Напоминание

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе


Автор: Жарова Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСОШ № 2
Населённый пункт: г.Верхнеуральск
Наименование материала: статья
Тема: Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Упражнения, направленные на развитие скорочтения.
Вот уже более 25 лет я работаю учителем начальных классов. За годы работы не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень высокую роль в образовании, воспитании и развитии ребенка. Кто из моих коллег не согласится с высказыванием В.А.Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга»? К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач, компьютерные игры чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. На протяжении нескольких лет я глубоко изучала пути решения этой проблемы. Стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать, и, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Скорочтением называют совокупность методик, которые позволяют

существенно увеличить темпы восприятия текста.
Чем раньше ребенок научится быстро (а значит – правильно) читать, тем лучше будут его результаты успеваемости в школе и значительно выше уровень общего развития. Уроки литературного чтения с использованием упражнений скорочтения развивают память и внимание, а также – заставляют мыслить логически. Упражнения по скорочтению позволят ученикам быстро и надежно развить навыки быстрого чтения. Не только будете быстро читать, но скорочтение даст вам глубокое понимание прочитанного и детальное запоминание. Дети научатся быстро находить нужную информацию и структурировать ее. Благодаря этому ребёнку не придется перечитывать одну и ту же страницу по несколько раз, чтобы усвоить ее содержимое. Скорочтение сделает ученика более эрудированным, позволит повысить уровень его интеллекта, позволит значительно улучшить зрительную память. В 2012- 2013 учебном году мои ученики 2 «А» класса заняли 1 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2013» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2013» в номинации «Лучшие читатели 2013» Ломакин Иван, Диденко Елизавета, Макарова Виолетта заняли 1 место. В 2013 – 2014 учебном году мои ученики 3 «А» класса заняли 2 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2014» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2014» в номинации
«Лучшие читатели 2014» Афанасьева Софья, Шульго Наталья, Оганян Михаил, Калашников Владимир, Цыбин Александр заняли 1 место. В 2014 – 2015 учебном году мои ученики 4«А» класса заняли 1 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето – 2015» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-201» в номинации «Лучшие читатели 2015» Овечко Владислав, Диденко Елизавета, Жигулёв Данил, Ломакин Иван заняли 1 место. Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее
100 слов в минуту
.
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием.
Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.
1 класс

Кто самый внимательный?
Развивает зоркость внимание к слову.  Слова, написание которых отличаются одной буквой: козы - коса друг-враг ветер-вечер травы - травка След - следы дедушка-девушка  Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: город-горох-грохочет вьют - вьюн- вьюга жалеть-желтеть, жилет, желать.
 Чтение слов с твердой и мягкой согласной: ест-есть угол-уголь мел-мель полка-полька крыло - крылья галка-галька мел-мель лист - листья  Чтение разных слов с одинаковой приставкой: развел-развесил прогибать - пробегают побежал-полежал прихлопнуть - притопывать (для слабо читающих) (для быстро читающих)  Чтение слов с одинаковым окончанием: салазках колючий соседи небесами простые лесок сказках случай медведи коврами золотые голосок веселый олени лебедями смешные снежок лиловый тюлени тополями зеленые лужок Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.
Читай быстро целыми словами.
Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.  Чтение односложных слов: ус крот брат вдруг хруст уж глаз волк гвоздь взять душ двор внук дрозд брат нос круг полк класс хвост рот порт гость гром взгляд рог стул крот треск дрожь день квас пень слон блеск петь двор день кран ткач  Чтение двусложных и трехсложных слов: зима доктор деревья поле валенки травинки кусты пестрый подумал земля снежок навстречу сучок стряхнул бабушки каждый прикрыл кормушка страна трактор настала
 Чтение однокоренных слов (эту группу слов надо включать в урок, когда «поле» чтения будет не менее 5-7 букв): бег – бежать – бегство море – моряк - морской вода - водный – водяной чисто - чистить – чистильщик  Чтение слов – синонимов: ключ-родник забор - изгородь-плетень стеречь - охранять - караулить- сторожить храбрый – смелый - отважный.  Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога; дед да баба грачи прилетели весна - красна кататься на санках медведь в берлоге заяц- беляк последний снег жили-были
2 класс
Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.  Слова трехсложные и четырехсложные: Наблюдает-соблюдает. Срывают-скрывают.  Слова с наращиванием, на карточках для быстрого чтения: Зелень – зеленело - зазеленело. Двигать – двигаются – подвигаются.  Более трудные слова, написание которых, включает несколько одинаковых букв: Догореть – догорать - догонять. Бархат – бархан – бронхит.  Словосочетания и предложения: Медведица с медвежатами. Лисица с лисятами. Птицы улетают на юг. Огромные лужи воды. Пестрый ковер из листьев.  Группа слов синонимов для быстрого чтения:
Родной - родимый, знакомый, близкий. Смелый - зрелый, плохой, увядший. Готовить-варить, стряпать, есть.
2. Упражнения, совершенствующие произношения.
Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением. Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.
1 класс
 Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией: и, а, э, у, ы и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.  Упражнения в чтении букв парами: э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и; А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко; О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз; У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;  Упражнения, в чтении согласных: Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи Щ - плащи, клещи вещи, щенок С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье Ц - цапля палец, царапина, мельница.  Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове: З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес. У Сени и Сани в гостях сом с усами. Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.  Произношение скороговорок и чистоговорок: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Проворонила ворона вороненка. Наш Полкан, попал в капкан. Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:
 произноси медленно;  произноси чуть быстрее;  произноси чуть выше;  произносите тихо. Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:  упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;  упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.  упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.
3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания.
Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.  Упражнения, в подборе обобщающего слова: чиж, грач, сова, стриж, ласточка; ножницы, клещи, молоток, грабли, пила; шарф, варежки, шапка, пальто.  Разделение слов на группы: коза корова, соловей, овца, сорока; заяц, огурец, капуста, ежик, горох; апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.  Найти лишние слова: река муравей голубь ручей ель воробей лейка ольха синица озеро береза клест пруд осина верблюд Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо
обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:  чтение текста про себя;  чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;  чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;  выборочное чтение;  выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;  чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;  нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;  нахождение и чтение отрывков по ролям.


В раздел образования