Напоминание

"ПУТЕШЕСТВИЯ РЕБЕНКА В МИР ПРИРОДЫ"


Автор: Шульмина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ
Тема: "ПУТЕШЕСТВИЯ РЕБЕНКА В МИР ПРИРОДЫ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 «Сказка» 663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22, E- mail: mdou82@norcom. ru ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « ПУТЕШЕСТВИЯ РЕБЕНКА В ЕГО ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПРИРОДЫ » Подготовлен: Шульминой И.В. воспитателем высшей квалификационной категории Капытиной М. В. музыкальным руководителем первой квалификационной категории 2012г.

Актуальность:
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие качества. «Природа воспитывает наши эмоции, наш темперамент, наши мысли и наши души» - пишет Партридж. Маленьким детям нужен положительный опыт взаимодействия с природой – не только для понимания того, что такое природа, но и для осознания того, кто такие они сами, так как общение с природой способствует общему развитию ребенка. Огромное значение в жизни ребенка имеет общение с живой природой, которая формирует у детей привычку, заботится о ней, учит бережному и заботливому обращению с ней; развивает такие положительные качества как инициативность, интерес к окружающему, самостоятельность, активность, порой которых так не достаточно нашим норильским детям; потому что не хватает общения с живой природой из-за суровых климатических условий Крайнего Севера, так как большее время дети проводят в помещениях, что препятствует их непосредственному контакту с живой природой.
Цель:
Формирование начала экологического отношения к объектам живой природы у детей дошкольного возраста; знакомство детей с конкретными природными объектами; развитие творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы. 2. Познакомить детей с обитателями уголка природы в зимнем саду. Формировать представление об их внешнем виде и уходе за ним. 3. Познакомить с домашними животными и культурными растениями. 4. Познакомить с птицами, дикими животными и лесными растениями. 5. Дать представления, что для их жизнедеятельности необходимы свет, вода, еда, воздух. 6. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если обитателей не кормить они могут погибнуть и т.д.) 7. Формировать умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. 8. Воспитывать ответственное и заботливое отношение к подопечным растениям и животным.
Длительность проекта:
сентябрь 2012г. - май 2013г.

Участники проекта:
дети, воспитатель, музыкальный работник, сотрудники, родители воспитанников.
Участие родителей:
на собрании ознакомить родителей с целью и задачами проекта; провести анкетирование.
Подготовительный этап
(июнь – сентябрь):  Изучение инновационного опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.  Составление перспективного плана работы с детьми в средней группе.  Подбор анкет.  Подобрать энциклопедии, детскую и методическую литературу, иллюстрации, открытки.  Подготовить дидактические игры.  Подготовить природный и бросовый материал для практической деятельности детей.  Подготовить инвентарь для ухода за обитателями уголка.  На собрании ознакомить родителей с целью и задачами проекта; провести анкетирование;
Ожидаемый результат:
вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство.

Основной этап:
Тема Цели Пути достижения цели Преемственность д/с - семья

УГОЛОК ПРИРОДЫ

СЕНТЯБРЬ -

ОКТЯБРЬ
1
.Знакомство с

Зимним садом.
Задача: познакомить детей с уголком природы и общими правилами поведения в нем. 2
.Знакомство с

животными в Зимнем

саду.
Задача: познакомить детей с обитателями уголка природы и основными правилами ухода за ними. - сформировать у детей представление об уголке природы - месте, где животные и растения чувствуют себя защищенными и окружены заботой и вниманием; - развивать умение слушать рассказ педагога; - воспитывать эстетическое восприятие; - познакомить детей с животными, обитающими в уголке природы: кролик, волнистые попугайчики, аквариумные рыбки (клички, внешний облик, интересные особенности поведения и требования к уходу); - развивать умение слушать рассказ воспитателя; - экскурсия в Зимний сад «Наши животные и растения»; - рассказ педагога об обитателях уголка природы; - беседы с детьми; - загадывание загадок; - упражнение с элементами психогимнастики «Цветок»; - дид/игры: «Покажи такой же цветок», «Найди животное по описанию»; - рисование «Что мне понравилось в Зимнем саду»; - экскурсия по уголку природы; - загадывание загадок; - рассматривание живых объектов; - беседа с детьми; - рассказ и показ действий по уходу за животными; - практическая деятельность по уходу за животными (частично); - консультация «Формирование экологической воспитанности у дошкольников»; - заучивание названий некоторых комнатных растений; - привлечение детей к посильной помощи взрослым по уходу за комнатными растениями; подбор художественных произведений для чтения детям, в которых говорится об этих животных;

ОКТЯБРЬ

3.Знакомство с

растениями в Зимнем

саду.
Задача: познакомить детей с растениями уголка природы и основными правилами ухода за ними. - формировать знания о живых объектах, умение ухаживать за ними; - воспитывать бережное отношение к животным, интерес к наблюдению; - сформировать у детей представления о комнатных растениях, их строении (листья, стебель, корни, цветы); необходимых условиях для роста (почва, свет, тепло, вода); - сформировать у детей общее представление о родине комнатных растений (страны, где нет холодной зимы); - познакомить детей с некоторыми комнатными растениями: щучий хвост, «Ванька мокрый», фиалка, кактус, пальма, «Дружная семейка»; (название, наиболее яркие и интересные особенности, связанные с названием или внешним обликом); - подробно познакомить с наиболее неприхотливыми комнатными растениями: традесканция как обитатель тенистых и болотистых мест, каланхоэ как обитатель жарких, солнечных мест (название растения, особенности внешнего - дид/игры: «Назови и опиши птичку», «Кто, где живет»; - продуктивная деятельность: рисование «Обитатели Зимнего сада; - экскурсия по уголку природы; - загадки о цветах - беседа с детьми; - рассматривание растений, - обследовательские действия; - вопросы по уточнению знаний; - дид/игра «Назови цветок»; - дид/у «Назови правильно»; - имитационная игра «Растение»; - объяснение и показ действий по уходу за растениями; - дид/игры «Что нужно для ухода за растениями», «Что изменилось»; - продуктивная деятельность: рисование «Цветок, который мне нравится»; - выставка рисунков «Цветы нашего сада»; -разучивание загадок; - рассматривание иллюстраций в энциклопедиях; - заучивание стихотворений о цветах;

ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ

4. Практическая

деятельность с

растениями.
Задача: сформировать навыки посадки комнатного растения и ухода за ним. облика, условия произрастания на родине и связанные с ним требования к уходу); - воспитывать интерес, бережное отношение к комнатным растениям; - познакомить детей с основными этапами развития растения: семя – росток – молодое растение – цветение – плодоношение – семя; - сформировать представление о некоторых способах размножения растений: семенами, листьями, черенками; - помочь ребенку выбрать растение для посадки (детки каланхоэ или черенок традесканции); - познакомить детей с элементарными правилами посадки растения, помочь правильно произвести посадку своего растения; - познакомить детей с правилами ухода за вновь посаженным растением (равномерный обильный полив, рыхление почвы, протирание листьев, удаление от сквозняков и прямых солнечных лучей); - обратить внимание на беззащитность посаженных - имитационная игра «Расти, расти, цветочек»; - практическая деятельность детей по посадке растений (детки каланхоэ или черенок традесканции – по выбору ребенка) и ухода за ним; - разучивание пальчиковых игр «Цветочки», «Цветок»; - практическая деятельность детей по уходу за растениями; - посещение магазина «Флора» и покупка семян; - посадка и уход за растениями дома;

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ГОРОДА И СЕЛА,

КУЛЬТУРНЫЕ

РАСТЕНИЯ

НОЯБРЬ - ЯНВАРЬ

1.Животные у нас

дома.
Задача: обобщить и уточнить знания детей о домашних животных. растений и их полную зависимость от заботы детей; - постоянно поддерживать и активизировать стремление детей заботиться о своем растении по мере необходимости (рыхлить почву, поливать и т.д.); - сформировать у детей представление о домашних животных: животные, о которых всю жизнь заботится человек (кормит, дает кров, лечит и пр.); - уточнить, дополнить и обобщить представления детей о кошках и собаках: кличка, внешние отличия некоторых пород (пудель, овчарка), поведение, издаваемые звуки (какие и что означают); детеныши этих животных; характер кошек и собак; близость этих животных к людям («почему мы их любим»); - активизировать желание детей поделиться рассказами о своих - беседы «Что мы знаем о домашних животных»; - рассказ педагога о животных; - рассматривание картинок; - чтение художественных произведений: В. Сутеев «Кто сказал «Мяу!», Е. Чарушин «Коза», «Корова», К. Ушинский «Лошадь»; - д/игра «Лото - животные»; «Угадай, о ком рассказали», «У кого какие детки», «Кто, где живет»; - игра «Вот зверь, что за зверь?»; - продуктивная деятельность: - рисование «Домашнее - консультация на тему «Собака и кошка – верные друзья ребенка»; - фото ребенка с животным; - разучивание стихотворений и загадок о животных; - рассматривание энциклопедий; - чтение сказок, просмотр мультфильмов;

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ

2. Культурные

растения.
Задача: сформировать у детей представление о культурных растениях: растения, которые выращены человеком. домашних любимцах: кошках и собаках; - уточнить и дополнить представление о сельских домашних животных: внешний облик, основной корм, интересные особенности поведения, издаваемые звуки – какие и что означают; детеныши, роль этих животных в жизни человека (на примерах коровы, лошади, свиньи, кролика, гуся, курицы); - закреплять представление о сельских домашних животных через продуктивную деятельность; - уточнить, дополнить и систематизировать знания детей о культурных растениях: внешний вид, съедобные части растений, блюда из них, эстетическая роль декоративных растений (на примере яблони, смородины, картофеля, свеклы, розы); - активизировать память детей и желание поделиться своими знаниями о растениях, которые выращивают люди (все, что ребенок знает об этом из собственного опыта; - закрепить представление о роли животное»; - лепка «Мой домашний любимец» - оригами «Щенок», «Котенок», - пальчиковая игра «Котенок- шалун»; - беседа «Как выращивают растения», - рассматривание иллюстраций - загадки - чтение художественных произведений - чтение р.н.ск. «Вершки и корешки» (или рассказывает Сова - игрушка); - лепка «Овощи»; - рисование «Мы собрали урожай»; - игра «Вершки – корешки» - создать выставку из творческих работ детей, посвященных
-
посадка лука, семян петрушки и укропа, гороха; - создание дид/пособия «Яблоня» - сочинение сказок о культурных растениях совместно с детьми (с картинкой); - привлечь родителей к созданию «Огорода на окне»;

ПТИЦЫ, ДИКИЕ

ЖИВОТНЫЕ И

РАСТЕНИЯ ЛЕСА

ФЕВРАЛЬ – МАРТ

1.Птицы.
Задача: уточнять и расширять знания детей о разнообразии птиц, познакомить с некоторыми видами птиц Таймыра. культурных растений в жизни человека; - закрепить знания детей о съедобных частях культурных растений; - активизировать творческую активную деятельность при сочинении сказок о культурных растениях; - уточнять и расширять знания детей о разнообразии птиц; об их общих признаках (клюв, перья, крылья, ноги); - развивать наблюдательность; - формировать умение находить сходства и различия, называть детенышей; - воспитывать гуманное отношение к живому; культурным растениям; - посадка культурных растений (лук, горох, петрушка, сладкий перец, укроп) «Огород на окне»; - рассказ педагога о птицах; - вопросы по уточнению; - рассматривание картинок; - загадки о птицах; - слушание аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; - разучивание песен о птицах; - дид/игры «Летает – не летает», «Собери картинку», «Кто, где живет»; - пальчиковая игра «Птички»; - продуктивная деятельность: лепка «Покормим птичек»; рисование «Снегири на ветках рябины»; оригами «Сова»; - выставка детских работ «Наши - консультация на тему «Как читать детям книги о природе»; - наблюдение за птицами их характерными признаками и повадками; - рассматривание энциклопедий; - заучивание загадки о птице;

2.Дикие животные.
Задача: уточнить и дополнить знания детей о диких животных сибирского леса и полуострова Таймыр. - уточнить, дополнять и систематизировать знания детей о диких лесных животных: внешний облик, интересные особенности жизнедеятельности и развития; детеныши и забота о них; - познакомить с понятием «перелетные птицы»; - обратить внимание детей на тесную взаимосвязь лесных обитателей друг с другом - некоторые элементарные пищевые взаимосвязи (на примерах зайца, лисы, волка, медведя, совы, лягушки, бабочки, кузнечика, жука); - сформировать представление о том, что у всех лесных животных своя особая жизнь и ни одно животное нельзя назвать плохим или хорошим; - уточнить представлений о том, что лесным животным хорошо только в лесу: привезенные из лесу домой, они чувствуют себя плохо и могут даже погибнуть; - развивать у детей умение различать цветовые оттенки в окраске животных (серый, рыжий, светло-зеленый, темно-зеленый) и обозначать их словом; пернатые друзья»; - игра-путешествие «В лесу»; - беседы «Что мы знаем о диких животных»; «О роли человека в жизни птиц»; - рассказ воспитателя о животных; - чтение сказок: В. Даль «Лиса - лапотница», р.н.ск. «Лиса, волк и медведь», «Три медведя», Н. Сладков «Медведь и солнце», В. Сутеев «Под грибом»; - чтение познавательных рассказов, стихов, загадок о животных; - дид/игры: «Расскажи, что ты знаешь об этом животном», «Чьи детки», «Зоологическое лото», «Узнай животное по описанию», «Кто, где живет», «Кто как двигается», «Занимательные квадраты»; - пальчиковая игра «В лес всех выпустим зверей»; - продуктивная деятельность: - лепка «Животные»; - рисование «Кто живет в лесу»; - оригами «Лиса», «Волк», «Медведь», «Заяц»; - создание панно «Животные леса»; - рассматривание энциклопедий; - разучивание загадок о животных леса; - сочинение сказок совместно с детьми (с картинкой); - чтение сказок о животных; - изготовление совместно с детьми животного из контейнера киндер-сюрприза;

АПРЕЛЬ

2.Лесные растения.
Задача: сформировать у детей представление о растениях сибирского леса и полуострова Таймыр.
Заключительный

этап:

КРАСОТА МИРА

ПРИРОДЫ

АПРЕЛЬ - МАЙ

1.Познавая природу.
- закреплять знания детей и поддерживать интерес к природе с помощью сочинения сказок и продуктивной деятельности; - сформировать представление о дикорастущих растениях: растения, которые не выращивал человек, они живут в природе без участия человека; - уточнить, дополнить и систематизировать знания детей о растениях леса и тундры: внешний облик и интересные особенности, роль растения в жизни лесных животных (на примере яблони в сравнении с культурной яблоней, ели, осины, шиповника в сравнении с розой, мать-и-мачехи); - формировать у детей представление о красоте и уникальности каждого растения; - слушание музыкальных произведений. - чтение сказки «Мешок яблок» и рассказа «Дед сажал яблоню» (для сравнения); - чтение стихов и загадок о лесных растениях, сказок, познавательных рассказов; - дид/игры лото «Растения», «Ягоды», «Назови не ошибись»; - рисование «Красивый пейзаж»; - создание макета «На лесной полянке» (с использованием природного материала); - изготовление дид/пособия «Березка»; - рассматривание энциклопедий; - разучивание загадок о растениях леса;
Задача: закрепить представление детей о красоте мира природы. - объединить полученные детьми представления о красоте мира природы: что в природе самое красивое и почему (все в природе разное, и все красиво по- своему); - активизировать творческую потребность детей в выражении своих чувств по отношению к природе. - беседы с детьми; - рассматривание картин, иллюстраций; - чтение стихов о природе; познавательных рассказов; - прослушивание музыкальных композиций; - продуктивная деятельность «Нарисуй, что хочешь о природе»; - оформление выставки работ о природе «Я познаю мир»; - инсценировка словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». - привлечь родителей к оформлению выставки детских работ; - привлечь родителей к подготовке костюмов и декораций к постановке сказки.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 1. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. М.: Просвещение, 2010 2. Дьяченко В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд. Тематическое планирование занятий. В.: Учитель, 2007 2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 1984 3. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М.: Творческий Центр, 2005 4. Ушакова О. С. Придумай слово. М.: Творческий Центр, 2009 5. Васильева М. А. Комплексное перспективное планирование. М.: Мозаика-Синтез, 2011 6. Ильина М. В. Чувствуем - познаем - размышляем. М.: Аркти, 2004. 9. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М: Просвещение, 1996 10. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Живая экология. М.: Творческий Центр, 2009 11.Шорыгина Т. А. Беседы о домашних и декоративных птицах. М.: Творческий Центр, 2010 12. Рыжова Н. А. Экологические сказки. М., Чистые пруды, 13. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. М., Мозаика- Синтез, 2010 14. Ердаков Л. Н., Барсукова В. С. Играя, обучаемся. Н., ИСАР-Сибирь, 1999


В раздел образования