Напоминание

"Творческая мастерская "Традиционная народная кукла"


Автор: Андреянова Ольга Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Новокузнецк
Наименование материала: Проект.
Тема: "Творческая мастерская "Традиционная народная кукла"
Раздел: среднее образование





Назад





Новокузнецкий ГО





Конкурсная работа

Проект

«Творческая мастерская

«Традиционная Народная кукла»





Андреянова Ольга Алексеевна,

учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 9



Содержание: Паспорт проекта…………………………………………………………………..3 Актуальность проекта…………………………………………………………….4 Цель и задачи проекта…………………………………………………………….5 Этапы проекта……………………………………………………………..............6 Целевая аудитория…………………………………………………………………6 Конкретные ожидаемые результаты……………………………………………..7 Литература…………………………………………………………………………8 Приложения:
1.
Программа внеурочной деятельности «Народная кукла».
2.
Мастер класс изготовление куклы «Крупеничка».
3.
Мастер класс изготовления куклы «Утешница».
4.
Презентация мастер класс изготовления куклы «Утешница».
5.
Мастер класс изготовление куклы «Кубышка-травница». 2

Паспорт проекта

Наименование

ОУ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 98» , г. Новокузнецк
Сроки реализации
2015 – 2016 учебный год
Разработчик

проекта
Андреянова Ольга Алексеевна, учитель технологии
Тема

образовательного

проекта
Творческая мастерская «Традиционная Народная кукла»
Ключевая

и д е я

изменения
Создание особых условий для духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся, создание творческой мастерской .
Цель проекта
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи проекта
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Нормативно-

правовое

обоснование

1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС НОО и ФГОС ООО.
2.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М.:2010
Целевая

аудитория
Данный проект предназначен для обучающихся 1- 5 классов МБОУ «ООШ № 98» .
Прогнозируемые

результаты

На уровне учащихся
.
1.
Наличие продуктов индивидуальных и коллективных творческих дел. 2. Приобретение обще-трудовых навыков. 3. Выставка кукол . 4. Создание коллекция кукол для кукольного театра. 3
5. Подарки для пожилых людей, проживающих в «Доме престарелых».
На уровне педагогов
. Создание банка дидактических и методических материалов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучаемых в области освоения культуры России.
На управленческом уровне.

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения.
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактиче ского материала д у хо в н о нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельно сти педагогов и обучаемых по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса.
На уровне города (района)
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще воспитательную и образовательную функцию.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в создании образовательной творческой мастерской с целью духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся.
Актуальность проекта.
Во ФГОС НОО одной из задач является духовно-нравственное воспитание школьников. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение братства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из 4
поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные в ручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах. Знания по ознакомлению с традиционной народной куклой представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп. Таким образом, в практике работы в школе не вызывает сомнения значимость изучения народной тряпичной куклы, как одной из интереснейших страниц в истории русской культуры. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает трудолюбие, терпение, любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества.
Цель и задачи проекта.

Цель:
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи:
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Этапы реализации проекта.
5



Название

этапа

Содержание этапа

Сроки

реализации

этапа

1

Диагностический
Изучение культурной традиций с целью организации Творческой мастерской Сентябр ь 2015
2

Организационный
Создание творческой группы обучаемых. сентябрь 2015 Разработка плана мероприятий по включению обучаемых в деятельность по с о зд а н и ю и р а б от е « Тв о р ч е с ко й Мастерской». Январь 2016 Создание дидактической базы по созданию воспитательной Творческой мастерской Февраль- март 2016
3

Внедрение

проекта
Проведение согласно п л а н у направления работы мероприятий, направленных на реализацию проекта 2015- 2016 учебный год
4

Подведение итогов
Диагностика результатов, их анализ. май 2016 года Планирование коррекционной работы Июнь- а в г у с т 2 0 1 6 года
Целевая аудитория.
Данный проект предназначен для обучающихся МБОУ «ООШ № 98». Также предполагаем, что проект будет полезен для специалистов дошкольных образовательных учреждений. В условиях введения ФГОС деятельность учащихся и педагогов должна быть направлена не только на формирование духовно-нравственной культуры, но и на создание благоприятных условий для социализации. «Творческая мастерская «Традиционная народная кукла» будет располагаться в кабинете технологии. Для выполнения художественных работ с текстилем необходимо следующие оборудование и материалы: ножницы, швейные иглы, утюг, швейные и шерстяные нити, лоскуты однотонной ткани и ткани с рисунком, вата, синтетический наполнитель, вата, шерсть (гребенная лента), различная тесьма, кружево, шнур и.т.д. компьютер с возможностью выхода в Интернет, программы по компьютерной графике.
Конкретные ожидаемые результаты:

1.
Наличие продуктов индивидуальных и коллективных творческих дел. 6
2. Приобретение обще-трудовых навыков. 3. Выставка кукол . 4. Создание коллекция кукол для кукольного театра. 5. Подарки для пожилых людей «Дома престарелых».
На уровне педагогов
1. Создание банка дидактических и методических материалов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучаемых в области освоения культуры России.
На управленческом уровне.

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактического материала духовно нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельности педагогов и обучающихся по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса .
На уровне города (района).
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще и образовательную функцию.
Оценка результатов.
Мы понимаем, что процесс становления осознанно-правильного отношения к культуре сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его воспитанности. Поэтому методами оценки могут быть как педагогические наблюдения, беседы, викторины, проекты, творческие работы самоанализ, самооценка.
Пролонгация проекта
, на наш взгляд, приведет к следующим результатам:
1)
повысится культура учащихся школы;
2)
сформируется устойчивый познавательный интерес к истории и культурным традициям русского народа;
3)
повысится количество учащихся, желающих заниматься творческой и социальной деятельностью; 7

4)
у ребят участников проекта в ходе работы будут сформированы коммуникативные навыки, что является одним из показателей социализации. В дальнейшем нами планируется создание программы внеурочной деятельности социальной направленности «Народная кукла + ».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Литература для учителя.
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.:2010 2.Кацюба Д. Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965. 3.Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. Кемерово. Кузбасс, 2004. 4. Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 5. Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Литература для обучаемых.
1.Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 2. . Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Видеоматериалы

1.
Куклы – мотанки (тряпичная кукла). 8
9


В раздел образования