Напоминание

"Богатыри земли русской"


Автор: Васючкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 2
Населённый пункт: город Межгорье, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе
Тема: "Богатыри земли русской"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект познавательно – игрового занятия в старшей группе

Тема: "Богатыри земли русской»

Цель:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи :

В области художественной литературы:
 Дать понятие, что такое былина. Вызвать интерес к устному народному творчеству (к сказкам, былинам о богатырях). Оживить представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.  Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.
В области познание (формирование целостной картины мира):
 Дать представление о русских богатырях – защитниках земли Русской.
В области коммуникации:
 Осваивать навыки речевого этикета.  Обогащать словарь детей: былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.  Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
В области социализации:
 Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.  Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
В области физической культуры:
 Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.  Развивать внимание и точность выполнения упражнений.
В области музыки:
 Развивать эстетические чувства средствами музыки.  Продолжать развивать музыкальную отзывчивость.
В области здоровья:
 Укрепить двигательные навыки детей.  Воспитывать интерес и желание к общеразвивающей активной двигательной деятельности.
В области безопасности:
 Научить навыкам правильного ориентирования в пространстве.  Приобщать к способам безопасного поведения.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша страна? (Россия). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Посмотрите, на карту, какая она – наша Россия? (показываю границы России). Слайд №1 Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Здесь есть и леса, и моря, и горы, и поля. Россия – одна из самых больших стран в мире.(слайд№2) Дети: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем. (М. Лисянский «Моя Родина») - В давние-давние времена, ещё в древней Руси, стояли на страже рубежей нашей Родины, на заставе очень сильные люди - богатыри. - А кто такой богатырь? (ответы детей) - О нем можно рассказать стихотворением. Дети: Силен как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман. Он силой доброю богат, Он защищает стольный град, Спасает бедных и детей И стариков и матерей! - Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами? - Из былин, сказаний, песен, из стихотворений. - Что такое былина? - Былина произошла от слова «было», «быль». - А кто слагал былины о богатырях? - Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. - Кто рассказывал былины? - Сказитель – Блинник. - Как рассказывал сказитель Былину? (слайд№3) - Ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях (звучит фрагмент записи «Илья Муромец и Соловей разбойник) - Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах говориться о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов, отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Подвиги русских богатырей – героев отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.(слайд№4) Какого русского художника картина перед нами? - Виктора Михайловича Васнецова. - Как бы вы ее назвали?
- Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее тоже назвал «Богатыри». Давайте же рассмотрим ее и побеседуем по ней. - Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри) - Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль - не видать ли врагов?) - Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы) - А хотели бы вы быть похожими на богатырей? - Для этого нужно быть сильными, смелыми, ловкими. Нужно постоянно тренироваться. - Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? -Кто они? - Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь. Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, врачи , космонавты, десантники) - А вы можете стать богатырями? - Сегодня мы приветствуем в нашем зале богатырей -
Танец « Богатыри»
- Ребята, а хотелось ли вам пройти путь богатырей? - Тогда мы проведём состязание богатырей и определим, чья команда сильнее и быстрее. Дети делятся на две команды. 1состязание. Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно. (Дети по сигналу «скачут» на палках до стойки, огибают её и возвращаются обратно. Передают эстафету другому участнику.) 2 состязание. А теперь я хочу проверить вашу меткость. (Игроки по очереди подбегают к корзине, берут мяч и пытаются им сбить кегли. Выставленные в линию на небольшом расстоянии) -Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей-богатырей. Когда богатыри собирались все вмести, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц. 1. Не родом славен богатырь – а подвигом. 2. Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать. 3. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. 4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – Матушке. 3 состязание. Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ребята, кто это такие? (дети называют) Наше следующее состязание называется «Баба яга» (бег в мешке) 4 состязание. А теперь вспомним Змея Горыныча (бег в связке) Пора на серьёзные испытания отправляться. Заточил кощей бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице, надо их выручать.
5 состязание. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно, в яйце. (дети должны в ложке пронести теннисный мячик до стойки и обратно) 6 состязание. А теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в кощеево царство и освободить всех Елен Прекрасных. (дети преодолевают полосу препятствий): -Молодцы, богатыри, показали свою силу и молодую удаль. Я думаю, что все вы сегодня заслужили похвалу. (слайд№5) - Кто из вас назовет оружие богатырей? (ответы). (Слайд№6) - Ребята, обратите внимание, что меч и ножны у богатырей всегда украшены узором, орнаментом. - Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот знак был призван помогать, богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился и до сих пор. (слайд№7) - Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему покланялись. - Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу - У нас дубок Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх) Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень) Листья да его вот так широки (развести руки в стороны) Ветки да его вот так высоки (руки вверх) Аз, ты, дуб – дубок Ты могуч – могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются) На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками) Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце) Чтобы землю родную защищать от врага. Наша беседа о былинах и былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам: (Дети становятся полукругом). - Защищать свою Родину, беречь ее. - Защищать слабых, бедных, стариков и детей. - Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну. - А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! - Не скакать врагам по нашей Земле! - Не топтать их коням - Землю Русскую! - Не затмить им солнце наше красное! - Век стоит Русь – не шатается.
- И века простоит не шелохнется! - А преданья старины - Забывать мы не должны - Слава русской стороне - Слава русской старине! - А сейчас я вам подарю талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Литература:
В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберегов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003. Методическая литература: 1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004. 3. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.


В раздел образования