Казачий компонент в системе дополнительного образования детей
Автор: Титова Анна Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества Населённый пункт: п. Усть-Донецкий Ростовской области Наименование материала: статья Тема: Казачий компонент в системе дополнительного образования детей Раздел: дополнительное образование
Казачий компонент в системе дополнительного образования детей
На сегодняшний день общество остро испытывает дефицит общенацио-
нальной идеи. Решением этой проблемы должно стать возрождение лучших
традиций прошлого, обычаев наших героических предков, формирующих
нравственно - здоровую личность. Необходимо не только восстановить ве-
ковые традиции, но и передать их подрастающему поколению для сохранения
и преумножения.
В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены
огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и фи-
зическое состояние. Казачье воспитание – это система, которая предусматри-
вает формирование и развитие социально значимых ценностей, гра-
жданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
В 2014 году все образовательные организации Усть-Донецкого района
получили статус «Казачьи».
Введение казачьего компонента в содержание учебного процесса каза-
чьих образовательных учреждений требует развитие соответствующих орга-
низационных форм образования, нацеленных на реализацию казачьего компо-
нента, на формирование образовательной среды, способствующей становле-
нию личности донского казака и казачки в рамках исторически сложившихся
традиций, современных условий и требований.
Не секрет, что в Ростовской области в целом, и в Усть-Донецком районе
в частности, живут и сосуществовуют люди различных национальностей и
конфессий. Возможно, некоторым из них чужды традиции и обычаи казаков.
В связи с этим, на наш взгляд, казачий компонент в школах Усть-Донецкого
района необходимо реализовать через казачьи дружины как одного из видов
ученического самоуправления. В школьные дружины могут пойти учащиеся
по желанию, по призванию, по «зову сердца», те, кому интересны традиции и
обычаи донских казаков, а не потому что «так надо». Дружина выбирает сво-
его атамана и инициирует, координирует мероприятия в образовательной ор-
ганизации казачьей направленности.
1
В свою очередь в Доме детского творчества с целью координации рабо-
ты школьных дружин, мы предлагаем разработаные и утвержденые програм-
му «Школа юного атамана» и программу краеведческого клуба «Моя Донщи-
на» которые будут реализовываться с начала 2016-2017 учебного года.
Программа «Школа юного атамана» является годичной программой до-
полнительного
образования
детей, реализуется
в
рамках
образовательной
программы Дома детского творчества социально-педагогической направлен-
ности. Образовательная
программа
рассчитана
на
обучающихся старшего
подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет.
Цель программы - обеспечить получение каждым подростком, опреде-
ленного минимума знаний об истории донского края, героическом прошлом
казачества, развитие лидерских качеств, формирование лидерской позиции у
атаманов школьных дружин.
Работа «Школы юного атамана» планируется в режиме очно-заочных
занятий.
С
сентября
каждого
года
предполагается
набор
группы
обучающихся
по
2-3
человека
от
каждой
школы
района:
атаманы
школ,
заместители атаманов, члены школьных казачьих дружин.
Результат, который мы планируем достичь в ходе реализации програм-
мы - формирование казачьего актива в детской и молодежной среде образова-
тельных организаций со статусом «казачье», имеющего интеллектуальный и
духовно-нравственный потенциал гражданственности для интеграции в буду-
щем в общественное строительство.
Рассматривая роль юного атамана как лидера современного молодежно-
го казачьего движения, мы выделяем несколько аспектов, которые являются
основополагающими при реализации данной программы. Первый из них -
возможность и необходимость развития лидерских способностей в каждом
подростке, независимо от его индивидуальных качеств, характера, жизнен-
ных установок. Это определяется тем, что некоторые лидерские качества, та-
кие как общительность, эмпатийность, самостоятельность в осуществлении
2
выбора, организованность, являются личностно-значимыми, необходимыми
для жизненной успешности самого атамана.
Другой важный для настоящей программы аспект - активная жизненная
позиция лидера молодежного казачьего движения. Ее проявления разнооб-
разны: от способности изменять окружающую действительность в соответ-
ствии с собственными потребностями до деятельного отношения человека к
жизни общества, т.е. социальной, гражданской активности.
Целью краеведческого клуба «Моя Донщина» является способствова-
ние духовному, нравственному и патриотическому воспитанию подростков,
направленному на формирование личности, обладающей важнейшими каче-
ствами гражданина – патриота России, своего поселения, района, области.
Работа по данной программе подразумевает организацию районных
сборов, круглых столов, форумов школьных дружин с вынесением актуаль-
ных вопросов и проблем казачества в школах и поселениях. Планируются
сборы как малого круга – это атаманы школ, так и большого круга – школь-
ные дружины района.
Помимо этого реализация программы «Моя Донщина» позволяет осу-
ществлять разнообразную исследовательскую деятельность, стимулирует раз-
витие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию.
Обучающиеся имеют возможность соприкоснуться с духовным наследием,
образом жизни предков. При этом занятия не сводятся лишь к передаче теоре-
тических знаний о прошлом казачества, данный курс концентрирует внима-
ние на практической деятельности, на непосредственном обращении к каза-
чьей культуре: сбор фактического материала о праздниках и обрядах местных
жителей, передача знаний участникам клуба о календарных и семейно-быто-
вых обрядовых праздниках, раскрытие секретов ремесел существующих на
Дону, изучение песен донского края. Программой запланированы экскурсии,
направленные на знакомство с жизнью казачества Усть-Донецкого района.
В качестве подведения итогов учебного года по представленным про-
граммам мы видим проведение большого районного мероприятия: возможно
3
общего сбора казачьих дружин, либо, уже знакомой нам, казачьей игры «На
сажень быстрее ветра».
И в заключении: мы считаем, что представленные нами программы
должны войти в Концепцию развития казачьего образования в муниципаль-
ном образовательном пространстве Усть-Донецкого района где главным ори-
ентиром в казачьем образовании, который удовлетворял бы потребностям и
запросам семьи, государства, церкви и общества, является национальный (ка-
зачий) культурно-образовательный и воспитательный идеал. Сохранение ду-
ховно-нравственных и культурных традиций является непременным услови-
ем сохранения нации, Отечества, обеспечивающим связь поколений.
4