Напоминание

Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников.


Автор: Лещева Людмила Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №81
Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Лещева Людмила Алексеевна МБОУ СОШ №81 г. Воронеж учитель начальных классов Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников. В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Ученые- педагоги, школьные учителя ищут различные подходы для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей школьников, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности, по моему мнению, приобретает краеведение - всестороннее, синтезированное изучение родного края. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. С уверенностью можно сказать, что большинство школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Родной край для учащихся младшего школьного возраста – это окружающее пространство, прочувствованное и принятое как семья, дом, село, реки, леса и горы. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к истории края, культурному и природному наследию. Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает краеведение. Использование краеведческого материала несет очень большой объем знаний по различной тематике:  география  животный мир  растительный мир  история  литература  фольклор
Работа по изучению истории, культурного наследия Воронежского края ведётся на развивающих занятиях «Край родной». Эти занятия я провожу уже 3 года. В своей работе использую методы: -объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.); -частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей; -исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. Первым этапом моей работы является изучение природы родного края. Моя задача - научить детей получать и применять эти знания и умения не только на занятиях по краеведению , но и в жизни. На занятиях мы совершаем заочные прогулки по известным заповедникам Воронежского края. Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о редких животных в природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения. Изучая историческое прошлое края, знакомлю ребят с археологическими находками, стоянками древнего человека. Огромный интерес у ребят вызвало виртуальное путешествие в Государственный археологический музей-заповедник Костёнки, куда в ближайшее время запланирована поездка. Заинтересовал учащихся материал о том, как развивалось искусство и просвещение нашего края. Ребята с удовольствием искали материал о наших земляках: художниках, писателях, артистах. Изучая материал о собирателе сказок А.Н. Афанасьеве, сказочницах А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой мы окунулись в особый мир сказок, который знаком нам с раннего детства. Совершая прогулку по литературному Воронежу, ученики познакомились с поэтами и писателями – нашими земляками: А.В. Кольцовым, И.С. Никитиным, С.Я. Маршаком, А. Платоновым, И. Буниным и другими. А какое впечатление произвела повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»! Просмотренный отрывок из одноимённого фильма пробудил у ребят желание подробнее познакомиться с эти произведением. Знакомство с музыкальными коллективами Воронежской земли даёт учителю возможность прививать любовь к историческому прошлому народа, которое отражено в народных песнях, частушках, национальном костюме. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает правильные взгляды, воспитывает активное природоохранительное отношение к окружающей среде. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это. Литература: 1. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6 2006.
2. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007 3. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006. 4. Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина «Краеведение»-Воронеж. 5. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.


В раздел образования