Напоминание

Встреча с любимой книгой


Автор: Станкевич Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Встреча с любимой книгой
Раздел: начальное образование





Назад




1
Интегрированное внеурочное занятие по книге

Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»

(с участием учеников 2 Б и 5 Б классов)

1.

Познавательные УУД.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать (подробно или кратко) тексты; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - ориентироваться на страницы произведения; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - осознанное построение высказывания; - анализ объектов, с целью выделения признаков; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей;
2.

Личностные результаты.
- развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; - осознанность учения; - развитие доброжелательности к людям; - самооценка; - адекватное реагирование на трудности; Развитие эмоционально –нравственной отзывчивости;
3.

Регулятивные УУД

-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция,
4 .

Коммуникативные УУД
- развитие умения слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в группе; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
2 - выступать перед аудиторией, - выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


Орг. момент.
(звучит песня «Если вы не так уж боитесь Кощея»)
Вступительное слово учителя о настоящем читателе.

Показ учащимися 5 Б класса трёх инсценировок из произведений

Э.Успенского.
1. А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору: - Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится. Дядя Федор попробовал - так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает: - А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором звать? Кот отвечает: - Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть. - А кто тебя разговаривать научил? - спрашивает дядя Федор. - Да так, - говорит кот. - Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног. Дядя Федор говорит: - Пошли ко мне жить. Кот сомневается: - Мама твоя меня выгонит. - Ничего, не выгонит. Может, папа заступится. И пошли они к дяде Федору. 2. - Ну что же, - сказал директор номер два, - мне нравится этот зверь. Он похож на бракованную игрушку! Я возьму его к себе на работу. Пойдешь ко мне? - Пойду, - ответил Чебурашка. - А что мне делать? - Надо будет стоять в витрине и привлекать внимание прохожих. Понятно? - Понятно, - сказал зверек. - А где я буду жить? - Жить?.. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. 3. И вдруг навстречу мальчику выбежал большой-пребольшой Серый Волк. Куда больше тех, что обычно сидят в зоопарке. – Здравствуйте, – проговорил он человеческим голосом. – Вы, случайно, не видели здесь козлика? Серенького такого?
3 Митя сначала растерялся, а потом сказал: – Нет… Не видел я козлика. – М-да, – задумчиво протянул Волк, – значит, быть мне сегодня без завтрака. – Он сел на задние лапы. – А вот девочка вам не попадалась? Такая маленькая, с корзиночкой? В красной шапочке? – Нет, – ответил Митя, – и девочка мне не попадалась. – М-да, – ещё задумчивее протянул Волк, – значит, быть мне сегодня без обеда! – Он повернулся и побежал обратно в лес. Мальчику стало жалко Волка, и он сказал: – А хотите, я вас угощу? У меня есть с собой пирожок. Волк остановился. – С чем? С мясом? – Нет. С капустой. – Не хочу, – сказал Волк. – Вот колбасы я бы съел. Есть у тебя, мальчик, колбаса? – Есть, – ответил Митя. – Только я боюсь, меня бабушка заругает. – Какая ещё бабушка? – заинтересовался Волк. Потому что серые волки всегда интересуются чужими бабушками и внучками. – Бабушка Егоровна. Я к ней иду. – Для тебя она, может, и бабушка, – усмехнулся Волк, – а для меня… ну даже ни капельки. Не бойся, она не заругает. Ты уж меня угости, а я тебе ещё пригожусь! - Что объединило все три инсценировки?
Слайд: фото Э. Успенского (год рождения 22.12.1937)
За свою долгую жизнь Э. Успенский, а в этом году ему исполнится уже 78 лет, написал целое собрание сочинений, придумал радиопередачи «Радионяня» и «АБВГ- Дейка». Он стал директором издательства «Самовар», издающего лучшие детские книжки, изобрёл настольный театр. Герои книг Э. Успенского уже давно стали для вас родными. Именно он – тот самый «волшебник в голубом вертолёте», который дарит нам свои добрые, весёлые и такие родные книги. Среди самых известных современных детских писателей: Бориса Заходера, Григория Остера, Сергея Усачёва – писатель Э. У. стоит особняком. Он самый известный, самый весёлый, самый озорной, самый любимый. Э.У. очень хочет видеть вас, ребята, хорошими, добрыми, грамотными и образованными, поэтому в своих книгах постоянно учит вас уму-разуму. Трудное это дело, сложное, а вдруг не получится? Не у всякого получается, недаром хороший детский писатель – большая редкость, один на миллион. Мы сегодня остановимся только на одной книге Э. У. «Вниз по волшебной реке».
Слайд: книга «Вниз по волшебной реке».
Эта сказка родилась неслучайно. Когда Э.У. работал в пионерском лагере, он поражался, как плохо знают ребята героев русских сказок. И захотелось ему написать сказку, в которой участвовали бы почти все персонажи русского фольклора. Так в 1972 году появилась сказка Э. У., в которой мальчик Митя с помощью смекалки и находчивости помогает добрым героям, ставшим его друзьями, победить коварство хитрость и глупость Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Соловья- разбойника.
4 Появилась сказка-шутка, сказка игра, в которой герои русских сказок попадают в такие истории, какие им и не снились. Сказка получилась очень весёлая, добрая, она стала удачным продолжением русских волшебных народных сказок. По этой книге в 1982 году снят чудесный фильм «Там на неведомых дорожках». А сейчас нам пора отправиться в путешествие «Вниз по волшебной реке».
Слайд: река.
Для начала вам нужно определиться с названиями команд.
1 задание: Мозаика
Каждой команде собрать мозаику сказочного героя. 1 команда: «Баба-Яга» 2 команда: «Василиса Премудрая» 3 команда: «Серый Волк»
2 задание: Путаница( Работа с текстом) На столах книги.
Каждая команда получает текст, в котором нужно найти ошибки и исправить их.
1 команда:

Баба-Яга.
1. В доме у Бабы-Яги было грязно и жарко. 2. Нос у Бабы-Яги маленький, картошкой. 3. За столом Баба-Яга сидела неряшливая и лохматая.
2 команда:

Василиса-Премудрая.

1.
Платье у неё расшито бриллиантами.
2.
На голове у Василисы корона с жемчугами.
3.
В мастерской Василисы росли невиданные деревья.
3

команда:
Мозаика Сказочное лото Вещи из мешка Один из трёх Конкурс капитанов Яблоки наливные, молодильные Путаница Кто есть кто? итоги Каждая команда вытягивает свой конверт с мозаикой 1. Чисто и прохладно. 2. Большой. 3. Нарядная и причёсанная. 1. Сказочными цветами. 2. Кокошник с хрустальными подвесками. 3. Цветы. 1. Большой-пребольшой. 2. Бабушками и внучками. 3. Колбасой.
5
Серый Волк.
1. Выбежал небольшой Серый Волк. 2. Серые волки всегда интересуются чужими зайцами. 3. Митя угостил Волка пирожком.
3 задание: Сказочное лото.

Слайд:

1

2

3

А

Стр.2

Стр.10

Стр.34

Б

Стр.38

Стр.48

Стр.54

А1:
Мальчик встретил в лесу волка и захотел сделать ему что-нибудь приятное. Митя сказал Волку: - А хотите, я вас угощу? У меня есть с собой пирожок. Волк остановился: - А с чем пирожок? С мясом? Нет! Вопрос: С чем был пирожок?
(С капустой).

А2:
Сидит царь Макар в тронном зале. Почему же он печальный? Что, по его мнению, неправильно делал прислужник Гаврила?
(Неправильно натирал полы)
.
А3:
В доме какого героя находились все эти вещи?
(Василисы Премудрой)
.
Б1:
Митя увидел при дороге столбик. К столбику была прибита грамота. Митя прочитал: Царский указ. Царь наш Макар Васильевич повелел изловить дерзкого преступника. Росту он высокого. Сложения крепкого. Лет ему от роду 50. Особых примет нет. Обе ноги имеет левые. Вопрос: как звали этого преступника?
(Соловей-разбойник)
.
Б2:
Сколько вёдер воды должен был выпить Кощей Бессмертный, чтобы стать снова сильным, после освобождения из плена?
(12)

Б3:
По какому вопросу пришёл посоветоваться Серый Волк к Бабе-Яге и Мите?
6
(Волк съел у бабушки серенького козлика, а она очень переживает и

горюет).

4 задание: Вещи из мешка.
Капитаны вытаскивают по 1 вещи из мешка. Команда отвечает: что с этой вещью делал один из героев сказки. 1.
Медный пятак
(Его посоветовала приложить Василиса к синякам, которые получил Чумичка, избитый дубинкой). 2.
Заяц
(Митя посоветовал Волку отнести зайца к озеру. Заяц попьёт воды и станет козлёнком, которого съел Волк у бабушки). 3.
Носовой платок
(Его бросал на землю Домовой, чтобы разлилось озеро и таким образом спасти царя от преследования Кощея). 4.
Зимняя шапка
(Василиса велела Ивану – Коровьему сыну надеть её под шлем, чтобы тот не слышал свист Соловья-разбойника, когда воевал с Кощеем).
4 задание: Один из трёх. Конкурс капитанов
Три тумбы - №1, №2, №3. Выходит капитан. 1) Как звали Бабу-Ягу? 1. Петровна
2.

Егоровна
3. Даниловна 2) Какая фамилия была у мальчика Мити 1. Иванов 2. Петров
3.

Сидоров
3) На какую приманку собирался ловить лещей боярин Морозов?
1.

на манную кашу
2. на червяка 3. на хлеб 4) Какого цвета были волосы у Мити? 1. светлые
2.

рыжие
3. тёмные 5) Сколько лет сидел в царском подвале Кощей Б.? 1. 100
2.

200
3. 300 6) Сколько шапок-невидимок приказал сшить Кощей Б. Василисе Премудрой?
1.

1
2. 2 3. 3
7
5 задание: Яблоки наливные.
Каждой команде выдаётся по три разрезанных, разной формы, яблока. На одном яблоке – золотые слова царя Макара, на двух других – слова других героев. Необходимо собрать яблоки, прочесть выражения, определить: кто это сказал?
1 ком.
1. Быть царём так же плохо, как и не быть царём. (Макар) 2. Макары должны гонять телят. (Кощей)
2 ком.
1. Людям надо верить. (Макар) 2. Войско должно быть безжалостное. (Кощей)
3 ком.
1. Мой меч – твоя голова с плеч. (Кощей) 2. Скоро только сказка сказывается. (Баба-Яга)
6 задание: Конкурс Кто есть кто?
Определить: кто есть кто в этой сказке? Пример: Митя – мальчик. Кто из капитанов быстрее ответит, тот получает жетон. 1. Яга – Баба 2. Макар – царь 3. Гаврила – прислужник 4. Морозов – боярин 5. Чумичка – писарь 6. Соловей – разбойник 7. Несмеяна – дочь 8. Баюн - кот 9. Финист - сокол 10. Горыныч – змей 11. Иван – сын коровий, царевич 12. Глафира Андреевна - бабушка. Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной реке. Нажать на Кощея
Подведём итоги.

Подсчёт жетонов.

- Ребята, чему учит нас повесть – сказка «Вниз по волшебной реке?

(
Сказка учит нас жить, вселяет веру в добро и справедливость. Только вместе можно победить зло. Даже маленький мальчик может помочь в чём-то большом и главном.
Что бы вы сказали автору?

8 Список литературы 1. Егорова А. А. «Витаминки» от Успенского [Текст] А.А. Егорова // В гостях у детских писателей. – Волгоград, 2009. – С. 212-215. 2. Успенский Э. Н. Вниз по волшебной реке. – М.: Детская литература, 1972. – 111 с.


В раздел образования