Автор: Васючкова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС № 2 Населённый пункт: город Межгорье, Республика Башкортостан Наименование материала: Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе Тема: "Богатыри земли русской" Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательно – игрового занятия в старшей группе
Тема: "Богатыри земли русской»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи :
В области художественной литературы:
Дать понятие, что такое былина. Вызвать интерес к устному народному
творчеству (к сказкам, былинам о богатырях). Оживить представление о
былине, былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше
Поповиче.
Вызвать
интерес
к
языку
былин,
сказаний,
преданий
о
русских
богатырях.
В области познание (формирование целостной картины мира):
Дать представление о русских богатырях – защитниках земли Русской.
В области коммуникации:
Осваивать навыки речевого этикета.
Обогащать словарь детей: былина, предки, сказитель, меч, щит, палица,
шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении
с окружающими.
В области социализации:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение
к русским воинам, желание им подражать.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
В области физической культуры:
Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.
Развивать внимание и точность выполнения упражнений.
В области музыки:
Развивать эстетические чувства средствами музыки.
Продолжать развивать музыкальную отзывчивость.
В области здоровья:
Укрепить двигательные навыки детей.
Воспитывать
интерес
и
желание
к
общеразвивающей
активной
двигательной деятельности.
В области безопасности:
Научить навыкам правильного ориентирования в пространстве.
Приобщать к способам безопасного поведения.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как
же называется наша страна? (Россия).
Много
чудесных
стран
на
Земле,
везде
живут
люди,
но
Россия
–
единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина
– значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы
родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но
одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Посмотрите, на карту,
какая она – наша Россия? (показываю границы России). Слайд №1
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Здесь есть и леса, и моря, и
горы, и поля. Россия – одна из самых больших стран в мире.(слайд№2)
Дети:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
(М. Лисянский «Моя Родина»)
- В давние-давние времена, ещё в древней Руси, стояли на страже рубежей
нашей Родины, на заставе очень сильные люди - богатыри.
- А кто такой богатырь? (ответы детей)
- О нем можно рассказать стихотворением.
Дети:
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине
и прославились своими подвигами и делами?
- Из былин, сказаний, песен, из стихотворений.
- Что такое былина?
- Былина произошла от слова «было», «быль».
- А кто слагал былины о богатырях?
- Создателем былин является народ; былины не имеют авторов.
- Кто рассказывал былины?
- Сказитель – Блинник.
- Как рассказывал сказитель Былину? (слайд№3)
- Ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, сопровождая
их игрой на гуслях (звучит фрагмент записи «Илья Муромец и Соловей
разбойник)
- Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах говориться о борьбе русского
народа с завоевателями, о силе русских воинов, отражалась жизнь русского
народа, которая была очень нелегкой на Руси.
Подвиги русских богатырей – героев отражены не только в былинах, но и в
творчестве художников.(слайд№4)
Какого русского художника картина перед нами?
- Виктора Михайловича Васнецова.
- Как бы вы ее назвали?
- Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее тоже назвал «Богатыри».
Давайте же рассмотрим ее и побеседуем по ней.
- Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль - не видать ли
врагов?)
- Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы)
- А хотели бы вы быть похожими на богатырей?
- Для этого нужно быть сильными, смелыми, ловкими. Нужно постоянно
тренироваться.
- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
-Кто они?
- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой
силой
воли
–
тоже
богатырь.
Где
их
можно
встретить?
(пожарные,
пограничники, врачи , космонавты, десантники)
- А вы можете стать богатырями?
- Сегодня мы приветствуем в нашем зале богатырей
- Танец « Богатыри»
- Ребята, а хотелось ли вам пройти путь богатырей?
- Тогда мы
проведём состязание
богатырей и определим, чья команда
сильнее и быстрее.
Дети делятся на две команды.
1состязание.
Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы
умеют держаться в седле. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться
обратно. (Дети по сигналу «скачут» на палках до стойки, огибают её и
возвращаются обратно. Передают эстафету другому участнику.)
2 состязание.
А теперь я хочу проверить вашу меткость. (Игроки по очереди подбегают к
корзине, берут мяч и пытаются им сбить кегли. Выставленные в линию на
небольшом расстоянии)
-Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами
витязей-богатырей. Когда богатыри собирались все вмести, как мы видели на
картине,
они
становились
такими
сильными,
что
их
невозможно
было
победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц.
1.
Не родом славен богатырь – а подвигом.
2.
Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать.
3.
Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов
оборонять.
4.
В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – Матушке.
3 состязание.
Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ребята, кто это такие? (дети
называют) Наше следующее состязание называется «Баба яга» (бег в мешке)
4 состязание.
А теперь вспомним Змея Горыныча (бег в связке)
Пора на серьёзные испытания отправляться. Заточил кощей бессмертный
всех Елен Прекрасных в своей темнице, надо их выручать.
5 состязание.
Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она?
Правильно, в яйце. (дети должны в ложке пронести теннисный мячик до
стойки и обратно)
6 состязание.
А теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в кощеево царство и
освободить всех Елен Прекрасных. (дети преодолевают полосу препятствий):
-Молодцы, богатыри, показали свою силу и молодую удаль. Я думаю, что
все вы сегодня заслужили похвалу.
(слайд№5)
- Кто из вас назовет оружие богатырей? (ответы).
(Слайд№6)
- Ребята, обратите внимание, что меч и ножны у богатырей всегда украшены
узором, орнаментом.
- Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот знак был призван помогать,
богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход, подходили
богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай
брать с собой горсть земли сохранился и до сих пор.
(слайд№7)
- Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал
людям силу, ему покланялись.
- Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный
обряд – поклонение дубу
- У нас дубок
Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх)
Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень)
Листья да его вот так широки (развести руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки (руки вверх)
Аз, ты, дуб – дубок
Ты могуч – могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защищать от врага.
Наша беседа о былинах и былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами
вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:
(Дети становятся полукругом).
- Защищать свою Родину, беречь ее.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.
- А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
- Не скакать врагам по нашей Земле!
- Не топтать их коням
- Землю Русскую!
- Не затмить им солнце наше красное!
- Век стоит Русь – не шатается.
- И века простоит не шелохнется!
- А преданья старины
- Забывать мы не должны
- Слава русской стороне
- Слава русской старине!
-
А
сейчас
я
вам
подарю
талисманы
«Листочек
дуба»,
чтобы
вы
были
сильными,
смелыми,
отважными,
честными,
добрыми
и
храбрыми,
как
былинные богатыри – защитники земли русской.
Литература:
В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберегов, сведения
о символах солнца, растительности из методического пособия авторов –
составителей
Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей
любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003.
Методическая литература:
1.
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
– М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
3.
Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с
тобой
играть.
Русский
детский
игровой
фольклор,
книга
для
учителя
и
учащихся. – М.: Просвещение, 1995.