Автор: Шульмина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ Тема: "ПУТЕШЕСТВИЯ РЕБЕНКА В МИР ПРИРОДЫ" Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22, E-
mail: mdou82@norcom.
ru
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«
ПУТЕШЕСТВИЯ
РЕБЕНКА
В
ЕГО
ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР
ПРИРОДЫ
»
Подготовлен:
Шульминой И.В.
воспитателем высшей
квалификационной категории
Капытиной М. В.
музыкальным руководителем
первой квалификационной категории
2012г.
Актуальность: Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно
влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие качества. «Природа воспитывает наши
эмоции,
наш
темперамент,
наши
мысли
и
наши
души»
-
пишет
Партридж.
Маленьким
детям
нужен
положительный опыт взаимодействия с природой – не только для понимания того, что такое природа, но и для
осознания того, кто такие они сами, так как общение с природой способствует общему развитию ребенка.
Огромное значение в жизни ребенка имеет общение с живой природой, которая формирует у детей привычку,
заботится о ней, учит бережному и заботливому обращению с ней; развивает такие положительные качества как
инициативность, интерес к окружающему, самостоятельность, активность, порой которых так не достаточно
нашим норильским детям; потому что не хватает общения с живой природой из-за
суровых климатических
условий
Крайнего
Севера,
так
как
большее
время
дети
проводят
в
помещениях,
что
препятствует
их
непосредственному контакту с живой природой.
Цель: Формирование начала экологического отношения к объектам живой природы у детей дошкольного
возраста; знакомство детей с конкретными природными объектами; развитие творческого потенциала детей.
Задачи:
1.
Закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; формировать
позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.
2.
Познакомить детей с обитателями уголка природы в зимнем саду. Формировать представление об
их внешнем виде и уходе за ним.
3.
Познакомить с домашними животными и культурными растениями.
4.
Познакомить с птицами, дикими животными и лесными растениями.
5.
Дать представления, что для их жизнедеятельности необходимы свет, вода, еда, воздух.
6.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если обитателей не кормить они
могут погибнуть и т.д.)
7.
Формировать умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
8.
Воспитывать ответственное и заботливое отношение к подопечным растениям и животным.
Длительность проекта: сентябрь 2012г. - май 2013г.
Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный работник, сотрудники, родители воспитанников.
Участие родителей: на собрании ознакомить родителей с целью и задачами проекта; провести анкетирование.
Подготовительный этап (июнь – сентябрь):
Изучение инновационного опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Составление перспективного плана работы с детьми в средней группе.
Подбор анкет.
Подобрать энциклопедии, детскую и методическую литературу, иллюстрации, открытки.
Подготовить дидактические игры.
Подготовить природный и бросовый материал для практической деятельности детей.
Подготовить инвентарь для ухода за обитателями уголка.
На собрании ознакомить родителей с целью и задачами проекта; провести анкетирование;
Ожидаемый результат: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство.
Основной этап:
Тема
Цели
Пути достижения цели
Преемственность
д/с - семья
УГОЛОК ПРИРОДЫ
СЕНТЯБРЬ -
ОКТЯБРЬ
1 .Знакомство с
Зимним садом.
Задача: познакомить
детей с уголком природы
и общими правилами
поведения в нем.
2 .Знакомство с
животными в Зимнем
саду.
Задача: познакомить
детей с обитателями
уголка природы и
основными правилами
ухода за ними.
- сформировать у детей
представление об уголке природы -
месте, где животные и растения
чувствуют себя защищенными и
окружены заботой и вниманием;
- развивать умение слушать рассказ
педагога;
- воспитывать эстетическое
восприятие;
- познакомить детей с животными,
обитающими в уголке природы:
кролик, волнистые попугайчики,
аквариумные рыбки (клички,
внешний облик, интересные
особенности поведения и
требования к уходу);
- развивать умение слушать рассказ
воспитателя;
- экскурсия в Зимний сад «Наши
животные и растения»;
- рассказ педагога об обитателях
уголка природы;
- беседы с детьми;
- загадывание загадок;
- упражнение с элементами
психогимнастики «Цветок»;
- дид/игры: «Покажи такой же
цветок», «Найди животное по
описанию»;
- рисование «Что мне
понравилось в Зимнем саду»;
- экскурсия по уголку природы;
- загадывание загадок;
- рассматривание живых
объектов;
- беседа с детьми;
- рассказ и показ действий по
уходу за животными;
- практическая деятельность по
уходу за животными (частично);
- консультация
«Формирование
экологической
воспитанности у
дошкольников»;
- заучивание названий
некоторых комнатных
растений;
- привлечение детей к
посильной помощи
взрослым по уходу за
комнатными растениями;
подбор художественных
произведений для чтения
детям, в которых говорится
об этих животных;
ОКТЯБРЬ
3.Знакомство с
растениями в Зимнем
саду.
Задача: познакомить
детей с растениями
уголка природы и
основными правилами
ухода за ними.
- формировать знания о живых
объектах, умение ухаживать за
ними;
- воспитывать бережное отношение
к животным, интерес к наблюдению;
- сформировать у детей
представления о комнатных
растениях, их строении (листья,
стебель, корни, цветы);
необходимых условиях для роста
(почва, свет, тепло, вода);
- сформировать у детей общее
представление о родине комнатных
растений (страны, где нет холодной
зимы);
- познакомить детей с некоторыми
комнатными растениями: щучий
хвост, «Ванька мокрый», фиалка,
кактус, пальма, «Дружная семейка»;
(название, наиболее яркие и
интересные особенности, связанные
с названием или внешним обликом);
- подробно познакомить с наиболее
неприхотливыми комнатными
растениями: традесканция как
обитатель тенистых и болотистых
мест, каланхоэ как обитатель
жарких, солнечных мест (название
растения, особенности внешнего
- дид/игры: «Назови и опиши
птичку», «Кто, где живет»;
- продуктивная деятельность:
рисование «Обитатели Зимнего
сада;
- экскурсия по уголку природы;
- загадки о цветах
- беседа с детьми;
- рассматривание растений,
- обследовательские действия;
- вопросы по уточнению знаний;
- дид/игра «Назови цветок»;
- дид/у «Назови правильно»;
- имитационная игра «Растение»;
- объяснение и показ действий по
уходу за растениями;
- дид/игры «Что нужно для ухода
за растениями», «Что
изменилось»;
- продуктивная деятельность:
рисование «Цветок, который мне
нравится»;
- выставка рисунков «Цветы
нашего сада»;
-разучивание загадок;
- рассматривание
иллюстраций в
энциклопедиях;
- заучивание стихотворений о
цветах;
ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ
4. Практическая
деятельность с
растениями.
Задача: сформировать
навыки посадки
комнатного растения и
ухода за ним.
облика, условия произрастания на
родине и связанные с ним
требования к уходу);
- воспитывать интерес, бережное
отношение к комнатным растениям;
- познакомить детей с основными
этапами развития растения: семя –
росток – молодое растение –
цветение – плодоношение – семя;
- сформировать представление о
некоторых способах размножения
растений: семенами, листьями,
черенками;
- помочь ребенку выбрать растение
для посадки (детки каланхоэ или
черенок традесканции);
- познакомить детей с
элементарными правилами посадки
растения, помочь правильно
произвести посадку своего
растения;
- познакомить детей с правилами
ухода за вновь посаженным
растением (равномерный обильный
полив, рыхление почвы, протирание
листьев, удаление от сквозняков и
прямых солнечных лучей);
- обратить внимание на
беззащитность посаженных
- имитационная игра «Расти,
расти, цветочек»;
- практическая деятельность
детей по посадке растений (детки
каланхоэ или черенок
традесканции – по выбору
ребенка) и ухода за ним;
- разучивание пальчиковых игр
«Цветочки», «Цветок»;
- практическая деятельность
детей по уходу за растениями;
- посещение магазина
«Флора» и покупка семян;
- посадка и уход за
растениями дома;
ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ
ГОРОДА И СЕЛА,
КУЛЬТУРНЫЕ
РАСТЕНИЯ
НОЯБРЬ - ЯНВАРЬ
1.Животные у нас
дома.
Задача: обобщить и
уточнить знания детей
о домашних животных.
растений и их полную зависимость
от заботы детей;
- постоянно поддерживать и
активизировать стремление детей
заботиться о своем растении по
мере необходимости (рыхлить
почву, поливать и т.д.);
- сформировать у детей
представление о домашних
животных: животные, о которых
всю жизнь заботится человек
(кормит, дает кров, лечит и пр.);
- уточнить, дополнить и обобщить
представления детей о кошках и
собаках: кличка, внешние отличия
некоторых пород (пудель, овчарка),
поведение, издаваемые звуки (какие
и что означают); детеныши этих
животных; характер кошек и собак;
близость этих животных к людям
(«почему мы их любим»);
- активизировать желание детей
поделиться рассказами о своих
- беседы «Что мы знаем о
домашних животных»;
- рассказ педагога о животных;
- рассматривание картинок;
- чтение художественных
произведений: В. Сутеев «Кто
сказал «Мяу!», Е. Чарушин
«Коза», «Корова», К. Ушинский
«Лошадь»;
- д/игра «Лото - животные»;
«Угадай, о ком рассказали», «У
кого какие детки», «Кто, где
живет»;
- игра «Вот зверь, что за зверь?»;
- продуктивная деятельность:
- рисование «Домашнее
- консультация на тему
«Собака и кошка – верные
друзья ребенка»;
- фото ребенка с животным;
- разучивание стихотворений
и загадок о животных;
- рассматривание
энциклопедий;
- чтение сказок, просмотр
мультфильмов;
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ
2. Культурные
растения.
Задача: сформировать у
детей представление о
культурных растениях:
растения, которые
выращены человеком.
домашних любимцах: кошках и
собаках;
- уточнить и дополнить
представление о сельских домашних
животных: внешний облик,
основной корм, интересные
особенности поведения, издаваемые
звуки – какие и что означают;
детеныши, роль этих животных в
жизни человека (на примерах
коровы, лошади, свиньи, кролика,
гуся, курицы);
- закреплять представление о
сельских домашних животных через
продуктивную деятельность;
- уточнить, дополнить и
систематизировать знания детей о
культурных растениях: внешний
вид, съедобные части растений,
блюда из них, эстетическая роль
декоративных растений (на примере
яблони, смородины, картофеля,
свеклы, розы);
- активизировать память детей и
желание поделиться своими
знаниями о растениях, которые
выращивают люди (все, что ребенок
знает об этом из собственного
опыта;
- закрепить представление о роли
животное»;
- лепка «Мой домашний
любимец»
- оригами «Щенок», «Котенок», -
пальчиковая игра «Котенок-
шалун»;
- беседа «Как выращивают
растения»,
- рассматривание иллюстраций
- загадки
- чтение художественных
произведений
- чтение р.н.ск. «Вершки и
корешки» (или рассказывает
Сова - игрушка);
- лепка «Овощи»;
- рисование «Мы собрали
урожай»;
- игра «Вершки – корешки»
- создать выставку из творческих
работ детей, посвященных
-
посадка лука, семян
петрушки и укропа, гороха;
- создание дид/пособия
«Яблоня»
- сочинение сказок о
культурных растениях
совместно с детьми (с
картинкой);
- привлечь родителей к
созданию «Огорода на окне»;
ПТИЦЫ, ДИКИЕ
ЖИВОТНЫЕ И
РАСТЕНИЯ ЛЕСА
ФЕВРАЛЬ – МАРТ
1.Птицы.
Задача: уточнять и
расширять знания детей
о разнообразии птиц,
познакомить с
некоторыми видами
птиц Таймыра.
культурных растений в жизни
человека;
- закрепить знания детей о
съедобных частях культурных
растений;
- активизировать творческую
активную деятельность при
сочинении сказок о культурных
растениях;
- уточнять и расширять знания детей
о разнообразии птиц; об их общих
признаках (клюв, перья, крылья,
ноги);
- развивать наблюдательность;
- формировать умение находить
сходства и различия, называть
детенышей;
- воспитывать гуманное отношение
к живому;
культурным растениям;
- посадка культурных растений
(лук, горох, петрушка, сладкий
перец, укроп) «Огород на окне»;
- рассказ педагога о птицах;
- вопросы по уточнению;
- рассматривание картинок;
- загадки о птицах;
- слушание аудиозаписи «Звуки
окружающего мира»;
- разучивание песен о птицах;
- дид/игры «Летает – не летает»,
«Собери картинку», «Кто, где
живет»;
- пальчиковая игра «Птички»;
- продуктивная деятельность:
лепка «Покормим птичек»;
рисование «Снегири на ветках
рябины»;
оригами «Сова»;
- выставка детских работ «Наши
- консультация на тему «Как
читать детям книги о
природе»;
- наблюдение за птицами их
характерными признаками и
повадками;
- рассматривание
энциклопедий;
- заучивание загадки о птице;
2.Дикие животные.
Задача: уточнить и
дополнить знания
детей о диких животных
сибирского леса и
полуострова Таймыр.
- уточнить, дополнять и
систематизировать знания детей о
диких лесных животных: внешний
облик, интересные особенности
жизнедеятельности и развития;
детеныши и забота о них;
- познакомить с понятием
«перелетные птицы»;
- обратить внимание детей на
тесную взаимосвязь лесных
обитателей друг с другом -
некоторые элементарные пищевые
взаимосвязи (на примерах зайца,
лисы, волка, медведя, совы,
лягушки, бабочки, кузнечика, жука);
- сформировать представление о
том, что у всех лесных животных
своя особая жизнь и ни одно
животное нельзя назвать плохим
или хорошим;
- уточнить представлений о том, что
лесным животным хорошо только в
лесу: привезенные из лесу домой,
они чувствуют себя плохо и могут
даже погибнуть;
- развивать у детей умение
различать цветовые оттенки в
окраске животных (серый, рыжий,
светло-зеленый, темно-зеленый) и
обозначать их словом;
пернатые друзья»;
- игра-путешествие «В лесу»;
- беседы «Что мы знаем о диких
животных»; «О роли человека в
жизни птиц»;
- рассказ воспитателя о
животных;
- чтение сказок: В. Даль «Лиса -
лапотница», р.н.ск. «Лиса, волк
и медведь», «Три медведя»,
Н. Сладков «Медведь и солнце»,
В. Сутеев «Под грибом»;
- чтение познавательных
рассказов, стихов, загадок о
животных;
- дид/игры: «Расскажи, что ты
знаешь об этом животном», «Чьи
детки», «Зоологическое лото»,
«Узнай животное по описанию»,
«Кто, где живет», «Кто как
двигается», «Занимательные
квадраты»;
- пальчиковая игра «В лес всех
выпустим зверей»;
- продуктивная деятельность:
- лепка «Животные»;
- рисование «Кто живет в лесу»;
- оригами «Лиса», «Волк»,
«Медведь», «Заяц»;
- создание панно «Животные
леса»;
- рассматривание
энциклопедий;
- разучивание загадок о
животных леса;
- сочинение сказок совместно
с детьми (с картинкой);
- чтение сказок о животных;
- изготовление совместно с
детьми животного из
контейнера киндер-сюрприза;
АПРЕЛЬ
2.Лесные растения.
Задача: сформировать у
детей представление о
растениях сибирского
леса и полуострова
Таймыр.
Заключительный
этап:
КРАСОТА МИРА
ПРИРОДЫ
АПРЕЛЬ - МАЙ
1.Познавая природу.
- закреплять знания детей и
поддерживать интерес к природе с
помощью сочинения сказок и
продуктивной деятельности;
- сформировать представление о
дикорастущих растениях: растения,
которые не выращивал человек, они
живут в природе без участия
человека;
- уточнить, дополнить и
систематизировать знания детей о
растениях леса и тундры: внешний
облик и интересные особенности,
роль растения в жизни лесных
животных (на примере яблони в
сравнении с культурной яблоней,
ели, осины, шиповника в сравнении
с розой, мать-и-мачехи);
- формировать у детей
представление о красоте и
уникальности каждого растения;
- слушание музыкальных
произведений.
- чтение сказки «Мешок яблок» и
рассказа «Дед сажал яблоню»
(для сравнения);
- чтение стихов и загадок о
лесных растениях, сказок,
познавательных рассказов;
- дид/игры лото «Растения»,
«Ягоды», «Назови не ошибись»;
- рисование «Красивый пейзаж»;
- создание макета «На лесной
полянке» (с использованием
природного материала);
- изготовление дид/пособия
«Березка»;
- рассматривание
энциклопедий;
- разучивание загадок о
растениях леса;
Задача: закрепить
представление детей о
красоте мира природы.
- объединить полученные детьми
представления о красоте мира
природы: что в природе самое
красивое и почему (все в природе
разное, и все красиво по- своему);
- активизировать творческую
потребность детей в выражении
своих чувств по отношению к
природе.
- беседы с детьми;
- рассматривание картин,
иллюстраций;
- чтение стихов о природе;
познавательных рассказов;
- прослушивание музыкальных
композиций;
- продуктивная деятельность
«Нарисуй, что хочешь о
природе»;
- оформление выставки работ о
природе «Я познаю мир»;
- инсценировка словацкой
народной сказки «У солнышка в
гостях».
- привлечь родителей к
оформлению выставки
детских работ;
- привлечь родителей к
подготовке костюмов и
декораций к постановке
сказки.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
1.
Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. М.:
Просвещение, 2010
2.
Дьяченко В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд. Тематическое планирование
занятий. В.: Учитель, 2007
2.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 1984
3.
Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М.: Творческий Центр, 2005
4.
Ушакова О. С. Придумай слово. М.: Творческий Центр, 2009
5.
Васильева М. А. Комплексное перспективное планирование. М.: Мозаика-Синтез, 2011
6.
Ильина М. В. Чувствуем - познаем - размышляем. М.: Аркти, 2004.
9. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М: Просвещение, 1996
10. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Живая экология. М.: Творческий Центр, 2009
11.Шорыгина Т. А. Беседы о домашних и декоративных птицах. М.: Творческий Центр, 2010
12. Рыжова Н. А. Экологические сказки. М., Чистые пруды,
13. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. М., Мозаика-
Синтез, 2010
14. Ердаков Л. Н., Барсукова В. С. Играя, обучаемся. Н., ИСАР-Сибирь, 1999