Напоминание

Парадоксы грамматической категории одушевленности-неодушевленности


Автор: Новикова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Конспект-презентация
Тема: Парадоксы грамматической категории одушевленности-неодушевленности
Раздел: среднее образование





Назад





Парадоксы грамматической категории одушевленности-

неодушевленности существительных.

ЦЕЛЬ:
показать отличие грамматической категории одушевленности от лексического понятия "одушевленный - неодушевленный" предмет.
СЛОВАРЬ:
Парадокс - странное мнение или высказывание, противоречащее здравому смыслу. Категория - научное понятие, выражающее свойства, качества предметов, объединенных общностью признаков.
1. ВВОДНОЕ СЛОВО: • Все мы знаем, что в жизни тот мир, который окружает нас, состоит из предметов материальных и нематериальных: идем по улице - видим людей, движущийся транспорт, здания, деревья, животных, дышим воздухом. И в этом многообразии предметов понимаем, что люди и животные - это одушевленные, а машины, здания, деревья, воздух - неодушевленные. • Кажется, что все предельно ясно.

Но в грамматике распределение

существительных по принципу

одушевленный - неодушевленный предмет

имеет некоторые особенности.
• Чтобы определить с грамматической точки зрения одушевленный или неодушевленный предмет, нужно существительное поставить во множественное число и сравнить окончания Р. и В. падежей. Если они совпадают, то существительное относится к категории одушевленных. Если же совпадают окончания И. и В. падежей, то существительное неодушевленное.
2. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. • Берем существительное ЖИВОТНОЕ. Ставим его во множественное число в трех падежах и сравниваем окончания. •
- Будет ли возникать

сомнение, какой вопрос

поставить к данному

существительному?

(Нет. Совершенно четко

осознаем, что на

лексическом уровне - оно

одушевленное).

Итак: три падежа

И. Кто? Животные

Р. Кого? Животных

В. Кого? Животных


ВЫВОД
: существительное одушевленное и с грамматической точки зрения и с лексической. Действительно, вопрос, заданный к данному существительному, и падежные окончания Р. и В. падежей указывают на одушевленность существительного и предмета, который назван этим существительным.

Но в грамматике бывают парадоксы,

когда неодушевленный предмет с

точки зрения лексики в грамматике,

наоборот, превращается в

существительное одушевленное.


Берем слово КУКЛА
• - Какой вопрос зададим? • Что? • Проверяем. • И. Что? Куклы • Р. Чего? Кукол • В. Что? Кукол

Совпадают Р. и В. падежи, значит с

точки зрения грамматики это

существительное одушевленное, а в

лексическом толковании - это

игрушка - неодушевленный предмет.

• А вот ещё один парадокс. Слово
НАРОД
. • Дадим лексическое толкование. • Народ - совокупность людей, т. е. все люди, живущие в границах одного государства и говорящие на одном языке. • Кажется: все предельно ясно, люди - существительное одушевленное и вопрос ставим кто? люди, народ.
Давайте

проверим

• И. Кто? народы • Р. Кого? народов • В. Кого? Народы •
В чем же здесь парадокс?
• В том, что вопрос задаем вроде бы к существительному одушевленному, а по окончаниям Р. и В. падежей видим несовпадение. Совпадение И. и В. падежей таким, образом, делаем выводы: существительное народ - неодушевленное.

Проверим, является ли слово народ

исключением, или в русском языке

есть еще слова, которые

парадоксальным образом в

грамматике превращаются из

одушевленных в неодушевленные

• Берем слово
ВОЙСКО
. • - Подумаем, какой вопрос больше подходит: кто? или что? • Будем исходить из лексического значения. • Войско - армия, вооруженные силы государства. Всё кажется понятным: армия состоит из людей, солдат, значит существительное. • тогда какой же по смыслу больше подходит вопрос: кто? войска или что войско. Вопрос: что? • Итак: И. Что? войска • Р. Чего? войск • В. Что? войска •

Вывод:
Исходя из лексического толкования войско - слово, относящееся к одушевленным предметам, а в грамматике вопрос и окончания И. и В. Падежей указывают на неодушевленное существительное. • На этом парадоксы не заканчиваются. В русском языке сложилась такая ситуация, когда одно и тоже слово может быть существительным и одушевленным и неодушевленным. Вы спросите меня, как такое возможно? Все будет зависеть от лексического толкования слова.
• Возьмем слово
ИСТРЕБИТЕЛЬ
. • Слово многозначное, имеет два значения: • Истребитель:1. Боевой самолет для уничтожения авиации противника. 2. Летчик, который летает на самолете-истребителе. • • В первом значении: • И. Что? истребители • Р. Чего? истребителей • В. Что? истребители

Вывод
: существительное неодушевленное. • Во втором значении: • И. Кто? истребители • Р. Кого? истребители • В. Кого? истребителей
Вывод:
существительное одушевленное.
• А теперь возьмем не очень благозвучное для слуха слово
ТЮФЯК
. Оно тоже многозначное. • Тюфяк - 1. Мешок, набитый соломой или сеном и служащий постелью. 2. (перен.) Вялый, безвольный, медлительный человек. • Во втором значении слово имеет экспрессивную окраску - негативный оттенок
• Сравним оба значения: • И. Что? тюфяки
неодушевленное
неодушевленное • Р. Чего? тюфяков • В. Что? тюфяки • • • И. Кто? Тюфяки • Р. Кого? тюфяков • В. Кого? тюфяков
одушевленное

• А вот ещё один парадокс. • Посмотрите на слово
МОЛОДЕЖЬ
• - Какого числа существительное? • (Ответы могут быть разными и единственного и множественного числа)

ОТВЕТ
: Ни единственное, ни множественное числа, хотя в лексическом толковании заложено понятие множественности, т.е. все молодые люди, много молодых людей. Это т.н. собирательное существительное. • Тогда берем его в исходной форме и ставим в наши три падежа • И. Кто? молодежь • Р. Кого? молодежи • В. Кого? молодежи • Парадокс налицо: вопросы задаем как к существительному одушевленному, а в грамматике оно неодушевленное, т.к. совпадают окончания И. и В. падежей. •
Я вам предлагаю слово БАКТЕРИЯ. • - Какой вопрос будете задавать: кто? или что? • Смысловой вопрос что? • Проверяем: И. Что? бактерии • Р. Чего? бактерий • В. Что? бактерий

ВЫВОД:
И вопрос, и окончания И. и В. падежей указывают на неодушевленное существительное. Но с лексической точки зрения бактерии - это живые микроорганизмы, способные двигаться и размножаться. Действительно, если посмотреть в микроскоп, то увидим, что они живые, а стало быть, одушевленные, но в грамматике существительное бактерии - неодушевленное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, мы сегодня рассмотрели парадоксальное явление в русском языке, когда слова на предметном уровне и в грамматике могут вступать в противоречие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Определить: к одушевленным или неодушевленным относятся слова:
ТАБУН,

СЕМЬЯ, ТОЛПА, НАСЕКОМОЕ, СТАЯ
.


В раздел образования