Автор: Станкевич Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 32 Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Встреча с любимой книгой Раздел: начальное образование
Познавательные УУД.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать (подробно
или кратко) тексты;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- ориентироваться на страницы произведения;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- осознанное построение высказывания;
- анализ объектов, с целью выделения признаков;
- построение логической цепи рассуждений;
- установление причинно-следственных связей;
2.
Личностные результаты.
- развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- осознанность учения;
- развитие доброжелательности к людям;
- самооценка;
- адекватное реагирование на трудности;
Развитие эмоционально –нравственной отзывчивости;
3.
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями,
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция,
4 .
Коммуникативные УУД
- развитие умения слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в группе;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения,
2
- выступать перед аудиторией,
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Орг. момент.
(звучит песня «Если вы не так уж боитесь Кощея»)
Вступительное слово учителя о настоящем читателе.
Показ учащимися 5 Б класса трёх инсценировок из произведений
Э.Успенского.
1.
А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест.
Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит
дяде Федору:
- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху
держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Дядя Федор попробовал - так и вправду вкуснее. Он кота угостил и
спрашивает:
- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать?
Кот отвечает:
- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто
хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить
негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.
- А кто тебя разговаривать научил? - спрашивает дядя Федор.
- Да так, - говорит кот. - Где слово запомнишь, где два. А потом, я у
профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился.
Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или
воротник, или просто коврик для ног.
Дядя Федор говорит:
- Пошли ко мне жить.
Кот сомневается:
- Мама твоя меня выгонит.
- Ничего, не выгонит. Может, папа заступится.
И пошли они к дяде Федору.
2.
- Ну что же, - сказал директор номер два, - мне нравится этот зверь. Он
похож на бракованную игрушку! Я возьму его к себе на работу. Пойдешь ко мне?
- Пойду, - ответил Чебурашка. - А что мне делать?
- Надо будет стоять в витрине и привлекать внимание прохожих. Понятно?
- Понятно, - сказал зверек. - А где я буду жить?
- Жить?.. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал Чебурашке старую
телефонную будку, стоявшую у входа в магазин.
3.
И вдруг навстречу мальчику выбежал большой-пребольшой Серый Волк. Куда
больше тех, что обычно сидят в зоопарке.
– Здравствуйте, – проговорил он человеческим голосом. – Вы, случайно, не
видели здесь козлика? Серенького такого?
3
Митя сначала растерялся, а потом сказал:
– Нет… Не видел я козлика.
– М-да, – задумчиво протянул Волк, – значит, быть мне сегодня без завтрака. –
Он сел на задние лапы. – А вот девочка вам не попадалась? Такая маленькая, с
корзиночкой? В красной шапочке?
– Нет, – ответил Митя, – и девочка мне не попадалась.
– М-да, – ещё задумчивее протянул Волк, – значит, быть мне сегодня без обеда! –
Он повернулся и побежал обратно в лес.
Мальчику стало жалко Волка, и он сказал:
– А хотите, я вас угощу? У меня есть с собой пирожок.
Волк остановился.
– С чем? С мясом?
– Нет. С капустой.
– Не хочу, – сказал Волк. – Вот колбасы я бы съел. Есть у тебя, мальчик, колбаса?
– Есть, – ответил Митя. – Только я боюсь, меня бабушка заругает.
– Какая ещё бабушка? – заинтересовался Волк.
Потому что серые волки всегда интересуются чужими бабушками и внучками.
– Бабушка Егоровна. Я к ней иду.
– Для тебя она, может, и бабушка, – усмехнулся Волк, – а для меня… ну даже ни
капельки. Не бойся, она не заругает. Ты уж меня угости, а я тебе ещё пригожусь!
-
Что объединило все три инсценировки?
Слайд: фото Э. Успенского (год рождения 22.12.1937)
За свою долгую жизнь Э. Успенский, а в этом году ему исполнится уже 78 лет,
написал целое собрание сочинений, придумал радиопередачи «Радионяня» и «АБВГ-
Дейка». Он стал директором издательства «Самовар», издающего лучшие детские
книжки, изобрёл настольный театр.
Герои книг Э. Успенского уже давно стали для вас родными. Именно он – тот
самый «волшебник в голубом вертолёте», который дарит нам свои добрые, весёлые и
такие родные книги.
Среди самых известных современных детских писателей: Бориса Заходера,
Григория Остера, Сергея Усачёва – писатель Э. У. стоит особняком. Он самый
известный, самый весёлый, самый озорной, самый любимый.
Э.У. очень хочет видеть вас, ребята, хорошими, добрыми, грамотными и
образованными, поэтому в своих книгах постоянно учит вас уму-разуму. Трудное это
дело, сложное, а вдруг не получится? Не у всякого получается, недаром хороший
детский писатель – большая редкость, один на миллион. Мы сегодня остановимся
только на одной книге Э. У. «Вниз по волшебной реке».
Слайд: книга «Вниз по волшебной реке».
Эта сказка родилась неслучайно. Когда Э.У. работал в пионерском лагере, он
поражался, как плохо знают ребята героев русских сказок. И захотелось ему написать
сказку, в которой участвовали бы почти все персонажи русского фольклора.
Так в 1972 году появилась сказка Э. У., в которой мальчик Митя с помощью
смекалки и находчивости помогает добрым героям, ставшим его друзьями, победить
коварство хитрость и глупость Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Соловья-
разбойника.
4
Появилась сказка-шутка, сказка игра, в которой герои русских сказок попадают в
такие истории, какие им и не снились.
Сказка получилась очень весёлая, добрая, она стала удачным продолжением
русских волшебных народных сказок. По этой книге в 1982 году снят чудесный фильм
«Там на неведомых дорожках». А сейчас нам пора отправиться в путешествие «Вниз
по волшебной реке».
Слайд: река.
Для начала вам нужно определиться с названиями команд.
1 задание: Мозаика
Каждой команде собрать мозаику сказочного героя.
1 команда: «Баба-Яга»
2
команда: «Василиса Премудрая»
3
команда: «Серый Волк»
2 задание: Путаница( Работа с текстом) На столах книги.
Каждая команда получает текст, в котором нужно найти ошибки и исправить их.
1 команда:
Баба-Яга.
1.
В доме у Бабы-Яги было грязно и жарко.
2.
Нос у Бабы-Яги маленький, картошкой.
3.
За столом Баба-Яга сидела неряшливая и
лохматая.
2 команда:
Василиса-Премудрая.
1.
Платье у неё расшито бриллиантами.
2.
На голове у Василисы корона с жемчугами.
3.
В мастерской Василисы росли невиданные
деревья.
3
команда:
Мозаика
Сказочное лото
Вещи из мешка
Один из трёх Конкурс
капитанов
Яблоки наливные,
молодильные
Путаница
Кто есть кто?
итоги
Каждая команда вытягивает
свой конверт с мозаикой
1.
Чисто и прохладно.
2.
Большой.
3.
Нарядная и причёсанная.
1.
Сказочными цветами.
2.
Кокошник с
хрустальными
подвесками.
3.
Цветы.
1.
Большой-пребольшой.
2.
Бабушками и внучками.
3.
Колбасой.
5
Серый Волк.
1.
Выбежал небольшой Серый Волк.
2.
Серые волки всегда интересуются чужими
зайцами.
3.
Митя угостил Волка пирожком.
3 задание: Сказочное лото.
Слайд:
1
2
3
А
Стр.2
Стр.10
Стр.34
Б
Стр.38
Стр.48
Стр.54
А1:
Мальчик встретил в лесу волка и захотел сделать ему что-нибудь
приятное. Митя сказал Волку:
- А хотите, я вас угощу? У меня есть с собой пирожок.
Волк остановился:
- А с чем пирожок? С мясом?
Нет!
Вопрос: С чем был пирожок? (С капустой).
А2:
Сидит царь Макар в тронном зале.
Почему же он печальный? Что, по его мнению, неправильно делал прислужник
Гаврила? (Неправильно натирал полы) .
А3:
В доме какого героя находились все эти вещи? (Василисы Премудрой) .
Б1:
Митя увидел при дороге столбик. К столбику была прибита грамота. Митя
прочитал:
Царский указ.
Царь наш Макар Васильевич повелел изловить дерзкого преступника. Росту он
высокого. Сложения крепкого. Лет ему от роду 50. Особых примет нет. Обе ноги
имеет левые.
Вопрос: как звали этого преступника? (Соловей-разбойник) .
Б2:
Сколько вёдер воды должен был выпить Кощей Бессмертный, чтобы стать
снова сильным, после освобождения из плена? (12)
Б3:
По какому вопросу пришёл посоветоваться Серый Волк к Бабе-Яге и
Мите?
6
(Волк съел у бабушки серенького козлика, а она очень переживает и
горюет).
4 задание: Вещи из мешка.
Капитаны вытаскивают по 1 вещи из мешка. Команда отвечает: что с этой
вещью делал один из героев сказки.
1.
Медный пятак (Его посоветовала приложить Василиса к синякам,
которые получил Чумичка, избитый дубинкой).
2.
Заяц (Митя посоветовал Волку отнести зайца к озеру. Заяц попьёт воды и
станет козлёнком, которого съел Волк у бабушки).
3.
Носовой платок (Его бросал на землю Домовой, чтобы разлилось озеро и
таким образом спасти царя от преследования Кощея).
4.
Зимняя шапка (Василиса велела Ивану – Коровьему сыну надеть её под
шлем, чтобы тот не слышал свист Соловья-разбойника, когда воевал с
Кощеем).
4 задание: Один из трёх. Конкурс капитанов
Три тумбы - №1, №2, №3. Выходит капитан.
1)
Как звали Бабу-Ягу?
1.
Петровна
2.
Егоровна
3.
Даниловна
2)
Какая фамилия была у мальчика Мити
1.
Иванов
2.
Петров
3.
на манную кашу
2.
на червяка
3.
на хлеб
4)
Какого цвета были волосы у Мити?
1.
светлые
2.
рыжие
3.
тёмные
5)
Сколько лет сидел в царском подвале Кощей Б.?
1.
100
2.
200
3.
300
6)
Сколько шапок-невидимок приказал сшить Кощей Б. Василисе
Премудрой?
1.
1
2.
2
3.
3
7
5 задание: Яблоки наливные.
Каждой команде выдаётся по три разрезанных, разной формы, яблока. На одном
яблоке – золотые слова царя Макара, на двух других – слова других героев.
Необходимо собрать яблоки, прочесть выражения, определить: кто это сказал?
1 ком.
1.
Быть царём так же плохо, как и не быть царём. (Макар)
2.
Макары должны гонять телят. (Кощей)
2 ком.
1.
Людям надо верить. (Макар)
2.
Войско должно быть безжалостное. (Кощей)
3 ком.
1.
Мой меч – твоя голова с плеч. (Кощей)
2.
Скоро только сказка сказывается. (Баба-Яга)
6 задание: Конкурс Кто есть кто?
Определить: кто есть кто в этой сказке?
Пример: Митя – мальчик.
Кто из капитанов быстрее ответит, тот получает жетон.
1.
Яга – Баба
2.
Макар – царь
3.
Гаврила – прислужник
4.
Морозов – боярин
5.
Чумичка – писарь
6.
Соловей – разбойник
7. Несмеяна – дочь
8. Баюн - кот
9. Финист - сокол
10. Горыныч – змей
11. Иван – сын коровий, царевич
12. Глафира Андреевна - бабушка.
Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной реке. Нажать на
Кощея
Подведём итоги.
Подсчёт жетонов.
- Ребята, чему учит нас повесть – сказка «Вниз по волшебной реке?
( Сказка учит нас жить, вселяет веру в добро и справедливость. Только
вместе можно победить зло. Даже маленький мальчик может помочь в чём-то
большом и главном.
Что бы вы сказали автору?
8
Список литературы
1.
Егорова А. А. «Витаминки» от Успенского [Текст] А.А. Егорова // В
гостях у детских писателей. – Волгоград, 2009. – С. 212-215.
2.
Успенский Э. Н. Вниз по волшебной реке. – М.: Детская литература, 1972.
– 111 с.