Напоминание

"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"


Автор: Ануфриева Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Дергаевская СОШ №23
Населённый пункт: Московская область,Раменский район, д. Дергаево
Наименование материала: Урок
Тема: "Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"
Раздел: начальное образование





Назад





МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23

Открытый урок по русскому языку в 1 Г классе.

Тема урока: «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ» подготовила и провела учитель

начальных классов Ануфриева И.В.

12 апреля 2011 уч. год., на муниципальном семинаре «Программа формирования

безопасного образа жизни младшего школьника как компонент ООПОУ»

Тема урока: «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»
Цели урока: 1.Учебные:  Познакомить с орфограммами правописания сочетаний ЖИ-ШИ.  Учить детей видеть орфограмму в слове и выделять её.  Учить составлять текст из разрозненных предложений. 2.Развивающие:  Развивать внимание  Активизировать внимание учащихся на выделении орфограмм в словах, предложениях и тексте.  Развивать культуру речи учащихся на уроке. 3.Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к слову русской речи.  Воспитывать интерес к предмету.  Воспитывать любовь к природе и заботиться о своём здоровье.
Ход урока.
1.Организационный момент. У. Наступило прекрасное время года. Ребята, а какое? Что происходит с природой? Д. Весна. Природа просыпается после зимнего сна. У. Посмотрите, как постепенно пробуждается природа весной.А у нас с вами какое настроение весной? Д.Радостное, солнечное, весеннее. У. Я бы хотела, чтобы с таким прекрасным весенним настроением мы провели сегодняшний урок. Всем вам удачи и успехов. Открыли свои тетради. 2. Минутка чистописания.«Облачко. Идёт снег с дождём» У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, вместе с капельками весеннего дождя иногда выпадают и снежинки, а у нас вместе с ними упали и буквы. А какие? Д. Же и Ша. У.Дайте характеристику звуков, которые они обозначают. Д. Эти звуки согласные, всегда твёрдые, дружат с гномом Томом, парные, шипящие, -ж- звонкий, -ш- глухой. А сейчас, давайте вспомним, как пишутся эти буквы, запишем целую строку, чередуя их. Пишем очень аккуратно. Представьте, что у вас в руке лёгкое пёрышко, которым вы пишите. Ребята, пока вы работали в тетрадях, посмотрите, пожалуйста, из облачка упала ещё одна буковка. Какая? Д. И. Какой она обозначает звук? Д. И-гласный, бывает ударный, безударный, смягчает согласные. А почему именно упала эта буква? Ответы детей. Жи- Ши пиши с буквой И. 3. Постановка темы урока. У. Правильно. Так чем же сегодня мы будем заниматься на уроке ? Д. Правописанием сочетаний ЖИ-ШИ. Тема урока на стенде(снять листочки). 1
Теперь откройте свои учебники на странице 54. Найдите правило. Я вам его читаю, а вы внимательно следите. Правило читает учитель. А теперь прочитайте его сами про себя. Согласные шипящие звуки Ж Ш всегда твердые, но в ударных слогах после букв Ж,Ш пишется буква и. ЗАПОМНИ: ЖИ ,ШИ. Что же нам нужно запомнить? Возьмите карточку №1 Вместо точек вставьте недостающие слова, но записать вы их должны в рифму. Плавно кружатся снежинки, Словно белые ….. пушинки. Тихо падают в тиши, До чего же …… хороши! У. Какие вставили слова? Д.Пушинки, хороши. У.Какие слова вам встретились с сочетаниями ЖИ-ШИ? Д.Снежинки, пушинки, в тиши, хороши. У.Поставьте в них ударение. На какую букву падает ударение? Д.И У.А теперь давайте ещё раз вернёмся к нашему правилу. Так что же мы должны запомнить? Ответы детей. У. Какое словарное слово вам встретилось? Правописание какой буквы в этом слове мы должны запомнить? В каком слоге? Д. Букву о в первом слоге. У.Правописание буквы – о- во втором слоге мы можем проверить, подберите, пожалуйста, проверочное слово (хороший). Ребята, посмотрите, на облачко .Что из него падают? Д.Капельки, буквы, снежинки. У. Какое слово встретилось вам с изучаемой орфограммой? Д. Снежинки. У.Запишите это слово в тетрадях, с новой строки. Подчеркните орфограмму. Пока мы с вами работали из нашей тучки нападало столько капелек дождя, что появилась большая- большая …. Д. Лужа. У. А если лужа будет не одна, как мы скажем? Д. Лужи. У. Запишите это слово в свои тетради, подчеркните орфограмму. Итак, у нас тает снег, много луж на дорогах, может идти дождь. Как нужно вести себя в это время чтобы не простудиться? Ответы детей У. А ещё весной нужно есть больше овощей и фруктов, и полезно принимать витамины, т. к. за зиму запас витаминов в нашем организме уменьшился. 4. Физкультминутка для глаз. 5. Работа над темой. У. Мы немножко отдохнули. Продолжим нашу работу. А сейчас, ребята, подберите, пожалуйста, к слову снежинки однокоренное слово, но это должно быть название первого весеннего цветка. Ответы детей (Подснежник)У.Подснежник - это первенец весны, который появляется в марте-апреле. Растёт в лесах не только в нашей местности, но и на Кавказе, в Крыму. Этот цветок занесён Красную книгу, т. к. находится под угрозой исчезновения, рвать эти цветы нельзя. Кто сможет ответить какой цветок приходит на смену подснежникам? Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной. На стебельке как бусы в ряд, Цветы душистые висят. Ответы детей (Ландыши) 2
Ландыши, как и подснежники, занесены в Красную книгу. Ландыш ядовит, особенно цветки, но именно это свойство делает его очень ценным препаратом при лечении некоторых болезней. Все части этого лекарственного растения – листья, корень, цветки – содержат вещества полезные для работы сердца. (Запишите это слово в тетрадь с новой строки и подчеркните орфограмму, которая вам встретилась). У.Но чтобы Весна окончательно смогла вступить в свои права, и ландыши смогли расцвести вы должны выполнить задания, которые прислала нам сама Весна – Красна. Мы должны очень постараться выполнить все правильно, и тогда у нас с вами на доске появится цветочная поляна. Задания находятся в конверте. 1 Задание Весны – Красны. У. Весной оживает всё кругом, поют птицы, цветут не только цветы, но и кустарники, деревья! Так о каком кустарнике идёт речь: Цветы пахучие, А шипы колючие. Д. Это шиповник. У. Правильно. Шиповник. Ребята, а кто сможет объяснить, а почему его так назвали. Ответы детей (Ветки покрыты острыми шипами, которые больно царапают того, кто хочет сорвать этот цветок.) Шиповник – это лекарственное растение. В нем очень много витаминов и если вы все-таки простудились весной, то отвар из шиповника поможет вам быстрее выздороветь и просто пополнить запас витаминов, которых не хватает вашему организму после долгой зимы. Причем ценными полезными качествами обладают не, только ягоды шиповника, но даже его корни, лепестки и семена. А душистые лепестки шиповника в руках хозяек превращаются во вкусное и полезное варенье. У. После слова ландыши ставим запятую, пишем слово «шиповник», подчеркиваем орфограмму. У.А кто знает это растений? Это дерево инжира, которое растет в жарких странах. Оно имеет очень сладкие плоды. Инжир тоже лекарственное растение. В нем тоже много витаминов. Инжир можно есть свежий, сушеный или конверсированный. Также из инжира можно приготовить очень вкусное варенье или джем. Отвар инжира на воде или молоке используют при простуде, воспалительных процессах. У. Раньше мячи тоже шили из кожи, если сейчас их наполняют воздухом, то раньше в Риме мяч наполняли зернами инжира. Запишем это слово в тетради и выделяем орфограмму. Ребята, что общего в этих трех словах, которые мы записали? Ответы детей. (Сочетания жи-ши, это растения, все они лекарственные.) У. Молодцы, с первым заданием вы великолепно справились, и первые ландыши начали расцветать. Учитель вывешивает ландыши на доску. 6. Физкультминутка (Цветы)(под музыку) Наши изящные цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши милые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. 3
Весной бабочки проснулись, улыбнулись, покружились, Полетели, полетели, на цветочки тихо сели. 7. Продолжение работы. У. Ребята, вы немного отдохнули, давайте теперь посмотрим какое ещё задание у Весны – Красны в конверте. Учитель снимает листочки (справа, вверху доски), на которой написаны слова: поляне, на, душистые, расцвели. У. Весна – Красна предлагает вам составить предложение, используя слова, написанные на доске и название цветка, которое мы с вами записали уже в наших тетрадях. Д. На поляне расцвели душистые ландыши. У. Положите перед собой листочек с заданием №2, который лежит у вас на партах. Давайте запишем это предложение. Писать начинаем с первой рабочей строки. Ученик работает у доски. У. Выделите грамматическую основу предложения. Д. Ландыши расцвели (подлежащее и сказуемое). У. Подчеркните основу предложения. У. Очень хорошо. Вы успешно справились со вторым заданием, и наша поляна ещё больше нарядилась в праздничный наряд. Добавить цветы на поляну. У. А сейчас Весна – Красна предлагает вам из предложений составить текст. Работа с текстом. У. У вас на партах лежат цветные полоски с предложениями, которые вы должны внимательно прочитать и вставить нужные орфограммы. А теперь мы будем приклеивать эти предложения на наш листочек, так чтобы вместе с нашим первым предложением у нас получился текст. 1 пр. (белый цвет) На поляне расцвели душистые ландыши. (Написано на листве). 2 пр. (желтый цвет) Над ними жуж…т пу…стый шмель. 3 пр. (Светло-зеленый цвет) В траве шур…т е…к. 4. пр. (зеленый цвет) Как красива природа весной! Одновременно учитель вывешивает на доску ландыши. (пока дети выполняют работу). У. А сейчас, давайте, проверим текст, который получился. Читает текст один из учеников. Поднимите руку, кто выполнил правильно? Кто ошибся? У. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями Весны – Красны. Посмотрите, пожалуйста, какая у нас поляна на доске и поднимите свои полянки, которые вы составили, покажите их гостям. И представьте, что мы сейчас стоим на лесной полянке, усеянной ландышами, и пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом! Ландыши серебристые выросли на опушке. Белые колокольчики нежной красоты. Маленькие подарки от Весны – подружки, На ковре зелёном скромные цветы. Тонет лёгкий ветер колокольцами нежно, Музыкой весёлой зазвенят они, 4
И подхватят птицы песенку прилежно Праздничным оркестром Девицы – Весны. 8. Итог урока. У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? Что нового для себя вы открыли на уроке? Ответы детей: Узнали новые слова, сведения о растениях, о том, что нужно принимать витамины, что ландыши и др., о цветах и лекарственных растениях. А теперь кто считает, что очень хорошо работал на уроке, нарисуйте на своих работах красное солнышко; кто мог бы работать лучше, нарисуйте солнышко и голубое облачко; кто не старался, нарисуйте одну тучку. У. Ребята, я хочу, завершить наш урок вот такими словами: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Мы должны над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать; А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать! Детям раздать эмблемы. 5


В раздел образования