Применение нетрадиционных технологий коррекционной работы с детьми с глубокими нарушениями интеллекта
Автор: Альшина Наталья Викторовна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: СПб ГБУ "Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5" Населённый пункт: Санкт - Петербург, г. Пушкин Наименование материала: методические разработка Тема: Применение нетрадиционных технологий коррекционной работы с детьми с глубокими нарушениями интеллекта Раздел: среднее профессиональное
Глава 1. Особенности развития детей с проблемами в интеллектуальном
развитии ……………………………………………............................................ 4
Глава 2. Нетрадиционные технологии, применяемые педагогами дома-
интерната №5 …………………………………………………………………... 6
2.1. Игры с водой ……………………………………………………………….. 6
2.2. Работа с песком ……………………………………………………………. 6
2.3. Нетрадиционные техники рисования ………………………………….. 7
2.4. Лепка из соленого теста…………………………………………………... 7
2.5. Подготовка и проведение тематических интерактивных детских
праздников ……………………………………………………………………… 8
Глава 3. Коррекционная направленность нетрадиционных технологий
…………………………………………………………………………………… 10
Глава 4. Оценка результатов деятельности по применению
нетрадиционных технологий ……………………………………………….. 12
Заключение. Используемая литература ……………………………….. 14-15
Введение.
Одной из ключевых концепций современной общей и специальной
педагогики и психологии является деятельностная концепция психического
развития ребёнка. Результаты многочисленных научных исследований и опыт
работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии однозначно
доказали, целенаправленное использование в их обучении и воспитании всех
видов
предметно-практической
деятельности
позволяет
активизировать
процесс
их
психического
развития
и
успешно
формировать
у
них
опыт
деятельности.
Это
создаёт
необходимые
предпосылки
их
социальной
адаптации.
Работая
с
«особыми»
детьми
и
сталкиваясь
с
проблемами
в
их
воспитании
и
обучении,
педагогу
приходится
искать
вспомогательные
средства,
облегчающие,
систематизирующие
и
направляющие
процесс
усвоения
детьми
знаний,
умений.
Поэтому
наряду
с
общепринятыми
методами
и
приёмами
вполне
обосновано
использование
оригинальных,
творческих методик, эффективность которых очевидна.
В
работе
используется
практический
опыт
и
теоретические
идеи
следующих авторов: преподавателей Института специальной педагогики и
психологии Международного университета семьи и ребёнка имени Рауля
Валленберга
Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой,
Л.А.Нисневич,
Е.Н.Лебедевой,
Е.А.
Алябьевой,
Г.Н.Давыдовой.
По
данной
теме
ведется
большая
методическая и практическая работа в доме-интернате №5, г. Пушкин, в
активе
имеются
авторские
разработки
педагогов
по
нетрадиционным
технологиям коррекционной работы.
3
Глава
1.
Особенности
развития
детей
и
подростков
с
проблемами
в
интеллектуальном развитии.
В доме-интернате № 5 обучаются и воспитываются дети и подростки с
умеренной,
тяжёлой
и
глубокой
степенью
умственной
отсталости.
Причинами
умственной
отсталости
являются
различные
поражения
головного
мозга.
У
детей
и
подростков
преобладают
примитивные
физиологические
потребности.
У
умственно
отсталого
ребенка
нет
достаточно
развитых
способностей
к
контролю
и
самоконтролю
собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи
между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и
эмоциями. У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, ее
непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены
мышлению
и,
следовательно,
не
осознаются
и
не
регулируются
самим
ребенком.
Такие
воспитанники
в
большинстве
своём
индифферентны
по
отношению к окружающему предметному миру.
Ребенок с умственной
отсталостью
учится
и
развивается
в
пределах
своих
возможностей.
Их
действия не ориентированы на физические свойства, качества предметов и
остаются на уровне манипулирования ими. Поэтому их представления очень
ограниченные,
касаются
только
тех
объектов,
которые
связаны
с
их
непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и
представления отрывочны и фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют. С
нарушением
интеллекта
тесно
связано
развитие
речи
воспитанников
с
умственной
отсталостью.
Степень
их
речевого
развития
чаще
всего
соответствует степени их общего психического развития. Для этой категории
характерно
глубокое
недоразвитие
всех
сторон
речи:
фонетико-
фонематической,
лексической,
грамматической,
нарушение
регулирующей
функции речи.
Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью
зачастую зависит от воспитания и обучения.
Характерной
особенностью
освоения
предметных
знаний
детьми
с
умственной
отсталостью
является
несформированность
предметных
действий,
что
является
причиной
бедности
чувственной
информации,
глубокой ущербности чувственного познания (база умственного развития).
Воспитанники часто страдают аномалиями органов чувств (главным образом
зрения и слуха). Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности
и
всех
психических
процессов
не
позволяют
сформироваться
приёмам
познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического
поиска,
полного
охвата
материала,
применения
адекватных
способов
действий).
Мышление
указанной
категории
х а р а к т е р и з у е т с я
беспорядочностью, бессистемностью представлений и понятий, отсутствием
или
слабостью
смысловых
связей,
трудностью
их
установления,
4
инертностью,
узостью
и
конкретностью,
чрезвычайной
затруднённостью,
подчас и недоступностью обобщений.
Но,
как
показывает
практика,
большинство
детей
с
осложнёнными
формами
умственной
отсталости
в
условиях
направленного
воспитания
способны
овладеть
коммуникативными
умениями,
навыками
социального
поведения и жизнедеятельности.
Имеющийся
в
отечественной
и
зарубежной
педагогике
опыт
по
обучению
умственно
отсталых
свидетельствует
в
пользу
адаптивной
социальной комфортности в ближайшем для них окружении, что не может не
являться показателем и результатом общего психического развития, в том
числе и интеллектуального.
Законом
РФ
«Об
образовании»,
Конституцией
РФ
и
рядом
других
документов признано право всех детей на образование, в том числе и детей с
тяжёлыми
и
множественными
нарушениями.
Воспитанники
указанной
категории
обучаются
в
«Доме-интернате
для
детей
с
отклонениями
в
умственном развитии №5».
Педагогическим коллективом дома-интерната накоплен практический и
методический
опыт
по
развитию,
коррекции
и
социализации
детей
с
проблемами
в
интеллектуальном
развитии,
а
также
опыт
работы
с
родителями таких детей.
Работа
воспитателей,
психологов,
дефектолога,
логопедов,
инструкторов
по
труду,
музыкального
руководителя,
специалиста
по
адаптивной
физкультуре
осуществляется
по
авторским
программам
с
активным применением нетрадиционных технологий.
5
Глава 2. Нетрадиционные технологии, применяемые педагогами дома-
интерната №5.
2.1. Игры с водой.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это
вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. Она
обладает
психотерапевтическими
свойствами,
способствует
релаксации,
расслаблению. Создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной
сферы. С другой стороны игры с водой всегда доступны и могут не просто
заинтересовать,
развлечь,
поднять
эмоциональный
настрой
ребёнка,
но
служить средством познания окружающего мира.
Игры
с
водой
создают
у
детей
радостное
настроение,
повышают
жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений,
переживаний
и
знаний,
позволяют
успешно
развивать
психические
познавательные
процессы,
формировать
сенсорные
представления
и
первичные приёмы логического мышления.
Работа с водой является очень плодотворной и разнообразной. Активно
используется
в
работе
с
детьми.
При
подготовке
требуется
несложное
оборудование.
Темы игр могут быть следующими: «Тёплый – холодный», «Узнай на
вкус», «Узнай по запаху», «Цветная водичка», «Разноцветные кораблики»,
«Соберём большие и маленькие камешки (ракушки)», «Уточки плавают в
глубоком
и
мелком
озере
(тазу)»,
«Пускаем
кораблики
в
большом
и
маленьком
озере»,
«Посади
игрушки
в
лодки»,
«Наведи
порядок»,
«Волшебная водичка», «Следы на полу», «Бросаем камешки и ракушки в
водичку», «Налей воду в кастрюлю».
Можно придумать ещё большое количество игр с водой, например:
«Сосчитай стаканы с водой», «Вода грязная и чистая», «Плавает и тонет»,
«Купание кукол», «Кто выше прыгнет», «Дождик», «Ловим рыбок удочкой»,
«Перелей воду (из бутылочки в лейку, из кувшина
в лейку, бутылочку и
т.д.)», «Наполни водой большой и маленький (высокий и низкий, широкий и
узкий) кувшин», «Чашка и ложка».
2.2. Работа с песком.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать
3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на
песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет
создать
весьма
пластичный
природный
материал,
который
может
использоваться для моделирования трехмерных форм.
6
Работу с песком проводят как воспитатели, так и специалисты. Игры в
песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Песочница
используется в развивающих и обучающих занятиях. Детям предлагаются
разнообразные игры, а именно: «Сухой - влажный песок», «Найди мышку»,
«Найди
зёрнышко
для
цыплёнка»,
«Печём
куличи»,
«Следы
на
песке»,
«Узоры
на
песке»,
«Наполним
песком
большой
и
маленький
кувшин»,
«Много - мало», «Сажаем овощи», «Собери урожай», «Наш сад», «Рисуем на
песке»,
«Замешиваем
тесто
для
пирожков»,
«Мороженое
для
кукол»,
«Просеиваем песочек», «Пишем цифры на песке», «Картинки на песке»,
«Наполни песком ведро с помощью ложки» и т.д.
Количество
названий
игр
с
песком
зависит
от
фантазии
педагога.
Названия
занятий
могут
быть
следующими:
«От
песка
к
песчинке»,
«Знакомство с песчаными человечками» и т.п.
Параллельно
с
этим
важно
помогать
детям
делать
самомассаж
песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все
это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой
моторики:
пальчики
«ходят
гулять»
по
песку,
играют
на
песке,
как
на
пианино, и т.д.
2.3. Нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования широко используются в работе с
детьми, как во время основных занятий, так и в кружковой работе.
Термин
«нетрадиционный»
подразумевает
использование
новых
материалов,
инструментов,
способов
рисования,
которые
не
являются
общепринятыми, традиционными (в переводе с лат. traditio – привычный).
Выбор техники рисования зависит от индивидуальных особенностей
каждого ребёнка. В коррекционной работе используются следующие техники:
«печатание
листьями»,
«рисование
нитками»,
«печатание
бумагой»,
«рисование
мыльной
пеной»,
«рисование
ребром
картона»,
«рисование
с
помощью соли», «рисование кляксами», «рисование руками», «рисование
ватными
палочками»,
«рисование
печатками»,
«рисование
пластилином»,
«рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.), «набрызг»,
«тычок жесткой полусухой кистью».
2.4. Лепка из соленого теста.
Лепка
из
соленого
теста
позитивно
влияет
на
эмоциональное
самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для коррекции и
развития ребенка.
7
Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, тактильные
ощущения,
кончики
пальцев
становятся
более
чувствительными,
а
используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки,
семена
различных
растений
и
многое
другое
улучшают
координацию
и
точность движений.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями,
с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания
умственно отсталых детей.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их
свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и
различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка
содействует
сенсорному
воспитанию,
развитию
наглядно-образного
мышления.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску
новых
способов
изображения.
В
процессе
лепки
при
соответствующем
обучении
способность
к
поиску
нового
развивается
ярче,
так
как
есть
возможность
исправить
ошибки
путём
непосредственного
исправления
формы пальцами, путём «налепов» или удаления лишнего теста. Ребёнок
может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или
аппликации.
На
занятиях
лепкой
предполагается
решение
следующих
задач:
формировать
умение
сравнивать
и
анализировать
свойства
предметов
обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в
пространстве;
познакомить
с
назначением
и
применением
пластических
материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам
работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки,
координирующие
работу
рук;
развивать
эстетические
представления,
обогащать словарный запас.
2.5. Подготовка и проведение тематических детских праздников.
В течение учебного года в учреждении проводятся следующие праздники:
- «Путешествие к острову знаний», «Осень в гости к нам пришла», «Юбилей
собирает всех друзей», «Приключения у новогодней ёлки», «В гостях у
матушки козы», «Сильные, смелые, ловкие», «Проводы масленицы», «Лето
красное, пора прекрасная!» и т.д.
В подготовке и проведении участвуют специалисты и воспитатели:
проводятся
регулярные
репетиции
номеров,
игр,
развлечений,
сценок,
хороводов,
музыкально-ритмических
композиций,
интерьер
зала
оформляется к каждому празднику соответственно. В доме-интернате есть
своя костюмерная: за 25 лет существования накоплено большое количество
8
костюмов
и
ростовых
кукол.
Дети
и
взрослые
имеют
прекрасную
возможность
выступать
на
праздниках
в
сказочных
костюмах.
Детские
праздники
проходят
в
игровой
форме
для
всех
детей,
включают
в
себя
элементы сказкотерапии, музыкотерапии, танцетерапии, ролевые игры и т.д.,
с помощью которых решается ряд важных социально-психологических задач:
1) Помочь усвоить участникам праздника знания о социуме, социальной
структуре общества, правила поведения в общественных местах посредством
проигрывания разных ролей.
2)
Развитие
умений,
навыков,
которые
необходимы
для
интеграции
в
общество.
3) Развитие имеющихся задатков, стимулирование социальных интересов,
потребностей.
4) Реализация творческих способностей умственно отсталых и т. д.
Во
время
подготовки
и
проведения
праздников
педагоги
имеют
возможность
изучать
индивидуальные
особенности
развития
и
потенциальные возможности воспитанников.
9
Глава 3. Коррекционная направленность нетрадиционных технологий .
Занятия
в
песочнице
являются
очень
полезными
для
детей.
Они
улучшают
эмоциональное
состояние,
внимание;
учат
предметному
манипулированию и переносу приобретённых навыков
в повседневную
жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями.
Коррекционные игры с водой и песком позволяют:
- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию
в пространстве.
- Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность.
- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать
15-20 минут занятий.
- Развивать речь.
-
Стимулировать
развитие
сенсорно-перцептивной
сферы,
в
особенности
тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
-
Формировать
представления
об
окружающем
мире,
«проигрывать»
разнообразные жизненные ситуации.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний
и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их
свойствах,
способах
действия
с
ними.
У
детей
развивается
способность
переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать
можно
как
красками,
карандашами,
фломастерами,
так
и
подкрашенной
мыльной пеной, использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с
разными способами окрашивания бумаги, узнают, что рисовать можно не
только
на
бумаге,
учатся
работать
кистью,
карандашом.
Они
пробуют
рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони),
получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых
трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения
развивается
ориентировочно-исследовательская
деятельность,
детям
предоставляется
возможность
экспериментировать
(смешивать
краску
с
мыльной
пеной,
на
изображённый
предмет
цветными
мелками
наносить
гуашь или акварель и т.д.)
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её
свойства: густоту, твёрдость, вязкость, Ознакомлению с новыми цветами
10
помогает игра с цветом. Таким образом, происходит развитие тактильной
чувствительности, цветоразличения.
Всё
необычное
привлекает
внимание
детей,
заставляет
удивляться.
Происходит
обогащение
словарного
запаса.
Работа
с
нетрадиционными
техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной
деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед
краской, боязнь не справиться с процессом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению
уровня развития зрительно-моторной координации. Для коррекции мелкой
моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения,
как
рисование
руками,
рисование
по
клейстеру.
Эти
и
другие
техники
требуют точности и быстроты движений, терпения, аккуратности, внимания.
Занятия
по
рисованию
с
использованием
нетрадиционных
техник
изображения
не
утомляют
детей.
Нетрадиционные
техники
позволяют
педагогу
осуществлять
индивидуальный
подход
к
детям,
учитывая
их
желания, интерес. Например, в коллективной работе можно использовать
различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные
возможности детей (от рисования ладонями до более сложной техники).
Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает, у них
развиваются
навыки
культуры
общения,
происходит
усвоение
норм
поведения.
В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играет
проведение
общезначимых
праздников.
В
результате
длительной
кропотливой
работы
наблюдается
устойчивая
положительная
динамика
в
развитии детей: достаточно легко чувствуют себя в присутствии большого
количества людей (в том числе незнакомых), учатся культуре поведения в
общественных местах, элементарным навыкам взаимодействия с людьми,
развиваются коммуникативные навыки, речь, общая координация движений,
творческие и артистические способности и т.д.
11
Глава
4.
Оценка
результатов
деятельности
по
применению
нетрадиционных технологий.
Нетрадиционные технологии стали применяться в работе с детьми в
ДИ №5 достаточно давно, с 2000 г. Применение нетрадиционных технологий
нашло
дорогу
к
сердцу
каждого
ребёнка.
Достигнуты
положительные
результаты:
- обогащается жизнь детей,
- повысилась эффективность воспитательного процесса,
- дети обучились выполнять предметно-манипулятивные, игровые действия,
- дети проявляют активность в свободной целенаправленной деятельности,
которая приносит радость и удовольствие,
- применение нетрадиционных технологий создает особый эмоциональный
настрой,
способствует
ритмичной
организации
процесса,
усиливает
выразительность,
- дети учатся говорить, слушать,
- воспитывается организованность, выдержка, умение адекватно себя вести,
- научились выполнять правила поведения,
-
происходит
развитие
индивидуальности
(формируются
способности
переживать различные настроения),
-
создаются
предпосылки
обучению
(прививается
умение
эмоционально
настроиться на определенную ситуацию),
- снимается психофизическое напряжение,
-
дети
преодолевают
страх
(приобретают
чувство
защищенности
и
уверенности в себе),
- развиваются умения заботиться о себе,
- становятся более независимыми и самостоятельными в процессе общения,
-
развиваются
способности
ориентироваться
в
окружающем
мире
и
воспринимать его адекватно, расширяется круг жизненных представлений,
- развивается ориентировка в социальных отношениях и умение включаться в
них:
учатся
воспринимать
окружающих
как
равных
себе,
без
чувства
собственной неполноценности, воспитывается чувство уверенности в себе,
- развивается умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни,
12
- развивается умение концентрировать внимание, реагировать на обращения
окружающих,
- дети учатся слушать, смотреть и реагировать на действия педагога,
- развивается умение воспроизводить речь (реагировать на жесты, выполнять
простые указания), умение подражать,
- развивается внимание, слуховое восприятие, слухомоторная координация,
- развивается пластика, укрепляется здоровье детей.
13
Заключение.
Применение
нетрадиционных
технологий
коррекционной
работы
с
детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в
воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-
пескотерапия,
нетрадиционные
техники
рисования,
сказкотерапия,
музыкотерапия,
танцевальная
терапия
и
др.
приносят
положительные
результаты в развитии, коррекции и социализации детей с проблемами в
развитии.
Ребенок
развивается,
осваивая
окружающий
мир,
чем
ярче
и
четче
возникают в душе ребенка ощущения от тех или иных событий и предметов,
тем более глубокий след оставляют они в памяти и сознании.
14
Список используемой литературы :
1.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста.
—
Москва, 2002.
2.
Давыдова
Г.Н.
22
занятия
по
рисованию
для
дошкольников.
Нетрадиционные техники.
—
Москва: Издательство «Скринтарий 2003»,
2014.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкатерапии,
—
Санкт-Петербург,
2006.
4.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.,
Нисневич
Л.А.
Как
помочь
«особому»
ребёнку. Книга для педагогов и родителей,
—
Санкт-Петербург, 2000.
5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании
изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического
развития.
15