Автор: Путилова Вера Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Звёздочка" Населённый пункт: Ханты-Мансийский округ Югра, Берёзовский район, пгт Игрим Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Оригами своими руками" Раздел: дошкольное образование
компонент проекта
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой. Используемые
методики и технологии: С.В. Соколовой «Оригами для
дошкольников». «Оригами для старших дошкольников», Т.К.
Тарабариной «Оригами и развитие ребенка»С. Мусиенко, Г.
Бутылкина «Оригами в детском саду». О.М. Жихарева «Оригами для
дошкольников».
Возраст участников
Дети дошкольного возраста с 4-7 лет.
Состав проектной
группы
Дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Тип проекта
Долгосрочный, практико-ориентированный.
По составу
участников:
Индивидуальный, групповой, фронтальный.
По направлению
деятельности
участников
Творческий проект центром которого является творческий продукт,
самореализации участников проектной группы.
классифицируется по преобладающему мотиву
(доставление радости, оказание помощи, совместное творчество).
Проблема проекта
Недостаточное количество часов на работу с бумагой.
Потребность в углублённом ознакомлении детей с миром
бумаги.
Слабо сформирована моторика рук детей.
Не умение планировать свою свободную деятельность.
Цель проекта
Совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста в процессе обучения технике «Оригами», развитие
познавательных и творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Задачи проекта
Обучающие:
Обучать
детей
различным
приемам
работы
с
бумагой
(сгибание,
многократное
складывание,
надрезание,
склеивание).
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами.
Формировать знания об основных геометрических формах
(круг, квадрат, треугольник) и понятиях (угол, сторона, линия
сгиба).
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и
фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к
точным
движениям
пальцев,
совершенствовать
мелкую
моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые
навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять
коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру
труда,
учить
аккуратности,
умению
бережно
и
экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Необходимое условия и оборудование для выполнения проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Этапы
проекта
Задачи
Деятельность
членов
творческой
группы
Деятельность
методической
службы ДОУ
Сроки
Поисковый
1.Определение
проблемы
(темы)
построение
модели
деятельности.
Уточнение
имеющейся
информации,
обсуждение
задания, осознание
мотива и цели
деятельности
Рефлексия.
Мотивация
проектирования
объяснение
цели проекта
Сентябрь
средняя группа.
Конструктивн
ый:
планирование
принятия
решения
выполнение
Анализ
проблемы.
Определение
источников
информации.
Постановка
задач и выбор
оборудования и
критериев
оценки
результатов
реализации
проекта.
Обсуждение
альтернатив.
Выбор
оптимального
варианта.
Уточнение
планов
деятельности
Выполнение
проекта
Формулирование
задач, сбор
необходимой
информации,
составление плана
работы над
проектом. Выбор и
обоснование
критерия успеха.
Рефлексия.
Обработка
информации.
Синтез и анализ
идей. Рефлексия.
Работа над
проектом, его
оформление.
Рефлексия.
Помощь в
анализе и
синтезе.
Наблюдение.
Консультации.
Стимулировани
е, рекомендации
родителей,
педагогов
средняя,
старшая
Оценочно-
рефлексивный
Анализ
выполнения
проекта,
вклада
У ч а с т и е
в
коллективном
анализе
проекта
и
Наблюдение.
Координация
процесса
средняя,
старшая,
подготовительн
каждого
у ч а с т н и к а
в
работу,
достигнутых
результатов.
самооценке
деятельности. Учет
критических
замечаний.
Рефлексия.
анализа, при
необходимости
корректировка
проекта
ая.
Презентативн
ый
Подготовка
п р о е к т а
к
защите.
Обоснование
процесса
проектирования
Объяснение
полученных
результатов,
их
оценка.
Подготовка
продукта
д е я т е л ь н о с т и
к
презентации.
Представление
проекта
педагогическому
сообществу
Рефлексия.
Участие в
коллективном
анализе и
оценке
результатов
общей и
индивидуально
й
работы,выставк
а творческих
работ.
подготовительн
ая
Ожидаемые
результаты
Познакомятся с искусством оригами.
Будут
создавать
композиции
с
изделиями,
выполненными
в
технике оригами.
Научатся
следовать устным инструкциям, создавать изделия
оригами.
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы
оригами.
Дети научатся различным приемам работы с бумагой.
Разовьют
внимание,
память,
мышление,
пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный
вкус, творческие способности и фантазию.
Овладеют навыками культуры труда.
Улучшат
свои коммуникативные способности и приобретут
навыки работы в коллективе.
Продукт
полученный в
результате
проекта
Информационный: доклад, альбом с фотографиями, презентация.
Творческий: сувениры, открытки, стенгазеты, плакаты, оформление
интерьера.
Портфолио
проекта
Рабочие материалы проекта.
Проект: «Первые шаги в оригами.»
Тип проекта : практико-ориентированный
Методы и приёмы:
Словесные
методы:
объяснение,
беседа,
разъяснение,
устная
инструкция,
художественное слово, речевые игры.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, информационно-рецептивный
(ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить);показ с проговариванием
действий, работа со схемами, базовыми формами, пооперационными картами,
использование ИКТ.
Практические: продуктивные (знаковосимволическое моделирование), тренировочные
упражнения.
Игровой метод. инсценированные игры-забавы
проблемные ситуации, ролевые и
дидактические игры.
Здоровьесбережения (с целью предупреждения усталости детей психогимнастика,
пальчиковые).
Метод контроля (совместное оценивание ответов и выводов воспитателя и детей).
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом
Продолжительность проекта : 3года
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторике
рук. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития
мелкой
моторики
рук.
Аристотель
говорил:
«Рука
-
это
инструмент
всех
инструментов»,
подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. В.А. Сухомлинский
писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Это подвело меня к мысли
освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами
начиная со средней группы.
В
детском
саду
«Звездочка»
реализуется
Примерная
основная
общеобразовательная
программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой. Объём возможного
использования бумаги как материала для конструирования, предусмотренной программой, на мой
взгляд, недостаточен. Это побудило меня углубить работу по обучению детей конструированию из
бумаги, организовав кружок «Первые шаги в оригами».
Оригами - один из видов деятельности, который интересен детям. Оригами развивает
точность и координацию движений, воздействует на интеллектуальное развитие. С одной стороны
изготовление поделок учит детей различным приёмам работы с бумагой (сгибание, многократное
складывание,
надрезание,
склеивание),
развивает
концентрацию
внимания,
умение
сосредоточиться, активизирует воображение детей и фантазию, совершенствует трудовые навыки,
формирует
культуру
труда,
учит
аккуратности,
умению
бережно
и
экономно
использовать
материал, содержать в порядке рабочее место. С другой стороны развивает у детей точность
движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, а значит,
поможет им
преодолеть
трудности
развития
речи
и
приведёт
в
комплексе
с
другими
приёмами
к
качественным
изменениям, а именно развитию ребёнка и подготовке его к школе.
Актуальность. Необходимость создания данного проекта была продиктована следующим:
недостаточное количество часов на работу с бумагой;
потребность в углублённом ознакомлении детей с миром бумаги;
слабо сформирована моторика рук детей;
не умение планировать свою свободную деятельность.
Новизна состоит в том, что в данном проекте большая роль в овладении технике оригами и
составление коллективных работ.
Педагогическая
ценность
заключается
в
целенаправленности,
систематичности,
последовательности, доступности
педагогической деятельности по формированию подвижности
пальцев
и
кистей
рук
через
организацию
образовательной
деятельности
по
развитию
конструктивных умений из бумаги посредством технологии оригами.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что
данный проект могут
использовать педагоги, дошкольных учреждений, работающие с детьми, родители воспитанников.
Разработанные перспективное планирование и конспекты образовательной деятельности помогут
педагогам в работе дополнительных образовательных услуг по развитию мелкой моторики пальцев
рук. Приобщение родителей к совместной деятельность с ребенком при организации досуговой
деятельности с ребёнком дома.
Участники
проекта
руководитель
проекта
(воспитатель)
,
дети
дошкольного
возраста,
родители.
Цель проекта: - совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в
процессе обучения технике «оригами», развитие познавательных и творческих способностей детей
дошкольного возраста.
Задачи работы с детьми:
Обучающие:
Обучать
детей
различным
приемам
работы
с
бумагой
(сгибание,
многократное
складывание, надрезание, склеивание).
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Формировать
знания
об
основных
геометрических
формах
(круг,
квадрат,
треугольник) и понятиях (угол, сторона, линия сгиба).
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать
у
детей
способность
работать
руками,
приучать
к
точным
движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Совершенствовать
трудовые
навыки,
формировать
культуру
труда,
учить
аккуратности,
умению
бережно
и
экономно
использовать
материал,
содержать
в
порядке рабочее место.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности
в режиме дня в соответствии с учебным планом.
Задачи работы с родителями:
Активировать роль родителей в развитии творческих способностей детей.
Участвовать в выполнении поделок детьми дома с отслеживанием качеств.
Изготовления, с составлением последовательного рассказа «Как мы это сделали».
Ожидаемый результат:
Познакомятся с искусством оригами.
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
Знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
Дети научатся различным приемам работы с бумагой.
Разовьют
внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Овладеют навыками культуры труда.
Улучшат
свои
коммуникативные
способности
и
приобретут
навыки
работы
в
коллективе.
Дети
занимаются
по
подгруппам
во
второй
половине
дня
по
специально
разработанному перспективному планированию. Вся работа с дошкольниками по технике
оригами позволила систематизировать теоритический и практический материал в проектную
деятельность Методологической
основой
настоящей
проекта
являются
пособия
С.В.
Соколовой
«Оригами для дошкольников». «Оригами для старших дошкольников», Т.К.
Тарабариной «Оригами и развитие ребенка»С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском
саду». О.М. Жихарева «Оригами для дошкольников».
Механизмы управления ходом реализации проекта МБДОУ детский сад «Звездочка» таблица №1
Этапы
Задачи
Деятельность членов творческой
группы
Деятельность
методической службы
ДОУ
Сроки
средняя, старшаяПомощь
в анализе и синтезе.
Наблюдение.
Формулирование задач,
сбор необходимой
информации,
составление плана
работы над проектом.
Выбор и обоснование
критерия успеха.
Рефлексия. Ценностно-
ориентированный
Консультации.
Стимулирование,
рекомендации
родителей, педагогов
Обработка информации.
Синтез
и
анализ
идей.
Рефлексия.
Работа
над
проектом,
Определение
проблемы
(темы)
построение модели деятельности.
У т о ч н е н и е
и м е ю щ е й с я
информации,
обсуждение
задания,
о с о з н а н и е
м о т и в а
и
ц е л и
деятельности. Рефлексия.
Мотивация
проектирования,
объяснение цели проекта
Сентябрь
средняя
группа.
е г о
о ф о р м л е н и е .
Рефлексия.
Оценочно-
рефлексивныйАнализ
проблемы. Определение
источников
информации.
Постановка
задач
и
выбор
оборудования
и
к р и т е р и е в
о ц е н к и
результатов
реализации
проекта.
Обсуждение
альтернатив.
Выбор
оптимального варианта.
У т о ч н е н и е
п л а н о в
деятельности
Выполнение проекта
Конструктивный:
планирование
принятия
решения
выполнение
Анализ
выполнения
проекта,
вклада
каждого
участника
в
работу, достигнутых результатов.
Участие
в
коллективном
анализе
проекта и самооценке деятельности.
Учет
критических
замечаний.
Рефлексия.
Наблюдение. Координация
процесса
анализа,
при
необходимости
корректировка проекта
средняя,
старшая,
подготовит
ельная.
Презентативный
Подготовка
проекта
к
защите.
О б о с н о в а н и е
п р о ц е с с а
проектирования.
Объяснение
полученных
результатов,
их
оценка.
Подготовка продукта деятельности
к
презентации.
Представление
п р о е к т а
п е д а г о г и ч е с к о м у
сообществу Рефлексия.
Участие
в
коллективном
а н а л и з е
и
о ц е н к е
ре зульт атов
общей
и
индивидуальной
работы,выставка
подготовит
ельная
творческих работ.
1.
Календарно-тематическое планирование в средней группе
Учебна
я
неделя
Тема занятия
Программные задачи
Методические приёмы
Сентябрь
1
Вводная диагностика
Выявить знания и умения детей на начало года
Диагностические задания.
2
«Путешествие в страну
«Оригами»
Познакомить детей со страной «Оригами» Рассказать, где возникло
искусство оригами, где используется. Развивать любознательность,
внимание, наблюдательность.
Презентация, рассказ педагога,
вопросы, рассматривание
иллюстраций, готовых поделок
3
Знакомство со
свойствами бумаги, ее
видами
Познакомить детей с разнообразными свойствами бумаги, ее
видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность
Рассказ педагога, показ разных
видов бумаги, вопросы,
рассматривание готовых поделок.
4
Знакомство с основными
приёмами складывания
бумаги (прямоугольник).
«Книжка»
Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам,
совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны
рукой, проглаживать линию сгиба.
Объяснение, показ,
индивидуальная помощь.
октябрь
1
Знакомство с основными
приёмами складывания
бумаги (прямоугольник).
«Флажок»
Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам,
совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны
рукой, проглаживать линию сгиба.
Объяснение, показ,
индивидуальная помощь.
2
Знакомство с основными
приёмами складывания
бумаги (квадрат).
«Яблоко »
Научить детей находить противоположные углы и загибать их в
одном направлении, закрепить выполнение базовой формы
треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба,
активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических
формах, вкусовых свойствах яблок.
Сказка о квадрате,
объяснение, показ;
индивидуальная помощь
3
Знакомство с основными
приёмами складывания
бумаги. «Зонтик»
Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по
диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы,
придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать
линию сгиба, соединять углы с линией сгиба. Превращать квадрат в
круг.
Объяснение, показ;
индивидуальная помощь,
поощрение
4
«Гриб» базовая форма
«квадрат»
Продолжать знакомить с понятием – базовая форма «квадрат». Учить
складывать большой квадрата пополам, маленький пополам;
использовать поделки в дидактических играх. Воспитывать интерес
и желание делать разнообразные поделки из бумаги.
Сюрпризный момент,
загадывание загадки, показ
образца, показ приемов
складывания, совместное
действие с детьми, поощрения.
ноябрь
1
«Домик с треугольной
крышей»
Продолжать знакомить с базовой формой «треугольник». Учить
следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах
бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать
интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.
Сюрпризный момент,
художественное слово,
совместное действие с педагогом,
поощрение
2
Составление
коллективной работы
«Моя улица»
Продолжать знакомить с базовой формой «треугольник». Учить
следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах
бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить работать
коллективно
Сюрпризный момент,
художественное слово,
совместное действие с педагогом,
поощрение
3
Зимой и летом одним
цветом (елочка)
(б.ф.треугольник)
Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали,
придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба,
делать надрезы. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей
сохранять правильную осанку во время занятий. Создавать хорошее
настроение в ожидании новогоднего праздника. Воспитывать
желание беречь природу
Показ иллюстрации новогодней
елки, объяснение, совместные
действия с педагогом,
художественное слово,
поощрение
4
Составление
коллективной «Осенний
лес»
Знакомить с базовой формой «треугольник». Учить следовать устной
инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать
внимание, мелкую моторику рук. Учить работать коллективно
Рассматривание иллюстраций,
совместное действие с педагогом,
поощрение.
декабрь
1
«Лисичка» базовая форма
треугольник.
Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник»,
выразительно оформлять поделку. Учить аккуратно, наклеивать
детали на силуэт животного. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и
использовать их в играх и театрализованных представлениях
Рассказ воспитателя о жизни
диких животных в зимнее время,
постепенность складывание по
словесному описанию педагога,
поощрение, обыгрывание
персонажа в игре – сказки
2
Знакомство с базовой
формой «Воздушный
змей»
Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник».
Учить загибать углы к середине сгиба. Развивать мелкую моторику
рук. Создать радостное настроение во время работы..
Показ образца, совместное
действие педагога с детьми,
сюрпризный момент, словесное
поощрение.
3
«Игрушки на ёлку»
Продолжить знакомить с базовой формой воздушный змей. Учить
детей складывать квадрат по диагонали, совмещать стороны и углы,
придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию
сгиба. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные
поделки из бумаги.
Художественное слово,
совместное действие с педагогом,
поощрение Объяснение, показ,
индивидуальная помощь
4
Оформление
коллективной работы
«Новогоднее панно»
Учить детей создавать композицию из фигурок выполненных в стиле
оригами; поощрение показать преимущество коллективной работы;
воспитать у детей желание доставлять радость окружающим.
Объяснение, показ,
индивидуальная помощь
Январь
1
«Конфета»(б.ф.треугольн
ик)
Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, чтобы
получилась цветная косыночка (базовая форма «треугольник»).
Разворачивать квадрат и к обозначенной линии прикладывать
вершины боковых углов (к середине). Развивать мелкую моторику
пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные
поделки из бумаги
Сюрпризный момент, совместные
действия с педагогом,
поощрение
2
«Блинчик» (б.ф. квадрат)
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать
углы к центру квадрата. Развивать мелкую моторику рук. Учить
детей сохранять правильную осанку во время занятий
Объяснение совместное действие
педагога с детьми,
индивидуальная помощь
словесное поощрение
3
Коллективная работа
«Угостим мишку
блинчиками»
Воспитывать умение работать в коллективе, вызвать чувство радости
от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди.
Сюрпризный момент, рассказ
воспитателя о повадках медведя,
просмотр презентации
«Медведь»
совместные действия с
педагогом, поощрение
февраль
1
«Самолет»
(б.ф.треугольник)
Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить
загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне
треугольника. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать
детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать
удовольствие и радость от созданной подделки.
Беседа с детьми о предстоящим
праздники – защитников
Отечества, образцов, вопросы,
совместные действия,
художественное слово,
поощрение
.
2
По морям, по волнам
«Парусник»
(б.ф.треугольник)
Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами. Продолжать
учить работать по словесной инструкции педагога. Развивать
внимание, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать у детей чувство
уважения к защитникам нашей Родины.
Показ иллюстраций кораблей,
лодок, оказание индивидуальной
помощи, чтение стихов,
рассматривание готовых поделок.
3
Изготовление
поздравительной
открытки для пап. (б.ф.
треугольник)
Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами. Воспитывать
у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины.
Объяснение индивидуальной
помощи
4
«Колобок» (сгибание
углов у квадрата)
Учить создавать образ сказочного героя – колобка, передавая
характерные особенности. Закреплять приемы работы с бумагой по
словесному указанию. Развивать внимание. Воспитывать желание и
интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и
театрализованных представлениях.
Показ, проговаривание действий,
совместные действия педагога с
детьми, напоминание,
художественное слово,
театрализованное представление.
Март
1
Милая мамочка, мама моя
( открытка – цветок)
(б.ф.треугольник)
Познакомить детей с вариантом художественного оформления.
Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». работать по
словесной инструкции педагога.
Развивать, мелкую моторику рук, аккуратность. Вызвать желание
сделать подделку к празднику «8 марта» Воспитывать любовь и
уважение к близкому человеку, стремление сделать маме приятное
Сюрпризный момент – появление
мастера оригами, постановка
целей, объяснение, совместные
действия педагога с детьми,
поощрение
2
Стаканчик
(б.ф.треугольник)
Продолжать
учить
детей
мастерить
подделки
из
бумаги
в
стиле
оригами,
работать
по
словесной
инструкции
педагога.
Развивать
конструктивные
умения
и
навыки,
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать, терпение, старание.
Показ, проговаривание действий,
совместные действия педагога с
детьми, поощрение
3
«Воздушные шары».
(б.ф. квадрат»
Закреплять умение равномерно загибать углы. Закреплять приемы
работы с бумагой по словесному указанию Развивать
конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук.
Воспитывать, терпение, старание.
Показ, проговаривание действий,
совместные действия педагога с
детьми, напоминание,
художественное слово
,
4
«Снеговик» (б.ф.
квадрат»
Продолжить учить детей делать фигуры в стиле оригами; помогать
каждому ребёнку добиться желаемого результата
Показ, совместные действия
педагога и детей, проговаривание
действий, художественное слово,
поощрение
апрель
1
Два домика (б.ф. дверь)
Продолжать учить детей складывать фигурки техникой«оригами».
Познакомить с новой б.ф. «дверь». Развивать мелкую моторику рук,
внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями.
Воспитывать настойчивость, старание.
Рассматривание иллюстраций,
проговаривание действий, ,
поощрение
2
Лягушка (сгибание
прямоугольника пополам)
Учить сгибать прямоугольник пополам, затем на себя и от себя с двух
сторон, правильно проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую
моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку
деталями. Воспитывать терпение, старание.
Сюрпризный момент,
презентация, художественное
слово, совместное действие с
педагогом
3
Насекомые «бабочка»
(б.ф. треугольник)
Формировать элементарное представление о насекомых. Продолжать
учить складывать квадрат по диагонали, пополам, затем отгибать
верхние углы в стороны. Упражнять детей в аккуратном складывании
и сгибания бумаги. Развивать у детей усидчивость,
наблюдательность, мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать
любовь ко всему живому.
Показ иллюстраций насекомых,
художественное слово, показ
педагога, совместные действия,
анализ детских работ
.
4
4«Гусеница» (б.ф.
прямоугольник)
Учить создавать образ из нескольких деталей, передавая характерные
особенности. Закреплять приемы работы с бумагой по словесному
указанию. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес к
создаваемому образу.
Показ, совместные действия
педагога и детей, проговаривание
действий, художественное слово,
поощрение
май
1
«Воздушный змей»
Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами;
научить мастерить воздушного змея, закреплять навыки
декоративного украшения фигурки; упражнять в свободном выборе
цвета; развивать объяснительную речь.
Показ иллюстраций воздушных
змей, художественное слово,
совместные действия, анализ
детских работ
2
«Весеннее настроение»
Продолжать учить мастерить поделки в стиле оригами. Помогать
каждому ребёнку, добиваться желаемого результата. Познакомить с
пооперационными картами. Воспитывать самостоятельность,
аккуратность
Показ, совместные действия
педагога и детей, проговаривание
действий, художественное слово,
поощрение
3
Составление панно «
Весеннее настроение»
Учить детей создавать композицию из фигурок выполненных в стиле
оригами; поощрение показать преимущество коллективной работы;
воспитать у детей желание доставлять радость окружающим.
Показ, совместные действия
педагога и детей, проговаривание
действий, художественное слово,
поощрение
4
Диагностика по итогам
года.
Выставка работ для
родителей.
Выявить знания детей за год.
Задания по мониторингу.
Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние
конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей среднего возраста
№
п/п
Фамилия
имя
ребенка
Умение складывать лист бумаги
Знает
Умение резать
ножницами по
прямой линии
Общее
количество
баллов
Уровень
прямоугольный
пополам
квадратный по
диагонали
геометрические
фигуры
геометрические
понятия
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
1
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Первые шаги в оригами»
Высокий уровень: (от15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца,
проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком
пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия;
требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень : (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не
показывает
геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Высокий уровень: (15 до20 баллов). Средний уровень: (от 9 до 14 баллов). Низкий уровень: (ниже 9 баллов).
На конец года степень освоения детьми данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие
ребенка составляет высокий уровень 52,6 %, средний – 47, 4%. Низкого уровня нет.
2.
Календарно-тематическое планирование в старшей
группе
Учебна
я
неделя
Тема занятия
Программные задачи
Методические приёмы
Сентябрь
1
Вводная диагностика
Выявить знания и умения детей на начало года
Диагностические
задания.
2
«Давайте поиграем»
Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать
работой с бумагой, научить делить квадрат на равное количество частей: два
прямоугольника, четыре квадрата или треугольника; укреплять мелкие мышцы рук;
воспитывать аккуратность,
рассказ педагога,
вопросы,
рассматривание
пооперационных карт,
схем, готовых поделок
3
«В некотором царстве, в
бумажном государстве»
Совершенствовать умение детей конструировать из бумаги, продолжать знакомить с
историей оригами.
Рассказ педагога, показ
и рассматривание
разных готовых
поделок.
4
«Отгадай загадку»
«Бабочка»
Учить изготавливать новые поделки в технике оригами используя знакомые приёмы
складывания бумажного квадрата по диагонали; поощрять творческую инициативу;
развивать глазомер
Объяснение, показ,
индивидуальная
помощь.
Октябрь
1
«Мордочка заяц»
Учить изготавливать новые поделки в технике оригами используя знакомые приёмы
складывания бумажного квадрата по диагонали; поощрять творческую инициативу;
развивать глазомер.
Объяснение, показ,
индивидуальная
помощь.
2
«Птица»
Учить изготавливать новые поделки в технике оригами используя знакомые приёмы
складывания бумажного квадрата по диагонали; поощрять творческую инициативу;
развивать глазомер.
Сказка о квадрате,
объяснение, показ;
индивидуальная помощь
3
«История о любимом
уголке»
Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали,
познакомить с условными обозначениями, стрелкой указывающей направление сгиба,
линей перегиба, учить сгибать по схеме, воспитывать внимание и терпение.
Объяснение, показ;
индивидуальная
помощь, поощрение
4
Натюрморт. «Дары
осени» (осенние листья,
яблоко, груши, грибы»
Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать
из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; знакомить с
изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по
диагонали; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать
усидчивость, аккуратность.
игровой, показ образца,
показ приемов
складывания,
совместное действие с
детьми, поощрения.
Ноябрь
1
Лягушка
Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать
игровой, показ образца,
из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; знакомить с
изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по
диагонали; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией;
показ приемов
складывания,
совместное действие с
детьми, поощрения.
2
«Воздушный змей»
Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить
воздушного змея по пооперационной карте; закреплять навыки декоративного украшения
готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения.
3
«Волшебное
прёвращение стрелы»
Продолжать мастерить поделки, используя пооперационную карту; Познакомить с новой
базовой формой стрела, научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому
ребёнку добиться желаемого результата.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
4
«Деревья»
Учить детей составлять небольшую композицию из оригами; дополнять её по мере
необходимости различными деталями, сделанными из бумаги разными способами
знакомые детям; развивать фантазию, воображение; учить творчески подходить к
выполнению задания. Работать вместе, уметь договариваться.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Декабрь
1
«Ёлочка»
Создавать хорошее настроение в предвкушении приближающего праздника; продолжить
детей учить делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему;
познакомить с новой базовой фигурой «водяная бомбочка»; продолжить знакомить с
искусством оригами; развивать мелкую моторику рук.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
2
.
«Новогодние игрушки»
Вызвать у детей желание самостоятельно украсит группу к новогоднему празднику;
продолжить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже
известные приёмы складывания из бумаги; развивать конструктивное мышление,
фантазию воображение; воспитывать аккуратность
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
3
«Новогодние игрушки»
Вызвать у детей желание самостоятельно украсит группу к новогоднему празднику;
продолжить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже
известные приёмы складывания из бумаги; развивать конструктивное мышление,
фантазию воображение; воспитывать аккуратность
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
4
«Новогоднее панно»
Учить детей создавать небольшую композицию из фигурок выполненных в технике
оригами; закреплять умение работать с пооперационными картой и схемой; помогать
каждому ребёнку добиваться желаемого результата; показать преимущество коллективной
работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Январь
1
«Забавные зверюшки»
«Лиса»
Продолжить учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя
пооперационную карты; Познакомить с одним из способов соединение деталей –
склеиванием; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
самостоятельность , аккуратность
здоровосбережения
2
«Забавные зверюшки»
«Заяц»
Продолжить учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя
пооперационную карты; Познакомить с одним из способов соединение деталей –
склеиванием; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать
самостоятельность , аккуратность
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
3
«Забавные зверюшки»
Мышка»
Продолжить учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя
пооперационную карты; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
воспитывать самостоятельность , аккуратность
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
4
«Забавные зверюшки»
«Волк»
Продолжить учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя
пооперационную карты; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
воспитывать самостоятельность , аккуратность
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Февраль
1
«Забавные зверюшки»
«Медведь»
Продолжить учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя
пооперационную карты; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
воспитывать самостоятельность , аккуратность
2
«Теремок»
Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты;
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
3
«Скоро день защитника
отечества» (самолёты,
корабли, лодки)
Воспитывать у детей чувства уважения к защитникам отечества нашей Родины- к своим
отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать
навыки работы с бумагой, ножницами; закреплять умение мастерить поделки с
использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Словесный, наглядный
Практический, игровой.
4
«Коробочка»
Познакомить детей с новым способом складывания из бумаги; закреплять умение
следовать инструкциям педагога; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Март
1
«Цветы для мамы»
Учить детей изготавливать цветы в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться
желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер,
мелкую моторику.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
2
«Цветы»
Василёк
Учить детей изготавливать цветы в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться
желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер,
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
мелкую моторику.
метод контроля,
здоровосбережения
3
«Прыгающие лягушки»
Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами;
закреплять навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку
добиваться желаемого результата; показать преимущество коллективной работы;
воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
4
«Ожившая сказка»
Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя
игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Апрель
1
.
«Лисичка с чёлочкой»
Повышать интерес к занятию оригами через игру; научить делать новую игрушку,
складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения
готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; укреплять мелкие
мышцы рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать
желание помогать слабым.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
2
«Ветка рябины»
Учить детей самостоятельно читать пооперационную карту; закреплять умение
мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в
коллективе; вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться
другие люди; упражнять в правильной распределении мышечной нагрузки; расширять
словарный запас, объяснительную речь.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
3
«Гном»
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из деталей; познакомить с
последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить
чётко выполнять инструкции педагога; совершенствовать умения детей работать в мини
группе, воспитывать стремление помогать другим.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
4
«Цветы» Колокольчик
Учить детей изготавливать цветы в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться
желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер,
мелкую моторику Словесный, наглядный
Практический, игровой, метод контроля, здоровосбережения
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
Май
1
Панно «хризантемы»
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами;
совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закреплять умение
пользоваться ножницами.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
2
Панно «хризантемы»
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами;
совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закреплять умение
пользоваться ножницами.
Словесный, наглядный
Практический, игровой,
метод контроля,
здоровосбережения
3
диагностика
Выявить знания и умения детей на конец года
Диагностические
задания.
4
диагностика
Выявить знания и умения детей на конец года
Диагностические
задания.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей старшего возраста
№ Ф.и.ребёнка
самостоятельно
изготовить и
знать основные
базовые формы
оригами
Умеет
мастерить из
бумаги,
складывая
квадрат в
разных
направлениях
Умеет
складывать
базовые формы
«двойной
треугольник»,
«дом»,
«блинчик»,
двойной квадрат
и работать по
схеме
тщательно и
аккуратно
разглаживать
линии сгиба,
делать надрезы
в определённом
месте
умеет украшать
свою поделку,
добавлять
недостающие
детали (глаза,
усы, и т.п.
знать и
называть
геометрические
фигуры
Общее
количество
баллов.
1
2
3
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Первые шаги в оригами»
Высокий уровень: (от15 до20 баллов)
Ребенок
самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами,
мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных
направлениях, умеет базовые формы «двойной треугольник», «дом», «блинчик», двойной квадрат и работать по схеме, проглаживает линию
сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и
понятия (угол, сторона, линия сгиба); умеет украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п)..
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, проглаживает линию
сгиба основные базовые формы оригами, мастерит из бумаги с помощью воспитателя, складывая квадрат в разных направлениях, «двойной
треугольник», «дом», «блинчик», двойной квадрат и работать по схеме; правильно и самостоятельно называет и показывает все
геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); умеет украшать свою поделку с
помощью воспитателя, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п)...
Низкий уровень : (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не
показывает
геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается складывать базовые формы.
Высокий уровень: (15 до20 баллов)
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
На конец года степень освоения детьми данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие
ребенка составляет высокий уровень7 5,6 %, средний – 24, 4%. Низкого уровня нет.
Перспективное планирование «Первые шаги в оригами
» в подготовительной группе
Учебная
неделя
Тема
Программные задачи
Методические приёмы
Сентябрь
1
Вводная диагностика
Выявить знания и умения детей на начало года.
Диагностические задания.
2
Вводная диагностика
Выявить знания и умения детей на начало года.
Диагностические задания.
3
М о р к о в ь
( б . ф .
треугольник)
Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать
совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы к
середине линии сгиба. Развивать внимание. Воспитывать, настойчивость,
старание.
Сюрпризный
м ом е н т,
художественное
слово,
совместное
действие
с
педагогом, поощрение.
4
Вертушка для
малышей
(б.ф.треугольник)
Познакомить детей с изготовлением новых подделок из квадрата. Научить
разрезать заготовку по прямой короткой линии. Упражнять в свободном
выборе
цвета
и
формы
бумаги.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.
Сюрпризный
м ом е н т,
совме стные
д е й с т в и я
п е д а г о г а
с
д е т ь м и ,
художественное слово.
Октябрь
1
Приключение
маленького щенка (б.ф.
треугольник)
Познакомить детей со сказочным героем «Жучкой». Учить детей создавать
образ
из
б.ф.
«треугольник»,
аккуратно
оформлять
поделку.
Развивать
внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и
использовать их в играх и театрализованных представлениях.
Вопросы,
сюрпризный
момент,
н ап оми н а н и е
последовательности
изготовления
поделки,
использование в сюжетно-
р о л е в ы х
и г р а х ,
художественное слово.
2
С к а з к и
д я д ю ш к и
Римуса» (кролик)
(б.ф.треугольник)
Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать
совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрез по
прямой
линии.
Закреплять
умение
работать
с
пооперационной
картой.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Учить
детей
сохранять
правильную
осанку во время занятий. Вызывать положительные эмоции от совместной
деятельности и ее результата.
Сюрпризный
м ом е н т,
художественное
слово,
совместное
действие
с
педагогом, поощрение.
3
ХТ
Мухомор
(б.ф.треугольник)
Учить
перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.
Опускать верхние углы к линии перегиба. Развивать внимание, память,
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать
разнообразные поделки из бумаги.
Сюрпризный
м ом е н т,
загадывание
з а г а д к и ,
совместное
действие
с
педагогом, поощрение.
4
Курочка(б.Ф.
треугольник)
Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник». Учить
закладывать
от
сгиба
боковых
углов
внутрь
в
виде
клюва
и
хвоста.
Закрепить
умения
и
навыки,
полученные
ранее.
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Воспитывать
интерес
и
желание
делать
разнообразные поделки из бумаги.
Совместные
д е й с тви я
д е т е й
и
п е д а г о г а ,
художественное
слово,
вопросы,
обыгрывание
поделки.
Ноябрь
1
Петушок-золотой
г р е б е ш о к
( б . ф .
треугольник)
Учить
детей
складывать
фигурку
из
заготовки
прямоугольной
формы,
складывать квадратный лист пополам, загибать острый угол в форме клюва
в сторону, хвост вверх. Закреплять умение работать с пооперационной
картой,
схемой
Вызывать
положительный,
эмоциональный
отклик
на
красивые предметы.
Сопровождение
о бъ я с н е н и я
п о к а з о м
действий,
совме стные
действия педагога и детей,
художественное
слово,
вопросы,
обыгрывание
поделки.
2
Ц ы п л е н о к
( б . Ф .
треугольник)
Продолжать
учить
детей складывать
квадратный
лист
по
диагонали,
хорошо проглаживать линию сгиба и разворачивать обратно в исходное
положение; загибать левый угол в сторону центра, но, не доходя до него;
выразительно оформлять поделку, дополняя готовыми деталями. Развивать
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать настойчивость, старание.
Сопровождение
о бъ я с н е н и я
п о к а з о м
действий,
совместные
действия
художественное
с л о в о ,
в о п р о с ы ,
обыгрывание поделки.
3
Сова
Продолжать знакомить с базовой формой «треугольник». Учить следовать
устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать
внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать
разнообразные поделки из бумаги.
Сюрпризный
м ом е н т,
художественное
слово,
совместное
действие
с
педагогом, поощрение.
4
«Вороний день»
Продолжать учить детей изготовлять поделки из бумаги техникой оригами.
Закреплять отгибание концов в стороны, складывание заготовки по сгибу,
отгибание большого клюва, умение работать с пооперационной картой,
схемой. Воспитывать желание работать с бумагой
Сопровождение
объяснения показом
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
Декабрь
1
«Маленькая птичка,
птичка - невеличка»
(синичка)
продолжать учить детей изготовлять поделки из бумаги техникой оригами.
Закреплять закладывание сгиба глубокой складкой, перегибание пополам,
отгибание клюва, крыльев, вырезание хвоста. Воспитывать любовь к
природе, бережное отношение к птицам, заботу о них
Объяснения, показ
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
2
Составление панно
«птичья столовая»
Продолжать учить детей создавать образ из базовой формы «треугольник»;
отгибать углы, преобразуя их в клюв, крылья. Закреплять навыки работы с
пооперационной картой, схемой. Воспитывать любовь к живой природе,
учить работать коллективно.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
3
Складывание
поделок
«Бабочка»,
«Зайчик»,
«снежинки»,
« ф о н а р и к и »
д л я
украшения
группы,
ёлки
Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему
празднику, используя знакомые поделки; продолжать учить мастерить из
бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы
складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию,
воображение; воспитывать аккуратность.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
4
Складывание поделок
«Бабочка», «Зайчик»,
«конфеты» «фонарики»
для украшения группы,
ёлки
Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему
празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные
поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать
конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать
аккуратность.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Январь
1
«Пингвины на льдине»
(б.ф. треугольник)
Продолжать
знакомить
детей
с
водными
обитателями
–
пингвином.
Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник», умение работать с
пооперационной
картой,
схемой.
Развивать
конструктивные
умения
и
навыки, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать
разнообразные поделки из бумаги.
Просмотр
мультфильма,
совме стные
д е й с т в и я
п е д а г о г а
с
д е т ь м и ,
художественное
слово,
д и д а к т и ч е с к а я
и г р а
« Н а й д и
в о д н о г о
обитателя»
2
«Стаканчик»
Продолжать учить детей выполнять поделки в стиле оригами на основе
знакомых базовых форм «треугольник». Развивать конструктивное
мышление, стимулировать развитие памяти. Совершенствовать трудовые
умения ребенка, формировать культуру труда. Воспитывать интерес к
искусству оригами, способствовать созданию игровых ситуаций
Сопровождение
объяснения показом
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
3
«Волшебные рыбки »
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – квадрат. Учить использовать схемы для создания поделок
Совершенствовать умение действовать в соответствии со словесной
инструкцией педагога. Развивать мелкую моторику рук, глазомер
Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
творчество при выполнении работы
4
Составление панно
«Рыбки в аквариуме»
Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки,
используя уже известные приёмы складывания бумаги; формировать
умение работать с пооперационной картой, схемой развивать
конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать
аккуратность.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Февраль
1
«Самолёт»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – воздушный змей. Формировать умение действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога Активизировать словарь
детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать
навыки свободного общения со взрослыми и детьми Развивать мелкую
моторику рук, глазомер
Сопровождение
объяснения показом
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
2
Самолёт истребитель.
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – воздушный змей. Формировать умение действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать мелкую
моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой,
самостоятельность и творчество при выполнении работы
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
3
«Пилотка»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – воздушный змей. Формировать умение действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога Развивать мелкую
моторику рук, глазомер.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
4
«Лодочка»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – воздушный змей. Развивать мелкую моторику рук,
глазомер Воспитывать аккуратность при работе с бумагой,
самостоятельность и творчество при выполнении работы.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Март
1
«Тюльпан»
«Гвоздика»
«Роза»
Познакомить с базовой формой – квадрат. Формировать умение
действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать
мелкую моторику рук, глазомер Воспитывать аккуратность при работе с
бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
Объяснени, показ
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
2
«Красивые цветы»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – квадрат. Формировать умение действовать в
Словесный. наглядный
практический, игровой
соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать мелкую
моторику рук, глазомер. Воспитывать самостоятельность и творчество при
выполнении работы.
здоровьесбережения,
метод контроля
3
«Разноцветные цветы
небывалой красоты»
Совершенствовать навыки создания образов из бумаги техникой оригами.
Закреплять навыки складывания поделок из базовой формы «воздушный
змей», «водяная бомбочка».
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Апрель
1
«Летучая мышь»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – квадрат. Учить использовать схемы для создания поделок.
Совершенствовать умение действовать в соответствии со словесной
инструкцией педагога. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и
творчество при выполнении работы
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
2
«Жук»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – квадрат. Учить использовать схемы для создания поделок.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при
работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
3
«Корзиночка»
Познакомить с базовой формой – двойной треугольник. Учить использовать
схемы для создания поделок. Совершенствовать умение действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать мелкую
моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой,
самостоятельность и творчество при выполнении работы
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
4
«Бабочки»
Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя
базовую форму – двойной треугольник. Учить использовать схемы для
создания поделок. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Май
1
Поделка «Слон»
Продолжать учить детей выполнять поделки в стиле оригами на основе
знакомых базовых форм «воздушный змей».. Способствовать созданию
игровых ситуаций, предпосылок к театрализованной деятельности.
Воспитывать творческую личность.
Сопровождение
объяснения показом
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
2
Поделка «Лебедь»
Продолжать учить детей выполнять поделки в стиле оригами на основе
Сопровождение
знакомых базовых форм «воздушный змей». Формировать умение
самостоятельно выполнять базовую форму, выполнять поделку по устному
комментарию педагога, вырезать недостающие детали, добиваясь
выразительности в передаче образа. Способствовать созданию игровых
ситуаций, предпосылок к театрализованной деятельности. Воспитывать
творческую личность.
объяснения показом
действий, совместные
действия педагога и детей,
художественное слово,
вопросы, обыгрывание
поделки.
3
Проведение второго
мониторинга
Выявить навыки детей при складывании квадратного листа бумаги в
разных направлениях, точно совмещая углы и стороны квадрата, тщательно
проглаживая линии сгиба. Провести обработку данных, заполнив
диагностические таблицы, определив уровень овладения навыками
складывания бумаги. Составление диаграмм, разработка индивидуальных
рекомендаций для родителей воспитанников.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
4
Проведение второго
мониторинга
Выявить навыки детей при складывании квадратного листа бумаги в
разных направлениях, точно совмещая углы и стороны квадрата, тщательно
проглаживая линии сгиба. Провести обработку данных, заполнив
диагностические таблицы, определив уровень овладения навыками
складывания бумаги. Составление диаграмм, разработка индивидуальных
рекомендаций для родителей воспитанников.
Словесный. наглядный
практический, игровой
здоровьесбережения,
метод контроля
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей подготовительной группы.
№ Ф.и.ребёнка
Знание основных
базовых форм и
умение
самостоятельно их
изготовить
Умение
изготовить
несложную
поделку,
следя за
показом
педагога и
слушая
устные
пояснения
Умение
украсить свою
поделку,
добавляя
недостающие
детали (нос,
глаза, усы и т.п.)
Создание
творческих
композиций с
изделиями,
выполненными в
технике оригами.
Умение
самостоятельно
изготовить
поделку от начала
и до конца по
образцу
Точность и
аккуратность
выполнении
работы,
справедливо
оценивать
конечный
результат
своей работы
Общее
количество
баллов .
1
2
3
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Первые шаги в оригами»
Высокий уровень: (от15 до20 баллов)
Ребенок
знает основные базовые формы оригами самостоятельно их изготавливает от начало и до конца ,
мастерить из бумаги,
складывая квадрат в разных направлениях,
умеет
складывать базовые формы и работать по схеме, проглаживает линии сгиба.
Создаёт
творческую композицию с изделиями, выполненными в технике оригами.
Точно и аккуратно выполняет работу, справедливо оценивать конечный
результат своей работы
; умеет украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п)..
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает основные базовые формы оригами изготавливает
мастерит из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях, складывает базовые формы и работает по схеме, проглаживает линии сгиба.
Создаёт творческую композицию с изделиями, выполненными в технике оригами,
аккуратно выполняет работу, справедливо оценивать конечный
результат своей работы
; умеет украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п)..
Низкий уровень : (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не
показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается складывать базовые формы.
Высокий уровень: (15 до20 баллов)
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
На конец года степень освоения детьми данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие
ребенка составляет высокий уровень 92 %, средний – 12% Низкого уровня нет.