Автор: Мадаева Хадишат Кюраевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" Населённый пункт: г.Грозный Наименование материала: Методическая раработка Тема: Мастер-класс по русскому языку Раздел: среднее образование
Цель:
1.Дидактическа: передача опыта путем методов и приемов, используемых на уроках
русского языка и литературы;
2.Образовательная: учащиеся научатся правильно использовать прилагательные в речи.
3. Воспитаательная:: духовно-нравственное воспитание
1.Приветствие.
Добрый день уважаемые коллеги. Я Мадаева Хадишат Кюраевна, учитель русского языка
и литературы СОШ №6 г.Грозного.
2.Мотивация (2 мин.)
Наше занятие я бы хотела начать с притчи.
(Презентация)
Некий царь приказал своему визирю:
— Ступай и принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в
морских глубинах.
Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.
В другой раз царь приказал:
— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.
Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.
Царь сказал:
— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.
Визирь ответил:
— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка.
-Как вы думаете, почему визирь дал такое определение языку?(ответы слушателей)
- Я бы хотела дополнить словами советского поэта и фронтового корреспондента
Вади́
ма Серге́
евича Шефнера
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить...
- Для определения темы нашего урока обратите внимание на слайд.
Я имя ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё . . . . . . .
(прилагательное).
- Какую роль играет прилагательное как средство выразительности? (эпитет)
На ваших столах лежат словари. Давайте посмотрим, как в них даётся определение
эпитету.
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: роль эпитетов очень велика, т. к. они служат для большей выразительности
Предметов
2.Конкурс приветствий.
-А теперь я попрошу вас вписать в каждое окошко по одному эпитету или
прилагательное превосходной степени сравнения.
(каждой группе раздаются скрытые тексты с пропусками прилагательных, участники
вставляют прилагательные и открывают текст )
Текст:
1.
Уважаемые гости и коллеги . Нам выпала прекрасная возможность
поприветствовать вас на нашем замечательном форуме . Желаем всем
весеннего настроения и творческих успехов.
2 . Дорогие учителя! Сегодня особый день. Его забыть нельзя, ведь педагоги вкладывают
в каждого воспитанника частичку своей души, «сея разумное, доброе, вечное».
3.Дорогие
учителя!
В
этот
особенный
день
хочется
поблагодарить
вас
за
высокий
профессионализм, а также бесконечное терпение в достижении цели.
4 . Уважаемые коллеги! Ваша цель – воспитание достойного , прогрессивного поколения.
И результатами труда уже стоит гордиться. Пусть судьба не поскупится на радостные
события и преподнесет самые дорогие подарки.
(Зачитывают)
Вывод: какой текст у нас получился? (смешной, юмористический, деформированный)
Почему получился такой текст?
( неправильно использованы прилагательные)
- Наша задача научиться правильно использовать прилагательные в речи и
ответить на вопрос «Имя прилагательное – слово «волшебник?»
3. А теперь предлагаю вашему вниманию высказывание поэта и писателя
А.Н.Толстого
Слайд. « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий,
как
стрелы,
певучий
и
богатый,
задумчивый,
как
песня
над
колыбелью»
(А.Н.Толстой.)
-Какой, по мнению автора, русский язык?
-Прочитайте эти слова.
-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?·
-На какой вопрос отвечают выделенные слова?
-Какой частью речи они являются?
-Какую роль в тексте играют эти прилагательные? (роль эпитетов; они придают
художественную, поэтическую яркость тексту)
(По мнению автора, русский язык-яркий, меткий, певучий, богатый,задушевный.
яркость-радуга, меткость-стрелы, певучесть-песня, задушевность-песня у колыбели.
яркий(какой)-прил.~~~, меткий(какой)-прил.~~~, певучий(какой)-прил. ~~~,
богатый(какой)-прил.~~~,задушевный(какой)~~)
4. Для продолжения темы нашего урока
,
каждая группа выполняет следующее
задание.
П
одберите как можно больше прилагательных к словам:
Утро_____________________________________
Свет____________________________________
Настроение______________________________ _
Чувство __________________________________
Лист_ _____________________________________
Гроздья ___________________________________
(группы экспертов дополняют друг друга)
-После того, как вы справились с этим заданием, я думаю, что вы с легкостью справитесь
со следующим творческим заданием.
4. Творческое задание:
Перед вами живой букет сирени, на слайде картинка «Букет сирени»
Первые
две
группы
дает
описание
живого
букета,
другие
группы
описание
картинки.
Описание сирени в вазе в стихотворной форме (рифмованный или белый стих)
( время 2-3 минуты )
- Слова какой части речи помогли сделать ваш текст ярким и насыщенным?
5.Рефлексия.
-Итак. чему мы сегодня научились?
.-Как вы считаете? Можем ли мы сказать, что имя прилагательное – слово – волшебник?
(Да, это , действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создавать
образы злого и доброго , прекрасного и уродливого, смелого и трусливого, а
также описать природу.
Учитель:
Наше
занятие
мы
начали
с
притчи
«Самое
сладкое
и
самое
горькое»
и завершить его хочу стихотворением замечательного поэта и прозаика
Владимира Алексеевича Соловейчика «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя».
Спасибо за урок!