цикл реанимации наружный массаж сердца. Разместить пострадавшего в горизонтальном положении на спине, на жестком основании - на полу помещения, на земле. Руки вытянуть вдоль туловища. Основы искусственной вентиляции легких. Необоснованная смертность на догоспитальном этапе, особенно в первом периоде, во многом объясняется асфиксией (удушьем), вызванной непроходимостью дыхательных путей вследствие неправильного положения головы пострадавшего, находящегося без сознания. В результате этого происходит западение языка, надгортанника в трахею, затекание слизи, слюны, рвотных масс в дыхательные пути, сопровождающиеся аспирацией их легкими.
Во всех подобных случаях необходимым условием спасения жизни человека является немедленное устранение причин, вызвавших (или могущих вызвать) асфиксию, восстановление проходимости дыхательных путей. Для этого у пострадавшего запрокидывают голову (при угле запрокидывания 15-20 градусов). Тренажер позволяет – это делать и если сделано всё правильно, то включается зелёный сигнал «Положение головы – правильное». В условиях первого периода догоспитального этапа даже один наружный массаж сердца, правильно осуществляемый, может быть достаточным для поддержания жизни и позволяет в большей степени добиться улучшения мозгового и коронарного кровотока. При наружном массаже сердца возобновление кровообращения достигается восстановлением функций проводящей системы сердца. Тренажёр позволяет провести реанимационные действия с пострадавшим. Провести по правилам оказание первой медицинской помощи искусственное дыхание «изо рта в рот» или изо рта внос». При достаточно интенсивном поступлении воздуха горит светодиод «Нормально». Рисунок 3. Искусственное дыхание «изо рта в рот». Ритмичными надавливаниями на грудную полость тренажёра можно провести непрямой массаж сердца. При прикладывании усилий в 25+2кгс (глубине продавливания 3-5 см) загорается зелёный светодиод «Нормально», при большей глубине – красный светодиод «Сильно».
Рисунок 4. Непрямой массаж сердца. Проконтролировать на тренажере появление пульса на сонной артерии можно, переведя тумблер «пульс» в верхнее положение. Тренажер позволяет выполнять наложение шин при переломах костей нижней конечности. Первая медицинская помощь - это комплекс простейших взаимосвязанных медицинских мероприятий, выполняемых в любых ситуациях окружающими лицами, немедиками, действующими непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации, на месте происшествия, травмы, поражения, или на месте обнаружения пострадавшего, а также при необходимости, в процессе транспортирования. Этот важнейший вид медицинского пособия в обязательном порядке и в совершенстве должны знать все немедики - то есть, все население России. Первая медицинская помощь является самостоятельной медицинской наукой особо важного значения в общем комплексе медицинского вспомоществования, и имеет огромное общественное, социальное, государственное значение - в период мира и в период войны. Своевременное, т.е. максимально раннее сразу, непосредственно после травмы, начала заболевания, полное и правильное осуществление мероприятий позволяет выполнить цели, стоящие перед ней, решить многие основополагающие задачи медицинского обеспечения, в том числе: - существенно снизить необоснованную смертность, снизить трудопотери; - повысить число лиц, возвращающихся в строй и к полноценному труду; - повысить эффективность доврачебной и первой врачебной, квалифицированной, специализированной помощи; - сократить продолжительность лечения, снизить инвалидность среди пострадавших; уменьшить материальные затраты на лечение.
Ведущие симптомы. 1. Наличие травмы. 2. Сильная боль в момент травмы; боли при попытках движений, перемещений; значительные ограничения подвижности, движений, невозможность осуществлять движения. 3. Деформация конечности в зоне перелома. Признак непостоянный, отмечается главным образом при тяжелых травмах. 4. Отек мягких тканей, несколько выходящий за пределы области перелома; может быть отчетливо видимым. Во всех случаях наружное кровотечение должно быть остановлено. Непосредственно на месте происшествия осуществляется транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела. Для снятия или уменьшения болей, несмотря на недостаточную эффективность, можно дать пострадавшему 1-2 таблетки анальгина, Пенталгина или другие средства (из-за отсутствия иных возможностей обезболивания на месте происшествия), предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками; полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды (1/2 чайной ложки). Обеспечить щадящее транспортирование, постоянный контроль общего состояния, наложенных шин. При развитии терминальных состояний оказать первую реанимационную помощь в полном объеме. Транспортная иммобилизация. Цель транспортной иммобилизации: предупреждение развития шока, терминальных состояний во время пребывания на месте происшествия, в очаге, и в процессе эвакуации в лечебное учреждение. Задачи иммобилизации: максимальное обездвиживание отломков кости; предупреждение значительных смещений их, вторичных повреждений сосудов, нервов, тканей; обездвиживание сегментов конечностей в области суставов для более надежной фиксации отломков в зоне перелома - с защитой суставов и физиологических костных выступов от возможных травм (наложенными шинами и в процессе транспортировки). Перед наложением транспортных шин следует дать пострадавшему обезболивающие средства. В начальном периоде догоспитального этапа снятие болей, тем самым предупреждение развития болевого шока, как отмечалось, достигается дачей 1-2 таблеток анальгина (или Пенталгина, баралгина), в максимальной степени раздавленных между чайными ложками, и засыпанных под язык - без запивания (порошок залить половиной чайной ложки воды - желательно теплой). Наложение шин необходимо осуществлять предельно осторожно. Вначале подводится и фиксируется несколькими ходами бинта нижняя шина. Транспортировать пострадавшего следует с максимальной осторожностью и под постоянным контролем, так как возможно внезапное резкое ухудшение состояния, развитие тяжелого шока, терминальных состояний; возможно смещение шин, повязок.
В начальном периоде догоспитального этапа, то есть при отсутствии стандартных шин, применяются, как отмечалось выше, любые подручные средства - планки, узкие доски, лыжи, палки, куски фанеры или плотно связанные полосы картона, даже хворост, солома и пр. Фиксация осуществляется достаточно надежными средствами - полосами (жгутами) плотной ткани. Это очень ответственная работа, особенно для немедика. Она требует максимального внимания, осторожности, ответственности. Шины накладываются в зимнее и холодное время прямо на одежду; обувь не снимается. В летнее время возможны ситуации, когда пострадавший оказывается почти без одежды; в этих случаях необходимо обеспечить особо тщательные прокладки в местах костных выступов, стоп. Иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надежной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения. При отсутствии стандартных шин необходимо использовать подручные средства. Одним из вынужденных, но в целом неплохих вариантов служит прибинтовывание поврежденной конечности к здоровой с применением полос из сложенной материи (например, полотенец, разорванных простыней); в качестве подкрепления фиксации конечностей в наиболее опасной зоне можно использовать ремень от брюк. Переломы бедренной кости. Фиксировать три сустава - тазобедренный, коленный, голеностопный - с использованием нескольких плотно сложенных, надежно закрепленных шин Крамера, или подручных средств. Наложение шин Крамера. Подготовить, отмоделировать шины: - наружную длинную, от подмышечной впадины до стопы и несколько далее - из 2-3 стандартных шин, надежно соединенных друг с другом; - заднюю длинную - от ягодичной складки, по задней поверхности, до стопы, далее с поворотом под углом 90 градусов на стопу, несколько выходя за пределы пальцев; - внутреннюю - от паховой области (промежности) по внутренней поверхности ноги до стопы, далее под углом 90 градусов до наружного края стопы. Шины обкладываются ватой, закрепляемой ходами бинта по общему принципу. Все костные выступы по ходу шин проложить ватой, фиксировать ее ходами бинта. Наложить шины. Скрепить концы наружной длинной и внутренней шин в области стоп. Длинную шину надежно фиксировать к туловищу в нескольких местах. Все три шины фиксировать к бедру и голени в верхних отделах и вблизи голеностопного сустава. Прибинтовать шины к конечности. Стопу надежно прибинтовать к шинам перекрестными («восьмеркой») ходами бинта. Иммобилизация планками или жердями. Использовать 3-4 достаточно прочных планки (жерди) шириной около 4-5 см; одну из них (наружную) - длиной от подмышечной впадины и на 5-6 см длиннее стопы; другую
(внутреннюю) - длиной от паха до того же уровня у стопы; третью (заднюю) - от ягодичной складки до стопы. Подготовить 8-9 лент или узких, достаточно прочных, длинных полос, жгутов ткани (при отсутствии бинтов). Допускается использование ремней, шнуров (нежелательно!), но с обязательной тщательной прокладкой по всему ходу их, особенно спереди и по бокам, мягкой тканью. У верхней части наружной и внутренней шин тщательно уложить мягкую ткань в виде валика. Конечность и шину надежно зафиксировать круговыми ходами полос ткани или бинта. Стопу расположить строго под углом 90 градусов к оси конечности; фиксировать ее к голени и шинам перекрестными ходами ткани («восьмеркой»). Наложение должно осуществляться под контролем пульса, на минимальное время, с продолженным контролем пульса на протяжении эвакуации. В приемном отделении стационара подобные конструкции снимаются вне всякой очереди. Рисунок 5. Наложение шин Крамера.
Рисунок 6. Надежная фиксация шины и конечности круговыми ходами полос ткани или бинта. Таким образом, обучение на тренажере «Максим» способствует формированию экологической компетентности, навыков исследовательской деятельности у обучающихся техникума. Список литературы 1. Тихомиров О.И. Мультимедийные технологии на службе охраны труда – «Безопасность труда и жизни» №4, 2010. 2. Токмаков В.И. Информационные технологии и ресурсы по охране и безопасности труда в строительстве – «Информационные Ресурсы России» №4, 2009.


В раздел образования