Автор: Шульмина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Конспект НОД Тема: НОД по экологии "Что такое вода?" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22, Е- mail: mdou82@norcom.
ru
Конспект занятия по экологии
в подготовительной к школе группе
«Что такое вода?»
Воспитатель:
высшей квалификационной
категории
И.В. Шульмина
2016 год
Цель:
- Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как
вода, таит в себе много неизвестного.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: замерзает, испаряется,
бесцветная, без вкуса и запаха, жидкая, превращается в пар, растворяемая и
др.
- Показать, где и в каком виде существует вода в окружающей обстановке.
- Учить детей отвечать сложными предложениями на вопросы; обогащать
словарный запас детей;
- Формировать умение делать простые выводы; дополнять ответы
сверстников.
- Развивать логическое мышление, восприятие, интерес к изучению данной
темы.
- Продолжать воспитывать экологическое мировоззрение о воде; бережное
отношение к ней.
Оборудование: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки
льда, чайные ложки, салфетки, аудиозапись «Шум дождя», игрушка
Капитошка.
Словарь: бесцветная, растворяемая, водопроводный кран, ледник, поток,
сель, спутница, пар.
Предварительная работа: чтение М. Д. Перина «Живая вода»;
энциклопедия «Почемучка»; загадывание загадок о воде; прослушивание
аудиозаписи «Шум дождя».
НОД:
Воспитатель читает стихотворение А. Дитриха
«Вы слыхали о воде?»
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. Задаю детям вопросы: Скажите ребята «Что такое вода?»,
Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Рассказываю детям, что вода, как волшебница умеет
превращаться. А как это она делает, в этом нам поможет разобраться наш
гость Капитошка.
В группе появляется кукольный персонаж Капитошка.
Капитошка. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой, она умеет
превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки:
- Я очень добродушная, мягкая, послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу (вода)
- Скатерть бела, всю землю одела (снег)
- Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся (дождь)
- Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
- Растет она вниз головою, не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет – растает она и умрет (сосулька)
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
- На земле переполох – с неба сыплется горох (град)
Капитошка. Вот видите, ребята, вода бывает разной. А вы хотите провести с
водой опыты?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка. Тогда приступаем !
1. Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми на столе стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.
Воспитатель кладет в оба стакана по чайной ложечки. Задает вопрос: В
каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка с детьми делает вывод - вода прозрачная, а молоко нет.
2. Опыт «ВОДА ЛЬЁТСЯ»
Воспитатель. Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и
переливается в другой стакан. Обращаюсь к детям: что делает вода? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка. А еще вода может шуметь. Я принес вам запись с шумом
дождя, хотите послушать?
Воспитатель. Включаю детям для прослушивания аудиозапись «Шум
дождя».
Капитошка с детьми делает вывод - вода жидкая и может течь.
3. Опыт «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА»
Воспитатель . Предлагаю детям вначале понюхать в стаканчиках воду, а
потом понюхать стаканчики с соком (апельсиновый); сравнить и сказать,
чем пахнет вода, а чем сок? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка с детьми делает вывод - у воды нет запаха.
4. Опыт «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА»
Воспитатель. Предлагаю детям попробовать воду на вкус, а затем
предлагаю им из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Задаю
детям вопросы: есть ли у воды вкус? А есть ли вкус у сока? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Рассказываю детям, что когда человеку очень хочет пить, то
он с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит
«Какая вкусная вода», хотя на самом деле он вкуса воды не чувствует.
Капитошка с детьми делает вывод - у воды нет вкуса.
Капитошка. Ребята, а я знаю игровые упражнения про дождик. Хотите
поиграть со мной?
ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК».
Воспитатель читает текст, дети выполняют движения соответственно тексту:
К нам на длинной тонкой ножке
(прыжки на одной ноге по кругу)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
(Ритмичные приседания) –
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты
(руки вверх, потряхивание кистями),
Стали мокрыми цветы.
(Наклон, руки к полу, потряхивания.)
Мокрый серый воробей
(встали, потряхивания кистями),
Сушит пёрышки скорей.
Капля – раз, капля – два, дождик капает едва.
(Медленные прыжки на двух ногах.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(Перепрыгивание с одной ноги на другую.)
Мы зонты свои раскрыли
(руки вверх и в стороны),
От дождя себя укрыли
(руки вверх, сомкнуть над головой).
5. Опыт «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ»
Воспитатель. Ребята, у вас на столе стоят два стакана с водой. В одном -
холодная вода, в другом - теплая. Предлагаю вам попробовать пальчиком и
сказать где, какая вода.
Дети. Выполняют задание. (Ответы детей.)
Воспитатель. Горячая вода может нагревать предметы, и чтобы проверить
это предлагаю вам опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом
потрогать ее. Какая стала ложка? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка с детьми делает вывод - вода может быть холодной, теплой и
горячей.
6. Опыт «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА»
Воспитатель. Предлагаю детям взять с тарелочки лед и рассмотреть его.
Задаю вопросы: Какой лед – теплый или холодный? Почему он холодный?
Из чего образовался лед?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Спрашиваю у детей: если взять лед в руку, то, что с ним
произойдет? Почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Уточняю у детей где, в окружающей обстановке мы можем
увидеть лед?
Дети. (Ответы детей).
Капитошка с детьми делает вывод - лед – тоже вода.
7. Опыт «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
Воспитатель. У меня на столе стоят три стакана с водой. В один я сейчас
положу сахар, во второй мёд, а в третий мел. Как вы думаете, что
произойдет?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно ребята - сахар растворился, а мел и мед нет.
Капитошка с детьми делает вывод - вода может быть растворителем, но не
для всех веществ.
Капитошка. Ребята, а еще вода может быть в виде пара. Вот послушайте
рассказ «Почему кипящий чайник стучит крышкой».
- Нет, дедушка Знай, наш чайник крышкой не стучит, он молчком стоит на
столе, сказал Почемучка.
- А вот поставим мы его сейчас на электроплитку, вода пойдет пузырьками,
закипит, забурлит, и сразу крышка начнет подскакивать и греметь. Это оттого,
что из кипящей воды идет пар. В чайнике ему становится тесно – он и
начинает подбрасывать крышку, чтобы щелку выбраться на свободу, - вот
чайник и гремит.
Казалось бы: подумаешь – пар! Облачко и облачко. А на самом деле он
настоящий силач! Если бы какому-то чудаку взбрело в голову наглухо
закрыть крышку чайника и заткнуть носик, то стоило бы воде закипеть –
силач пар разорвал бы чайник на куски.
Люди давно узнали о могучей силе пара и стали нарочно запирать кипящую
воду в прочном толстенном котле. Не оставь они для пара дырочку, он бы
обязательно с грохотом разрушил свою темницу. Но в котле всегда
предусмотрительно оставляют отверстие. Поэтому пару, как он не старайся,
котла не разорвать, а поработать хочешь не хочешь приходится.
С силой врываясь через отверстие в гладкие трубы, он толкает в них
поршни, а они заставляют работать колеса пароходов, паровозов. Вернее это
было раньше. А теперь их заменили теплоходы, тепловозы да электровозы.
Но все равно люди продолжают использовать пар в производстве.
ИТОГОВЫЙ ВЫВОД
Воспитатель. Предлагаю детям перечислить все свойства воды, о которых
они узнали в результате проведения опытов.
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, мы сегодня узнали о том, как много неизвестного и
интересного таит в себе вода. Давайте поблагодарим Капитошку за
интересные опыты и рассказ, и пообещаем ему, что будем к ней относиться
бережно и экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Капитошка прощается и уходит.