Формирование познавательной активности учащихся к изучению английского языка средствами информационно-коммуникативных технологий
Автор: Клунова Валентина Алексеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательной активности учащихся к изучению английского языка средствами информационно-коммуникативных технологий Раздел: среднее образование
«Формирование познавательной активности учащихся к изучению
английского языка средствами информационно-коммуникативных
технологий».
Учитель английского языка
МОБУ «СОШ №3» г. Оренбурга
Клунова Валентина Алексеевна
Сочетание
традиционных
методов
формирования
учебной
мотивации
с
использованием
средств ИКТ на уроках английского языка
мне позволяет:
доходчиво
излагать
материал,
экономить
время
для
речевой
практики,
организовывать
разные
формы
работ,
активизировать
внимание,
повышать
творческий потенциал ученика, осуществлять разные виды контроля, формировать
мотивацию.
Кроме
того,
данное
сочетание
подразумевает
разнообразие,
а
разнообразие – это изюминка жизни.
Модернизация
школьного
образования
ориентирует
учителя
на
развитие
познавательной
самостоятельной
деятельности
учащихся,
формирование
у
них
навыков исследовательской деятельности.
Учитывая особенности предметов филологического цикла, учителю необходимо
создать
такие
педагогические
условия,
когда
каждый
учащийся
включается
в
творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых
проблем.
В
своей
работе
активно
применяю
проектную
методику
и
метод
работы
над
проектом во внеурочной деятельности при организации самостоятельной работы и
исследовательской
деятельности
учащихся,
что
формирует
мотивацию
и
познавательную
активность
к
изучению
английского
языка
средствами
информационно-коммуникативных технологий.
С
использованием
ИКТ
в
арсенале
учителя
появились
не
только
новые
организационные
формы,
но
и
новый
современный
инструментарий:
интерактивная доска, электронные учебные пособия, цифровые образовательные
ресурсы. Весь арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся
выстроить
систему
своего
самообразования,
помочь
в
поисковой,
творческой,
познавательной деятельности учащихся.
Именно
использование
современных
технологий
позволяет
сделать
мои
уроки
нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам
деятельности, значимыми по результатам. Использование ИКТ на уроках позволяет
мне
в
полной
мере
реализовывать
основные
принципы
активизации
познавательной
деятельности:
принцип
равенства
позиций,
принцип
доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской
позиции.
ИКТ
вызывают
у
ребёнка
интерес:
анимационные
фрагменты
приближают
изучаемые
процессы
к
жизни
ребёнка.
Диапазон
использования
компьютера
в
учебно-воспитательном
процессе
очень
велик.
Компьютер
значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих
уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники
позволяет моделировать различные ситуации.
На
уроках
английского
языка
применение
компьютера
и
ИКТ
не
самоцель,
а
эффективный инструмент развития умений и навыков учащихся.
Работая
над
своим
исследовательским
педагогиче ским
опытом,
я
систематизировала,
где
и
как
целесообразно
использовать
информационные-
коммуникативные
технологии
в
обучении
английскому
языку.
Наиболее
эффективно это:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие
программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие
программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы, энциклопедии,
развивающие программы);
5)
при
возможности
отказа
от
классно-урочной
системы:
проведение
интегрированных уроков по методу проектов;
6) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память,
мышление и т.д.).
Существует множество разнообразных методик, позволяющих сделать учебную
деятельность максимально эффективной. Как один из наиболее прогрессивных
можно выделить также метод работы над проектом с использованием ИКТ на
уроках английского языка.
В
курсе
иностранного
языка метод
проекта
может
использоваться
в
рамках
программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики
проводится
с
учётом
практической
значимости
для
ученика
(человек
и
его
окружение «Моя семья», «Моя игрушка», «Моя школа», «Моя страна» «Мой город»
и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе
проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не
только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных
знаний. Дети должны владеть определёнными творческими и коммуникативными
умениями.
Прежде, чем начать применять на уроке проектную методику, пришлось изучить
много литературы, воспользоваться сетью Интернет. Выяснилось следующее:
Проект – это “пять П”:
проблема,
проектирование (планирование),
поиск информации,
продукт,
презентация.
П1
–
необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
—
исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Данный
этап работы состоит из постановки проблемы и выдвижения гипотез.
П2 – выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с
определения вида продукта и формы презентации.
П3 – каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким
образом,
отличительная
черта
проектной
деятельности
—
поиск
информации,
которая
затем
будет
обработана,
осмыслена,
структурирована
и
представлена участниками проектной группы.
П4 – результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной
группы для разрешения поставленной проблемы.
П5 – подготовленный продукт должен быть представлен (презентован) заказчику и
представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения
проблемы.
На
этом
этапе
решается
следующие
задачи:
выбор
презентации,
подготовки
презентации,
сама
презентация
и
обязательно
самооценка
и
самоанализ.
Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Преимущества метода проекта:
- учащиеся видят перед собой конечный результат - продукт, который они сделали
своими силами;
- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить
и развить
творческие
возможности
и
способности
учащихся;
научить
решать
новые,
нетиповые задачи; выявить деловые качества;
-
профессиональное
самоопределение;
именно
при
выполнении
творческого
проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить
свои знания;
- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся:
сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
На уроках английского языка я применяю:
1. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого
начала
результат
деятельности
участников
проекта,
который
обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.
Палитра разно образна: учебное пособие для кабинета иностранного языка по
изучаемой
теме,
или
просто
наглядное
пособие,
компьютерная
презентация
учебного материала, газета, макет и др. Такой проект требует хорошо продуманной
структуры, даже сценария всей деятельности и участие каждого из них, четкие
результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного
продукта.
Учащиеся 6-го класса подготовили материал по темам: «Безопасность на дорогах»
(газета),
«Добро
пожаловать
в
Оренбург»,
«Добро
пожаловать
в
Лондон»
(публикации), учащиеся 4-6 классов подготовили компьютерные презентации по
темам: «Моё любимое время года», «Моё свободное время», «Известные люди
Британии и России» и другие. Учащиеся старших классов работают над темами:
«Образование
в
России
и
Великобритании»,
«Великие
изобретатели
и
их
изобретения», «Молодёжные субкультуры», «Здоровье и здоровый образ жизни» и
выполняют свои работы как в презентациях, так и в печатном виде.
Так же могут применяться следующие виды проектов:
2.
Исследовательский
проект
по
структуре
напоминает
подлинно
научное
исследование.
Такие
проекты
требуют
хорошо
продуманной
структуры,
обозначенных целей. обоснования актуальности предмета исследования для всех
участников,
обозначения
источников
информации,
продуманных
методов,
результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют
структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью
совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы;
определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач
исследования;
определение
методов
исследования,
источников
информации;
выдвижение
гипотез
решения
обозначенной
проблемы,
определение
путей
ее
решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов
исследования;
обозначение
новых
проблем
для
дальнейшего
процесса
исследования).
Все
сказанное,
разумеется,
должно
полностью
соответствовать
уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
Примеры из практики: исследовательские работы учащихся: «Сходство и различие
британских и российских праздников», «Молодежные субкультуры в современном
мире».
3.
Информационный
проект
направлен
на
сбор
информации
о
каком-либо
объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории. Результат информационного поиска: статья, реферат, доклад, аннотация,
презентация.
Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной
структуры,
возможности
систематической
корректировки
по
ходу
работы
над
проектом. Результат информационного поиска (статья, реферат, доклад, видео и т.
п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет и т. п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их
органичной частью, модулем.
На уроках иностранного языка учащиеся выступают с рефератами по различным
темам:
«Английские
и
русские
пословицы
и
поговорки.
Их
тематика
и
сравнительный анализ.», «Праздники в России», «Праздники в Британии», «Герб
Оренбурга», «Юрий Гагарин и Оренбург» и др. Выступления строятся как на
английском языке, так и на русском, в зависимости от уровня подготовки класса.
4.
Творческий
проект:
видеофильмы,
театрализации,
постановка
спектакля,
сказки, совместная газета, ролевая игра.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они,
как
правило,
не
имеют
детально
проработанной
структуры
совместной
деятельности участников. Например, «Познавательная игра "Game - Quiz"» для
учащихся
5-х
классов,
проводится
на
неделе
английского
языка,
внеклассное
мероприятие «Телемост "Лондон – Оренбург"» для учащихся 6 класса, проводится
на неделе английского языка. Участники телемоста
заранее распределяют роли,
готовят инсценировку, учат наизусть стихотворения.
5. Ролево-игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до
окончания
проекта.
Участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером
и
содержанием
проекта,
особенностью
решаемой
проблемы.
Это
могут
быть
литературные
персонажи
или
выдуманные
герои,
имитирующие
социальные
или
деловые
отношения,
осложняемые
ситуациями,
придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале
проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь
очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-
игровая.
Игра «Детективы» (элемент урока во 2 классе: Группы получают разные описания
и
разрезанные
части
портретов.
Каждая
группа
представляет
свой
портрет
и
описывает его.); Проектная работа в группах на закрепление модального глагола
must/ mustn’t. (Ученики в группах делают проекты-постеры по правилам поведения
в общественных местах, а именно в кинотеатре, картинной галерее и в зоопарке и
их презентуют.).
Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения подразделяются на
мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. Все виды проектов могут
эффективно использоваться при изучении иностранного языка.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Например, проект на
4-6 минут.
Тема: «Правила поведения в общественных местах»
Учебный предмет: английский язык.
Участники: ученики 6 класса (в группах по 5 человек).
Продолжительность: 4-6 минут.
Педагогическая цель: тренировка навыков письменной и устной речи, развитие
креативного мышления.
Продукт: Проекты-постеры по правилам поведения в общественных местах.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп.
Основная
работа
по
сбору
информации,
изготовлению
продукта
и
подготовке
презентации
осуществляется
во
внеклассной
деятельности
и
дома.
Например,
стенгазеты, статьи, рефераты, презентации по темам: «Моя семя», «Мой питомец»,
«Магазины и покупки», «Британские и Российские праздники» и другие.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно
сочетание
классных
форм
работы
с
внеклассными
(праздник,
телемост,
инсценировка и др.). Всё это в сочетании с глубоким "погружением" в проект
делает
проектную
неделю
оптимальной
формой
организации
проектной
деятельности.
Тема: «Телемост "Лондон – Оренбург"»
Предмет: английский язык.
Участники: учащиеся 6 класса.
Продолжительность: 6 дней.
Цель: подготовка «Телемоста "Лондон – Оренбург"» для учащихся 6-х классов.
Продукт: программа «Телемоста "Лондон – Оренбург"» и его проведение.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научно-практических
конференций.
Весь
годичный
проект
–
от
определения
проблемы
и
темы
до
презентации
(защиты)
выполняются
во
внеурочное
время.
Роль
учителя
–
руководство научно-исследовательской работой учащихся. Например, рефераты по
английскому
языку
на
темы:
«Сходство
и
различие
британских
и
российских
праздников», «Приметы и суеверия в России и Великобритании. Их тематика и
сравнительный
анализ.»,
«
Английские
и
русские
пословицы
и
поговорки.
Их
тематика и сравнительный анализ.»
Использование метода проектов
способствовало реализации ряда важных
задач:
- занятия не ограничивались
приобретением определенных
знаний, умений,
навыков,
а
выходили
на
практические
действия
учащихся,
затрагивая
их
эмоциональную
сферу,
благодаря
чему
усиливается
мотивация
при
изучении
иностранного языка;
-
учащиеся получали возможность осуществлять творческую работу в рамках
заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.
- систематическое использование метода
проектов при обучении иностранному
языку
способствовало
увеличению
скорости
чтения,
улучшению
качества
перевода; совершенствовалась работа со словарём и другими источниками, устная
и письменная речь; расширялся кругозор; развивались коммуникативные навыки,
умение вести беседу на языке. Проектный метод дал большие возможности для
устной
практики,
улучшились
навыки
компьютерной
обработки
текстовой
информации.
В
процессе
работы
над
проектом
развивался
интерес
к
языку,
творческое мышление и самостоятельность.