Напоминание

"Занимательная математика дома в повседневной жизни"


Автор: Остапенко Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменской области
Наименование материала: консультация
Тема: "Занимательная математика дома в повседневной жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи- шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. . Итак, значение элементарных математических занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных спо собно стей, с м е ка л к и , сообразительности. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады). Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте
головоломки с палочками
. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят
дидактические игры
. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. В развитии у детей математических представления широко используется занимательные по форме и содержанию
дидактические


игровые упражнения
. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Развитию логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Овладения детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям. В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи приводящего в решению (правильному или ошибочному).
Занимательные вопросы, задачи-шутки
приобщают детей к активной умственной деятельности. На занятиях по развитию у детей шести-семи лет математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их- в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха. Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям. Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление.


В раздел образования