Напоминание

Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории.


Автор: Савенок Яков Фёдорович
Должность: учитель истории и обж
Учебное заведение: МБОУ "Богословская СОШ"
Населённый пункт: с. Богословка Омского района Омской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории.
Раздел: полное образование





Назад




Савенок Яков Фёдорович, учитель истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории.
Сегодня ключевой задачей российской системы образования является воспитание гражданской идентичности, чувств патриотизма и толерантности у школьников. Это поможет межнациональному взаимодействию, преодолению ультранационализма и религиозного экстремизма в условиях глобализации. Масштабные миграции, как внутри страны, так и из-за рубежа, привели к изменению контингента учащихся в школах и беспрецедентному вниманию к национальному вопросу со стороны руководства страны. В Федеральных государственных образовательных стандартах обращено внимание на «…необходимость формирования российской гражданской идентичности обучающихся…». Это не одновременное действие педагога, а целенаправленная программа на всех трёх ступенях школьного образования и подразумевает формирование основ российской гражданской идентичности на ступени начального образования, воспитание российской гражданской идентичности на ступени основного общего образования и сформированность российской гражданской идентичности на ступени среднего (полного) общего образования. В образовательных учреждениях гражданская идентичность формируется посредством разных форм воспитания: -духовно – нравственного ценностно - смыслового; - исторического; - патриотического; - политико – правового. В плане исторического воспитания гражданская идентичность формируется через овладение базовыми историческими знаниями российской истории (как части истории многонационального народа и истории мировой); осознание своей этнической принадлежности; формирование исторической памяти, чувства сопричастности своему народу, краю, роду, семье, истории всей России. Патриотическое воспитание ведётся через развитие и становление подростков как компетентных граждан и патриотов России; социально активных, с чувством гордости за Россию, знающих и уважающих государственную и национальную символику, праздники и ценности.
Задачи политико-правового воспитания достигают целей через формирование представлений о государственно – политическом устройстве России; знания об основных правах и обязанностях гражданина и учащегося; правовую и политическую компетентность; осмысление общественно – политических явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире. Учебный предмет «История» в данном случае обладает огромным воспитательным потенциалом по формированию у школьников гражданской идентичности, критерием сформированности которой выступают такие интегративные характеристики лично сти, как пат риотизм и гражданственность. Формирование образа России одновременно в контекстах духовно – нравственном ценностно – смысловом, историческом, патриотическом и политико-правовом возможно через урочную и внеурочную деятельность. Наиболее распространёнными организационными формами этой деятельности являются: -игровые (моделирование, деловая игра и т.д.); - коммуникативные (диспут, дискуссия, прения, дебаты и др.); - социально – деятельностные (коллективное творческое дело, социальная проба, социальный проект). «Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому концептуально-экспрессивному миру. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребёнка является игра и разнообразная деятельность». О первостепенном значении игры, для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является простой подготовкой к взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет определённую цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путём
приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрения из вне и приводит внешний мир в соответствии с имеющимися у ребёнка представлениями. «Игра для детей — способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь». Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она необходима для развития личности ребёнка. В рамках «недели истории» в школе можно играть в игру «Исторический квадрат», а можно её использовать и во время урока всю или элементами. В настоящее время возможно применить различные стимулирующие или мотивирующие предметы, названия и др. При работе с исторической картой хорошо проходит приём игры в Дартс «Дело случая». Это когда ученик выходит к карте как бы на игру, действительно метает дротик, а задание будет написано на специальной карточке с соответствующим номером. Как один из примеров можно привести ролевую игру: «Все люди одинаковы» Цель игры: помочь детям быть наблюдательными, научить их быть терпеливее к другим, привить навыки умения правильно оценивать ситуацию. Задача игры: развитие навыков быстрой адаптации в незнакомой обстановке. Ход ролевой игры. Весь класс делится на пары. Учитель раскладывает карточки задания, а каждая пара берет себе их по очереди. Затем пары уединяются и выполняют полученное задание, стараясь как можно живописнее вжиться в роль. В помощь любая пара может брать кого-либо из игроков другой пары. Таким образом, образуются «рабочие» команды. Задания могут быть следующими: 1. Изобразить ребенка, который ругается с матерью. Роль матери и ребенка пара распределяет между собой. Причиной ссоры может служить отказ от нелюбимой еды, разбитой чашки или отказ убираться в спальне. Задача пары примирить мать с ребенком.
2. Изобразить хорошего ученика и плохого учителя, который, слушая домашнее задание, придирается к каждому слову. Задача пары – найти выход из сложившейся ситуации. 3. Спор начальника и подчиненного. Начальник объявляет выговор за то, что подчиненный реализовал не тот продукт, подчиненный, в свою очередь, оправдывается. Черты характеров играющая пара определяет самостоятельно. Остальные пары, определяют, чья позиция наиболее устойчивая. 4. Показать пешехода, нарушившего правила дорожного движения, перебегая через дорогу перед автомобилем. Изобразить разговор между ним и водителем. Остальные пары должны предложить свой анализ ситуации с точки зрения закона. Следует учесть тот факт, что пешеход нарушил правила дорожного движения, но продолжает ругаться и возмущаться. Диспут - это специально организованное взаимодействие, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по вопросам гражданского выбора и самоопределения. Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. Предлагаются следующие правила для участника диспута (в рамках формирования гражданской идентичности их целесообразнее разрабатывать вместе со школьниками): 1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это. 2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.
3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты. 4. Не повторяй того, что до тебя было сказано. 5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения. 6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту. 7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины. Начинать диспут по гражданско-патриотической проблематике целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент. В соответствии с этим педагог и начинает разговор, но его ход зависит во многом от активности собеседников. Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики). Технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно встречается в педагогической литературе в рамках формирования гражданской идентичности. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его. Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов:
- уважение оппонентов. Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений, а также того, какие идеи наиболее рациональны и полезны для человека. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов. - честность участников дебатов. Быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов – непреклонное правило дебатов. Иногда возможны и признания, что собственные логические построения были ошибочны. Эти признания пойдут на пользу участнику, поскольку, впоследствии благодаря своей честности, он больше узнает и лучше разовьет свои способности. Его будут уважать и судья, и оппонент. - проигравших в дебатах нет. Основное назначение дебатов – обогатить образование участников и одновременно получить удовольствие от игры. Поэтому первое предназначение дебатов – обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа, так как желание учиться и совершенствоваться исключает использование недозволенных приемов, что поможет проявить характер и приобрести уважение окружающих. Участие в дебатах только для того, чтобы выиграть – неправильная цель. Это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей. Основными элементами дебатов являются: 1) Тема. Формулировка темы – это не простая задача. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые гражданские проблемы. Во- вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы (например, «Необходимо ходить на выборы», «Этнические меньшинства должны бороться за полноту прав», «Религиозные взгляды надо демонстрировать открыто»). 2) Определения (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы). Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как
необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, команде утверждения необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. 3) Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, т.е. совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы наилучшая, т.е. правильная. Различают несколько видов аргументов: удостоверенные единичные факты, т.е. научные данные; свидетельские показания и т.д.; ранее доказанные законы и теоремы; аксиомы и постулаты, т.е. истинные суждения, которые признаются в качестве аргументов без доказательств. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Обычно команды выдвигают небольшое число аргументов (3), максимум – 5, которые рекомендуется выстраивать по правилу Гомера: сильный аргумент – слабый аргумент – самый сильный аргумент. 4) Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные: о населении, территории государств и т.д.), подтверждающие их позицию. Обычно поддержки записываются на карточки и могут зачитываться спикерами. 5) Перекрестные вопросы. Дебаты предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника, т.е. с целью принижения их позиции. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров. 6) Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными). 7) Тайм-аут. Каждая команда имеет право взять тайм-аут продолжительностью до 8 минут в течение игры. Большую часть времени
рекомендуется оставить перед речью 3-х спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций. Как педагогическая технология формирования гражданской идентичности «Дебаты» по праву принадлежат открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса. Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современных реалий, предполагающих умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно- мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др. Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Важным аспектом является ролевой принцип организации дебатов: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая мне изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию.
Результативными формами воспитания гражданственности и патриотизма у школьников будут такие, которые проводятся не формально, а с конкретной подготовкой, с участием самих учащихся на всех этапах, возможностью у них проявить не только интеллектуальные способности, но и организаторские, артистичные и другие. Современные технические возможности позволяют использовать богатый исторический материал и позволяют воспользоваться разнообразными моделями его познания. Кроме того, современные возможности у педагога позволяют ему проводить мероприятия и без предварительной специальной подготовки (репетиции, заучивания и др.) Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем осознание принадлежности к гражданской общности, представления, хотя и не всегда адекватные об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности являются основными показателями сформированности гражданской идентичности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно- смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы, складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности. Нельзя забывать и о такой важной характеристике гражданской идентичности как «гордость за свою страну». Гордость за свою страну
представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности. Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на школе. Дальнейшая демократизация общественных отношений и одновременно их усложнение, особая роль науки, образования в социальном развитии, процессы миграции, урбанизации и многое другое – предъявляет новые повышенные требования к личности и прежде всего к её моральным качествам, к её духовно-нравственному развитию. Развитие личности – объективная, закономерная историческая тенденция. Человек находится в абсолютном движении становления. Перед обществом, родителями, учителями ставится задача найти такие формы, методы, подходы к воспитанию молодого поколения, чтобы личностные характеристики выпускников соответствовали стандартам. А это можно решить только в совокупном, совместном, целенаправленном воздействии на личность ученика всех участников процесса и при его активном участии. Формировать духовно – нравственную личность, её высокий патриотизм и гражданственность – значит воспитывать у неё способность оценивать любые поступки, взгляды с высоты общепринятых общечеловеческих ценностей, с высоких позиций гуманистической морали. Задача эта особенно важна именно в наше время, поскольку нынешнее поколение молодых людей живёт в условиях сложного мира – широких культурных, политических, экономических преобразований и социального становления российского общества. Особая роль в этом видится и для педагога и классного руководителя. Роль не наблюдателя, не ментора, а скорее всего роль
координатора и участника воспитательного процесса, организатора построения линии личностного развития и развития классного коллектива. Школьный возраст – самая благодатная пора для формирования личности гражданина с высоким чувством ответственности, в том числе за судьбу своей Родины. Многолетний опыт работы в школе, опыт службы в рядах Вооруженных Сил подсказывает мне уделить больше внимания в своей работе формированию духовно-нравственных качеств, гражданских чувств и патриотизма на героических примерах из истории защиты нашего Отечества, на современных примерах истинного служения народу своей страны. В России с древнейших времен патриотизм являлся одним из древнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания. В «Повести временных лет», например, имеет место описания того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам». Именно на героизме заложены традиции патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний, спасавшего наше Отечество. Прикосновением к древней истории для наших учащихся было участие в тематическом вечере «Великому князю А. Невскому, Россов усердному защитнику». Упор в воспитательной работе делаю на постоянном, систематическом обращении к одной из славнейших героических страниц в истории Отечества - Великой Отечественной войне. Бесконечная череда значимых и ничтожных событий реки Времени никогда не заслоняла в народном сознании 1941-1945 годы. Напротив, Великая Отечественная война продолжает оставаться тем явлением, смысл которого каждое новое поколение старается постичь самостоятельно, вокруг которого по-прежнему ведутся острые споры, слагаются мифы и легенды. Незатухающий интерес к той великой войне закономерен и оправдан. И дело здесь не только в том, что на полях ее сражений решались судьбы страны и народа, а на алтарь Победы были принесены жизни миллионов.
Огненные сороковые притягивают к себе интерес потому, что война явила поразительные примеры величия человеческого духа, стала испытанием, которое было с честью выдержано. Великая Отечественная война оценивается исторической памятью нашего народа как наиболее значимое событие, прежде всего потому, что эта память связана с историей каждой семьи, с самыми существенными сокровенными сторонами жизни людей. Изучение истории Отечества и воспитание будущего достойного гражданина России неразрывно связаны. Только в единстве, в тесном взаимопонимании исторических процессов и духовного развития российского человека, возможно стать настоящим патриотом, ответственным за суверенность, благополучие и процветание Родины. На протяжении многих лет преподавания в школе я практикую целенаправленную работу по освещению героизма советских людей на фронте и в тылу в разнообразных формах, методах и приемах: o уроки истории с применением технических средств обучения; o работа в школьном музее Боевой и трудовой славы односельчан; o литературно-музыкальные композиции о защите Отечества; o интеллектуальные игры старшеклассников на тему Великой Отечественной войны; o военизированные игры, походы и сборы по определенным программам; o уроки Мужества; o встречи с ветеранами; o оформление наглядно-иллюстративного материала; o исследовательские работы «Из истории моей семьи»; o праздничные митинги в День Победы у памятника воинам- односельчанам.
Такая работа вполне укладывается в логическую схему, следуя которой к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию будет соблюдаться системный подход. Формирование системы Формирование системы развитой личности знаний и умений по истории и обществознанию Научность Цели Культурологическая Непрерывность П. Ф Развивающая Р. У Преемственность. И Духовно-нравственное Н Преобразующая Н и гражданско-патриоти К Интеграция Ц ческое воспитание Ц Интеграционная И И Уровневый подход П Условия И Прогностическая Ы Практическая Ориентация Соответствие гражданских Непрерывное повышение Учет в работе индивиду позиций учителей уровня знаний и профессиональ альных особенностей проводимой ими работе ных качеств учителей учащихся и их родителей Реализация такой схемы способствует учету как запросу личности учащихся на разном уровне возрастного и духовного развития, так и участия общественности и родителей в воспитательном процессе. Подготовка и проведение военизированных игр, походов по историческим местам постоянно сопровождаются беседами о подвигах воинов нашего Отечества. При подготовке военно-полевых сборов для юношей родители оказали неоценимую помощь. Для эффективности сотрудничества им был показан фото и видеоматериал ранее прошедших военно-полевых сборов. Просмотр был организован в классе вместе с Воспитание любви к своему краю и своей Родине, уважения к своему народу, его куль туре и духовным тради циям Воспитание осознания и принятия традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознания своей сопричастности к судьбе Отечества Воспитание российской гражданской идентичности Формирование системы жизненных ценностей Формирование системы знаний и умений по истории и обществознанию Формирование гармонично развитой личности
учащимися. Родители не только одобрили участие детей в данном мероприятии, но и давали напутствия, как себя вести, приводили примеры из своих семейных воспоминаний о службе отцов и дедов. Они полностью экипировали юношей. Сборы прошли успешно, без замечаний. Уроки мужества и встречи с ветеранами войны помогают духовному росту молодежи. Только вот совсем нет возможности встреч с участниками Великой Отечественной войны. Очень плохое здоровье у наших ветеранов. Но правнуки тех, кто защищал светлое будущее своих внуков с оружием в руках, участвуют в исследовательской деятельности по изучению истории своих семей, готовят выступления на конференциях, прино сят документальные материалы на классные часы или в музей. В книге «Солдаты Победы» есть такие слова: «Память о войне священна. Вот почему мы обязаны приводить детей и внуков к обелискам с именами павших, к мемориалам Победы, рассказывать о лишениях военной поры, о страшной беспощадной битве, случившейся много лет назад». В нашей школе стало традицией проведение мероприятий в музее совместно с родителями, общественностью, Советом ветеранов поселения Богословское при передаче ими в музей новых экспонатов, а иногда и семейных реликвий. Так создалась коллекция старинных утюгов, появился комплект для глажения одежды, пионерские значки разных степеней. Семейной реликвией с музеем поделился ученик пятого класса и его родственники. Это гармонь, которая прошла по дорогам войны вместе с прадедом ученика. В Марте 2014 года прошла встреча учащихся школы, учителей и Совета ветеранов поселения Богословское, где родственниками ветерана Великой Отечественной войны, участника Парада Победы в 1945 году, уроженца села Богословка Николая Ивановича Ильина была передана в дар школьному музею его книга «Записки сапёра». Об этом событии рассказала газета «Омский пригород». В этой же газете в мае 2014 года напечатана статья «Помнить надо живым» В ней говорится; «Всё дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Всё меньше людей могут рассказать о трагических испытаниях для нашего народа, о его героизме и самопожертвовании. Даже в современных учебниках Отечественной истории уделяется теме изучения войны всё меньше времени. На традиционный митинг в День Победы приходит поклониться памяти фронтовиков всего
один из оставшихся в живых жителей села Богословка. Это кавалер многих боевых наград Щерба Николай Яковлевич. Его одинокая фигура на фоне памятника воинам односельчанам говорит о крепости духа ветерана и, в то же время, наводит на грустные размышления. А как нам, живущим ныне, детям воевавших отцов, их внукам и правнукам сохранить священную память о людях, завоевавших для нас свободу от фашистского рабства? Так родилась идея Богословского Знамя Победы. Дело в том, что всё меньше коренных жителей села приходит к памятнику воинам – односельчанам, сложившим головы на полях сражений. Многих фамилий фронтовиков, ушедших от нас в мирное время, нет на памятных плитах. А ко многим фронтовикам сегодняшние жители не смогут приехать в отдалённые от Богословки населённые пункты и на месте почтить их память. Путем поиска материалов в музее Богословской средней школы, в архиве Администрации Богословского поселения, опроса местных жителей удалось установить более 200 фамилий участников Великой Отечественной войны. Инициаторами создания Богословского Знамя Победы выступили жители нашего села Савенок Татьяна Николаевна, Савенок Яков Фёдорович. Большую помощь им оказали Фурс Валентина Николаевна, Рассказова Алёна Борисовна и Рассказов Василий Афанасьевич. Жители села встретили Знамя, вынесенное к памятнику на митинг 9 Мая учащимися школы строевым шагом с большим интересом. Поиск и занесение фамилий участников войны будет продолжен. Богословское Знамя Победы будет храниться в музее школы, и выноситься на митинг ежегодно». Экспонаты не просто хранятся в музее. О них рассказывают родители и дети. Теперь наша задача продолжить рассказы об экспонатах для всех участников образовательного процесса в школе, пополнять и расширять экспозиции. Таким образом, уроки истории, воспитательные мероприятия, призваны помочь пережить и осмыслить всё, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова: «А что такое гражданин?
Отечества достойный сын. Ах! Будет с нас – купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Хватает даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!» Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Надеюсь, что наши ученики, выходя из стен школы, будут в своей жизни проявлять заботу не только о себе, но и беспокоиться о судьбах рядом живущих людей, гордиться, что им выпало счастье жить в такой стране, имя которой Россия.


В раздел образования