Парадоксы грамматической категории одушевленности-неодушевленности
Автор: Новикова Надежда Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98" Населённый пункт: г.Новокузнецк Наименование материала: Конспект-презентация Тема: Парадоксы грамматической категории одушевленности-неодушевленности Раздел: среднее образование
Парадоксы грамматической категории одушевленности-
неодушевленности существительных.
ЦЕЛЬ: показать отличие грамматической
категории одушевленности от лексического
понятия "одушевленный - неодушевленный"
предмет.
СЛОВАРЬ:
Парадокс - странное мнение или высказывание,
противоречащее здравому смыслу.
Категория - научное понятие, выражающее
свойства, качества предметов, объединенных
общностью признаков.
1. ВВОДНОЕ СЛОВО:
•
Все мы знаем, что в жизни
тот мир, который окружает
нас, состоит из предметов
материальных и
нематериальных: идем по
улице - видим людей,
движущийся транспорт,
здания, деревья, животных,
дышим воздухом. И в этом
многообразии предметов
понимаем, что люди и
животные - это
одушевленные, а машины,
здания, деревья, воздух -
неодушевленные.
•
Кажется, что все предельно
ясно.
•
Но в грамматике распределение
существительных по принципу
одушевленный - неодушевленный предмет
имеет некоторые особенности.
•
Чтобы определить с грамматической точки зрения
одушевленный или неодушевленный предмет,
нужно существительное поставить во
множественное число и сравнить окончания Р. и В.
падежей. Если они совпадают, то существительное
относится к категории одушевленных. Если же
совпадают окончания И. и В. падежей, то
существительное неодушевленное.
2. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
•
Берем существительное
ЖИВОТНОЕ. Ставим его во
множественное число в трех
падежах и сравниваем окончания.
•
- Будет ли возникать
сомнение, какой вопрос
поставить к данному
существительному?
•
(Нет. Совершенно четко
осознаем, что на
лексическом уровне - оно
одушевленное).
•
Итак: три падежа
•
И. Кто? Животные
•
Р. Кого? Животных
•
В. Кого? Животных
ВЫВОД : существительное одушевленное и
с грамматической точки зрения и с
лексической. Действительно, вопрос,
заданный к данному существительному, и
падежные окончания Р. и В. падежей
указывают на одушевленность
существительного и предмета, который
назван этим существительным.
Но в грамматике бывают парадоксы,
когда неодушевленный предмет с
точки зрения лексики в грамматике,
наоборот, превращается в
существительное одушевленное.
•
Берем слово КУКЛА
•
- Какой вопрос
зададим?
•
Что?
•
Проверяем.
•
И. Что? Куклы
•
Р. Чего? Кукол
•
В. Что? Кукол
Совпадают Р. и В. падежи, значит с
точки зрения грамматики это
существительное одушевленное, а в
лексическом толковании - это
игрушка - неодушевленный предмет.
•
А вот ещё один парадокс. Слово НАРОД .
•
Дадим лексическое толкование.
•
Народ - совокупность людей, т. е. все люди,
живущие в границах одного государства и
говорящие на одном языке.
•
Кажется: все предельно ясно, люди -
существительное одушевленное и вопрос
ставим кто? люди, народ. Давайте
проверим
•
И. Кто? народы
•
Р. Кого? народов
•
В. Кого? Народы
•
В чем же здесь парадокс?
•
В том, что вопрос задаем вроде бы к
существительному одушевленному,
а по окончаниям Р. и В. падежей
видим несовпадение. Совпадение И.
и В. падежей таким, образом,
делаем выводы: существительное
народ - неодушевленное.
Проверим, является ли слово народ
исключением, или в русском языке
есть еще слова, которые
парадоксальным образом в
грамматике превращаются из
одушевленных в неодушевленные
•
Берем слово ВОЙСКО .
•
- Подумаем, какой вопрос больше подходит: кто? или что?
•
Будем исходить из лексического значения.
•
Войско - армия, вооруженные силы государства. Всё кажется
понятным: армия состоит из людей, солдат, значит существительное.
•
тогда какой же по смыслу больше подходит вопрос: кто? войска или
что войско. Вопрос: что?
•
Итак: И. Что? войска
•
Р. Чего? войск
•
В. Что? войска
•
•
Вывод: Исходя из лексического толкования войско
- слово, относящееся к одушевленным предметам, а
в грамматике вопрос и окончания И. и В. Падежей
указывают на неодушевленное существительное.
•
На этом парадоксы не заканчиваются. В русском
языке сложилась такая ситуация, когда одно и
тоже слово может быть существительным и
одушевленным и неодушевленным. Вы спросите
меня, как такое возможно? Все будет зависеть от
лексического толкования слова.
•
Возьмем слово
ИСТРЕБИТЕЛЬ .
•
Слово многозначное, имеет два
значения:
•
Истребитель:1. Боевой самолет
для уничтожения авиации
противника. 2. Летчик, который
летает на самолете-истребителе.
•
•
В первом значении:
•
И. Что? истребители
•
Р. Чего? истребителей
•
В. Что? истребители
Вывод : существительное неодушевленное.
•
Во втором значении:
•
И. Кто? истребители
•
Р. Кого? истребители
•
В. Кого? истребителей
Вывод: существительное одушевленное.
•
А теперь возьмем не очень благозвучное для
слуха слово ТЮФЯК . Оно тоже многозначное.
•
Тюфяк - 1. Мешок, набитый соломой или
сеном и служащий постелью. 2. (перен.)
Вялый, безвольный, медлительный человек.
•
Во втором значении слово имеет
экспрессивную окраску - негативный оттенок
•
Сравним оба значения:
•
И. Что? тюфяки неодушевленное
неодушевленное
•
Р. Чего? тюфяков
•
В. Что? тюфяки
•
•
•
И. Кто? Тюфяки
•
Р. Кого? тюфяков
•
В. Кого? тюфяков одушевленное
•
А вот ещё один парадокс.
•
Посмотрите на слово МОЛОДЕЖЬ
•
- Какого числа существительное?
•
(Ответы могут быть разными и единственного и
множественного числа)
•
ОТВЕТ : Ни единственное, ни множественное числа, хотя
в лексическом толковании заложено понятие
множественности, т.е. все молодые люди, много молодых
людей. Это т.н. собирательное существительное.
•
Тогда берем его в исходной форме и ставим в наши три
падежа
•
И. Кто? молодежь
•
Р. Кого? молодежи
•
В. Кого? молодежи
•
Парадокс налицо: вопросы задаем как к существительному
одушевленному, а в грамматике оно неодушевленное, т.к.
совпадают окончания И. и В. падежей.
•
Я вам предлагаю слово БАКТЕРИЯ.
•
- Какой вопрос будете задавать: кто? или что?
•
Смысловой вопрос что?
•
Проверяем: И. Что? бактерии
•
Р. Чего? бактерий
•
В. Что? бактерий
•
ВЫВОД: И вопрос, и окончания И. и В.
падежей указывают на неодушевленное
существительное. Но с лексической точки
зрения бактерии - это живые
микроорганизмы, способные двигаться и
размножаться. Действительно, если
посмотреть в микроскоп, то увидим, что
они живые, а стало быть, одушевленные, но
в грамматике существительное бактерии -
неодушевленное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, мы сегодня рассмотрели
парадоксальное явление в русском языке,
когда слова на предметном уровне и в
грамматике могут вступать в
противоречие.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Определить: к одушевленным или
неодушевленным относятся слова: ТАБУН,