Автор: Гуляева Ольга Николаевна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: КЭМТ НИЯУ МИФИ Населённый пункт: Зеленогорск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Мы изучали культуру Алтая "из первых уст..." Раздел: среднее профессиональное
«Мы изучали культуру Алтая «из первых уст...»
Студенчество - активная и прогрессивная частью общества. Студенческая среда - это
место где зарождалось немалое количество проектов и идей. Преподаватели техникума
убеждены: для молодых людей очень важно, чтобы проекты находили
практический
выход уже сейчас, сегодня. Этим интересен и значим данный проект. А начиналась эта
работа с подпроекта «Творческая тетрадь».
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на
человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. "Эй, сеньор, - крикнул
мальчишка, - зачем вы стучите по этому камню?" Микеланджело взглянул вверх и крикнул
в ответ, "Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!" Какой блестящий
пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как
об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры
иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на
свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен. Так и в жизни молодых
людей
иногда
нужно
просто
убрать
лишнее,
наносное,
чтобы
увидеть
прекрасную
личность, человека светлого, возвышенного, с
большим творческим потенциалом и
будущим.
Как часто случается, что за каждодневными делами мы не замечаем саму суть
студента. Радуемся, его успешности или
журим за неудачи.
И порой забываем, что
оценки,
которые
получает
наш
студент,
на
занятиях,
вовсе
не
раскрывают
его
человеческую суть, его творческий потенциал. И мы решили, что будем рассказывать о
молодых творческих людях, их успехах и достижениях с помощью сценических действий.
Так
возник
проект
«Творческая
тетрадь».
Цель
проекта
–
показать
студентам,
сколь
разнообразным
может
быть
творчество.
Это
–
увлечение
всеми
видами
искусства,
общение друг с другом, отношение к самим себе и своему будущему. Чтобы жизнь стала
более интересной, насыщенной и более перспективной, необходимо сердце своё раскрыть
перед необычным, удивительным, прекрасным.
Проект «Творческая тетрадь» стал для нас и нашего творческого мышления тем же,
чем стало новое отношение к творческому процессу для Микеланджело и его ангела.
Безусловно, наш "ангел" не столь гениален, как ангел Микеланджело, но мы хотим по-
новому подойти к процессу творчества. Мы хотим освободить ангела, ведь всё в наших
руках!
Почти все люди хотят увеличить свой творческий потенциал. Но многие считают, что
писатели,
композиторы,
художники,
дизайнеры
и
другие
творческие
люди
обладают
особенными способностями к творчеству, которых лишены остальные смертные. Однако
эта
точка
зрения
не
совсем
правильна.
Художник
живет
в
каждом
из
нас.
Силы
воображения дремлют в отдаленных уголках нашего сознания: многие не обращают на
них должного внимания или попросту их игнорируют.
Проект «Творческая тетрадь» просуществовал пять лет (сегодня «Творческая тетрадь» -
это страничка в сборнике «Альманах молодёжных идей»). За эти годы 36 студентов и
преподавателей были номинированы в этом проекте.
Самой популярной номинацией в «Тетради» стала номинация «Судьбы творец и
яркости ума». Её удостаивались студенты, которые не только отлично учатся, это те
молодые люди, которые к своей жизни, к своему будущему подходят с мерками: жить
сейчас и сегодня. Социально активные молодые люди, своё завтра строят уже сегодня.
Участниками
проекта
были
как
студенты
и
школьники
города,
так
и
преподаватели
техникума. Мы надеемся, что студентам, прошедшим через этот проект не будет чуждо
понятие духовность (сегодня в техникуме проходит конкурс «Студент года»).
Работая по этому проекту, я понимала, что «Тетрадь» - это капля в море для развития
духовности ребят, нужен был такой проект, который объединил бы всех и студентов и
преподавателей, образовательный и воспитательный процессы воедино. Или, по крайней
мере, попытаться это сделать.
У нас в техникуме многие «болеют» Алтаем не первый год. На уроках культурологи я
много рассказываю студентам о жизни и творчестве Н.К. Рериха, о его значении для
сегодняшнего сообщества, о староверах и их роли в сохранении русской культуры, о
легендах и сказаниях народов Алтая.
При очередном посещении Горного Алтая в селе Усть-Кокса, родилась идея провести
конференцию здесь, на Алтае. Эта самое подходящее место для встречи тех, кто
самоотверженно, беззаветно любит этот край. Весь этот край принизан чистотой
помыслов. Не просто так Николай Константинович Рерих заверял, что здесь, в Уймонской
долине, будет построен город Звенигород, который станет духовным центром нашей
планеты.
Основная идея проекта заключена в попытке реализации на практике принципов,
фиксирующих ценности определенной жизненной стратегии. Эти ценности изложены в
работе доктора философии, профессора Кудашова В.И., «Экология глобального сознания».
Ориентир на выбор жизненной стратегии человека понимающего, в противовес
человеку потребляющему, позволяет рассматривать и использовать различные культурные
практики через призму экопрактик, сохранить или восстановить равновесие в системе
природа-человек
и.
тем
самым,
избежать
серьезных
последствий
воздействия
двух
актуальных в современном мире угроз - биологической и психической.
Главные задачи экологии глобального сознания позволят человеку реализовать
ценностную стратегию «человека понимающего», а не «человека потребляющего».
В рамках проекта проектируется совместная деятельность студентов и преподавателей
как практика культурно-экологической адаптации, конечной, основной целью которой
является моделирование и реализация ситуаций, позволяющих
через метод культурно-
экологической
адаптации создать условия для формирования личности с качествами,
которые
присущи
человеку
новой
эпохи
-
«человеку
экологическому»,
«человеку
думающему».
Цели проекта:
-Реализация в практике культурно -экологической адаптации понимания природы
как
единственного
и
совершенного
дома
человеческого
сознания,
достигшего
своего завершения в ноосфере.
-Содействие знакомству молодежи с культурой, которая опирается на глубинное
экологическое понимание мира.
Планируемые результаты проекта:
Познакомить
студентов
с
культурой,
опирающейся
на
анти
потребительские
ценности через получение опыта и занятий в рамках экспедиции, использующих
интенсивные технологии на культурологическом материале;
Первым этапом реализации проекта стала конференция «Алтай сакральный». В нём
приняли участие все желающие. Победителей конкурса ждала поездка в Горный Алтай.
Вторым этапом стала запланированная и реализованная поездка группы студентов и
преподавателей
в
республику
Горный
Алтай.
Преподаватели
и
студенты
стали
организаторами конференции «Земля - наш общий дом» на территории Усть - Коксинского
района
Горного
Алтая,
выступив
с
докладами:
«Староверы
Сибири»,
«Алтайская
принцесса», «Рерих в Сибири», «Творчество В.М. Шукшина», «Места силы Горного
Алтая», «Народная кукла в культуре Алтая ».
Во время экспедиции члены группы познакомились с бытом и обычаями уймонских
староверов, посетили: музей староверов и музей им. Н. Рериха (село Верхний Уймон),
музей Народной куклы (село Чепош), рериховское общество «Алетейя» (село Чендек).
Кто в детстве не мечтал подняться выше облаков? Алтай дает такую возможность!
Когда облака в буквальном смысле тебе по колено, или, еще лучше, вообще проплывают
где-то под вершиной, на которой ты стоишь, – усталость, связанную с тяжелым подъемом,
как рукой снимает. И детский восторг, испытанный при этом, вряд ли когда-нибудь
забудется. В последний день экспедиции наши ребята поднялись в горы к Чендекским
озерам и взглянули на окружающий мир с высоты птичьего полёта. В каком удивительно
красивом крае мы живём! Именно на Алтае находится самая высокая вершина Сибири.
Алтай за много лет оброс множеством мифов и легенд. Одно из преданий гласит, что
человек, которому откроется вид на Белуху, может смело загадывать желание, и оно
обязательно сбудется. Здесь имеется в виду тот факт, что с одного и того же места эту
вершину иногда видно, а иногда нет. Связано это, разумеется, с погодой, которая, под стать
этому
краю,
бывает,
как
ласковой
и
беспечной,
так
и
суровой.
Другими
словами,
представлена во всем многообразии. Нам повезло: мы жили на турбазе, с которой видно
Белуху, и мы любовались ею не однажды!
Во время экспедиции ребята имели возможность встретиться с людьми, которые делают
в жизни важное, хотя живут в селах, далеко от цивилизации без определённых бытовых
условий. У каждого свой Звенигород. Одни мечтают о реальном светлом наукограде,
вторые
возводят
свой
город
в
душе
через
творчество,
третьи
занимаются
самосовершенствованием и всё это через служение людям. И ещё очень значимая сторона
жизни на территории Горного Алтая - умение выживать в предлагаемых обстоятельствах.
Мы учились быть значимыми! Мы учились жить вместе! Мы изучали культуру Алтая «из
первых уст».
Гуляева О.Н.. Зеленогорск, КЭМТ НИЯУ МИФИ