Автор: Нестерова Елена Фёдоровна Должность: учитель коми языка Учебное заведение: МАБУ "СОШ № 7" Г.Сыктывкара Населённый пункт: г.Сыктывкар Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Технология критического мышления" Раздел: среднее образование
Приемы ТРКМЧП
инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на
полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую
информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в
увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют
поступающие данные.
сюжетная таблица .
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
таблица “Толстые и тонкие вопросы” .
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ
(“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
?
?
Кто…
Дайте объяснение, почему…
Что…
Почему вы думаете…
Когда…
В чём разница…
“дерево предсказаний ” .
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” -
прогнозы, “веточки” -аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы .
мозговая атака .
Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.Мозговая атака используется