Автор: Алексеева Лариса Николаевна Должность: воспитатель дошкольного образования Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Улыбка" Населённый пункт: город Пыть-Ях Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Наименование материала: Конспект-сценарий непосредственно-образовательной деятельности Тема: "Мы - дружные дети прекрасной Югры" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей.
( МДОАУ д/с «Улыбка» )
Конспект-сценарий непосредственно-
Цель : воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей
национальности и обычаев своего народа.
Программные задачи:
1. О бразовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей
национальности;
-
совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между
воспитателем и ребёнком;
2. Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами
существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- вызывать желание рассказывать о своей национальности и одежде, желание
поделиться своими мыслями, чувствами о традициях и обычаях своего народа;
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к национальностям проживающих в
нашем крае, желание высказывать свои чувства близким людям.
-Расширять представление о национальной одежде, закрепить понятие – традиции;
- формировать представление о людях разных национальностей, как о людях,
которые живут вместе в одном округе;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою
родину.
Интеграция образовательных областей: « коммуникация »
«познание» «социализация» «музыка» «физическая культура» «чтение
художественной литературы» «здоровье»
Виды
детской
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательная,
восприятие художественной литературы, физическая
Форма деятельности : ситуация - игра
Формы проведения; совместная деятельность взрослого и детей
Материал и оборудование: народные костюмы, выставка видов города Пыть-Ях,
Предварительная работа: рассматривание альбомов с фотографиями
национальной одежды; беседа по фотографиям; рассказы детей о своей родине;
разучивание индивидуальных стихов;; совместная работа с родителями по
составлению рассказа о своей национальности; чтение художественной
литературы, физкультминутки, игры.
Словарная работа : ввести в активный словарь детей слова: национальная одежда,
традиции, обычаи , родные, близкие, семья, родина.
Методические
приемы :
организационный
момент,
воображаемая
ситуация,
проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Ход игровой деятельности
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
- Сегодня мы ребята собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Воспитатель: Утром рано мы встаем
город видим за окном!
он проснулся, он живет
нас на улицу зовет!
Воспитатель с детьми подходит к выставке фотографий с видами Пыть-Яха.
- посмотрите, какой прекрасный город!
- ребята, скажите в каком городе мы живем? ( в Пыть-Яхе)
- А в каком округе находится город Пыть-Ях? ( округ Югра)
Ребята земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и
рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая
вкусная - это ягода разная, и клюква, и брусника, и морошка знаменита.
К нам пришла сегодня в гости хантыечка Полина и она нам расскажет о Югре
Здравствуйте ребята! Наш край очень богат и гостеприимен!
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдёте чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
- Посмотрите, полюбуйтесь друг на друга и улыбнитесь. Приглядитесь, мы с вами
все такие разные!
- А вы знаете, что в России живет много людей разных национальностей?
-
Какие
вы
знаете
национальности?
(русские,
украинцы,
татары,
чуваши,
азербайджанцы, кумыки)
- Вот даже в нашей группе много ребятишек разных национальностей.
- Вы уже наверное заметили что некоторые ребята одеты в необычные костюмы .
-Это
национальная
одежда,
она
символизирует,
национальность
к
которой
принадлежат дети.
1. -Посмотрите, ребята, какой красивый у меня в руках веночек, он украшен яркими
разноцветными
лентами.
Это
головной
убор
из украинского национального
костюма.
Я
-
украинка,
и
сейчас
я
хочу
рассказать
вам
стихотворение
на
украинском языке про свой город, где я родилась – Киев.
Грае море зеленее, тихий день догора,
Дорогими для мене стали схили Днiпра,
Де колишуться вiти, закоханых мрiй.
Як тебе не любити Киеве мiй!
-А сейчас нам Коля расскажет нам стих на украинском языке
Як я люблю свою Украину
И зеленi поля i луга,
И сердцем до тебе я лину
Ти рiдна моя сторона!
Я украинец, каждое лето я со своими родителями езжу в Украину. Там живут наши
родственники. Украинское национальное блюдо - борщ с пампушками и вареники
со сметаной.
2 . - Вот Карина, у нас в роскошном наряде. Расскажи нам о себе и о своей одежде в
которой ты одета.
- Я татарочка, красавица, на мне национальный татарский костюм. Мои родители
с детства учат меня родному языку . И я хочу вам рассказать стишок про на
татарском языке. ( рассказывает стихотворение)
И еще хочу с вами поиграть в татарскую игру «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая.
Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все
должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
-
Как
интересно,
правда,
ребята?
Мы
очень
рады
Карина,
что
ты
умеешь
разговаривать не только на русском , но и на татарском языках.
3 . -А наш Саша, в каком необычном костюме расскажи нам о нем!
Я грек, и в этой теплой стране Греции живут мои родственники, я каждое лето
туда езжу отдыхать, хочу рассказать стих на греческом языке.
Гирос- мясо, замотанное в лепешку
Хориатики – салат с овощами брынзой и оливковым маслом
-Рядом смуглый паренек! А откуда он нам невдомек?
4 . Турал: Я из солнечного Азербайджана . У меня там живет много братьев и
сестер. А сейчас я хочу рассказать вам стихотворение на азербайджанском языке.
(Турал рассказывает стихотворение).
5 . - А вот Злата нам расскажет о Чувашии.
-
Республика
Чувашия
славится
своими
народными
умельцами
и
вышивкой.
Главный
город
Чебоксары.
А
на
берегу
Волги
в
Чебоксарах
стоит
монумент
матери . Национальное блюдо в Чувашии « хуплу»- это пирог с картошкой и мясом.
6 .Наша Линда красавица хочет нам тоже рассказать о себе
Горная республика удивительной красоты – это наша Чечня . Аргун - быстрая река
– природная достопримечательность нашего края . Потчевать гостя лучшими
национальными блюдами — главное правило каждой чеченской семьи.
Национальное блюдо чеченцев это – хингалш. Я хочу вам станцевать танец под
чеченскую музыку
7. - А вот парень удалой и девушка красавица
Рассказать они хотят чем Россия славиться?
Даша и Максим расскажите нам о себе.
Даша : Россия как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса поля и реки,
Раздолье русская душа!
Максим : Я русский человек, и русская природа,
Любезна мне и ею я горжусь!
Я русский человек, сын своего народа
И с гордостью смотрю на родину свою
!
Очень хорошие слова о нашей России! Ребята на вас такие красивые костюмы
- А это русская национальная одежда!
- Очень красивые наряды.
Наша Россия очень большая и красивая страна. В ней живут добрые трудолюбивые
люди! А еще Россия богата народными умельцами. Много сложено о ней сказок и
рассказов
Воспитатель: ребята вы знаете, я хочу вам рассказать сказку про одну русскую
девушку Марью-искустницу
Жила была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была
мастерица:
и
шить,
и
вышивать,
и
игрушки
лепить,
а
посуду
узорами
разными
расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.
-Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое царство. Налетел,
схватил ее и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и
стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало
волшебное красивое перышко, там и появлялись новые мастера, умелые руки
которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
-
Одно перышко упало в деревню Хохлома. А вы ребята, знаете, что делали
хохломские мастера? ( Правильно они делали посуду из дерева, покрывали красной
краской и по ней расписывали золотой краской красивые узоры. (Листочки, завитки, ягоды
смородины, клубники, вишни.) Все это брали из природы.
-
Другое перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И
появились там мастера на все руки. А чем же так знамениты гжельские мастера? Они
делали посуду из керамики и расписывали ее голубой краской. Мастера перенесли на свои
изделия голубое небо, синие леса, белый снег.
-Третье перышко упало в городе Городец. Это город на Волге, там появились мастера
Городецкой росписи, которые создавали росписные Городецкие изделия из дерева – панно,
разделочные доски, кони-качалки, солонки, хлебницы, сундучки. Ребята, эта роспись
яркая, живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами,
-Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все
изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по местам.
Детская игра « Каждое изделие в свой город».
- Молодцы ребята, но вы заметили, что после этого урагана некоторые изделия
разбились.
А
давайте,
попробуем
их
собрать.
(
дети
собирают
мозаику
по
разным
росписям)
-Вот какие народные изделия у нас получились.
-А еще ребята русский народ очень щедрый и гостеприимный. И по русской традиции мы
поднесем каравай (хлеб-соль) нашим гостям.
Игорь и Катя вместе: С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук
Итог игровой деятельности Что вы нового узнали. Что вам понравилось? Какие игры вам
понравились