РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по теме «
Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском
учреждении
»
ПМ 04, 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу за больными (решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МДК 07.02 БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА
КУРС : 1, 2
СЕМЕСТР : 1,3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Группа _____________
Бригада _____________
Фамилия, имя ________________________
Москва
2015
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала по
теме « Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении »
составлена в соответствии с рабочей программой профессионального модуля
ПМ 07, 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными (решение проблем пациента посредством сестринского
ухода)» и требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта по специальностям среднего профессионального образования
31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
.
Предназначена для аудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Рабочая тетрадь имеет следующую структуру: организационно-методический
блок; блок материалов для обучения; блок заданий для работы обучающихся на
занятии; блок контроля уровня знаний обучающихся.
При проведении занятия преподаватель учитывает, что тема занятия играет
большое значение в будущей работе медицинского работника.
При проведении занятия уделяется внимание самостоятельной аудиторной
работе обучающихся, которая представлена в виде задач с проблемной ситуацией,
что поможет обучающимся лучше усвоить новый материал.
Контроль эффективности изучения нового материала позволяет преподавателю
определить качество усвоения нового материала, а обучающимся осмыслить
качественный уровень своих знаний.
Домашнее задание направлено на закрепление знаний, полученных
обучающимися на занятии.
Материал практического занятия имеет профессиональную направленность и
связь с будущей практической деятельностью медицинских работников.
При составлении рабочей тетради учитывались используемые обучающимися
базовые знания по данному ПМ. Самостоятельная работа обучающихся в данной
рабочей тетради проводится на практическом занятии.
Итоговая оценка обучающегося по данной теме выставляется после
выполнения заданий, оцениваются общие и профессиональные компетенции.
2
Блок контроля знаний включает в себя следующие разделы:
1. Контроль исходного уровня знаний – (проверка домашнего задания)-
решение ситуационных задач
2. Контроль эффективности изучения материала практического занятия –
содержит тестовые задания с одним правильным ответом.
Заполнение рабочей тетради.
Контроль исходного уровня знаний.
(проверка домашнего задания)
Задание№1
Решение ситуационных задач на
Уважаемые обучающиеся!
Каждому обучающемуся предлагается решить задачу с проблемной ситуацией.
Для решения проблемной ситуации обучающиеся делятся на малые группы
по 3 человека.
ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ К ГРУППЕ ВБИ
Задача № 1
В родильном доме Х у матери, являющейся носителем вируса гепатита В, родился
ребенок, у которого в крови также выявлены антигены к вирусу гепатита В.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
3
Задача № 2
В родильном доме Х у здоровой матери родился мальчик массой 3440 г, длиной 52
см. При осмотре патологии не выявлено. Через 3 дня после у родов у
новорожденного появились признаки конъюнктивита.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 3
Вспышка острой кишечной инфекции возникла в детской городской клинической
больнице. В хирургическом отделении детской больницы зарегистрировано 11
случаев заболевания острой кишечной инфекцией, 10 заболевших - дети. Прием
детей в хирургическое отделение приостановлен.
В отделении проведена тщательная дезинфекция. Причиной вспышки заболевания
стало нарушение правил дезинфекции и санитарно-противоэпидемического
режима.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 4
11 января в селе Комарово у 7 детей через 3-5 дней после выписки из родильного
отделения зарегистрировано гнойно-септическое заболевание.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 5
4
В реанимационном отделении 39-й больницы зарегистрировано заболевание
сальмонеллезом у больного после операции. За ним ухаживала родственница и
кормила его сырыми яйцами, поскольку ему была показана жидкая питательная
пища.
По версии врачей, именно эта родственница и стала разносчицей инфекции в
больнице. Сальмонеллезом заразились еще 8 человек. Когда у первого пациента
появились признаки кишечной инфекции, перевести его из реанимации не было
возможности: после операции он нуждался в интенсивной медицинской помощи.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 6
В детской городской больнице № 1 возникла вспышка острой кишечной инфекции.
Заболели 19 детей и 3 сотрудника больницы. Было установлено, что в больнице
сейчас проводится ремонт, и это повлекло грубые нарушения в технологии
приготовления и раздачи пищи. В частности, из-за отключения холодной воды
пища готовилась на воде, поступающей из кранов горячей водой. На самом деле из
этих кранов шла чуть теплая вода, при этом недостаточно очищенная. Такой водой
на кухне мыли посуду, и даже добавление моющих средств не обеспечивало полной
ее чистоты.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 7
В одном из ЛОР-отделений детской клинической больницы произошло массовое
отравление детей. Об этом сообщила «Интерфаксу» мать одной из пострадавших -
семилетней девочки. По словам женщины, в четверг утром у нескольких пациентов
отделения, где лежат дети до 14 лет, наблюдались признаки пищевого отравления:
понос, рвота и повышение температуры до 38 °С.
Обслуживающий персонал винит в происшедшем родственников, которые
приносят детям несвежие продукты. В свою очередь, родители отмечают, что
заболели дети в разных палатах, а это указывает на то, что их накормили
недоброкачественными продуктами в больнице.
Всего пострадало не менее 10 человек. Некоторые дети к вечеру четверга
переведены в отдельные палаты. Причина заболевания выясняется.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 8
5
Жертвами вспышки кишечной инфекции стали 67 пациентов городской
психиатрической больницы. 8 из них находятся в состоянии средней тяжести, 19
госпитализированы, остальные проходят курс лечения на месте. Возможная
причина возникновения инфекции - употребление в пищу хранящихся с
нарушением правил творожных пудингов. Проверка показала также, что некоторые
повара пищеблока переболели дизентерией в скрытой форме и могли стать
виновниками происшедшего.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 9
Стали известны результаты эпидемиологического расследования в 10-й городской
больнице. По данным СЭС, у 3 новорожденных, заболевших 2 недели назад,
обнаружен одинаковый возбудитель инфекции. Врачи утверждают, что кишечное
заболевание распространилось от одного из новорожденных, который родился с
хирургической патологией, а инфекция сопутствовала заболеванию. Из-за язвенно-
некротического колита новорожденный и умер, утверждают врачи.
К другим новорожденным кишечная инфекция передалась контактно-бытовым
путем через руки персонала.
При исследовании были взяты более 1000 смывов с медицинского оборудования,
мебели, анализы у персонала, но все они оказались отрицательными. На этой
неделе санитарные врачи еще раз проверят отделение на наличие инфекции, и
только потом его работа возобновится.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задача № 10
По данным Центра госсанэпиднадзора, в столице Республики с 29.06. по 9.07.03 в
14 отделениях республиканской больницы зарегистрирована вспышка
сальмонеллеза с числом заболевших 121, в том числе 7 детей и 50 сотрудников
больницы. Заболевшие госпитализированы в городскую инфекционную больницу.
Возникновение заболеваний связано с употреблением недоброкачественной
продукции пищеблока, инфицированной в процессе приготовления.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
6
Опорный конспект
Глоссарий
Термины
Определение
Внутрибольничная
инфекция
(нозокомиальная,
госпитальная)
это любое клинически распознаваемое инфекционное
заболевание, которое поражает больного в результате его
поступления в больницу или обращения в нее за лечебной
помощью, или инфекционное заболевание сотрудника
вследствие его работы в данном учреждении
Антисептика
Комплекс лечебно-профилактических мероприятий,
направленных на уничтожение микробов в ране, другом
патологическом образовании или организме в целом.
Асептика
Комплекс мероприятий, направленный на
предупреждение попадания микроорганизмов в рану,
ткани, полости тела больного при хирургических
операциях, перевязках и других лечебных,
диагностических процедур.
Инвазивные
процедуры
Манипуляции, при которых нарушается целостность
тканей, сосудов, полостей.
Инфекционный
процесс
сложный процесс взаимодействия возбудителя и
макроорганизма в определенных условиях внешней и
внутренней среды, включающий развивающиеся
патологические защитно-приспособительные и
компенсаторные реакции.
Вирулентность
степень, мера патогенности, индивидуально присущая
конкретному штамму патогенного возбудителя
Токсигенность
способность
к
выработке
и
выделению
различных
токсинов (экзо- и эндотоксинов)
7
Инвазивность
способность к проникновению в ткани и органы
макроорганизма и распространению в них
Патогенность
(болезнетворность)
видовой
признак
микроорганизма,
закрепленный
генетически и характеризующий способность вызывать
заболевание
(способность
м/о
вызывать
инфек.
заб.).
Главными
факторами,
определяющими
патогенность,
являются вирулентность, токсигенность и инвазивность
Восприимчивость
способность человека реагировать на внедрение в
организм возбудителя инфекции развитием болезни или
носительства
Резистентность
устойчивость
Непатогенные
микроорганизмы
м и к р о о р г а н и зм ы ,
н и ко гд а
н е
в ы з ы в а ю щ и е
инфекционного процесса
Патогенные
микроорганизмы
возбудители, вызывающие развитие инфекционного
процесса
Условно-
патогенные
микроорганизмы
микроорганизмы,
развитие
инфекционного
процесса
только при определенных условиях
8
Тема: «
Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском
учреждении »
План конспекта:
1.Масштаб проблемы ВБИ, структура ВБИ.
2.Определение ВБИ. Источники и возбудители ВБИ.
3.Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.
4.Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
1. Масштаб проблемы ВБИ, структура ВБИ
В Б И являются
актуальной
медицинской и
социально-экономической
проблемой.
На
протяжении
последних
лет
в
России
разрабатывалась
система
санитарно-эпидемиологического
надзора
за
ВБИ.
В
30
субъектах
Российской
Федерации
в
структуре
центров
Госсанэпиднадзора
функционируют
отделы
надзора за ВБИ, на остальных территориях санитарно-эпидемиологический надзор
осуществляют эпидемиологические отделы.
С 1993 г. в штат ЛПУ введены должности эпидемиологов. В 2000 г. внедрена
«Концепция профилактики внутрибольничных инфекций». Изданы руководство по
профилактике
ВБИ,
справочник
госпитального
эпидемиолога,
выпускаются
информационные бюллетени.
Структура ВБИ:
1.
ГСИ – гнойно-септические – 85% (инфекции мочевыделительной системы,
инфекции дыхательных путей, бактериемия и др.);
2.
Вирусные гепатиты В, С, Д – 6-7%;
3.
Кишечные инфекции – 7-8%, при этом 80% случаев – сальмонеллез.
Группы риска:
Пациенты, поступающие в стационар в связи с каким-то заболеванием,
обладают
пониженной
сопротивляемостью
к
различным
воздействиям,
в
том
числе к микроорганизмам.
Необходимо
заметить,
что
наиболее
высокий
риск
возникновения
ВБИ
имеется у пациентов следующих отделений (стационаров):
-
урологии
(через
инструментарий,
в
т.ч.
мочевыводящие
катетеры
и
эндоскопические исследования);
-
хирургии;
-
ожоговых, в связи с обширной раневой поверхностью;
-
реанимации и блоков интенсивной терапии (БИТ) (воздушно-капельный путь
передачи инфекции (по средством аппарата вентиляции легких), контактный - как
прямой, так и через предметы ухода, белье, перевязочный материал и т.д.);
-
родовспоможения;
-
гемодиализа;
-
переливания крови и др.
9
Наиболее
подвержены
ВБИ
дети
до
1
года
и
лица
старше
65
лет.
В
стационарах
находится
на
лечении
много
людей
пожилого
и
престарелого
возраста,
сопротивляемость
организма
которых
ниже,
чем
у
лиц
активного
возраста.
В родильных домах новорожденные дети, и, прежде всего недоношенные,
из-за несовершенства иммунной системы, оказываются весьма восприимчивы к
инфекции.
Изменена
(повышена)
и
восприимчивость
рожениц
и
родильниц
поскольку
в
их
организме
происходят существенные
эндокринные
сдвиги.
Н а и б ол е е
в ы с о к и й
у р о ве н ь
за б ол е ва е м о с т и
В БИ
от м еч а е т с я
в
родовспомогательных учреждениях.
•
Высокому
риску
инфицирования
подвергаются
пациенты,
посетители
и
родственники,
ухаживающие
за
тяжелобольными
в
хирургических
отделениях,
урологических, реанимационных, отделениях гемодиализа и т. д., особенно лица
пожилого возраста и дети;
•
медицинский
персонал,
особенно
все,
кто
использует
инструментарий
многоразового
пользования,
загрязненный
биологическими
жидкостями
и
требующий проведения всех этапов очистки, в том числе предстерилизационной.
Характерными причинами для всех учреждений, где возникли вспышки ВБИ,
были:
нарушения
санитарно-противоэпидемического
режима,
в
частности несоблюдение цикличности заполнения палат;
неудовлетворительное
каче ство
проведения
т е ку щ е й
дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации медицинского
инструментария и изделий медицинского назначения;
и с п о л ь з о в а н и е
м а л о э ф ф е к т и в н ы х
х л о р с о д е р ж а щ и х
дезинфекционных средств;
перебои в обеспечении холодной и горячей водой;
н е с в о е в р е м е н н ы е
и зол я ц и я
б ол ь н ы х
и
п р о в е д е н и е
противоэпидемических мероприятий.
Распространению
ВБИ
способствуют
следующие
факторы
10
1.
Создание
крупных
больничных
комплексов
со
своей
специфической
экологией:
-
скученность в стационарах и поликлиниках;
-
особенности
основного
контингента
(преимущественно
ослабленные
пациенты);
-
относительная
замкнутость
помещений
(палаты,
процедурные
кабинеты);
-
естественный кругооборот условно-патогенной микрофлоры по схеме:
медицинский персонал (пациенты) — внешняя среда — медицинский персонал
(пациенты), поддерживающий постоянный эпидемический процесс в ЛПУ.
2.
Медицинские манипуляции и их характер:
-
возрастает
роль
инвазивных
лечебных
и
диагностических
процедур
(например, катетеризация вен и мочевого пузыря);
-
не
менее
часто
госпитальные
инфекции
возникают
после
оперативных
вмешательств;
- увеличение количества наносимых пациенту микротравм при проведении
многочисленных процедур, например повреждений слизистых оболочек и кожных
покровов.
3.
Длительность пребывания пациентов в стационаре:
-
частота
ВБИ
возрастает
пропорционально
продолжительности
госпитализации;
-
минимум
50%
инфекций,
излеченных
в
инфекционных
стационарах,
нозокомиальны по этиологии;
- в «чистых» хирургических отделениях заболеваемость составляет 6—10%, а
при проведении условно «чистых» операций — 15-31%;
-
неонатальные
гнойно-воспалительные
поражения
отмечают
у
6-10%
новорожденных (на отдельных территориях до 25%). В педиатрических клиниках
ВБИ регистрируют у 68% детей, при этом 54% детей инфицируются внутриутробно,
интра-натально и в акушерских стационарах.
4.
Использование
новой
аппаратуры,
требующей
особых
методов
стерилизации.
5.
Нарушение
правил
асептики
и
антисептики
и
любые
отклонения от
санитарно-гигиенических норм.
6 . Значительная частота
носительства
патогенной
микрофлоры
(например,
золотистого стафилококка) среди медицинского персонала.
7. Медленная психологическая перестройка медицинского персонала: многие
заболевания (пневмония, воспалительные поражения кожи, подкожной клетчатки,
слизистых оболочек, альвеолит, периостит, остеомиелит и др.) не рассматриваются
как ВБИ, что приводит к несвоевременному их выявлению и лечению.
8 . Психологические
факторы,
например
стресс,
у
относительно
здоровых
пациентов,
госпитализированных
для
проведения
плановой
операции
или
из-за
других неопасных для жизни состояний.
11
2. Определение ВБИ. Источники и возбудители ВБИ
Внутрибольничная инфекция (нозокомиальная, госпитальная) — это любое
клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного
в
результате
его
поступления
в
больницу
или
обращения
в
нее
за
лечебной
помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в
данном учреждении. (Европейское бюро ВОЗ, 1979 г.)
В
последнее
десятилетие
ВБИ
становятся
все
более
значимой
проблемой
здравоохранения. Это обусловлено:
• увеличением числа лиц пожилого возраста;
• увеличением
числа
лиц,
страдающих
хроническими
заболеваниями,
интоксикациями;
•
широким приемом иммунодепрессивных препаратов.
ВБИ характеризуют:
•
высокая контагиозность;
•
возможность вспышек в любое время года;
•
наличие пациентов с повышенным риском заболевания;
•
возможность рецидивов;
•
широкий спектр возбудителей.
Среди заболевших ВБИ выделяют три группы:
•
пациенты, инфицированные внутри стационара;
•
пациенты, инфицированные в условиях поликлиники;
•
медицинский персонал, заразившийся при работе в условиях стационара
или поликлиники.
Как и любое инфекционное заболевание, ВБИ развивается по определенным
законам инфекционного процесса.
Инфекционный процесс — сложный процесс взаимодействия возбудителя и
макроорганизма
в
определенных
условиях
внешней
и
внутренней
среды,
включающий
развивающиеся
патологические
защитно-приспособительные
и
компенсаторные реакции.
Для
возникновения
ВБИ
необходимо
наличие
трех
звеньев
любого
эпидемического процесса:
1)
возбудитель;
2)
средство передачи возбудителя;
3)
восприимчивый к инфекции организм человека.
12
Цепочка инфекционного процесса
Возбудители ВБИ
Бактерии: стафилококки, стрептококк, синегнойная палочка, энтеробактерии
(клебсиелла, протей, кишечная палочка), эшерии, сальмонеллы, шигеллы и др.
Вирусы: Гепатита В, С, D ВИЧ-инфекции, гриппа, острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ), ротавирус, энтеровирус, герпеса.
Грибы: кандида, аспергиллы.
Простейшие: пневмоциты, кристоспоридии.
Многоклеточные паразиты.
С каждым годом число возбудителей ВБИ увеличивается преимущественно за
счет условно-патогенных микроорганизмов. На современном этапе ведущую роль
играют стафилококки (до 60% всех случаев ВБИ), грамотрицательная микрофлора,
респираторные
вирусы
и
грибы
рода Candida,
представленные
наиболее
вирулентными
госпитальными
штаммами
(штамм
—
это
чистая
одновидовая
культура микроорганизмов, выделенная из определенного источника и обладающая
специфическими физиологическими и биохимическими признаками).
Развитие инфекционного процесса зависит от многих причин, в частности от
восприимчивости, инвазивности, дозы возбудителя, патогенности, вирулентности:
13
Особенности свойств возбудителей ВБИ:
•
штаммы бактерий, выделенные от пациентов с нозокомиальными
инфекциями, более вирулентны и обладают большей степенью устойчивости к
антибактериальным препаратам;
•
широкое использование антибиотиков с лечебной и профилактической
целью лишь частично подавляет рост устойчивых микроорганизмов и
обусловливает селекцию устойчивых штаммов. Формируется своего рода порочный
круг — возникающие внутрибольничные инфекции требуют применения
высокоактивных антибиотиков, способствующих, в свою очередь, появлению более
устойчивых микроорганизмов;
•
развитие дисбактериоза, возникающего на фоне антибиотикотерапиии
обусловливающего колонизацию органов и тканей условно-патогенными
микроорганизмами;
•
постоянное изменение видового состава возбудителей ВБИ за счет
заноса извне, что требует постоянного контроля за микробным биоценозом и
определения чувствительности к антибиотикам.
14
Свойства
микроорган
измов
Токсигенность
-
способность к выработке
и
выделению
различных
т о к с и н о в
( э к з о -
и
эндотоксинов)
Вирулентность
–
с т е п е н ь ,
м е р а
патогенности,
индивидуально
присущая
конкретному
штамму
патогенного
возбудителя
Инвазивность
(агрессивность)—
способность к
проникновению в
ткани и органы
макроорганизма и
распространению в них
Патогенность
(болезнетворность)
-
видовой
признак
микроорганизма,
закрепленный
генетически
и
характеризующий
способность
вызывать
заболевание
(способность
м/о
вызывать
инфек.
заб.).
Главными
факторами,
определяющими
патогенность,
являются
вирулентность, токсигенность и инвазивность
Непатогенные
–
микроорганизмы,
никогда
не
вызывающие инфекционного процесса
Условно
–
патогенные
-
микроорганизмы,
развитие
инфекционного
процесса
только
при
определенных условиях
Патогенные
–
возбудители,
вызывающие
развитие инфекционного процесса
Основные источники госпитальных инфекций
Источник
Роль источника в распространении ВБИ
Больные
Основной источник; роль в распространении ВБИ при
различных нозологических формах и в различных стационарах
варьирует
Носители
Имеют большое значение в распространении
стафилококковых инфекций, гепатита В, С и D, сальмонеллеза,
шигеллеза и др.
Медицинские
работники
Чаще бессимптомные носители преимущественно
госпитальных штаммов; играют важную роль в распространении
возбудителей респираторных инфекций (пневмоцистоз,
пневмония, бронхит, ОРВИ). Частота носительства может
достигать 50%
Лица,
привлекаемые к
уходу за
пациентами
Большого значения не имеют, могут быть носителями
стрептококков, стафилококков, энтеро- и кампи-лобактерий,
возбудителей венерических болезней, ротавирусов,
цитомегаловируса, герпетовирусов, возбудителей гепатитов,
дифтерии, пневмоцист
Посетители,
навещающие
пациентов
Роль очень ограничена, могут быть носителями стафилококков,
энтеробактерий либо могут болеть ОРВИ
3. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.
Способы передачи ВБИ
Механизм передачи
Пути передачи
Факторы передачи
1
. Контактный —
передача возбудителя
осуществляется при
попадании
возбудителя на кожу
или слизистые
(как правило,
с микротравмами)
Прямой — через
слизистые оболочки
и кожные покровы
Непрямой — через
промежуточный объект
Кожные покровы
Слизистые
оболочки
Предметы обихода
1а. Артифициальный
(искусственный)
является вариантом
контактного
механизма передачи, но
заражение происходит не в
естественной среде
Инструментальный
Гемотрансфузионный
Имплантационный
Парентеральный
Аппаратный
Медицинские
инструменты
Препараты крови
Введение
контаминированных
растворов
Различные протезы
(искусственный
хрусталик,
кардиостимулятор)
Аппарат искусственной
вентиляции легких
15
2 . Аэрозольный —
передача
возбудителя может
осуществляться путем
вдыхания возбудителя
Воздушно-капельный —
крупные капли (5 мкм
и более) выбрасываются из
дыхательных путей пациента
при кашле, чиханье, очистке
дыхательных путей с помощью
отсоса, бронхоскопии. Капли
разбрызгиваются на расстояние
не более 1 м и попадают на
слизистую оболочку носа и
полости рта нового хозяина.
Распространяемые капельным
путем микроорганизмы,
попадая на предметы
окружающей среды, остаются
жизнеспособными (вирус
гриппа, парагриппа, риновирус)
и достаточно долго
сохраняются на поверхностях,
откуда попадают на руки
Капли секрета
дыхательных путей
Частички пыли
3. Фекально - оральный
механизм
проникновения
возбудителя из кишечника
больного (через
загрязненную
почву, грязные
руки, воду и
продукты питания)
через рот в организм
другого человека
Контактно-бытовой
Водный
Пищевой
Загрязненные руки
Предметы обихода
Вода
Продукты питания
4. Вертикальный
Трансплацентарный
5. Трансмиссивный
Передача возбудителя
насекомыми-переносчиками
4. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции
Восприимчивость -
способность
человека
реагировать
на
внедрение
в
организм возбудителя инфекции развитием болезни или носительства.
Восприимчивость
зависит
от
большого
числа факторов
-
элементы
социальной
и
природной
среды,
особенности
состояния
внутренних
систем
организма, которые увеличивают риск возникновения заболевания.
Восприимчивость хозяина (человека) зависит так же от многих причин:
-
неблагоприятной окружающей среды;
-
нарушения иммунного статуса;
-
наличия длительных хронических заболеваний;
-
изменения нормальной микрофлоры кишечника (длительный прием
антибиотиков, стероидных гормонов);
-
химио- и лучевой терапии;
-
возраста;
16
-
недостаточности, неполноценности питания;
-
обширности травматических повреждений, высокой степени ожогов и
отморожений;
-
нельзя забывать и о достаточно низкой гигиенической культуре населения.
-
Факторы, влияющие на восприимчивость человека (иммунитет) к
инфекции
Фактор
Пояснение
Фоновое
заболевание
Пациенты, ослабленные тяжелыми хроническими заболеваниями (рак,
ревматоидный артрит, диабет, заболевания дыхательных путей), в большей
мере подвержены развитию инфекций из-за ослабления иммунной системы.
Лекарственные вещества, например стероиды и антиметаболиты,
принимаемые при некоторых из перечисленных заболеваний, вызывают
дальнейшее угнетение иммунного ответа
Питание
Имеет значение не только для процесса выздоровления, но и для функции
иммунной системы, особенно ее клеточного звена
Стресс
В состоянии эмоционального напряжения люди более подвержены
инфекционным заболеваниям, а также психогенным расстройствам
Вредные
привычки
Алкоголизм обусловливает истощение организма-хозяина и склонность
к инфекционным заболеваниям (у таких больных большую проблему
представляет аспирационная пневмония)
В результате курения появляется склонность к заболеваниям верхних и
нижних дыхательных путей
Наркомания приводит к истощению больных, кроме того, внутривенное
введение наркотиков особенно повышает риск заражения через кровь вирусами
гепатита В и иммунодефицита человека (ВИЧ)
Возраст
Наибольший риск тяжелых инфекционных заболеваний отмечен у людей
самого младшего и старшего возраста. Несмотря на трансплацентарный
перенос некоторых антител от матери, новорожденные имеют незрелую
иммунную систему, не способную к борьбе с инфекцией. У пожилых
снижаются активность иммунной системы и способность к борьбе с
инфекцией
Иммунодефицит
Врожденный иммунодефицит: описан ряд синдромов, при которых ребенок
рождается с дефектами иммунной системы. Нарушения могут затрагивать
продукцию антител, клеточные иммунные реакции или оба звена
Приобретенный иммунодефицит: при опухолях отмечается разрушение
фагоцитов, лимфоцитов и тканей иммунной системы (тимуса, лимфатических
узлов). Угнетение иммунной системы развивается и вследствие
иммуносупрессивной и лучевой терапии. Приобретенные заболевания
иммунной системы, например синдром приобретенного иммунодефицита
(СПИД), приводят к иммунодефициту. Склонность к развитию вторичных
инфекций увеличивается также вследствие ряда вирусных и бактериальных
инфекционных заболеваний. Антибиотики, применяемые для лечения
бактериальных инфекций, нередко уничтожают часть нормальной
микрофлоры, способствуя внедрению других микроорганизмов или бурному
росту сохранившихся комменсалов кишечника. При обширных ожогах
пациенты также чрезвычайно чувствительны к инфекции
17
Задания для самостоятельной работы обучающихся на занятии
Уважаемые обучающиеся!
Каждому обучающемуся предлагается заполнить графическую структуру.
Для выполнения задания обучающиеся делятся на малые группы
по 3 человека.
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ И ПУТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ВБИ
Схема № 1
Составьте цепочку инфекционного процесса для Staphylococcus aureus
18
Схема № 2
Составьте цепочку инфекционного процесса для синегнойной палочки
Схема № 3
Составьте цепочку инфекционного процесса для вируса гриппа
19
Схема № 4
Составьте цепочку инфекционного процесса для вируса гепатита В и С
Схема № 5
Составьте цепочку инфекционного процесса для ВИЧ-инфекции
20
Контроль эффективности изучения материала практического занятия
Тестовые задания для контроля эффективности изучения нового материала
практического занятия по теме
« Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении »
Вариант №1
Выберите один правильный ответ
1.Внутрибольничной инфекцией называется
а) любое соматическое или инфекционное заболевание, возникшее в стационаре
б) любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, поражающее
больных или медработников при обращении за медицинской помощью
в) заболевание мед.работников, возникшее при обращении их за мед.помощью в
стационар или поликлинику
г) попадание в определенную среду какого-либо вещества или штамма
микроорганизма, изменяющей свойства этой среды
2. К способам передачи инфекции относятся
а) контактный, воздушно-капельный, трансмиссивный
б) контактный, патогенный, восприимчивый
в) воздушно-капельный, токсигенный, трансмиссивный
г) трансмиссивный, патогенный, контактный
3. К факторам, влияющим на восприимчивость хозяина к инфекции относят
а) санитарное состояние ЛПУ, состояние пищеблока и водоснабжения
б) дыхательные пути, пищеварительный тракт
в) формирование госпитальных штаммов
г) возраст, хронические заболевания
4. К факторам, способствующим распространению внутрибольничной инфекции
относятся
а) санитарное состояние ЛПУ, применение антибиотиков и иммунодепрессантов
б) желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система
в) вирусные гепатиты, кишечные инфекции
г) вакцины, сыворотки
5. К группе риска развития ВБИ относятся
а) терапевтические отделения
б) хирургические отделения
в) кабинеты ЭКГ, УЗИ-диагностики
г) школы
6. Резистентностью называется
а) моющее средство
б) экспозиционная выдержка
в) устойчивость
г) обсеменение
21
7. Одной из объективных причин внутрибольничной инфекции может быть
а) увеличение количества лиц со сниженным иммунитетом
б) скученность пациентов в палате
в) низкое качество дезинфекции
г) состояние пищеблока и водоснабжения
8. В структуре ВБИ ведущее место занимают
а) кишечные инфекции
б) гепатиты
в) гнойно-септические инфекции
г) стрептококковые инфекции
9. Основная причина, тормозящая эффективное использование программы
профилактики ВБИ
а) формирование устойчивых штаммов микроорганизмов
б) ложное оборудование, требующее соответствующей обработки
в) «человеческий фактор»
г) недостаточное использование способов «холодной стерилизации
10. Инвазивными процедурами называются
а) перевязка
б) манипуляции, при которых нарушается целостность тканей, сосудов
в) процесс подготовки инструментов к стерилизации
г) предстерилизационная очистка инструментов
11. Путь передачи возбудителя от матери к плоду называется
а) алиментарный
б) аэрогенный
в) трансмиссивный
г) трансплацентарный
12. Процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных
условиях внешней и внутренней среды, включающий развивающиеся
патологические защитно-приспособительные и компенсаторные реакции называется
а) патологическим процессом
б) физиологическим процессом
в) инфекционным процессом
г) соматическим процессом
13. Путь передачи инфекции через слизистые оболочки и кожные покровы
называется
а) косвенным
б) прямым
в) контактно-бытовым
г) инструментальным
22
14. Механизм проникновения возбудителя из кишечника больного через рот в
организм другого человека называется
а) фекально-оральным
б) аэрозольным
в) контактным
г) артифициальным
15. Микроорганизмы, вызывающие развитие инфекционного процесса только при
определенных условиях называются
а) патогенными
б) непатогенными
в) условно-патогенными
г) резистентными
23
Тестовые задания для контроля эффективности изучения нового материала
практического занятия по теме
« Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении »
Вариант №2
Выберите один правильный ответ
1. Резистентностью называется
а) моющее средство
б) экспозиционная выдержка
в) устойчивость
г) обсеменение
2. Одной из объективных причин внутрибольничной инфекции может быть
а) увеличение количества лиц со сниженным иммунитетом
б) скученность пациентов в палате
в) низкое качество дезинфекции
г) состояние пищеблока и водоснабжения
3. В структуре ВБИ ведущее место занимают
а) кишечные инфекции
б) гепатиты
в) гнойно-септические инфекции
г) стрептококковые инфекции
4. Основная причина, тормозящая эффективное использование программы
профилактики ВБИ
а) формирование устойчивых штаммов микроорганизмов
б) ложное оборудование, требующее соответствующей обработки
в) «человеческий фактор»
г) недостаточное использование способов «холодной стерилизации
5. Инвазивными процедурами называются
а) перевязка
б) манипуляции, при которых нарушается целостность тканей, сосудов
в) процесс подготовки инструментов к стерилизации
г) предстерилизационная очистка инструментов
6. Путь передачи возбудителя от матери к плоду называется
а) алиментарный
б) аэрогенный
в) трансмиссивный
г) трансплацентарный
7. Механизм проникновения возбудителя из кишечника больного через рот в
организм другого человека называется
а) фекально-оральным
б) аэрозольным
в) контактным
г) артифициальным
24
8. Микроорганизмы, вызывающие развитие инфекционного процесса только при
определенных условиях называются
а) патогенными
б) непатогенными
в) условно-патогенными
г) резистентными
9. Внутрибольничной инфекцией называется
а) любое соматическое или инфекционное заболевание, возникшее в стационаре
б) любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, поражающее
больных или медработников при обращении за медицинской помощью
в) заболевание мед.работников, возникшее при обращении их за мед.помощью в
стационар или поликлинику
г) попадание в определенную среду какого-либо вещества или штамма
микроорганизма, изменяющей свойства этой среды
10. К способам передачи инфекции относятся
а) контактный, воздушно-капельный, трансмиссивный
б) контактный, патогенный, восприимчивый
в) воздушно-капельный, токсигенный, трансмиссивный
г) трансмиссивный, патогенный, контактный
11. К факторам, влияющим на восприимчивость хозяина к инфекции относят
а) санитарное состояние ЛПУ, состояние пищеблока и водоснабжения
б) дыхательные пути, пищеварительный тракт
в) формирование госпитальных штаммов
г) возраст, хронические заболевания
12. К факторам, способствующим распространению внутрибольничной инфекции
относятся
а) санитарное состояние ЛПУ, применение антибиотиков и иммунодепрессантов
б) желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система
в) вирусные гепатиты, кишечные инфекции
г) вакцины, сыворотки
13. К группе риска развития ВБИ относятся
а) терапевтические отделения
б) хирургические отделения
в) кабинеты ЭКГ, УЗИ-диагностики
г) школы
25
14. Процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных
условиях внешней и внутренней среды, включающий развивающиеся
патологические защитно-приспособительные и компенсаторные реакции называется
а) патологическим процессом
б) физиологическим процессом
в) инфекционным процессом
г) соматическим процессом
15. Путь передачи инфекции через слизистые оболочки и кожные покровы
называется
а) косвенным
б) прямым
в) контактно-бытовым
г) инструментальным
26
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучите материал по учебнику:
Домашнее заданее:
1. Мухина С.А.,, Тарновская И.И Практическое руководство к предмету «Основы
сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд., испр., и доп.- М.:
ГЭОТАР-Мед, 2008 Осн. лит – с. 7-12
3. Выучить опорный конспект
4. Выполнить внеаудиторную самостоятельную работу по теме:
«Структура ВБИ. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении»
27