Напоминание

"Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"


Автор: Тесаловская Наталья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: Вологодская область, город Великий Устюг
Наименование материала: конспект
Тема: "Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык
УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель:
Тесаловская Наталья Павловна.
Класс

Тема урока:
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. (1 урок)
Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Критерии оценки
Организовать работу по открытию правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило. Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом. Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц
Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

в окончаниях существительных, пользуясь правилом. 1. Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность. 2. Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели. 3. Активизировать познавательную деятельность. 4. Повторить содержание понятий: шипящие звуки, имя существительное, окончание. 5. Создать условия для овладения способом написания окончаний существительных с основой на шипящий и ц. 6. Формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных через систему упражнений (слуховых и зрительных). 7. Выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм. 8. Обучать планированию. 9. Учить оценивать свою деятельность. 10. Развивать монологическую речь. 11. Воспитывать интерес к изучению родного языка. 12. Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. 1.Повторить ( вс п ом н и т ь ) буквы, которые обозначают шипящие звуки. 2. Повторить, что такое имя существительное. 3. Повторить, что такое окончание. 4. Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 5. Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 6. Написать самостоятельную работу, пользуясь правилом. 7.Оценить свою работу.
Оборудование:
условные знаки для обозначения плана урока, учебник, тетрадь на печатной основе.

Содержание и технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Вводно –

мотивационный.

1.1.

Организационный.
Организует класс на работу. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все

уроки,

как

люди,

и

похожи,

и

разны,

Если к ним приглядеться с различных

сторон.

Е с т ь

у р о к и ,

к а к

с в е т л ы й

и

радостный праздник,

Есть

другие



как

страшный,

мучительный сон.

Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике. Проверяют организацию рабочего места. Слушают стихотворение. Ответы детей: Автор хотел сказать нам этими строками, что… Познавательные УУД: общеучебные (контроль процесса)
1.2. Определение

темы урока.

1.3. Целеполагание и

мотивация.
 С чего начинаем каждый урок? -Назовите тему нашего урока. - Ребята, поставим цель урока.  С определения темы урока и постановки цели. Дети смотрят в учебник и определяют тему урока. (Стр.57) Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации) Познавательные УУД: (формулирование познавательной
-Зачем нам нужно уметь правильно оформлять эту орфограмму на письме? окончаниях существительных, учиться применять правило. Ответы детей. (Чтобы быть грамотными, правильно писать слова с данной орфограммой,…) цели) Регулятивные УУД: целеполагание. Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация) Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

1.4. Планирование и

постановка задач.
 Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели? В помощь вам на доске находятся опорные слова: повторить, узнать, поупражняться, сам.работа.  Предложите 1 пункт плана. (1 задача)  Предложите 2 пункт плана. (2 задача)  Предложите 3 пункт плана. (3 задача)  Озвучьте 4 пункт плана. (4 задача) - По каким критериям предлагаете оценить свой результат самостоятельной работы.  К чему подойдём, выполнив все пункты плана?  Что будет результатом? Ответы детей. - Повторить, какие буквы обозначают шипящие звуки, сто такое существительное, что такое окончание. -- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Выполнить сам. работу и оценить её. Ответы детей. (По критерию: Умение правильно писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом. -Мы подойдем к результату. Результатом будет: знание правила написания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных, умение применять правило на практике. Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества (определять цели взаимодействия) ЛичностныеУУД: смыслообразование (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью)

2. Актуализация

знаний.

2.1. Повторение

пройденного

материала.

3. Открытие новых

знаний.
-С чего начнём работу для достижения цели? 1. Приступаем к решению первой задачи. - Вспомните, какие буквы обозначают шипящие звуки. (вывешиваю карточку с буквами Ж, Ш, Щ, Ч) -Ребята, посмотрите на тему урока, какой буквы не хватает в данном ряду? Буква Ц обозначает шипящие звуки? Но буква Ц, сегодня также будет относиться к новому правилу, которое мы узнаем, поэтому я её добавляю на доску. -Повторим, что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? - Что такое окончание? - Для чего служит окончание? - Молодцы! Решили первую задачу. 2. -Следующий пункт плана, 2 задача. - Итак, наша цель урока узнать, в каких - С решения поставленных задач. Читают 1 пункт. Ответы детей. Ж, Ш, Щ, Ч. - Не хватает буквы Ц. - Нет. Ответы детей. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имеет род, может изменяться по числам и по падежам. В предложении является главным или второстепенным членом. Ответы детей. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении. - 2 задача: -- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Познавательные УУД: логические (подведение под понятие) Познавательные УУД: логические (анализ,сравнение)

3.1. Формирование

первичного

представления о

орфограмме.
случаях пишется буква о, а в каких –буква е по сле шипящих и ц в о ко н ч а н и я х существительных, т.е. правило. - Предлагаю провести наблюдение и вывести правило написания букв о и е после ш и п я щ и х и ц в о к о н ч а н и я х существительных. - Учебники открыты, упр.59. (с.57) Прочитайте задание. - С чем нам предлагают поработать? Открой словарь на –Е.(стр.167) Посмотри, какое окончание у всех слов с основой на –ц. Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на –щ? В этих словах оно также безударное? - А теперь открой словарь на букву –о (стр.173). Найди в конце списка слова с основой на –ц и ч-. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным? - Ребята, какой вывод можно сделать по данным наблюдениям? -Давайте обратимся к учебнику и проверим наши выводы. Правы ли мы с вами? - Можем ли мы перейти к следующему пункту плана? Прочитайте 3 задачу. Дети находят упражнение, читают задание, выполняют задание. - С обратным словарём. - Окончание –е. - Окончание безударное. - Окончание –е. - Окончание безударное. - Слова: лицо, яйцо, кольцо, плечо. - Окончание –о. - Окончание ударное. Ответы детей. Дети читают правило: В существительных с основой на шипящий или ц пишем в начальной форме окончание –е, если это безударное окончание. В существительных с основой на шипящий или ц пишем окончание –о, если это ударное окончание. -Да. Мы узнали правило. -- Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Познавательные УУД: работа с несколькими источниками информации Познавательные УУД: логические(установление причинно-следственных связей: открытие правила) Познавательные УУД: логические(анализ)

3.2. Практическая

деятельность

обучающихся.
- Скажите, пожалуйста, на какую форму слова обращено внимание в данном правиле? - Где мы можем встретить существительные в начальной форме? - В своей речи мы применяем существительные только в начальной форме? Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу – будет ли данное правило работать с другой формой слов: форма тв. падежа ед.ч., и самостоятельно сделать вывод: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. - Делимся на группы. У вас на столах карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Чтобы наша работа была продуктивнее, каждой группе будут предложены разные слова с основой на одну из шипящих или ц. - Ребята, представьте, пожалуйста, свой результат: с какой шипящей работали, какой вывод у вас получился, пример вынести на доску. - Открываем тетради, пишем число, классная работа. Примеры оформляем в два столбика. - Рассмотрите, что у нас получилось, какой вывод можно сделать по проделанной работе? -Выведем общее правило, которое будет действовать на разные формы слова. - На начальную форму слова. - В словаре. Слова в им. Падеже, ед.числе. - Нет, в разных формах. Работа в группах. (Детям выданы карточки информаторы) Ответы по группам. Дети выслушивают друг друга, параллельно работают в тетради: записывают по одному примеру от каждой группы. -Ответы детей. (Правило работает с другой формой слов) -Правило: в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишем букву О, без ударения Е. Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем. Регулятивные УУД: контроль или самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона.

Физминутка


-Ребята, оцените себя по критерию понимания правила о написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Назовите вторую часть цели нашего урока - Продолжаем упражняться. Следующее задание выполняем устно. На столах у вас лежат сигнальные карточки: буква О и Е. Я называю вам слова, ваша задача на слух определить какую букву нужно писать О или Е в данном слове после шипящей и ц, пользуясь правилом. Поднять карточку. Слова: мячом, товарищем, птенцом, сердцем, чижом, глупцом, кашей, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой, зайцем. (Осуществляю контроль) 4.-Переходим к следующему пункту плана. Самостоятельная работа. Найдите в учебнике упр. 70., прочитайте задание. Что нужно сделать? - Встаньте те, кто может сказать про себя, что я понимаю и могу рассказать другому, когда пишется буква О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. -Встаньте те, кто сомневается, необходима помощь. - Встаньте те, кто не знает, нужны разъяснения. -Учиться применять правило на практике. Дети выполняют задание. Дают комментарии по своим ответам. Дети читают задание. Поставить каждое слово в форму Т.п. ед.ч., записать формы слов парами по образцу, выделить окончания, подчеркнуть шипящую или ц, поставить ударение. Регулятивные УУД: оценка Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль (умение осуществлять действие по заданному правилу). Регулятивные УУД: планирование( составление плана и последовательности действий)

4.Рефлексивно-

оценочный
- Ребята, поставьте на полях волшебную линеечку, спрогнозируйте сою оценку по критерию умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом. -Приступаем к выполнению задания. -Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверяем друг друга. -Кто может поделиться своим результатом? - Посмотрите на доску, все ли учебные задачи решены. - Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Какое задание для вас было самым трудным? Почему? -Какую цель мы ставили? -Достигли мы с вами поставленной цели урока? Дом. задание. Уч. с. 57-58 правило наизусть, упр. 69 часть 1. Урок закончен. -ставят прогностическую оценку. -выполняют задание. -Взаимопроверка. Оценивают друг друга на волшебной линеечке по критерию правильность в выборе буквы при написании. - Да, все. -Ответы детей. Цель: узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило. - Да, достигли, узнали правило и учились его применять. - Читают дом. задание. Познавательные УУД: логические(анализ, сравнение) Коммуникативные УУД: работа в паре. Регулятивные УУД: учиться удерживать цель Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачей. Регулятивные УУД: оценка ( осознание уровня и качества усвоения)


В раздел образования