Автор: Стародымова Татьяна Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад № 230 Населённый пункт: г Саратов Наименование материала: проект по экологии Тема: "Мы друзья природы" Раздел: дошкольное образование
Проект по экологическому воспитанию в
старшей группе «Друзья природы»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:
«Друзья природы»
Цель: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,
способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей
среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Задачи: Создать условия для формирование основ общей экологической культуры
ребенка
Создать условия для освоения экологических представлений.
Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и
растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего
строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост,
развитие, размножение)
Актуальность
Экологическое образование-важный компонент общего образования современного
человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы
экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду
удобно организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает
оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и
растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к
уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых
актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и
тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания
сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве
закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,
окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного
экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача
формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых
усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в
доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к
природным явлениям.
Процесс экологического образования может проводиться в различных формах.
Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются
экологические проекты.
Настоящий проект предназначен для работы с детьми старшего возраста.
Формы и методы работы:
- занятия
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка,
аппликация, опыты, ручной труд.
- чтение художественной литературы.
- театрализованная деятельность и праздники
- наблюдение в уголке природы и на прогулке
- организация труда в уголке природы, на участке на клумбе
- игры
- разные форм бесед
- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов
- взаимодействия с родителями
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок
- взаимодействие с семьей
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов
- тематические выставки.
Направление работы
- развитие речи
- развитие логического мышления
- развитий коммуникативных качеств у детей
- обобщение представлений о природе
- пробуждение воображения и фантазии
- пробуждение интереса к природе.
Целевая аудитория
- старший дошкольный возраст
Период выполнения проекта
Долгосрочный (учебный год сентябрь- май)
Ожидаемый результат
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение
уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний,
экологической компетентности родителей по теме проекта
Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие
Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в парк
Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать
худ. лит. для чтения, пересказываения, заучивания.
Оформить альбом «правила поведения в природе»
Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления
гербария и поделок Анкетирование «Как семья провела лето? »
Фотоотчет
Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария
Родительское собрание
«воспитание детей через природу »
Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей
к зиме, о поведении человека в лесу.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта
Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования
Закреплять представление детей о золотом периоде осени
Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.
Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»
Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет
овощей и фруктов
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему
«Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам
Выставка работ из природного материала «Золотая осень»
Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза)
Беседы: «Растение как живое существо»
Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде
обитания, к сезонам года.
Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)
Д. и. Кто чем питается?
Просмотр презентации «Перелетные птицы»
Чтение худ. лит-ры:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»
Аппликация «Волшебные цветочки»
Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени
«Что нам осень принесла? »
Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие
Декабрь Наблюдение за птицами
Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от
температуры воздуха
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных
птиц, выделяя общее и различия, повадки)
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа
Д. и. Голоса птиц, Я-загадаю, а вы- отгадайте
Просмотр фильма о зимующих птицах
Чение худ. лит.
В. Бьянки- Купание медвежат
Е. Чарушин- Волчишка
В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал
Художественное творчество (оригами)
Голубь, Воробей или Лебедь
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек для ели на улице « Новогодний праздник»
Январь . Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей
обобщение представление о зиме
Д. и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»
Чтение худ. лит-ры
В. Бьянки –Лесные домики
И. Полёнов – Синичкины кладовки
Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Консультация
«Экологическое воспитание в семье»
Февраль Наблюдение зимних красот в природе
Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять
представления детей в сравнении с животными и растительным миром
Д. и. »Найди ошибку
Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?
Чтение худ. лит-ры:
Г. Скребицкий – берегите птиц
А. Барков – голоса леса
Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем,
передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила
поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе
Март
Беседа о весне
Аппликация подарок маме « Мимоза» (из ваты)
Приметы весны пословицы и поговорки о весне
Постройка скворечника
Слушание в грамзаписи « Голоса весеннего леса»
Лепка из соленого теста « Жаворонки»
Апрель
Уборка участка весной
Посадка цветов на клумбе
Чтение К Ушинский « Четыре желания»
Май
Итоговое мероприятие