"Здоровьесберегающие технологии в познавательном развитии дошкольников"
Автор: Ошева Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Детский сад №11" Населённый пункт: город Добрянка, Пермский край Наименование материала: конспект мастер-класса Тема: "Здоровьесберегающие технологии в познавательном развитии дошкольников" Раздел: дошкольное образование
в познавательном развитии дошкольников»
подготовила
Ошева О.В.
воспитатель
высшей категории
МАДОУ «ЦРР Детский сад №11»
г.Добрянка
Пермский край
Добрянка
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Ольга Владимировна, я хочу представить вашему
вниманию мастер-класс для педагогов и родителей
«Здоровьесберегающие технологии в познавательном развитии
дошкольников»
Цель: Расширить представления педагогов и родителей о
разнообразии здоровьесберегающих технологий, показать на
практике использование здоровьесберегающих игр и упражнений в
познавательной деятельности
.
- Скажите громко и хором, друзья,
Помочь не откажетесь? Нет или да? (Нет)
Деток вы любите? Да или нет?(Да)
Пришли вы на мастер-класс, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Мы вас понимаем, но как же нам быть?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или Да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы
начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в
познавательном развитии дошкольников»
Давайте вспомним, что же такое ЗТ?
Здоровьесберегающая технология ( на экране определение и
виды ЗТ с иллюстрированием и фото)
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья,
сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового
образа жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельности и представлены как:
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья -
динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика
корригирующая.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни –
физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика,
проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии
«Здоровье», точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии –
технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция
поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная
гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия.
Вспомнили ЗТ, а сейчас предлагаю вам поиграть.
(Педагогам предлагается выбрать цветные буклеты и выполнить
соответствующее задание)
В презентации , уважаемые коллеги, вы увидели, что
существует огромное множество и разнообразие видов и форм
ЗТ, сегодня мы займемся цветотерапией.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных
методов лечения и оздоровления. Это также одна из форм ЗТ. Цвет
служит мощным стимулятором эмоционального и
интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость,
устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию,
способствует активизации кроветворения, нормализации
кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции,
помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность,
тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз,
оказывает умеренное противовоспалительное и
противоаллергическое действие.
Голубой приносит мир и удовлетворенность, располагает
организм к отдыху, помогает справиться с бессонницей.
Синий снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя,
снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает
дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при
энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и
бессилию.
(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-
использование здоровьесберегающей технологии в познавательной
деятельности)
Красный цвет
Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание,
память, воображение.
• Снимает тревожность
Показываем пальчиковую игру «ДРУЖБА»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Обхватить правой ладонью левую и,
покачивать в ритме стихотворения,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Обхватить левую ладонь правой и
покачивать в ритме стихотворения
Один, два, три, четыре,
пять. Пять, четыре, три,
два, один.
Соединить пальчики обеих рук,
начиная с большого. Затем
соединять, начиная с мизинца.
Оранжевый цвет
Показываем дидактическую игру «Загадка без слов».
- Помогите найти фигуры вот по этим признакам (схемы),которые
изображены на карточках. Будьте внимательны, обращайте
внимание не только на форму, размер, но и на цвет фигур.
В игре «Загадка без слов» используются блоки Дьенеша.
Желтый цвет
Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из
фундаментальных внутренних факторов, определяющих
психическое здоровье ребенка и становление его исходно
благополучной психики. При помощи дидактических игр,
динамических пауз, физминуток возможно формирование
эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.
Физминутка для глаз
Представьте, что мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес (дети делаю глазами круговые
движения)!
Справа березка золотая стоит (глаза смотрят вправо).
Слева – елка на нас глядит (глаза смотрят влево).
Листики в небе кружатся, (глаза смотрят вверх),
На землю красиво ложатся (глаза смотрят вниз).
Листики блестят и искрятся (выставить ладошки),
На ладошки к ребятам садятся (глаза смотрят на ладошку).
Зеленый цвет
Игровая деятельность повышает интерес к детей к
познавательной деятельности.
• Дидактическая игра « Найди пару».
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с
завязанными глазами), назвать геометрическую форму предмета.
Оборудование:
пуговицы,
кубики,
яблоко,
карандаши,
мелкие
предметы.
Выбрав
себе
предмет,
ребёнок
должен
с
завязанными
глазами
выбрать
из
кучки
такой
же.
В
конце
игры
ведущий
просит
объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь
разные материалы.
Голубой цвет
Арт-терапия – буквально переводится как «лечение искусством».
Это уникальный метод естественного раскрытия личности, активно
используемый педагогами, психологами и психотерапевтами. Одна
из форм арт-терапии Музыкотерапия - психотерапевтический
метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
О том, что музыка способна изменить душевное и физическое
состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах
древнего мира. Слушание правильно подобранной музыки
повышает иммунитет детей, снимает напряжение и
раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает
спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в
зависимости от характера произведения, от инструмента, на
котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано
успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее
действие.
Слушание «К Элизе» Л.В. Бетховен
Синий цвет
Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям
снять
напряжение,
другим
–
сконцентрировать
внимание,
снять
возбуждение.
Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые
и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все
ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки
стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и
выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый
шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает
шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый
ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой
комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь
своему шарику.
Фиолетовый цвет
Коммуникативные игры.
Игра « Я сегодня вот такой »
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит:
«Здравствуйте. Я сегодня вот такой» – и показывает невербально
свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, -
называют имя водящего». Затем все вместе повторяют имя
приветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой»
– при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно
точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все
слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят:
«Здравствуйте ВСЕ!».
Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами вспомнили некоторые формы ЗТ, которые
можно использовать в познавательном развитии дошкольников.
И мы можем с уверенностью сказать, что применение в нашей
работе здоровьесберегающих технологий повышает
результативность образовательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и
укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к
познавательной деятельности, творчеству и здоровому образу
жизни. Спасибо за внимание!