Автор: Можарова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение отрытого акционерного общества "Российские железные дороги Детский сад 256" Населённый пункт: Комсомольск - на - Амуре Хабаровский край Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Адаптация ребенка в детском саду" Раздел: дошкольное образование
акционерного общества «Российские железные дороги»
Воспитатель. Можарова Елена Ивановна.
Консультация для родителей.
«Адаптация ребенка в детском саду»
Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Детский
сад
-
это
новое
окружение,
новая
обстановка,
новые
люди.
Адаптацией принято считать процесс вхожденения ребёнка в новую для него
с р е д у
и
б о л е з н е н н о е
п р и в ы к а н и е
к
е ё
у с л о в и я м .
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы
научных и практических работников. Адаптацию в условиях в условиях
дошкольного
учреждения,
нужно
рассматривать,
как
процесс,
или
приспособление функцией организма ребёнка к условиям существования в
группе.
Значение адаптации для здоровья ребёнка .
Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении - 6
месяцев, пока у ребёнка ещё не выработался стереотип на домашние условия,
а самая критическая ситуация для адаптации это возраст от 6 месяцев до 1
года 6 месяцев.
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении,
переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают
ориентировочные
реакции,
напряжённое
состояние,
ребёнок
попадет
под
целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации. Именно в том,
как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и
заключается
значение
адаптации
для
его
дальнейшего
здоровья
и
самочувствия в новых условиях.
Как помочь ребёнку в период адаптации.
Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят
ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду!? Как его будут поить, кормить,
укладывать
спать?
Волнение
это
вполне
объяснимо:
родители
впервые
оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого всё происходило на их
глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в
детском саду!?
Это волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычками
и близкими, отказывается идти порой в группу. Мамы проникаются ещё
большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей,
или, стараясь не реагировать на слёзы ребёнка, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад.
Одни
дети
приходят
в
группу
уверенно,
внимательно
рассматривают
окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие, делают
это
с
меньшей
уверенностью,
больше
наблюдают
за
воспитателем
и
выполняют предложенные им действия. Третьи, проявляют по отношению к
воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, бояться не только,
расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется
такое разное поведение детей!?
Причины могут быть разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с
режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек; неумение
занять
себя
игрушкой.
Несформированность
необходимых
культурно-
гигиенических навыков и многое другое/
Однако, главной и основной причиной такого поведения является отсутствие
у ребёнка опыта общения с взрослыми и со сверстниками. Особенно при
вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до
минимума
(мама-ребёнок,
бабушка-ребёнок),
ограничен
рамками
семьи
(отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление
с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был
круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку,
тем
длительнее
формируются
у
него
отношения
с
воспитателями.
Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними,
неумение
войти
в
контакт
с
незнакомыми
людьми,
определят
характер
поведения.
Когда
у
ребёнка
опыт
общения
со
сверстниками
ограничен,
большое
количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться,
скрыться ото всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт
общения с посторонними людьми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в
глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется
положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют
самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к
детскому саду сравнительно быстро.
Чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский
коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.
Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается, как
само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть,
учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Научить ребёнка вступать в общение со взрослыми и детьми - важная задача
при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период адаптации и привыкания ребёнка к условиям
общественного воспитания имеют и такие факторы как привычка к режиму,
уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и так
далее.
Очень
трудно
даётся
детям
перенос
сформированных
навыков
в
новую
обстановку.
В
связи
с
этим
при
поступлении
в
детское
учреждение
наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять
детей
в
применении
сформированных
навыков,
но
и
контролировать
выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети,
у
которых
в
соответствии
с
возрастом
сформированы
и
навыки
общения,
и
культурно-гигиенические
навыки,
быстро
и
безболезненно
привыкают к условиям ДОУ, успешно развиваются умственно и нравственно,
растут здоровыми.
Рекомендации родителям.
Тренируйте
буквально
с
самого
рождения
систему
адаптационных
механизмов у ребёнка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется
менять форму поведения. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в
ДОУ и введите их в распорядок дня дома. Избегайте обсуждения при ребёнке
волнующих вас проблем, связанных с детским садом. Планируйте своё время
так, что бы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была
возможность
не
оставлять
его
там
на
целый
день.
Как
можно
раньше
познакомьте ребёнка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором
времени
придёт.
Обучайте
ребёнка
дома
всем
необходимым
навыкам
самообслуживания. Подчёркивайте, что ваш ребёнок, как и прежде дорог вам
и любим.
Механизм развития адаптационного синдрома.
В
подобной
ситуации
оказываются
дети,
впервые
переступившие
порог
детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые
условия
многоликой
детской
среды.
Поэтому
вполне
понятно,
почему
малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с
мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения ДОУ они могут
заболеть. Во многом адаптация к детскому саду зависит от того, как взрослые
в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному и важному
периоду
в
его
жизни.
В
первый
день
пребывания
в
абсолютно
новом
окружении, малышом овладевает два чувства: любопытство и страх. Первое
врем в саду самое тяжёлое!
Ребёнок в период адаптации - живая модель стрессового состояния! Стресс
это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к
другим.
1-ая
особенность :
ребёнок
в
период
адаптации
находиться
в
состоянии
срыва.
Динамического
стереотипа.
В
период
адаптации
эти
стереотипы
меняются.
2-ая особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с
изменениями гормональной системы организма.
3-я
особенность:
в
период
адаптации
иммунная
система
организма,
его
защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ, на 5-7
сутки ребёнок заболевает.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
1 этап - подготовительный . Его следует начинать за 1-2 месяца до приёма
ребёнка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в
поведении
ребёнка,
которые
помогут
ему
безболезненно
приобщается
к
новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо
особое
внимание
уделить
рациону
питания
малыша,
приучить
есть
всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое
другое. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания
и самостоятельности. Ребёнок умеющий есть, раздеваться, одеваться не будет
чувствовать
себя
беспомощным,
зависимым
от
взрослых.
Так
же
стоит
уделить внимание , как способ кормление и засыпания.
2 этап - основной . Главная задача данного этапа - создание положительного
образа
воспитателя.
Родители
должны
понимать
важность
этого
этапа
и
постараться
установить
с
воспитателем
доброжелательные
отношения.
Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях вашего
ребёнка.: что не любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он
засыпает, как его ласково называют дома.
Клиника адаптации
Как же себя проявляет ребёнок в период адаптации?
Изменяются
первичные
формы
поведения:
аппетит,
сон,
эмоциональное
состояние.
Нарушается
ориентировочная
реакция,
игровая,
двигательная
активность.
Ребёнок
в
это
время
может
отказаться
даже
от
пищи,
а
компенсировать чувство голода дома. Аппетит в основном нарушается в
первые
пять
дней.
Нарушается
и
сон
ребёнка
он
не
спит
не
только
в
учреждении,
но
и
дома,
в
результате
возбуждения
нервной
системы.
Меняется
эмоциональное
состояние
детей.
У
каждого
ребёнка
рано
или
поздно проявляются отрицательные эмоции. Но в большинстве случаев в
эмоциональной
сфере
бывает
бурной
начало,
которое
затем
сменяться
затишьем. Данный период следует тщательно контролировать. Ребёнок вроде
бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье, ненормальное
состояние ребёнка.
В первый день у ребёнка ярко проявляются ориентировочные реакции (кто
это?
что
это?)
И
после
трёх
дней
пребывания
в
саду
ребёнок
как
бы
застывает. У такого ребёнка адаптация всегда протекает тяжело. В это время
он боится пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке. Начинается
потеря жидкости в организме, ребёнок чаще мочиться, расстраивается стул.
Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит. Кожа
становиться
суховатой,
у
рта
и
носа
появляется
синюшность
в
виде
треугольника,
ноги
холодеют,
малыш
постоянно
мёрзнет.
Это
клиника
адаптации. У такого ребёнка может повыситься температура, из-за нарушения
терморегуляции нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется
рост.
Запаздывает
нервно-психическое
развитие,
особенно
речь
(говорит
только дома). Происходят спазмы сосудов. Клиника адаптации имеет место у
каждого ребёнка, но она может быть разной по степени тяжести.
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение.
Для родителей:
Когда вы, приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой,
куда
будет
ходить
ребёнок,
с
сотрудниками
работающие
там.
В
адаптационный период не желательно разрушать любые привычки, в том
числе и вредные. Для детского сада потребуются определённые вещи. Пусть
ребёнок пойдёт покупать вместе с ВАМИ. Позаботьтесь о том, что бы все
вещи были максимально удобны и просты без лишних застёжек и пуговиц.
Обувь должна быть на застежке. Накануне первого посещения детского сада,
необходимо напомнить малышу, что завтра он идёт в группу, и ответить на
все вопросы малыша. Рекомендуется укороченный день. Ваше вежливое и
приветливое отношение к сотрудникам детского сада расположит к общению
с ними.
Факторы, влияющие на адаптацию.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
Состояние здоровья и уровень развития
Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими. Изменение
условий жизни дети до полутора лет.
Биологические
и
социальные
факторы.
Неблагоприятные
влияния
социального плана имеют существенные значения. Они выражаются в том,
что родители не обеспечивают организацию ребёнка, правильного режима,
соответствующего возраста.
Уровень
тренированности
адаптационных
возможностей.
Формирование
этого навыка должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с
развитием его психики. Все эти факторы важно знать, что бы облегчить
адаптацию ребёнка в ДОУ.
Исход адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом
ест; быстро засыпает, вовремя просыпается; играет.
Длительность
адаптации
зависит
от
уровня
развития
ребёнка:
если
с
ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растёт общительным
и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней. Если у
ребёнка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может
обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при
укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может
растянуться на месяцы и более.