Автор: Бунакова Ольга Валентиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект занятия Тема: Домашние птицы Раздел: дошкольное образование
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи подготовила и провела учитель-логопед ГБОУ Гимназии №1619
им. М.И. Цветаевой ГОУ №1256 Бунакова Ольга Валентиновна.
Тема: «Домашние птицы и их птенцы».
Цели:
1.
Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
2.
Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы».
3.
Познакомиться с профессией птичницы.
4.
Учить согласовывать количественные числительные 1-5 с существительными.
5.
Учить называть водоплавающих птиц.
6.
Учить образовывать множественное число существительных.
7.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
8.
Учить детей отгадывать загадки.
9.
Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок.
10. Развивать внимание, память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику.
Оборудование: серия картинок «Как утки курам помогли», предметные и сюжетные
картинки, теневые изображения птенцов домашних птиц, картина «Птичий двор»,
наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия.
1.
Организационный момент .
Игра с мячом «Отгадай загадки».
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
2.
Упражнение «Посмотри и назови».
Рассмотреть с детьми картинки с изображением домашних птиц (картинки на наборном
полотне). Предложить назвать их и ответить на вопросы:
- Кто это все вместе? Почему их называют домашними ?
-Где живут домашние птицы на птицеферме? (На птицеферме домашние птицы живут
в птичнике).
-Кто за ними ухаживает на птицеферме? (На птицеферме за ними ухаживает
птичница).
-Чем их кормят?
-Какую пользу приносят домашние птицы?
-Какие птицы умеют плавать?
-Как они называются? (водоплавающие)
-Что есть на лапках у этих птиц? (перепонки)
-Какие птицы не умеют плавать? Почему?
-Сколько ног у птиц? (две)
-Чем питаются домашние птицы? (зерном, горохом, кашей, бобами)
3. Упражнение «Кто чей птенец?», «Кто у кого?». (теневые изображения птенцов
домашних птиц)
Составить пары картинок: домашняя птица – птенец.
Предложить ответить на вопрос: Чей птенец? (Цыпленок – птенец курицы. Утенок – птенец
утки. И т.д.)
У курицы - цыплята, у утки – утята, у гуся – гусята, у индюка – индюшата.
4. Упражнение «Раз, два, три, четыре, пять – надо всех пересчитать».
Рассмотреть картинку «Птичий двор». Предложить посчитать птиц и птенцов. (Один
цыпленок, два цыпленка, … пять цыплят.)
5. Физкультминутка.
Индюки болбочут:
-Бл – бл - бл! Бл – бл – бл!
Дети идут по кругу.
Утки крякают с утра:
-Кря – кря – кря! Кря – кря - кря!
Дети идут «утиным» шагом.
Гуси у пруда гогочут:
-Га – га – га! Га - га - га!
Дети вытягивают шеи и машут руками, как
крыльями.
Петух рано поутру
Нам споёт: Ку-ка-ре-ку! (кукарекает)
Дети идут, высоко поднимая колени.
Курочки кудахчут: Ко – ко – ко! Цыплята пищат: Пи – пи – пи!
6. Игра «Назови ласково».
Курица – курочка
Петух – …
Цыпленок – …
Гусь – …
Утка –…
Индюк – …
Клюв – …
Крыло – …
Хвост – …
Крылья – …
Перо – …
7. Работа над рассказом.
Рассмотреть серию картинок и попросить детей составить предложения по вопросам по каждой
картинке. Затем предложить детям послушать начало истории и ответить на вопросы.
Однажды курица с цыплятами и утка с утятами пошли гулять, червяков искать.
Гуляли они, гуляли и подошли к берегу реки. Захотели утки и куры перебраться на другой
берег, да куры плавать не умеют. Что же им делать?
Думали они, думали и придумали…
-Что же придумали утки и куры, чтобы перебраться на другой берег?
-Чем закончилась эта история?
-Про что эта история? Как назвать наш рассказ? («Как утки курам помогли.»)
Предложить пересказать историю (о каждой картинке, всю целиком.)
8. Итог занятия.
О чем мы с вами говорили на занятии?
Раздать детям картинки. Обвести и раскрасить птицу по силуэту – контуру.