Обучение в сотрудничестве. Групповая форма организации обучения в школе.
Автор: Райлян Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1" Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей Наименование материала: статья Тема: Обучение в сотрудничестве. Групповая форма организации обучения в школе. Раздел: начальное образование
Обучение в сотрудничестве. Групповая форма организации обучения в школе.
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования,
ориентированного
на
вхождение
в
мировое
образовательное
пространство.
Этот
процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного процесса.
Современная психолого-педагогическая наука стоит перед проблемой гуманизации
обучения, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно-
воспитательном процессе. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью, как
всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. Это невозможно в рамках
традиционных
представлений
о
процессе
обучения,
который
зачастую
не
может
быть
личностно
ориентированным,
а,
следовательно,
не
будет
способствовать
в
полной
мере,
осуществлять дифференцированный подход к детям.
Иными словами, истинная гуманизация учебно-воспитательного процесса в современной
школе предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со
взрослыми
и
сверстниками,
разработку
оптимальных
моделей
этих
контактов,
способствующих реализации потенциала каждого ребёнка.
Поэтому изучение проблемы специфики сотрудничества учащихся в процессе обучения
имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение. Особую
остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий
уровень организации социальных взаимодействий ребёнка со взрослыми и сверстниками, к
учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе.
Сотрудничество - это совместная работа
нескольких
человек,
направленная
на
достижение общих целей.
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться
вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1.
Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределенных внутригрупповых ролей, функций;
единого учебного материала;
общих ресурсов;
одного поощрения на всех.
2. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи
и успехи товарищей.
3. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая
и
другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки
достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего
задания на фрагменты.
4. Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью
дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым
целям
и
успеху
всего
коллектива,
который
может
быть
достигнут
только
в
результате
самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее
членами.
Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая -
достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социально - психологическая,
которая заключается в реализации
в ходе выполнения задания определенной культуры
общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность
выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ
оказания необходимой помощи друг другу.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой
формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же
тщательностью, что и любой другой навык.
Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом
внимание надо акцентировать на формах взаимодействия - речевых клише: «Ты согласен?»,
«Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется
при
работе.
По-настоящему
образец
будет
освоен
детьми
только
при
разборе
двух-трех
ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия
(«Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую
работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.
Существует
несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений
школьников, а именно:
а) относительно учебных достижений:
производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми
этим учеником результатами;
любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это
можно поощрить группу дополнительным баллом;
групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
б) относительно социальных достижений:
если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать, а
надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем слу чае попытаться
переформировать ее;
необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует
стремиться;
важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке,
выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы.
Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому
ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух
озорников объединять опасно.
Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний,
начинаются
обиды,
разочарования,
вплоть
до
нежелания
работать
в
группе.
Руководить
работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Рекомендуется
остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя)
каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются
4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в
группе).
Каждый
организатор
выбирает
одного
ученика
к
себе
в
группу
из
названных
учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, распределяются между
собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.
Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно
группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в
классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо
ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске,
мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в
пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки,
показывая завершение работы).
У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа,
значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом
работы.
Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:
организатор - отвечает за работу группы в целом;
спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь - записывает высказанные идеи и решения;
критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
контролер - проверяет, все ли поняли принятое решение.
Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все
члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на раз личных
этапах урока, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В таком
случае говорю: «Собираем группы» или «Рассыпаем группы».
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Я остановлюсь
на тех методах и приемах, которые использую в своей работе.
Работу в парах начинаю вводить с первого класса.
Главным в этот период становится
выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомлю
первоклассников с основными правилами общения:
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
3.
Называй
товарища
по
имени,
внимательно
слушай
ответ,
потому
что
потом
будешь
исправлять его, дополнять, оценивать.
Объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как
оказывать помощь и просить о ней. Необходимо также научить школьников проверять друг
друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее
задание и т.д.
Следующий этап - научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт,
выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение
в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте
друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.).
Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Класс делится на
группы
для
решения
конкретных
учебных
задач;
каждая
группа
получает
определенное
задание
(либо
одинаковое,
либо
дифференцированное)
и
выполняет
его
сообща
под
непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Варианты организации обучения в сотрудничестве.
1.Исследовательская
работа
учащихся
в
группах.
В
этом
варианте
акцент
делается
на
самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально, либо в группах до 6
человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом.
Затем в малых группах она разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика.
На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад,
который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
2.Командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую
работу
для
формирования
ориентировки,
предлагает
каждую
неделю
соревновательные
турниры между командами.
3.Индивидуальная
работа
в
команде.
Учащиеся
получают
индивидуальное
задание
по
результатам
проведенного
ранее
тестирования
и
далее
обучаются
в
собственном
темпе,
выполняя свою работу.
4.
Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению.
Данная работа может
быть организована по-разному. В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары.
Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу;
составляют план пересказа, излагают прочитанное и т.д.
5.Использование метода «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы
над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, состоящие в разных
группах, обмениваются информацией как эксперты по вопросу. Это называется «встречей
экспертов».
6.Вариант
метода
обучения
в
сотрудничестве
«Учимся
вместе».
Класс
разбивается
на
разнородные (по уровню обученности) группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно
задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении
общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга
активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри
группы.
7.Обучение в команде на основе турнира. За столами собираются по одному ученику от
каждой
группы.
Важно,
что
за
каждым
столом
сидят
равносильные
ученики.
Тес ты
достижений, предлагаемые школьникам, имеют различный уровень сложности: «сильному
столу» предлагается задание повышенного уровня сложности, «среднему» - немного послабее,
«слабому столу» - еще слабее. Количество баллов, которое получает школьник, справившийся
с заданием, не зависит от «планки» стола.
В системе различных форм познавательной групповой деятельности общественный
смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести
подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности,
уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6
человек во главе с консультантом. Для более полной подготовки
заранее составляется
перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые учащиеся должны
повторить.
Учитель
в
период
подготовки
работает
главным
образом
с
консультантами,
управляя
через
них
деятельностью
групп.
В
классе
делается
выставка
работ
учащихся.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так,
чтобы были видны доска и класс. После торжественного открытия приступает к своим
обязанностям
ведущий
смотра,
у
которого
есть
план
смотра
с
указанием
видов
работ
(письменных, устных, решения задач, заданий на смекалку и т.п.). Часть учеников выполняют
работу у доски, часть, - сидя за партами, часть отвечают с места. После каждого ответа, если
он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Жюри, если сочтет
нужным,
может
задать
вопросы
отвечающему
На
общественном
смотре
может
быть
предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, перфокарты и т.п.) В программу
смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Результаты
общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с
индивидуальными
оценками,
полученными
каждым
учеником,
сообщаются
данные,
характеризующие работу групп.
Подбор заданий должен учитывать следующие аспекты:
Во-первых, задания должны быть такими, чтобы успех напрямую зависел от дружной и
согласованной работы всех членов группы, - в противном случае работа не может считаться
коллективной и не соответствует поставленной цели.
Во-вторых, уровень сложности заданий должен варьироваться в зависимости от уровня
имеющихся навыков взаимодействия участников и учитывать то, насколько глубоко в ходе
выполнения работы могут быть затронуты их личные интересы.
Выделю шесть типов заданий: совместно-индивидуальная деятельность, совместно-
последовательная
деятельность,
создание
совместных
композиций,
конструирование
из
модулей, коллективное принятие решений, нерегламентированная коллективная работа на
заданную тему.
Кратко охарактеризую задания первого и последнего типа.
К простым заданиям относятся те, в ходе выполнения которых личные интересы
участников могут быть затронуты лишь поверхностно. Дети не беспокоятся о защите своих
интересов и сплоченно действуют ради достижения общей цели. Действия всех участников
четко
расписаны
и
оставляют
им
лишь
узкое
поле
для
достаточно
неглубокого
взаимодействия;
количество
правил,
на
которые
надо
ориентироваться
при
выполнении
заданий, невелико.
Например, группе детей предлагаю выполнить совместно тематическую аппликацию.
На
первом
этапе
каждый
ребенок
самостоятельно
вырезает
из
стандартной
заготовки
вагончик. Затем он может внести в работу творческий вклад: раскрасить вагончик так, как ему
нравится,
нарисовать
в
окнах
пассажиров.
На
последнем
этапе
дети
наклеивают
свои
вагончики на большой лист ватмана с нарисованными рельсами и паровозом, составляя из них
поезд. Для этого дети выходят к доске, к которой прикреплен ватман, либо строго по очереди,
установленной учителем, либо в более свободном порядке - после окончания работы над
своим вагончиком. Взаимодействие участников сводится к тому, что результат индивидуальной
работы
каждого
(вагончик)
включается
в
общую
работу
(поезд),
а
также,
если
это
предусмотрено учителем, к определению места своего вагончика в ряду других и умению
«разойтись»
у
доски.
Личные
интересы
участников
при
этом
не
могут
существенно
пострадать.
Выполнение наиболее сложных заданий глубоко затрагивает самые разные личные
интересы участников. Беспокойство участников о защите своих личных интересов отвлекает
их от достижения групповых целей, создает напряженную атмосферу в группе. Сложные
задания не предусматривают строгого распределения функций между участниками, а правила
работы оставляют широкое поле для взаимодействия. Чтобы защитить свои интересы при
выполнении
задания,
детям
недостаточно
соблюдать
правила,
вводимые
учителем.
Им
приходится учитывать совокупность действий и настроений всех участников коллективной
работы, внимательно следить за сложной и постоянно меняющейся ситуацией в группе.
Например, группе детей поручаю выполнить коллективный рисунок на заданную тему.
Дети работают одновременно. Учитель вводит единственное ограничение - никто не может
исправлять и тем более уничтожать сделанное другим без его согласия. При выполнении
подобного
задания
интересы
участников
могут
быть
серьезно
задеты
другими
членами
группы, причем по многим пунктам. Скажем, кто-то из детей может «захватить» большее
пространство
листа
и
(или)
количество
рабочих
материалов;
кто-то
может
высмеять
предложение партнера, качество его работы и т. п. Детям нужно самим договориться о том, кто
что делает, кто на какой части листа работает, самим распределить рабочие материалы. Для
достижения успеха им нужно следить за тем, что делают или собираются делать соседи,
расспрашивать об их замыслах и заблаговременно сообщать о своих.
Каковы же преимущества обучения в сотрудничестве?
1. Обучение в сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал,
более глубоко вникая в его содержание.
2. Работа
в
группе
способствует
возникновению
интереса
к
процессу
учения
и
чувства
удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучении, особенно если
учитель создает, подмечает, и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. На это и
направлены те принципы оценивания групповой работы, которые мы привели выше.
3. При групповой работе и сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама
организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться
не общим, а посторонним делом.
4.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и
ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе
способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в
свою
очередь,
способствует
формированию
адекватной
самооценки
и
самоопределению
школьника, помогает развитию его творческих возможностей.