Тема : Слова, называющие предметы.
Цель : дать понятие о словах, называющих предметы; уточнить
представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах;
учить ставить к словам вопросы Кто? Что?; упражнять в передаче
вопросительной интонации; развивать логическое мышление,
зрительное восприятие.
Оборудование: контурные картинки, предметные картинки, мяч.
Ход занятия.
1.
Организационный момент. Задание: «Слово или
предложение?»
Воспитатель произносит слово или предложение. Детям
предлагается определить, что произнёс педагог. Например:
Сильный……. Дует сильный ветер.
2.Знакомство с темой занятия.
а) Воспитатель предлагает:
- Посмотрите вокруг - сколько разных предметов окружает нас.
И каждый из них называется словом: стол, окно… Назовите
словами предметы, которые нас окружают.
Дети с воспитателем смотрят в группе, указывают на предмет и
называют его словом. Педагог обобщает:
- Вы говорили слова, называющие предметы.
б) У каждого ребёнка на столе контурная предметная
картинка с изображением одушевлённого или
неодушевлённого предмета.
-неживые предметы: стол, шторы, аквариум, а живые: рыбы,
люди.
-Всё живое питается, движется, растёт- это люди и животные. А
неживое этого не делает. Юпик увидел на Земле много
незнакомых ему предметов. Зарисовал их. Некоторые рисунки
находятся в нашей группе, пойдёмте по ней и найдём рисунки
Юпика, узнаем нарисованные предметы и назовём их.
(Картинки по количеству детей разложены в разных уголках).
- Поднимите рисунки, изображающие живые предметы.
-Послушайте, как я спрошу про ваш предмет.
(Педагог задаёт вопрос к каждой картинке с одушевлённым
предметом)
-«Кто это?»
-Какой вопрос я задавала? Понаблюдайте, как я повышаю
голос в конце вопроса.
-Про людей и животных (про живые предметы) спрашивают:
-Кто это?
-Про неживые предметы спрашивают: «Что это?»
-Послушайте, как Юпик спрашивал о предметах, изображённых
на картинках.
Юпик допускает ошибки, дети его исправляют.
3.Физкультминутка « Спроси правильно».
Воспитатель бросает мяч и произносит слово (тетрадь, кукла,
машинка, обезьяна, кит, мальчик, мама, цветок…)
Дети ловят мяч, Ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?» и
возвращают мяч педагогу.
4 . Закрепление по пособию темы занятия .
А) Рассмотреть картинку в левом верхнем углу СЛАЙД №1
и назвать предметы, стоящие на полке (игрушки: мяч, пирамидка,
кубики, машинка).
-Это живые предметы?
-Как о них спрашивают?
-Что ещё можно поставить на эту полку?
Такое же задание даётся по картинке справа «В зоопарке» (в
клетках сидят звери: волк, медведь, лиса, заяц).
Б) Дети рассматривают картинку «В живом уголке».
-Куда пришли воспитатель и дети?
-Какие предметы окружают детей?
-Про какие предметы на картинке вы спросите: «Кто это?» «Что
это?»
5 . Логическое упражнение «Четвёртый лишний». СЛАЙД №2
Воспитатель ставит 4 картинки: три с изображением живых и одну с
неживым предметом, и наоборот. СЛАЙД №3
6 . Итог занятия.
-Сегодня мы познакомились со словами, называющими