Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии речи детей
Автор: Татарчук Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 Населённый пункт: г. Крымск Краснодарский край Наименование материала: опыт работы Тема: Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии речи детей Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГОРОДА КРЫМСКА
Опыт работы : «Нетрадиционные техники рисования и их роль в
развитии речи детей».
Составитель: Татарчук Елена Владимировна
Воспитатель старшей логопедической группы
МБДОУ детский сад № 4
г. Крымск
2016 г.
1. Вступление
И в десять лет, и в семь и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес :
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Все нарисует - были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле !
В. Берестов.
Проблема:
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей.
Цель :
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами
нетрадиционного рисования.
1.1 Актуальность.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех
видах деятельности, в том числе и в изобразительной деятельности. Многие
психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность
нельзя назвать творчеством. Однако, ученные придерживались других взглядов
и утверждали, что детское творчество совершенно.
Н.П.Сакулина говорила, что надо использовать на занятии разные техники
рисования : традиционную ( карандаш, краски ) и нетрадиционную ( свеча,
мыльная пена и т.д. )
В последнее время отечественная и зерубежная педагогика все больше
внимания уделяет изодеятельности как средству развития ребенка в целом.
Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые
позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на
овладение детьми лишь определенных навыков в рисовании. Новые походы
позволяют разнообразить изодеятельность, дают толчок как творческому
потенциалу ребенка, так и развитию ребенка в целом.
У детей с различными нарушениями речи ( ЗПР, ОНР ) из-за несовершенства
моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к
:
1. однообразию способов изображения предметов ;
2. отсюда узость тематики рисунков ;
3. неумение создавать сюжетное изображение ( изображение предметов они не
связывают в единый сюжет );
4. дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко, работы
примитивны ;
5. проявляют бездумный стиль рисования, не могут придумать название своему
рисунку, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на
бумаге ;
6. при штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного
контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность
закрашивания ;
7. отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и
резельтату деятельности ;
8. не всегда понимают, что от них требует педагог ;
9. при работе акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно ;
10. технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного
развития ;
11. несмотря на то, что рисунки выполнены на низком уровне, дети, как
правило, оценивают их положительно.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили
выбор темы : использование нетрадиционных техник рисования со старшими
дошкольниками с ОНР, ЗПР.
2.1 Задачи :
- Дать детям необходимые знания, умения, навыки в области изобразительного
искусства.
- Научить детей видеть, слышать, переживать увиденное и услышанное,
научить отличать и фиксировать в своем воображении все прочувствованное,
находить адекватный образ.
- Познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками.
- Развивать приемы работы с разнообразными материалами, формировать
основы художественного вкуса и аккуратности.
- Научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам
материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
- Способствовать снятию детских страхов, обретению веры в свои силы,
внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
- Подарить детям новую, широкую гамму ощущений, которые станут богаче,
полнее, ярче.
Ожидаемые результаты :
- Преодоление моторной неловкости ( а значит и слабых изобразительных
умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по
изодеятельности ).
- Создание психофизиологической базы для развития речи.
- Обогащение знаний и представлений детей о предметах и их использовании,
материале, способах действия с ними.
- Развитие у детей способности переносить усвоенные знания в новые условия.
- Получение знаний, что рисовать можно не только красками и карандашами, но
и подкрашенной мыльной пеной, свечой, солью, рисовать руками, подручными
средствами ( нитками, трубочками и т.д. )
- Задавание вопросов детьми педагогу, друг другу, что обогащает и
активизирует словарный запас.
- Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение
самостоятельному созданию замысла.
Механизм выполнения :
Реализация данной разработки возможна в дошкольных учреждениях любого
типа. Основными участниками являются дети, родители, педагоги. Отношения
субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
1.3 Новизна.
Для развития творческого воображения, творческого мышления, творческой
активности рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования
(необычное сочетание материалов и инструментов ).
Все технологии нетрадиционнго рисования способствуют развитию у детей
творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание,
воображение, развивают мелкую моторику рук.
Дети смело берутся за художественные материалы, им доставляет огромное
удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторять то
или иное действие, и , чем лучше получается действие, тем с большим
удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, радуются,
привлекают внимание взрослых к своим достижениям.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник позваляет развивать
сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,
выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными
изобразительными материалами. Используются предметы, которые окружают
ребенка каждый день - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками,
использовать вместо кисточки колосок или лист березы, дуба. Происходит
развитие наглядно-образного и наглядно-словесного мышления ( Чем я еще
могу нарисовать? Что я могу нарисовать этим материалом ? ). За счет различных
изобразительных материалов создаются условия для преодоления общей
моторной неловкости, развитие мелкой моторики рук.
В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние
речи детей.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,
открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы,
самостоятельности у детей, создают эмоционально-положительное отношение к
действительности.
Совместная деятельность ребенка и педагога, увлеченность общим делом
способствует речевому развитию и через межличностные отношения.
На занятиях рисования с использованием нетрадиционных техник решаются и
частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с поощью выдувания
красок ( "рисование мыльными пузырями ", техника " кляксография " ) дети
незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а педагог имеет возможность
осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при
некоторых речевых нарушенях. Формирование активного и пассивного словаря
происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того
или иного материала, способов действия с ним.
Темы занитий по рисованю нетрадиционными техниками изображения
связываю с лексическими темами.
Для того чтобы заинтересовать детей, настроить на предстоящую
деятельность я провожу вводную медитацию, читаю им стихи, загадываю
загадки, придумываю различные сюрпризные и игровые моменты.
Для предупреждения утомления, невнимательности, проффилактики
нарушения осанки в структуру занятия включаю физминутки, игры на развитие
мелкой моторики рук, психогимнастику. Содержание физминуток также
соответствует лексической теме.
Связь с трудовым обучением прослеживается в том, что дети самостоятельно
подготавливают место для занятия, убирают его после окончания работы. У них
формируются навыки сомообслуживания, умение работать аккуратно.
В группе создаю необходимую развивающую среду, организую и провожу
экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы. И , конечно же ,
контролирую, напоминаю, оказываю помощь при использовании той или иной
нетрадиционной техники изображения. Очень важно поощрять деятельность
детей.
Красной нитью в моей работе проходит работа с родителями. провожу
консультации, совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками
для детей и родителей, привлекаю взрослых к оформлению выставок детских
работ. Происходит комплексное воздействие на ребенка, повышается
эффективность всего процесса.
2. Основная часть. Описание работы.
2.1 Этапы работы по обучению детей нетрадиционным техникам рисования :
- 1 этап - репродуктивный. Ведется активная работа с детьми по обучению
детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными
средствами выразительности.
- 2 этап - конструктивный. Ведется активная работа по совместной
деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по
использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный
образ.
- 3 этап - творческий. Дети самостоятельно используют нетрадиционные
техники для оформления выразительного образа в рисунке.
2.2 Принципы, которые полжены в основу работы :
- принцип сезонности - построение познавательного содержания с учетом
природных и климатических особенностей данной местности в данный момент
времени;
- принцип систематичности и последовательности : постановка задач от
простого к сложному, от неизвестного к известному;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности : постановка задач художественно-творческого
развития детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных
способностей;
- принцип интереса : построение с опорой на интересы детей;
- принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- принцип активности и контролируемости.
2.3 Формы работы :
1. Разработка системы занятий на весь учебный год в соответствии с
лексическими темами " от простого к сложному "( тематика должна быть
интересной, познавательной,посвященной игровым образам, событиям,
персонажам, явлениям.)
2. Проведение занятий в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.
3. Создание проблемной ситуации для поиска творческих решений при работе с
использованием нетрадиционных технтк.
4. Сочетание индивидуальной работы с коллективной.
5. На занятии используются следующие этапы :
- эмоциональное начало
- обследование образца
- двигательные упражнения
- самостоятельная работа
- анализ результата работы (в анализе обращать внимание на выразительность
образа : цветовое решение, оригенальность, аккуратность и качество
выполнения техники, использование самооценки и самоанализа выполненной
работы )
6. Проведение выставок детских работ.
2.4 Методы и приемы :
1. Метод обдномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск
детьми средств выразительности )
2. Метод обследования наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов,
открыток, видеофильмов и других наглядных пособий )
3. Словесный метод ( беседа, художественное слово, указания, пояснения )
4. Практический метод ( самостоятельное выполнение детьми рисунков в
нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов
для изображения )
5. Эвристический метод ( развитие находчивости и активности )
6. Частично-поисковый, проблемно-мотивационный метод (стимулирует
активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия )
7. Метод " подмастерья " (взаимодействие педагога и ребенка в едином
творческом процессе )
8. Метод сотворчества
9. Мотивационный метод ( убеждения, поощрения )
2.5 Работа с родителями :
- анкетирование по вопросам художественного развития детей
- индивидуальные консультации
- беседы, рекомендации
- папки-передвижки
- показ открытых занятий
- выставки детского творчества
Итог.
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной
деятельности были получены заметные положительные результаты : дети стали
использовать в работе различные техники и приемы; дети приобрели знания о
свойствах и особенностях материалов; работы стали наиболее выразительными
и богатыми по тематике; улучшилось качество изображения, стал заметен более
творческий подход к изобразительной деятельности.
В процессе работы, по мере тренировки движений рук, совершенствовалось
состояние речи. Кроме того, и совместная деятельность, увлеченность общим
делом способствовало речевому развитию.
Благодаря нетрадиционным техникам решались и частные задачи развития
речи : развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания.
Активный и пассивный словарь формировался за счет использования слов,
обозначающих предметы, действия и признаки. Дети научились грамматически
правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Почти каждый ребенок начал рассказывать, ипользуя эмоциональную лексику,
о том, что он изобразил. Дети первое время испытывали определенные
трудности в работе, но постепенно работы начали принимать законченный вид,
становились орегенальными.В работах начали появляться дополнительные
персонажи, сочиняли сказки и истории с этими персонажами.
В течении последних двух лет мои воспитанники участвовали в городских
выставках детского творчества и занимали призовые места : Егор Зубченко 6лет
- 2 место в 2014году ; Надашкевич Вероника 5лет - 3 место в 2015году.
И в этом мне помогает использование нетрадиционных техник изображения.
Список литературы
1.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ,2007г.
2.О.И.Протасова «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Учебное пособие,2006г.
3.Г.Н.Давыдова
«Нетрадиционные техники рисования».2007г.
4.Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» ,2006г.
5.Т.С.Акуленок «Использование в ДОУ нетрадиционного рисования»,
//Дошкольное образование – 2010г.,№18
6.О.В.Шклярова
«Рисуйте в нетрадиционной форме».//Дошкольное
воспитание.1995г.№11
7.Н.Юркова «Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на
самоклеющейся пленке».//Обруч.1999г. №2
8.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», 2004г.
9.Г.С.Швайко «Занятия по ИЗО деятельности в детском саду», 2008г.
10.Журналы «Дошкольное воспитание», №4, №7 2009г