"Использование трейнеров и вестибулярных пластин в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи"
Автор: Молодкина Галина Кирилловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБДОУ № 45 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Мастер-класс Тема: "Использование трейнеров и вестибулярных пластин в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи" Раздел: дошкольное образование
Привлечь внимание педагогов к использованию трейнеров и
вестибулярных пластинок в коррекции произношения звуков
у дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить учителей-логопедов с системой работы.
2. Познакомить с конструкцией трейнеров и пластинок.
3. Представить приёмы работы звукопроизношения с
помощью трейнеров и пластинок.
4. Продемонстрировать преимущества их использования.
5. Предложить комплексы миогимнастических упражнений с
трейнером Т4К
6. Дать рекомендации по уходу за трейнерами и пластинками.
-
аномалии твердого и мягкого неба - к гнусавости;
-
аномалии в строении зубов — сверхкомплектные
зубы, отсутствие зубов и др.;
- аномалии прикуса - осложняют автоматизацию
звуков Т, Д, Р, приводят к шипящему сигматизму;
-
аномалии подъязычной связки — причина
невозможности произнесения сонорных звуков (Р,
Рь, Л, Ль), передне-язычных (Т, Д), а также шипящих
звуков (Ш,Ж).
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ АНОМАЛИИ
СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА
с РОДИТЕЛЯМИ, ОРТОДОНТОМ и РЕБЁНКОМ
•
Обследование артикуляционного аппарата
и выявление патологии;
•
Беседа с родителями;
-
Проблема, причины, последствия нарушений;
-
Рассказ о трейнерах, принципах работы с
ними;
-
Эффективность применения трейнеров;
•
Рекомендация получения консультации у
ортодонта;
•
Мотивирующая беседа с ребёнком.
ТРЕЙНЕР Т4К ГОЛУБОЙ, МЯГКИЙ (для сменного прикуса)
ТРЕЙНЕР Т4К РОЗОВЫЙ, ЖЕСТКИЙ (для сменного прикуса)
•
Предназначен для детей 6-10 летнего возраста.
•
В конструкции предусмотрен специальный язычок для
коррекции положения языка в полости рта;
•
Трейнеры помогают перестроить тип дыхания и глотания
и нормализовать рост зубочелюстной системы;
•
Благодаря эффекту мышечной памяти, результаты
дневной коррекции закрепляются во время ночного
ношения аппарата;
•
Начальный трейнер Т4К мягкий. Используется 6-8
месяцев;
•
Завершающий – жёсткий. Используется 6-12 месяцев;
•
Трейнер следует носить каждый день минимум 1 час
плюс всю ночь.
ОСОБЕННОСТИ ТРЕЙНЕРОВ Т4К
1 - канавки для зубов
4 - языковая защитка
2 – губные щиты
5 - губные бамперы
3 – специальный язычок
6 – основание трейнера
ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ТРЕЙНЕРОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТРЕЙНЕРА
•
Скученность нижних резцов;
•
открытый прикус, глубокий прикус;
•
вредные привычки;
•
нарушение подвижности языка;
•
прокладывание языка между зубами при
неправильном глотании.
•
Речевые нарушения.
- Нарушение произношения звуков «Т» и «Д»;
- нарушение произношения свистящих и
шипящих звуков;
•
Конфликт Дети/Родители;
•
мотивация;
•
регулярное ношение трейнера дома;
•
сильно развит рвотный рефлекс;
•
значительная заложенность носа
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРЕЙНЕРА
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Носить трейнер днём под присмотром родителей во
время чтения, просмотра телепередач, выполнения
заданий, во время настольных игр.
Следить, чтобы губы ребёнка были сомкнуты, чтобы
он дышал через нос.
Нельзя разговаривать, жевать аппарат.
Не страшно, если первое время трейнер будет
выскальзывать изо рта у ребёнка во время ночного
сна.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:
1. Немного сжать концы трейнера и предложить
ребёнку самому поместить его в полость рта,
«язычком» вверх.
2. Найти «язычок» трейнера кончиком языка.
3. Сомкнуть губы, дышать носом.
4. Нельзя жевать трейнер!
5. Нельзя разговаривать с трейнером во рту!
6. Носить трейнер ежедневно не менее одного часа
днём, плюс всю ночь во время сна!
Занятие состоит из трех частей:
I — вводная.
- подготовка ребенка к последующему выполнению
миогимнастических упражнений:
- мобилизовать детей, организация их внимания.
- выполнение упражнений для тренировки дыхания.
II — основная.
- выполнение упражнений для тренировки той или
иной группы мышц челюстно-лицевой области.
III — заключительная.
-
обеспечение постепенного перехода от гимнастики к
другим занятиям детей;
-
выполнение дыхательных и игровых упражнений.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. «Маляр» — погладить языком небо влево-вправо,
назад-вперед.
2. «Язычки здороваются» — кончиком языка
надавить на маркерный язычок в верхней
внутренней части трейнера.
3. «Кто сильнее» —с силой давить кончиком языка на
трейнер.
4. «Лошадка» — щелкать языком, широко улыбаясь
(губы разомкнуты).
5. «Парус» — язык поднять кверху. Кончик языка
лежит на маркерном язычке трейнера.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ТРЕЙНЕРОМ
ДЛЯ МЫШЦ ЯЗЫКА
1. На первом этапе - гласные звуки [А О У Ы И Э].
2. На втором этапе - согласные звуки [В Ф М П Б Г Х Й]
3. На третьем этапе - [Т Д Н К С С'З З' Ц Ч Ж Ш Щ].
Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких
звуков, а затем закрепляют их твердые пары,
например, м' - м, н' - н, и т. д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАБОТКЕ ЗВУКОВ С ТРЕЙНЕРОМ
ЗВУК [О]
Губы округлить, как в слове «окно» — трейнер
виден.
ЗВУК [У]
«Трубочка». Сомкнуть и вытянуть губы вперед.
Круговая мышца собирается в морщинки. Нижняя
челюсть находится в одном положении — трейнер
не виден.
ЗВУКИ [Ш'], [Ш]
«Забор», «Грибок», «Лошадка» - трейнер виден.
ЗВУКИ [Л'][Л]
«Забор», «Язычки здороваются», «Забор» – «Язычки
здороваются» - трейнер не виден.
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ЗВУКОВ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МИОГИМНАСТИКИ
1.
Мышцы следует напрягать медленно и плавно.
2. Скорость и продолжительность сокращений должны
постоянно увеличиваться.
3. За каждым напряжением мышц должно следовать
расслабление.
4. Каждое упражнении должно быть повторено
несколько раз и продолжаться до лёгкой усталости.
5. Упражнения выполнять регулярно, систематически.
6. Все упражнения выполняются с поддержанием
правильной осанки.
1. Вырабатывает правильное верхнее положение
языка в покое и при глотании.
2. Предотвращает прокладывание языка между
зубными рядами. Устраняют межзубное и боковое
произношение звуков.
4. Упрощают формирование артикуляционных
укладов при коррекции других звуков (шипящих,
сонорных).
5. Снимают судорожное напряжение мышц речевого
аппарата.
6. Позволяют выработать смыкание губ и
восстановить носовой тип дыхания, развивает
фонематический слух.
7. Экономят время ребёнка и логопеда при постановке
звуков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕЙНЕРА
•
После каждого использования необходимо
промывать трейнер под струей тёплой
проточной воды.
•
Периодически очищать трейнер зубной щеткой
и пастой.
•
Время от времени стерилизовать погружением
в свежевскипевшую воду на 10 минут (не
кипятить!).
•
Хранить в пластиковом контейнере.
УХОД ЗА ТРЕЙНЕРОМ
ПЛАСТИНКИ С БУСИНКОЙ
ДЛЯ МОЛОЧНОГО И СМЕННОГО ПРИКУСА
(бусинка - к кончику языка)
ОСОБЕННОСТИ ПЛАСТИНКИ
С БУСИНКОЙ ДЛЯ МОЛОЧНОГО ПРИКУСА
(бусинка - к кончику языка)
Используется для стимулирования языка при
коррекции шипящих и сонорных звуков.
Рекомендовано при дизартрии, ринолалии,
при фонации у детей с вялой артикуляцией, при
заикании.
Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует
тренировке вялых мышц и тканей полости рта.
Помогает ребёнку устранить трудности в
произношении необычных и трудных слов.
•
Неправильное расположение языка;
•
слабоподвижный кончик языка;
•
вялый язык (пониженный тонус при стертых
формах дизартрии);
•
различные формы сигматизма;
•
ламбдацизм;
•
Ротоцизм.
ПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЛАСТИНКИ
С БУСИНКОЙ У КОНЧИКА ЯЗЫКА
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАБОТЕ
С ПЛАСТИНАМИ С БУСИНКОЙ
1. Артикуляционная тренировка с использованием
вестибулярной пластинки с бусинкой
- удерживание пластинки, в то время, как
логопед с усилием вытягивает её за кольцо.
- задание с усложнением: катание бусинки
языком
по нёбу.
2. Игровые моменты: катание бусинку по нёбу и
рисование дорожки одновременно.
3. Удерживание пластинки губами. Игра «Бычок».
4. Потягивание пластинок за колечки.
5. Похвала и поощрение ребёнка.
ПЛАСТИНКА С БУСИНКОЙ ДЛЯ МОЛОЧНОГО ПРИКУСА
(бусинка - к корню языка)
ПЛАСТИНКА С БУСИНКОЙ ДЛЯ СМЕННОГО ПРИКУСА
(бусинка - к корню языка)
Чтоб красиво говорить,
Надо с пластинками дружить!
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
ПЛАСТИНКИ MUPPY C БУСИНКОЙ
•
промыть проточной водой;
•
замочить в дезинфицирующем растворе:
•
промыть проточной водой;
•
поместить в ультрафиолетовый стерилизатор.
В домашних условиях:
•
промыть в проточной воде с детским мылом либо
жидкостью для мытья посуды;
•
ополоснуть горячей (но не кипящей!) кипяченой
водой.
Хранятся пластинки в индивидуальных футлярах.
В условиях ДОУ необходима индивидуальная
маркировка каждого футляра и пластинки.
-
помогают существенно разнообразить содержание
индивидуальных занятий;
-
повышают интерес детей;
-
Работа с применением миофункциональных
средств является эффективной;
-
Существенно сокращаются сроки коррекции.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРЕЙНЕРОВ И ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ПЛАСТИНОК
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
- улучшение автоматизации поставленных звуков;
- наличие положительной динамики коррекции
звукопроизношения;
- устранение трудностей в произношении необычных и
сложных слов;
- формирование артикуляционных укладов при
коррекции других звуков (шипящих, сонорных);
- снятие судорожного напряжения мышц речевого
аппарата;
- выработка смыкания губ и восстановление носового
типа дыхания, развитие фонематического слуха;
- фактическое сокращение сроков коррекции.
• Архипова Е. Ф.Стёртая дизартрия у детей. ООО
«Издательство Астрель», М., 2007.
• Костина Я. В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд