"Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Автор: Тесаловская Наталья Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" Населённый пункт: Вологодская область, город Великий Устюг Наименование материала: конспект Тема: "Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" Раздел: начальное образование
Учитель: Тесаловская Наталья Павловна.
Класс 3а
Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. (1 урок)
Цель для учителя
Цель для обучающихся
Планируемый результат
Критерии оценки
Организовать работу по открытию правила
написания букв О и Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных,
формировать умение написания букв О и Е
после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Узнать правило написания
букв О и Е после шипящих и
Ц в окончаниях
существительных, учиться
применять правило.
Знание правила написания букв О
и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
Умение писать буквы О и Е после
шипящих и Ц в окончаниях
существительных, пользуясь
правилом.
Знание правила
написания букв О и Е
после шипящих и Ц в
окончаниях
существительных.
Умение писать буквы О
и Е после шипящих и Ц
Задачи для учителя
Задачи для обучающихся
в окончаниях
существительных,
пользуясь правилом.
1.
Создать условия для включения
учащихся в учебную деятельность.
2.
Организовать деятельность детей
по принятию и удержанию цели.
3.
Активизировать познавательную
деятельность.
4.
Повторить содержание понятий:
шипящие звуки, имя
существительное, окончание.
5.
Создать
условия
для
овладения
способом
написания
окончаний
существительных
с
основой
на
шипящий и ц.
6.
Формировать умение написания
букв О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных через
систему упражнений (слуховых и
зрительных).
7.
Выявить
степень
первичного
усвоения написания предложенных
орфограмм.
8.
Обучать планированию.
9.
Учить оценивать свою
деятельность.
10. Развивать монологическую речь.
11. Воспитывать интерес
к изучению родного языка.
12. Воспитывать уважение друг к
другу при работе в коллективе;
помочь учащимся осознать
ценность совместной деятельности.
1.Повторить
( вс п ом н и т ь )
буквы,
которые
обозначают
шипящие звуки.
2. Повторить, что такое имя
существительное.
3. Повторить, что такое
окончание.
4. Узнать правило написания
букв О и Е после шипящих и
Ц в окончаниях
существительных.
5. Поупражняться в написании
букв О и Е после шипящих и
Ц в окончаниях
существительных.
6. Написать самостоятельную
работу, пользуясь правилом.
7.Оценить свою работу.
Оборудование: условные знаки для обозначения плана урока, учебник, тетрадь на печатной основе.
Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Вводно –
мотивационный.
1.1.
Организационный.
Организует класс на работу.
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения
стихотворения Владимира Троицкого.
Послушайте его внимательно и ответьте на
вопрос: какую мысль хотел выразить автор в
этих строках.
Все
уроки,
как
люди,
и
похожи,
и
разны,
Если к ним приглядеться с различных
сторон.
Е с т ь
у р о к и ,
к а к
с в е т л ы й
и
радостный праздник,
Есть
другие
–
как
страшный,
мучительный сон.
Владимир Троицкий
А
когда
уроки
проходят
быстро,
интересно?
Наверное, когда у вас всё получается,
когда всё понимаете и запоминаете, и эти
знания вы можете применить на практике.
Проверяют организацию
рабочего места.
Слушают стихотворение.
Ответы детей: Автор хотел
сказать нам этими строками,
что…
Познавательные УУД:
общеучебные (контроль
процесса)
1.2. Определение
темы урока.
1.3. Целеполагание и
мотивация.
С чего начинаем каждый урок?
-Назовите тему нашего урока.
- Ребята, поставим цель урока.
С определения темы
урока и постановки цели.
Дети смотрят в учебник и
определяют тему урока. (Стр.57)
Тема: Написание букв О и Е
после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
- Узнать правило написания букв
О и Е после шипящих и Ц в
Познавательные УУД:
общеучебные (поиск и выделение
необходимой информации)
Познавательные УУД:
(формулирование познавательной
-Зачем нам нужно уметь правильно
оформлять эту орфограмму на письме?
окончаниях существительных,
учиться применять правило.
Ответы детей. (Чтобы быть
грамотными, правильно писать
слова с данной орфограммой,…)
цели)
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Личностные УУД:
смыслообразование (учебная
мотивация)
Познавательные УУД:
общеучебные (осознанное
построение сообщения в устной
форме)
1.4. Планирование и
постановка задач.
Какие задачи надо выполнить, чтобы
достичь цели? В помощь вам на доске
находятся опорные слова: повторить,
узнать, поупражняться, сам.работа.
Предложите 1 пункт плана. (1 задача)
Предложите 2 пункт плана. (2 задача)
Предложите 3 пункт плана. (3 задача)
Озвучьте 4 пункт плана. (4 задача)
- По каким критериям предлагаете оценить
свой результат самостоятельной работы.
К чему подойдём, выполнив все
пункты плана?
Что будет результатом?
Ответы детей.
- Повторить, какие буквы
обозначают шипящие звуки, сто
такое существительное, что такое
окончание.
-- Узнать правило написания букв
О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
- Поупражняться в написании
букв О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
- Выполнить сам. работу и
оценить её.
Ответы детей. (По критерию:
Умение правильно писать буквы
О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных,
пользуясь правилом.
-Мы подойдем к результату.
Результатом будет: знание
правила написания букв О и Е
после шипящих и ц в окончаниях
существительных, умение
применять правило на практике.
Регулятивные УУД:
планирование
(составление плана и
последовательности действий)
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества
(определять цели
взаимодействия)
ЛичностныеУУД:
смыслообразование
(осознание учебной цели и связи
последовательности задач с
конечной целью)
2. Актуализация
знаний.
2.1. Повторение
пройденного
материала.
3. Открытие новых
знаний.
-С чего начнём работу для достижения цели?
1. Приступаем к решению первой задачи.
- Вспомните, какие буквы обозначают
шипящие звуки.
(вывешиваю карточку с буквами Ж, Ш, Щ,
Ч)
-Ребята, посмотрите на тему урока, какой
буквы не хватает в данном ряду?
Буква Ц обозначает шипящие звуки?
Но буква Ц, сегодня также будет относиться
к новому правилу, которое мы узнаем,
поэтому я её добавляю на доску.
-Повторим, что такое имя существительное?
Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Молодцы! Решили первую задачу.
2. -Следующий пункт плана, 2 задача.
- Итак, наша цель урока узнать,
в каких
- С решения поставленных задач.
Читают 1 пункт.
Ответы детей.
Ж, Ш, Щ, Ч.
- Не хватает буквы Ц.
- Нет.
Ответы детей.
Имя существительное – это
самостоятельная часть речи,
которая обозначает предмет. В
начальной форме отвечает на
вопросы КТО? ЧТО? Имеет род,
может изменяться по числам и по
падежам. В предложении
является главным или
второстепенным членом.
Ответы детей.
Окончание – это изменяемая
часть слова, которая служит для
образования разных форм одного
и того же слова, а также для
связи слов в словосочетании и
предложении.
- 2 задача:
-- Узнать правило написания букв
О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
Познавательные УУД:
логические (подведение под
понятие)
Познавательные УУД:
логические (анализ,сравнение)
3.1. Формирование
первичного
представления о
орфограмме.
случаях пишется буква о, а в каких –буква е
по сле
шипящих
и
ц
в
о ко н ч а н и я х
существительных, т.е. правило.
-
Предлагаю
провести
наблюдение
и
вывести правило написания букв о и е после
ш и п я щ и х
и
ц
в
о к о н ч а н и я х
существительных.
- Учебники открыты, упр.59. (с.57)
Прочитайте задание.
- С чем нам предлагают поработать?
Открой словарь на –Е.(стр.167) Посмотри,
какое окончание у всех слов с основой на –ц.
Стоит ли окончание под ударением, или оно
безударное?
А какое окончание у слов с основой на –щ?
В этих словах оно также безударное?
- А теперь открой словарь на букву –о
(стр.173). Найди в конце списка слова с
основой на –ц и ч-. Какое окончание у этих
слов? Является ли оно ударным?
- Ребята, какой вывод можно сделать по
данным наблюдениям?
-Давайте обратимся к учебнику и проверим
наши выводы. Правы ли мы с вами?
- Можем ли мы перейти к следующему
пункту плана?
Прочитайте 3 задачу.
Дети находят упражнение,
читают задание, выполняют
задание.
- С обратным словарём.
- Окончание –е.
- Окончание безударное.
- Окончание –е.
- Окончание безударное.
- Слова: лицо, яйцо, кольцо,
плечо.
- Окончание –о.
- Окончание ударное.
Ответы детей.
Дети читают правило: В
существительных с основой на
шипящий или ц пишем в
начальной форме окончание –е,
если это безударное окончание. В
существительных с основой на
шипящий или ц пишем
окончание –о, если это ударное
окончание.
-Да. Мы узнали правило.
-- Поупражняться в написании
букв О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
Познавательные УУД: работа с
несколькими источниками
информации
Познавательные УУД:
логические(установление
причинно-следственных связей:
открытие правила)
Познавательные УУД:
логические(анализ)
3.2. Практическая
деятельность
обучающихся.
- Скажите, пожалуйста, на какую форму
слова обращено внимание в данном правиле?
- Где мы можем встретить существительные
в начальной форме?
- В своей речи мы применяем
существительные только в начальной форме?
Я предлагаю вам поработать в группах,
провести исследовательскую работу – будет
ли данное правило работать с другой формой
слов: форма тв. падежа ед.ч., и
самостоятельно сделать вывод: в каких
случаях в существительных после шипящих
и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
- Делимся на группы. У вас на столах
карточка-информатор, которая поможет вам
идти правильным путем. Чтобы наша работа
была продуктивнее, каждой группе будут
предложены разные слова с основой на одну
из шипящих или ц.
- Ребята, представьте, пожалуйста, свой
результат: с какой шипящей работали, какой
вывод у вас получился, пример вынести на
доску.
- Открываем тетради, пишем число, классная
работа. Примеры оформляем в два столбика.
- Рассмотрите, что у нас получилось, какой
вывод можно сделать по проделанной
работе?
-Выведем общее правило, которое будет
действовать на разные формы слова.
- На начальную форму слова.
- В словаре. Слова в им. Падеже,
ед.числе.
- Нет, в разных формах.
Работа в группах.
(Детям выданы карточки
информаторы)
Ответы по группам.
Дети выслушивают друг друга,
параллельно работают в тетради:
записывают по одному примеру
от каждой группы.
-Ответы детей. (Правило
работает с другой формой слов)
-Правило: в окончаниях имён
существительных после
шипящих и ц под ударением
пишем букву О, без ударения Е.
Коммуникативные УУД: умение
договариваться, находить общее
решение
Познавательные УУД:
самостоятельное создание
способа решения проблемы.
Познавательные УУД: поиск и
выделение необходимой
информации
Коммуникативные УУД: умение
договариваться, находить общее
решение с товарищем.
Регулятивные УУД: контроль или
самоконтроль (сравнение способа
действия с целью обнаружения
отклонений от эталона.
Физминутка
-Ребята, оцените себя по критерию
понимания правила о написании букв О и Е
после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
- Назовите вторую часть цели нашего урока
- Продолжаем упражняться.
Следующее задание выполняем устно. На
столах у вас лежат сигнальные карточки:
буква О и Е. Я называю вам слова, ваша
задача на слух определить какую букву
нужно писать О или Е в данном слове после
шипящей и ц, пользуясь правилом. Поднять
карточку.
Слова: мячом, товарищем, птенцом,
сердцем, чижом, глупцом, кашей,
шалашом, душем, ландышем, душой,
врачом, страницей, свечой, зайцем.
(Осуществляю контроль)
4.-Переходим к следующему пункту плана.
Самостоятельная работа.
Найдите в учебнике упр. 70., прочитайте
задание.
Что нужно сделать?
- Встаньте те, кто может сказать
про себя, что я понимаю и могу
рассказать другому, когда
пишется буква О и Е после
шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
-Встаньте те, кто сомневается,
необходима помощь.
- Встаньте те, кто не знает,
нужны разъяснения.
-Учиться применять правило на
практике.
Дети выполняют задание.
Дают комментарии по своим
ответам.
Дети читают задание.
Поставить каждое слово в форму
Т.п. ед.ч., записать формы слов
парами по образцу, выделить
окончания, подчеркнуть
шипящую или ц, поставить
ударение.
Регулятивные УУД: оценка
Регулятивные УУД: контроль и
самоконтроль
(умение осуществлять действие
по заданному правилу).
Регулятивные УУД:
планирование( составление плана
и последовательности действий)
4.Рефлексивно-
оценочный
- Ребята, поставьте на полях волшебную
линеечку, спрогнозируйте сою оценку по
критерию умение писать буквы О и Е после
шипящих и Ц в окончаниях
существительных, пользуясь правилом.
-Приступаем к выполнению задания.
-Проверка. Поменяйтесь тетрадями с
соседом по парте, проверяем друг друга.
-Кто может поделиться своим результатом?
- Посмотрите на доску, все ли учебные
задачи решены.
- Решение каких задач у вас вызвало
затруднения? Какое задание для вас было
самым трудным? Почему?
-Какую цель мы ставили?
-Достигли мы с вами поставленной цели
урока?
Дом. задание. Уч. с. 57-58 правило наизусть,
упр. 69 часть 1.
Урок закончен.
-ставят прогностическую оценку.
-выполняют задание.
-Взаимопроверка. Оценивают
друг друга на волшебной
линеечке по критерию
правильность в выборе буквы
при написании.
- Да, все.
-Ответы детей.
Цель: узнать правило написания
букв О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных,
учиться применять правило.
- Да, достигли, узнали правило и
учились его применять.
- Читают дом. задание.
Познавательные УУД:
логические(анализ, сравнение)
Коммуникативные УУД: работа в
паре.
Регулятивные УУД:
учиться удерживать цель
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать
свои мысли в соответствие с
задачей.
Регулятивные УУД:
оценка ( осознание уровня и
качества усвоения)