Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников.
Автор: Лещева Людмила Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №81 Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников. Раздел: начальное образование
Лещева Людмила Алексеевна
МБОУ СОШ №81 г. Воронеж
учитель начальных классов
Использование краеведческого материала
во внеурочной деятельности младших школьников.
В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая
интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Ученые- педагоги, школьные учителя
ищут
различные
подходы
для
оптимизации
учебно-воспитательного
процесса. Немаловажное
значение
на
современном
этапе
для
развития
интеллектуальных
возможностей школьников,
систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение
системой
знаний
и
способов
деятельности,
по
моему
мнению,
приобретает
краеведение
-
всестороннее, синтезированное изучение родного края.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет.
Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек
начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об
окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине.
Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом. У всех
народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу,
прошлое и современную жизнь.
С уверенностью можно сказать, что большинство школьников, к сожалению, очень
поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как
работали,
как
отдыхали,
что
их
радовало,
что
тревожило,
как
они
соблюдали
обычаи,
чем
украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить
связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что
они
являются
носителями
русской
народной
культуры,
воспитывать
ребят
в
национальных
традициях.
Родной край для учащихся младшего школьного возраста – это окружающее пространство,
прочувствованное и принятое как семья, дом, село, реки, леса и горы.
Основная
задача
изучения
родного
края
–
обогащение
духовного
мира,
формирование
ценностного отношения к истории края, культурному и природному наследию.
Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края:
социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей
семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является
школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для
непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная
частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век
высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.
Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает
краеведение. Использование краеведческого материала несет очень большой объем знаний по
различной тематике:
география
животный мир
растительный мир
история
литература
фольклор
Работа по изучению истории, культурного наследия
Воронежского края ведётся на
развивающих занятиях «Край родной». Эти занятия я провожу уже 3 года.
В своей работе использую методы:
-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ,
объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию
краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.);
-частично-поисковый
метод,
основанный
на
использовании
краеведческих
знаний,
жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является
беседа,
которая
в
зависимости
от
дидактических
целей
урока
может
быть
проверочной,
эвристической, повторительно-обучающей;
-исследовательский
метод
как
один
из
ведущих
способов
организации
поисковой
деятельности
учащихся
в
учебной
краеведческой
работе,
привития
им
умений
и
навыков
самостоятельной работы.
Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях.
Первым этапом моей работы является изучение природы родного края. Моя задача -
научить детей получать и применять эти знания и умения не только на занятиях по краеведению ,
но
и
в
жизни. На
занятиях
мы
совершаем
заочные
прогулки
по
известным
заповедникам
Воронежского края.
Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о редких
животных в природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной
деятельности
местного
населения. Изучая
историческое
прошлое
края,
знакомлю
ребят
с
археологическими находками, стоянками древнего человека. Огромный интерес у ребят вызвало
виртуальное путешествие в Государственный археологический музей-заповедник Костёнки, куда в
ближайшее время запланирована поездка.
Заинтересовал учащихся материал о том, как развивалось искусство и просвещение нашего
края.
Ребята
с
удовольствием
искали
материал
о
наших
земляках:
художниках,
писателях,
артистах. Изучая материал о собирателе сказок А.Н. Афанасьеве, сказочницах А.К. Барышниковой,
А.Н. Корольковой мы окунулись в особый мир сказок, который знаком нам с раннего детства.
Совершая прогулку по литературному Воронежу, ученики познакомились с поэтами и
писателями
–
нашими
земляками:
А.В.
Кольцовым,
И.С.
Никитиным,
С.Я.
Маршаком,
А.
Платоновым, И. Буниным и другими. А какое впечатление произвела повесть Г.Н. Троепольского
«Белый Бим Чёрное Ухо»! Просмотренный отрывок из одноимённого фильма пробудил у ребят
желание подробнее познакомиться с эти произведением.
Знакомство с музыкальными коллективами Воронежской земли даёт учителю возможность
прививать
любовь к историческому прошлому народа, которое отражено в народных песнях,
частушках, национальном костюме.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых
учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что
очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии
школьников.
Систематическое
изучение
природы
в
процессе
краеведческих
наблюдений
вырабатывает правильные взгляды, воспитывает активное природоохранительное отношение к
окружающей
среде.
Наблюдения
многих
природных
явлений
вызывают
у
школьников
любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Наряду с интеллектуальным
развитием
младших
школьников
краеведение
помогает
видеть
красоту
окружающего
мира,
находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы
родного края.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший
фактор
нравственного,
интеллектуального,
эстетического,
трудового,
личностного
развития
школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины,
особенностями
природы,
экономических,
политических,
культурных
и
других
условий
способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей
принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это.
Литература:
1.
Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6
2006.
2.
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007
3.
Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития
школьников. Начальная школа. - №7 2006.
4.
Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина «Краеведение»-Воронеж.
5.
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.