Напоминание

Казачий компонент в системе дополнительного образования детей


Автор: Титова Анна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: п. Усть-Донецкий Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Казачий компонент в системе дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад





Казачий компонент в системе дополнительного образования детей
На сегодняшний день общество остро испытывает дефицит общенацио- нальной идеи. Решением этой проблемы должно стать возрождение лучших традиций прошлого, обычаев наших героических предков, формирующих нравственно - здоровую личность. Необходимо не только восстановить ве- ковые традиции, но и передать их подрастающему поколению для сохранения и преумножения. В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и фи- зическое состояние. Казачье воспитание – это система, которая предусматри- вает формирование и развитие социально значимых ценностей, гра- жданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. В 2014 году все образовательные организации Усть-Донецкого района получили статус «Казачьи». Введение казачьего компонента в содержание учебного процесса каза- чьих образовательных учреждений требует развитие соответствующих орга- низационных форм образования, нацеленных на реализацию казачьего компо- нента, на формирование образовательной среды, способствующей становле- нию личности донского казака и казачки в рамках исторически сложившихся традиций, современных условий и требований. Не секрет, что в Ростовской области в целом, и в Усть-Донецком районе в частности, живут и сосуществовуют люди различных национальностей и конфессий. Возможно, некоторым из них чужды традиции и обычаи казаков. В связи с этим, на наш взгляд, казачий компонент в школах Усть-Донецкого района необходимо реализовать через казачьи дружины как одного из видов ученического самоуправления. В школьные дружины могут пойти учащиеся по желанию, по призванию, по «зову сердца», те, кому интересны традиции и обычаи донских казаков, а не потому что «так надо». Дружина выбирает сво- его атамана и инициирует, координирует мероприятия в образовательной ор- ганизации казачьей направленности. 1
В свою очередь в Доме детского творчества с целью координации рабо- ты школьных дружин, мы предлагаем разработаные и утвержденые програм- му «Школа юного атамана» и программу краеведческого клуба «Моя Донщи- на» которые будут реализовываться с начала 2016-2017 учебного года. Программа «Школа юного атамана» является годичной программой до- полнительного образования детей, реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направлен- ности. Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Цель программы - обеспечить получение каждым подростком, опреде- ленного минимума знаний об истории донского края, героическом прошлом казачества, развитие лидерских качеств, формирование лидерской позиции у атаманов школьных дружин. Работа «Школы юного атамана» планируется в режиме очно-заочных занятий. С сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся по 2-3 человека от каждой школы района: атаманы школ, заместители атаманов, члены школьных казачьих дружин. Результат, который мы планируем достичь в ходе реализации програм- мы - формирование казачьего актива в детской и молодежной среде образова- тельных организаций со статусом «казачье», имеющего интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал гражданственности для интеграции в буду- щем в общественное строительство. Рассматривая роль юного атамана как лидера современного молодежно- го казачьего движения, мы выделяем несколько аспектов, которые являются основополагающими при реализации данной программы. Первый из них - возможность и необходимость развития лидерских способностей в каждом подростке, независимо от его индивидуальных качеств, характера, жизнен- ных установок. Это определяется тем, что некоторые лидерские качества, та- кие как общительность, эмпатийность, самостоятельность в осуществлении 2
выбора, организованность, являются личностно-значимыми, необходимыми для жизненной успешности самого атамана. Другой важный для настоящей программы аспект - активная жизненная позиция лидера молодежного казачьего движения. Ее проявления разнооб- разны: от способности изменять окружающую действительность в соответ- ствии с собственными потребностями до деятельного отношения человека к жизни общества, т.е. социальной, гражданской активности. Целью краеведческого клуба «Моя Донщина» является способствова- ние духовному, нравственному и патриотическому воспитанию подростков, направленному на формирование личности, обладающей важнейшими каче- ствами гражданина – патриота России, своего поселения, района, области. Работа по данной программе подразумевает организацию районных сборов, круглых столов, форумов школьных дружин с вынесением актуаль- ных вопросов и проблем казачества в школах и поселениях. Планируются сборы как малого круга – это атаманы школ, так и большого круга – школь- ные дружины района. Помимо этого реализация программы «Моя Донщина» позволяет осу- ществлять разнообразную исследовательскую деятельность, стимулирует раз- витие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию. Обучающиеся имеют возможность соприкоснуться с духовным наследием, образом жизни предков. При этом занятия не сводятся лишь к передаче теоре- тических знаний о прошлом казачества, данный курс концентрирует внима- ние на практической деятельности, на непосредственном обращении к каза- чьей культуре: сбор фактического материала о праздниках и обрядах местных жителей, передача знаний участникам клуба о календарных и семейно-быто- вых обрядовых праздниках, раскрытие секретов ремесел существующих на Дону, изучение песен донского края. Программой запланированы экскурсии, направленные на знакомство с жизнью казачества Усть-Донецкого района. В качестве подведения итогов учебного года по представленным про- граммам мы видим проведение большого районного мероприятия: возможно 3
общего сбора казачьих дружин, либо, уже знакомой нам, казачьей игры «На сажень быстрее ветра». И в заключении: мы считаем, что представленные нами программы должны войти в Концепцию развития казачьего образования в муниципаль- ном образовательном пространстве Усть-Донецкого района где главным ори- ентиром в казачьем образовании, который удовлетворял бы потребностям и запросам семьи, государства, церкви и общества, является национальный (ка- зачий) культурно-образовательный и воспитательный идеал. Сохранение ду- ховно-нравственных и культурных традиций является непременным услови- ем сохранения нации, Отечества, обеспечивающим связь поколений. 4


В раздел образования