Напоминание

НОД по экологии "Что такое вода?"


Автор: Шульмина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: НОД по экологии "Что такое вода?"
Раздел: дошкольное образование





Назад





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22, Е- mail: mdou82@norcom. ru
Конспект занятия по экологии

в подготовительной к школе группе

«Что такое вода?»


Воспитатель: высшей квалификационной категории И.В. Шульмина

2016 год

Цель:
- Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. - Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: замерзает, испаряется, бесцветная, без вкуса и запаха, жидкая, превращается в пар, растворяемая и др. - Показать, где и в каком виде существует вода в окружающей обстановке. - Учить детей отвечать сложными предложениями на вопросы; обогащать словарный запас детей; - Формировать умение делать простые выводы; дополнять ответы сверстников. - Развивать логическое мышление, восприятие, интерес к изучению данной темы. - Продолжать воспитывать экологическое мировоззрение о воде; бережное отношение к ней.
Оборудование:
стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудиозапись «Шум дождя», игрушка Капитошка.
Словарь:
бесцветная, растворяемая, водопроводный кран, ледник, поток, сель, спутница, пар.
Предварительная работа:
чтение М. Д. Перина «Живая вода»; энциклопедия «Почемучка»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудиозаписи «Шум дождя».
НОД:
Воспитатель читает стихотворение А. Дитриха
«Вы слыхали о воде?»
Говорят, она везде! В луже, море, океане И водопроводном кране. Как сосулька – замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется Средь высоких, стройных елей Рушится потоком селей, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель.
Задаю детям вопросы: Скажите ребята «Что такое вода?», Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Рассказываю детям, что вода, как волшебница умеет превращаться. А как это она делает, в этом нам поможет разобраться наш гость Капитошка.
В группе появляется кукольный персонаж Капитошка.

Капитошка.
Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Дети.
(Ответы детей).
Капитошка.
Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки: - Я очень добродушная, мягкая, послушная, Но когда я захочу, даже камень источу (вода) - Скатерть бела, всю землю одела (снег) - Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся (дождь) - Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода) - Растет она вниз головою, не летом растет – а зимою Чуть солнце ее припечет – растает она и умрет (сосулька) - Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд) - На земле переполох – с неба сыплется горох (град)
Капитошка.
Вот видите, ребята, вода бывает разной. А вы хотите провести с водой опыты?
Дети.
(Ответы детей).
Капитошка.
Тогда приступаем !
1. Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми на столе стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. Воспитатель кладет в оба стакана по чайной ложечки. Задает вопрос: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
Дети.
(Ответы детей). Капитошка с детьми делает вывод - вода прозрачная, а молоко нет.
2. Опыт «ВОДА ЛЬЁТСЯ»

Воспитатель.
Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Обращаюсь к детям: что делает вода? Почему?
Дети.
(Ответы детей).
Капитошка.
А еще вода может шуметь. Я принес вам запись с шумом дождя, хотите послушать?
Воспитатель.
Включаю детям для прослушивания аудиозапись «Шум дождя». Капитошка с детьми делает вывод - вода жидкая и может течь.

3. Опыт «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА»

Воспитатель
. Предлагаю детям вначале понюхать в стаканчиках воду, а потом понюхать стаканчики с соком (апельсиновый); сравнить и сказать, чем пахнет вода, а чем сок? Почему?
Дети.
(Ответы детей). Капитошка с детьми делает вывод - у воды нет запаха.
4. Опыт «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА»

Воспитатель.
Предлагаю детям попробовать воду на вкус, а затем предлагаю им из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Задаю детям вопросы: есть ли у воды вкус? А есть ли вкус у сока? Почему?
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Рассказываю детям, что когда человеку очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле он вкуса воды не чувствует. Капитошка с детьми делает вывод - у воды нет вкуса.
Капитошка.
Ребята, а я знаю игровые упражнения про дождик. Хотите поиграть со мной?
ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК».
Воспитатель читает текст, дети выполняют движения соответственно тексту: К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу) Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри! (Ритмичные приседания) – Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты (руки вверх, потряхивание кистями), Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания.) Мокрый серый воробей (встали, потряхивания кистями), Сушит пёрышки скорей. Капля – раз, капля – два, дождик капает едва. (Медленные прыжки на двух ногах.) А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. (Перепрыгивание с одной ноги на другую.) Мы зонты свои раскрыли (руки вверх и в стороны), От дождя себя укрыли (руки вверх, сомкнуть над головой).
5. Опыт «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ»

Воспитатель.
Ребята, у вас на столе стоят два стакана с водой. В одном - холодная вода, в другом - теплая. Предлагаю вам попробовать пальчиком и сказать где, какая вода.
Дети.
Выполняют задание. (Ответы детей.)

Воспитатель.
Горячая вода может нагревать предметы, и чтобы проверить это предлагаю вам опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать ее. Какая стала ложка? Почему?
Дети.
(Ответы детей). Капитошка с детьми делает вывод - вода может быть холодной, теплой и горячей.
6. Опыт «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА»

Воспитатель.
Предлагаю детям взять с тарелочки лед и рассмотреть его. Задаю вопросы: Какой лед – теплый или холодный? Почему он холодный? Из чего образовался лед?
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Спрашиваю у детей: если взять лед в руку, то, что с ним произойдет? Почему?
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Уточняю у детей где, в окружающей обстановке мы можем увидеть лед?
Дети.
(Ответы детей). Капитошка с детьми делает вывод - лед – тоже вода.
7. Опыт «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

Воспитатель.
У меня на столе стоят три стакана с водой. В один я сейчас положу сахар, во второй мёд, а в третий мел. Как вы думаете, что произойдет?
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Правильно ребята - сахар растворился, а мел и мед нет. Капитошка с детьми делает вывод - вода может быть растворителем, но не для всех веществ.
Капитошка.
Ребята, а еще вода может быть в виде пара. Вот послушайте рассказ «Почему кипящий чайник стучит крышкой». - Нет, дедушка Знай, наш чайник крышкой не стучит, он молчком стоит на столе, сказал Почемучка. - А вот поставим мы его сейчас на электроплитку, вода пойдет пузырьками, закипит, забурлит, и сразу крышка начнет подскакивать и греметь. Это оттого, что из кипящей воды идет пар. В чайнике ему становится тесно – он и начинает подбрасывать крышку, чтобы щелку выбраться на свободу, - вот чайник и гремит. Казалось бы: подумаешь – пар! Облачко и облачко. А на самом деле он настоящий силач! Если бы какому-то чудаку взбрело в голову наглухо закрыть крышку чайника и заткнуть носик, то стоило бы воде закипеть – силач пар разорвал бы чайник на куски. Люди давно узнали о могучей силе пара и стали нарочно запирать кипящую воду в прочном толстенном котле. Не оставь они для пара дырочку, он бы обязательно с грохотом разрушил свою темницу. Но в котле всегда предусмотрительно оставляют отверстие. Поэтому пару, как он не старайся, котла не разорвать, а поработать хочешь не хочешь приходится.
С силой врываясь через отверстие в гладкие трубы, он толкает в них поршни, а они заставляют работать колеса пароходов, паровозов. Вернее это было раньше. А теперь их заменили теплоходы, тепловозы да электровозы. Но все равно люди продолжают использовать пар в производстве.
ИТОГОВЫЙ ВЫВОД

Воспитатель.
Предлагаю детям перечислить все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов.
Дети.
(Ответы детей).
Воспитатель.
Ребята, мы сегодня узнали о том, как много неизвестного и интересного таит в себе вода. Давайте поблагодарим Капитошку за интересные опыты и рассказ, и пообещаем ему, что будем к ней относиться бережно и экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Капитошка прощается и уходит.


В раздел образования