"Занимательная математика дома в повседневной жизни"
Автор: Остапенко Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 "Серебряное копытце" Населённый пункт: город Сургут, Тюменской области Наименование материала: консультация Тема: "Занимательная математика дома в повседневной жизни" Раздел: дошкольное образование
«Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Умственное
развитие
осуществляется
через
освоение
детьми
представлений
о
количественных,
пространственных,
временных
отношениях,
способах
действий.
Для
этого
используются
разнообразные
приемы, в том числе и игровые.
Занимательный
математический
материал
является
одним
из
дидактических
средств,
способствующих
развитию
математических
представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-
шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д.
.
Итак, значение элементарных математических занимательных игр и
задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в
дальнейшем,
развитии
умственных
спо собно стей,
с м е ка л к и ,
сообразительности.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок -
дает
основание
для
его
классификации
по
разным
признакам:
по
содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по
направленности на развитие тех или иных умений.
Используется
занимательный
материал
с
целью
формирования
представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным
условием является применение системы игр и упражнений.
Головоломки,
ребусы,
лабиринты
интересны
по
содержанию,
занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки
могут
быть
арифметическими
(угадывание
чисел),
геометрическими
(разрезание
бумаги,
сгибание
проволоки),
буквенными
(кроссворды,
шарады).
Дети
очень
активны
в
восприятии
задач-шуток,
логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
Когда
занимательная
задача
доступна
ребенку,
у
него
складывается
положительное
эмоциональное
отношение
к
ней,
что
и
стимулирует
мыслительную активность.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем
дошкольном возрасте головоломки с палочками . Их называют задачами на
смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет
трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.
Из
всего
многообразия
занимательного
материала
в
дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры . Основное
назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении,
назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая
игра
решает
конкретную
задачу
совершенствования
математических
(количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В
развитии
у
детей
математических
представления
широко
используется
занимательные
по
форме
и
содержанию дидактические
игровые упражнения . Они отличаются от дидактической игры по структуре,
назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять
детей с целью выработки умений, навыков.
Развитию
логического
мышления
способствуют
задачи
на
поиск
недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы
фигур
от
другой,
логические
игры
с
пересечением
и
выстраиванием
алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих
играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Овладения детьми приемами решения разнообразных логических задач
создает основу для проявления ими творчества.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в
современной
дидактике
немаловажная
роль
принадлежит
занимательным
развивающим играм, развлечениям.
В
ходе
игр
с
занимательным
математическим
материалом
дети
овладевают
умением
вести
поиск
решения
самостоятельно.
Воспитатель
вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи
приводящего в решению (правильному или ошибочному).
Занимательные вопросы, задачи-шутки приобщают детей к активной
умственной деятельности.
На
занятиях
по
развитию
у
детей
шести-семи
лет
математических
представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале
занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их- в
данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального
состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.
Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе
занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их
назначении, геометрических формах, временных отношениях.
На
протяжении
занятия,
особенно
при
переходе
от
одной
части
к
другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством
активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный
занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы)
способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса
к математическим знаниям.
Таким
образом,
занимательный
математический
материал
является
хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса
к математике, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять
умственное
напряжение,
сосредотачивать
внимание
на
проблеме.
Эти
компоненты
умственной
деятельности
необходимы
в
период
школьного
обучения. Освоение занимательного математического материала формирует
мыслительную
деятельность
детей,
развивает
у
них
математическое
мышление.