Нетрадиционные средства воспитания (японский мини-волейбол) в физической культуре учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального учреждения.
Автор: Демина Татьяна Михайловна Должность: учитель физической культуры, дефектолог Учебное заведение: МКОУШИ для обучающихся с ОВЗ Населённый пункт: г.Поронайск. Сахалинской области Наименование материала: Рабочая учебная программа по физической культуре Тема: Нетрадиционные средства воспитания (японский мини-волейбол) в физической культуре учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального учреждения. Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное казённое специальное образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья г. Поронайска
Утверждена:
Директор ___________
Приказ №____от «___»_______20 г.
Согласована:
Зам. директора по УР_____________
«___»___________20 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Нетрадиционные средства воспитания (японский мини-волейбол) в
физической культуре учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возмож-
ностями здоровья в условиях специального учреждения.
Срок реализации программы 4 года
Составитель:
учитель физической культуры
Демина Татьяна Михайловна
Пояснительная записка
2
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования но -
вого человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гар-
монически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развиваю-
щегося организма ребёнка.
Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физиче -
ского воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физи -
ческого воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться
за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы
– урока физической культуры.
Программа «Использование нетрадиционных средств физической культуры (японский
мини-волейбол ) в рабочей учебной программе по физической культуре обучающихся 1 – 4
классов в раздел «Спортивные и подвижные игры»составлена на основе нормативных до-
кументов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответствен -
ность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования.
Целью программы «Использование нетрадиционных средств физической культуры
(японский мини-волейбол) в рабочей учебной программе по физической культуре обучаю -
щихся 1 – 4 классов» является создание условий и содействие всестороннему развитию
личности в условиях толерантного отношения ко всем участникам образовательного про-
цесса.
Программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следую-
щих практических целей:
-
развитие
основных
физических
качеств
и
способностей,
укрепление
здоровья,
расширение функциональных возможностей организма обучающихся;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью; приобретение
навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном разви-
тии, роли в формировании здорового образа жизни.
Приоритетных задачи :
- совершенствовать здоровьесберегающую направленности образовательного процес-
са;
- усилить воспитательный процесс обучающихся школы через привитие толерантного
отношения друг к другу у всех участников образовательной системы школы;
- создать воспитательную среду, являющуюся формой адекватного взаимодействия
школы и социума, способствующей социальной адаптации обучающихся в современной
жизни; повышение интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
формам активного отдыха и досуга, самоорганизации;
В рабочей программе представлены: содержание, требования к обязательному и воз-
можному уровню ЗУН, физической подготовленности обучающихся, типы уроков, методы
обучения, виды и формы контроля, определены цель и основные задачи, в соответствии с
материально-технической базой МСКОШИ VIII вида, условием функционирования, уров-
нем профессиональной подготовки учителя физической культуры, учителей начальных
классов, традициями и спецификой школы, предпочтениями учащихся.
3
При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному
методу, уделяя основное внимание овладению школой движений.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших
школьников тесно взаимосвязаны. Содержание программного материала уроков состоит
из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подво-
дящих и коррекционных упражнений.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кон -
диционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему разви -
тию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых
способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо исполь -
зовать нестандартное оборудование для развития физических способностей и формирова -
ния двигательных навыков.
Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познава-
тельной активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках чет-
кая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указа-
ний и распоряжений учителя, должна сочетаться с представлением им определенной сво -
боды и самостоятельности действий.
Мини-волейбол является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязан -
ных задач воспитания личности младшего школьника, развития его многообразных двига-
тельных способностей и совершенствования умений. Игра направлена на развитие творче-
ства, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий,
выработку, умения выполнять правила общественного порядка. Многообразие двигатель-
ных действий оказывает комплексное воздействие на совершенствование координацион -
ных и кондиционных способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во вре -
мени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно- силовых способно-
стей.
Срок реализации программы 4 года
Педагогические условия и средства реализации программы:
Формы: урок, организованные игры в мини-волейбол.
Типы уроков:
№
Название урока
Структура урока
1.
Вводный
I часть – подготовительная
II часть – проверка физической подготовленности класса
III часть – заключительная
2.
Изучение нового ма-
териала
I часть – вводная
II часть – подготовительная
III часть – изучение нового материала
IV часть – заключительная
3.
Комбинированный
I часть – вводная
II часть – подготовительная
III часть – изучение нового материала
IV часть – повторение, совершенствование
V часть – заключительная
4.
Общей физической
подготовки
I часть – вводная
II часть – подготовительная
III часть – основная
4
IV часть – заключительная
Формы организации учебного процесса:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Методы обучения:
1)
словесные методы:
2)
методы наглядного воздействия:
Специфические
1)
метод строго регламентированного упражнения:
2)
игровой;
3)
соревновательный.
Активные методы обучения
Проблемного обучения
Ведущие методы:
- передача информации от учителя к обучающемуся – устное изложение материала:
рассказ, беседа, лекция, объяснение, пояснения, инструкция. Это позволяет раскрыть
основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
- слово учителя в сочетании со зрительным рядом – демонстрация картин, таблиц,
слайдов, фильмов, видеоматериалов, практический показ техники выполнения двигатель -
ного действия – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на обучающихся, со -
здает определенный настрой, мотивирующий к дальнейшей познавательной и практиче-
ской деятельности.
Формы работы на уроке:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
- работа по индивидуально-коррекционным картам;
- работы по карточкам - граффити;
- ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы.
Коррекционно-развивающие задания:
Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти
отсутствующую часть, определить по характерным признакам физическое качество или
способность).
Развитие зрительно-мыслительных операций (найди на картинке 5 основных физи-
ческих качеств человека, найди 8 – 10 отличий).
Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движе-
ний ( упражнения на быстроту реакции; прыжки в длину с разбега заданное место без
предварительной отметки, в заданном ритме).
Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по опорным карточкам, по
плану, по таблицам, по словесной инструкции и иллюстрациям, игровые задания «5, 10, 15
сек ходьба или бег по секундомеру – воспроизвести и уточнить время выполнения»).
Развитие двигательной, мышечной памяти (метание в цель резко контрастных по
весу мячей, прохождение расстояния до 10 м от одного ориентира до другого за опреде -
ленное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пути с закрытыми гла-
зами, выполнение комплексов физических упражнений с предметами и без предметов).
5
Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наво-
дящим вопросам)
Технологии:
Традиционное обучение
Игровые технологии
Дифференцированное и индивидуальное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Принципы обучения:
- гуманности;
- развивающего обучения;
- воспитывающего обучения;
- системности в обучении;
- научности в обучении;
- доступности;
- наглядности в обучении;
- активности и сознательности в обучении;
- прочности усвоения знаний;
- связи теории с практикой;
- сознательности и активности в обучении
- индивидуализации в обучении;
- дифференцированного подхода в обучении;
- вариативности;
- принцип деятельностного подхода.
Специфические принципы физического воспитания:
- возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Формы, способы и средства проверки результатов обучения:
Устные ответы
Техника владения двигательными действиями
Тестирование уровня физической подготовленности обучающихся
Тематическое планирование:
№
п/
п
Класс
Тема
программного материала
Количество часов
на изучение ново-
го материала
Количество часов на
закрепление и совер-
шенствование
1.
1
Овладение техникой передвижений
3
7
2.
2
Освоение техники передачи мяча и
приема мяча
4
4
3.
3
Овладение техникой нижней, верх-
ней прямой подачи мяча
1
9
4.
4
Освоение тактики игры
2
8
Итого
10
28
Всего
38
Программный рабочий материал использования японского мини-волейбола на уроках фи-
зической культуры для обучающихся 1 – 4 классов на основе
6
1
2
3
4
5
Класс
Темы, разде-
лы
1
2
3
4
Игра мини-
волейбол
Ознакомление
с игрой и тех-
ника владения
мячом.
Стойки и
передвижения,
передачи мяча,
передача мяча
одной рукой,
игра по упро-
щенным пра-
вилам.
Техника приема
и передачи мяча.
Стойки и пере-
движения, пере-
дачи мяча двумя
руками сверху,
прием подачи,
верхняя прямая
подача, прием –
передачи, игра по
упрощенным
правилам.
Техника приема
и передачи
мяча. Правила
игры в мини-
волейбол (пра-
вила перехода
игроков)
Верхняя прямая
и нижняя боко-
вая подачи.
Блокирование,
учебная игра.
Правила игры в мини-
волейбол (правила
перехода игроков; пра-
вила выполнения напа-
дающего удара).
Верхняя прямая пода-
ча: с вращением мяча и
без вращения, нижняя
боковая подачи. Атаку-
ющий удар. Блокирова-
ние, судейство.
Общеразвива-
ющие упраж-
нения без
предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на
месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движе-
ниями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования пра-
вильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих
упражнений.
Прыжки
Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных
по форме прыжков), (место отталкивания не обозначено для учащихся 1кл).
Прыжки в глубину с высоты 20 – 65 см в обозначенное место.
Метание
Броски и ловля мячей. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в па-
рах). Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на даль-
ность.
Подвижные,
коррекцион-
ные игры
Игры, изучаемые на уроках физической культуры.
Игры с эле-
ментами пио-
нербола и
мини-волей-
бола
«Мяч соседу»;
«Не дай мяч
водящему»;
эстафеты с
мини-волей-
больными мя-
чами.
«Мяч над верев-
кой»; «Вот так
подача»; «Не дай
мяч соседу»,
(применяя мини-
волей больные
мячи).
«Ловкая пода-
ча»; «Пасовка
волейболи-
стов»; Эстафе-
ты волейболи-
стов. «Пере-
бросить в
круг», «Сохра-
ни стойку»,
(применяя
Эстафеты
волейболи-
стов, «Сигнал»; «Точно
в круг»; «Быстро по
местам»; отработка
отдельных прикладных
навыков «Точнее»;
«Правильно», (приме-
няя мини- волейболь-
ные мячи).
7
мини- волей-
больные мячи).
Содержание программного материала по физической культуре для обучающихся 1 - 4
классов на основе использования японского мини-волейбола
1 класс
Темы, разделы
Овладение техникой
передвижений
Стойка игрока: устойчивая, основная; перемещения: в стойке ходьбой,
бегом; приставными шагами; ходьба, бег с выполнение заданий (сесть
на пол, встать, подпрыгнуть и др.); комбинация из освоенных стоек и
перемещений.
Освоение техники
передачи мяча и прие-
ма мяча
Специальные движения – подбрасывание
мяча на нужную высоту и
расстояние от туловища двумя руками над собой на месте, в движении;
в парах; передачи мяча двумя руками сверху, передача мяча одной рукой
с набрасывания партнером, учителем. По направлению (относительно
передающего) передачи: вперед, над собой; по длине: короткие - в пре-
делах зоны. По высоте траектории: низкие - до 1 м.
Прием снизу двумя руками; снизу одной рукой в опорном положении от
игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мя-
чей.
Овладение техникой
нижней прямой пода-
чи мяча
Подача в парах и в стену; подача через сетку.
Освоение игры
Игра по упрощенным правилам, эстафеты, специально-подводящие,
подвижные игры.
Основы знаний
(теоретические сведе-
ния)
Игра мини-волейбол. Техника безопасности на уроках мини-волейбо-
ла. Ознакомление с основной терминологией игры и техники владения
мячом. Упрощенные правила игры.
2 класс
Темы, разделы
Овладение техникой
передвижений
Стойка игрока: устойчивая, основная; перемещения в стойке пристав-
ными шагами, боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение
заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); комбинация из осво -
енных стоек и перемещений.
Освоение техника
приема и передачи
мяча
Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками;
освоение расположения рук и кистей, пальцев рук на мяче; передача
мяча сверху над собой двумя руками на месте, одной рукой в опорном
положении от игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко
летящих мячей; передача мяча в парах; по направлению (относительно
передающего) передачи: вперед, над собой, назад; по длине: короткие -
в пределах зоны; по высоте траектории: средние - до 2 м; направлены
близко к сетке - до 0,5 м.
Овладение техникой
нижней, верхней пря-
мой подачи мяча
Подача мяча в стену; в парах - через ширину площадки с последующим
приемом мяча; подвижная игра «Подай и попади», «Снайпер», «Сумей
принять», «Кто лучше подаст и примет мяч»; прием мяча снизу, нижняя
прямая подача; укороченная подача через сетку; верхняя прямая.
8
Закрепление техники
перемещений, владе-
ния мячом и развитие
координационных
способностей
Комбинация из освоенных элементов: техника перемещений и владения
мячом; прием, передача, удар; подвижные игры; игры-эстафеты; игра по
упрощенным правилам мини-волейбола.
Основы знаний (тео-
ретические сведения)
Техники безопасности при занятиях на уроках мини-волейбола. Терми-
нология игры и техники владения мячом. Упрощенные правила игры.
Техника приема и передачи мяча.
3 класс
Совершенствовать
технику передвиже-
ний, стоек
Стойка игрока: устойчивая, основная, неустойчивая; перемещения в
стойке приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; ходьба,
бег и выполнение заданий перемещение заданным способом, (на опре-
деленном участке - ускорение, остановка и имитация технических сто -
ек).
Освоение техники
приема и передачи
мяча
Передача мяча над собой на месте, в движении, после перемещения и
остановки; передача мяча в парах: над собой - партнеру; с перемещени -
ем вправо, влево, вперед, назад, через сетку; двумя руками в опоре, дву-
мя руками в прыжке, одной рукой в опоре, одной рукой в прыжке; соче-
тание верхней и нижней передач в парах. Подвижные игры с передача -
ми мяча. Передачи мяча по направлению (относительно передающего)
передачи: назад; по длине: длинные - из зоны в зону, короткие - в преде-
лах зоны; по высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м;
направлены близко к сетке - до 0,5 м и удаленные от сетки - более 0,5 м.
Передачи, прием - передачи; у стены над собой; снизу одной рукой в
опорном положении для приема мячей, летящих в стороне от игрока;
сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей.
Овладение техникой
нижней, верхней пря-
мой подачи мяча
Подача мяча в стену; в парах на точность партнер перемещается по пло-
щадке; подача с уменьшенного расстояния; подача через сетку с рассто-
яния 2 - 3 м; верхняя прямая подача без вращения; подвижные игры:
«Снайпер», «Сумей принять», «Кто лучше подаст и примет мяч».
Специально-подгото-
вительные упражне-
ния для выполнения
прямого атакующего
удара
Замах и удар кистью по мячу; удар по летящему мячу стоя на месте (с
собственного подбрасывания); то же, но в парах - с подбрасыванием
мяча партнером; подвижные игры: «Атака крепости», «Бомбардиры»,
«
Мяч в воздухе».
Закрепление техники
перемещений, владе-
ния мячом и развитие
координационных
способностей
Комбинации из освоенных элементов: техника перемещения и владения
мячом; прием, передача.
Осваивать тактику
игры
Организация и последовательность деятельности игроков; поведение
игроков (согласование действий). Правила и обязанности игроков.
Совершенствовать
технические элементы
в игре
Игра мини-волейбол.
Основы знаний (тео-
Техники безопасности при занятиях на уроках мини-волейбола. Техни-
9
ретические сведения)
ка приема и передачи мяча. Подготовка матча. Структура игры. Расста-
новка игроков на площадке.
Знать: каким наказаниям
подвергаются
игроки при нарушении правил игры в мини-волейбол.
4 класс
Темы, разделы
Совершенствовать
технику передвиже-
ний, стоек
Стойки и перемещение лицом, боком, спиной вперед: игровые упражне-
ния; комбинации из освоенных элементов техники передвижений, сто-
ек; двойной шаг, бег, скачок, прыжок; ; эстафеты с внезапными останов -
ками (комбинации из освоенных стоек и перемещений).
Совершенствовать
технику приема и
передачи мяча
Передача мяча над собой на месте, в движении, после перемещения и
остановки; передача мяча в парах: над собой - партнеру; с перемещени -
ем вправо, влево, вперед, назад, через сетку; двумя руками в опоре, дву-
мя руками в прыжке, одной рукой в опоре, одной рукой в прыжке; соче-
тание верхней и нижней передач в парах. Подвижные игры с передача -
ми мяча. Передачи по направлению (относительно передающего) пере-
дачи: назад; по длине: длинные - из зоны в зону, короткие - в пределах
зоны; по высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м;
направлены близко к сетке - до 0,5 м и удаленные от сетки - более 0,5 м.
Прием подачи, прием - передачи; у стены над собой; снизу одной рукой
в опорном положении для приема мячей, летящих в стороне от игрока;
сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей.
Розы-
грыш мяча на три паса.
Совершенствовать
технику верхней пря-
мой подачи мяча
Подача мяча в стену, в парах на точность верхняя прямая подача мяча с
малого расстояния; верхняя прямая подача из-за лицевой линии; нижняя
боковая подача; 5 подач подряд из-за лицевой линии в пределы площад-
ки; подачи с изменением направления полета мяча: в правую левую ча-
сти площадки; подачи из-за лицевой линии; подачи на точность по зо-
нам площадки; с вращением мяча и без вращения.
Освоение техники
прямого нападающего
удара
Подготовительные и подводящие упражнения; замах и удар кистью
по мячу; удар по летящему мячу стоя на месте (с собственного подбра-
сывания); то же, но в парах - с подбрасыванием мяча партнером; напа-
дающий удар после передачи партнера; имитация замаха и удара ки-
стью по мячу; бросок теннисного мяча через сетку; удары по ходу, когда
направление полета мяча соответствует направлению разбега игрока;
атакующие удары против блокирующего; простые обманные удары; по-
движные игры: «Атака крепости», «Бомбардиры».
Овладение игрой и
комплексное развитие
психомоторных
способностей
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3)
и на укороченных площадках; игра по упрощенным правилам мини-
волейбола.
Закрепление техники
владения мячом, пере-
мещений и развитие
координационных
способностей
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар; комбина-
ции из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом;
для приема мяча от атакующего удара и отскочившего от блока, переме-
щения приставным и скрестным шагом при блокировании; прием мяча
снизу у сетки;
отбивание мяча снизу одной
рукой через сетку на ме-
сте и в движении.
10
Осваивать тактику
игры
Организация и последовательность деятельности игроков; поведение
игроков (согласование действий). Блокирование одним игроком с места
и после передвижения. Правила и обязанности игроков.
Основы знаний (тео-
ретические сведения)
Техники безопасности при занятиях на уроках волейбола. Подготовка,
правила (правила перехода игроков; правила выполнения нападающего
удара) и организация игры. Структура игры. Сигналы главного судьи и
помощника главного судьи (индивидуально).
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 – 4 классов
Знать :
- правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, во время проведения
подвижных перемен; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
- содержание физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направ -
ленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления
здоровья;
- подготовка, правила (правила перехода игроков; правила выполнения нападающего
удара) и организация игры; структура игры; правила игры японского мини-волейбола; сиг-
налы главного судьи и помощника главного судьи (индивидуально).
Уметь:
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверст-
никами;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физиче-
с к и м и
у п р а ж н е н и я м и ;
- правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревнова-
тельной деятельности и организации собственного досуга.
Демонстрировать двигательные умения, навыки и способности:
- в циклических и ациклических локомоциях: ходьба в различном темпе, с выполнения-
ми упражнений для рук; с контролем и без контроля зрения; в быстром темпе; в приседе;
сочетание различных видов ходьбы. Прыжки в длину с места (с широким использованием
подводящих, различных по форме прыжков), (место отталкивания не обозначено для уча-
щихся 1кл); прыжки в глубину с высоты 50 – 70 см в обозначенное место.
- в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч 150 г с места; в гори-
зонтальную и в вертикальную цель 1х1 с расстояния 4 м (девочки) и 6 м (мальчики); брос-
ки и ловля большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
- в играх: играть в подвижные игры, японский мини-волейбол (по упрощенным прави -
лам); владеть техникой основных стоек и перемещений игроков; приемов, передач, подач
мяча тактикой игры.
Физическая подготовленность: должна соответствовать как минимум среднему уров -
ню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных
возможностей занимающихся.
способы спортивной деятельности:
- участвовать в соревнованиях по мини-волейболу на уровне школы, района.
правила поведения на занятиях физическими упражнениями :
- соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и
личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих
11
недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность,
выдержку.
1.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся 1 – 4 классов
Устные ответы
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое
понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.
Отметка «4» ставится за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Отметку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая по -
следовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и
умения использовать знания на практике.
Отметка «2» ставится за непонимание и незнание материала программы .
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Оценка техники владения двигательными действиями
Отметка «5» ставиться когда: двигательные действия и отдельные их элементы вы-
полнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко,
уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; обучающийся понимает сущ -
ность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выпол -
няется и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить
ошибки, допущенные другим обучающимся; уверенно выполняет учебный норматив.
Отметка «4» ставиться когда: при выполнении двигательных действий и отдельных
их элементов обучающийся действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не
более двух незначительных ошибок
Отметка «3» ставиться когда: двигательное действие выполнено в основном правиль-
но, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности
движений, неуверенности. Обучающийся не может выполнить движение в нестандартных
и сложных в сравнении с уроком условиях.
Отметка «2» ставится когда: движение или отдельные его элементы выполнены не-
правильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, за непонимание и
незнание материала программы .
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Оценка уровня физической подготовленности обучающихся
Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие спортивной формы не яв -
ляются объектом оценивания по физической культуре.
Отметка «5» ставится когда: исходный показатель соответствует высокому уровню
подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и програм-
мой физического воспитания, которая отвечает требованиям обязательного образователь -
ного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре,
и высокому приросту обучающегося в показателях физической подготовленности за опре-
деленный период времени.
Отметка «4» ставится когда: исходный показатель соответствует среднему уровню
подготовленности и достаточному темпу прироста.
Отметка «3» ставится когда: исходный показатель соответствует низкому уровню
подготовленности и незначительному приросту.
Отметка «2» ставится когда: обучающийся не выполняет государственный стандарт,
нет темпа роста показателей физической подготовленности.
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
12
1.
Перечень обязательных контрольных упражнений, тестов и других видов ра-
бот проекта программы
1.1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6
метра
Критерии оцени:
- высота передачи не ниже 1 метра;
- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- точность передач над собой.
Учитывается количество передач.
1.2. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6
метра
Критерии оценки:
- высота передачи не ниже 1 метра;
- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- отскок мяча под прямым углом.
Учитывается количество передач.
1.3.
Верхняя прямая подача, 5 попыток: из положения лицом к сетке обучаю-
щийся подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, выполняет замах
вверх-назад и осуществляет удар прямой рукой
Критерии оцени:
- техника выполнения подачи.
Учитывается количество удачно выполненных подач
1.4.
Передачи мяча в парах
Критерии оцени:
- высота передачи не ниже 1 метра;
- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- точность передач над собой.
Учитывается количество передач между партнерами.
1 класс
№
Вид
Девочки
Мальчики
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Верхняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
6
4
2
8
6
4
3.
Нижняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
6
4
2
6
4
2
4.
Нижняя, верхняя прямая подача, 5 попыток
2
2
1
3
2
1
5.
Передачи мяча в парах
8
6
4
10
7
5
2 класс
№
Вид
Девочки
Мальчики
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Верхняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
8
4
4
10
8
6
3.
Нижняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
6
4
2
8
6
4
13
4.
Верхняя прямая подача, 5 попыток
2
2
1
3
2
1
5.
Передачи мяча в парах
8
6
4
12
10
8
3 класс
№
Вид
Девочки
Мальчики
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Верхняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
10
8
6
12
10
8
3.
Нижняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
8
6
4
10
8
6
4.
Верхняя прямая подача, 5 попыток
3
2
1
4
3
2
5.
Передачи мяча в парах
10
8
6
14
12
10
4 класс
№
Вид
Девочки
Мальчики
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Верхняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
10
8
6
16
12
8
3.
Нижняя передача мяча одной, двумя руками
над собой в кругу диаметром 3,6 метра
(кол-во передач)
10
7
4
12
9
6
4.
Верхняя прямая подача, 5 попыток
5
3
1
5
4
2
5.
Передачи мяча в парах
14
10
8
16
14
12
Контрольные упражнения должны соответствовать среднему уровню показателей раз-
вития основных физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей занимаю-
щихся.
Итоговая оценка по физической культуре
1 четверть.
1. оценка уровня физического развития (5 тестов);
2. оценка технико-тактических умений и навыков спортивной игры (по 2 отметки);
3. оценка знаний и умений правил игры (1отметка);
4. оценка за участие в спартакиаде школы или города (не более 2 отметок);
2 четверть.
1. оценка уровня физического развития (1-2 теста);
2. оценка технико-тактических умений и навыков спортивной игры (3 отметки);
3. оценка за участие в спартакиаде школы и города (не более 2 отметок);
3 четверть.
1. оценка уровня физического развития (1-2 теста);
2. оценка технико-тактических умений и навыков спортивной игры (по 4 отметки);
3. оценка знаний и умений правил игры, проведение соревнований (1отметка);
4. оценка за участие в спартакиаде (не более 2 отметок);
4 четверть.
1. оценка уровня физического развития (5-6 тестов);
2. оценка технико-тактических умений и навыков спортивной игры (по 2 отметки);
3. оценка знаний и умений правил игры (1отметка);
5. оценка за участие в спартакиаде (не более 2 отметок);
Итоговая отметка за год состоит;
14
- из комплексных отметок за 4 четверти – средний балл
Перечень УМК, используемый в работе учителя
Рекомендуемая литература для педагогов:
1.
Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального
развития. - М.: Наука, 1982. - 149 с.
2.
Безруких, М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей дея -
тельности образовательных учреждений. - М., 2004
3 .
Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.; 2004. – 240
с .
4.
Дорошенко, А.С. и др. Методы диагностики физического развития и подготовлен -
ности детей дошкольного возраста. Хабаровска: Метод. рекоменд./А.С. Дорошенко, Г.И.
Минаева, О.С. Шнейдер. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1994. - 32 с.
5 .
Ирхин,
В.Н.
Здоровьеориентированная
дидактическая
система
учителя
фи-
зической
культуры
/
В.Н.Ирхин,
Ф.И.Собянин,
И.В.Ирхина
//
Физическая
культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 4. – С. 54 – 56.
6 .
Кондратьев,
А.Н.
Формирование
мотивационной
сферы
учащихся
в
услови-
ях
здоровьеформирующей
технологии
физического
воспитания
/
А.Н.Кондратьев
//
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 5. – С. 59 –
61.
7.
Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре /
Авт.-сост. А. П.Матвеев, Т. В.Петрова.-М.: Дрофа, 2002.-96 с.
8.
Пасюков, П.Н., Коджима, Х., Японский мини-волейбол: спорт для всех. // Человек,
спорт, здоровье: Матер V-го международного конгресса (Санкт-Петербург, Россия, 21-23
апреля 2011) – СПб, Изд-во «Олимпия» - СПб», 2011. - С. 159-160.
9.
Коджима, Х., Пасюков П.Н. Японский мини-волейбол: спорт для всех: междуна-
родный проект //Теория и практика физической культуры. - №9. - 2011. - С.60-64
10.
Коджима, Х. Пасюков П.Н. Мини-волейбол по-японски: спорт для всех // Детский
тренер. - №2. - 2011. - С.8-18.
11.
Пасюков,
П.Н.
Японский
спорт
на
Сахалине:
состояние
и
перспективы
развития //Япония и Россия: диалог и взаимодействие культур: матер. междунар. науч. -
практ. конф. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2003. - С. 105-106.
12.
Пасюков, П.Н. Нетрадиционные оздоровительные системы в практике физическо-
го воспитания населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий
/Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в
России: опыт регионов: Матер Всеросс. научно-практ. конф. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО
РАН, 2009. - С. 213-226.
13.
Пасюков, П.Н. Мини-волейбол по-японски: история, теория и практика: Учебное
пособие: Южно-Сахалинск: ООО «Изд-во «Эйкон», 2009. - 117 с.