Напоминание

"Урок русского языка в 1 и 3 классах"


Автор: Рудакова Алла Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Ударниковская ООШ
Населённый пункт: село Ударник, Бутурлиновский район, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок русского языка в 1 и 3 классах"
Раздел: начальное образование





Назад





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 и 3 классах

Подготовила учитель нач.классов Рудакова Алла

Владимировна

Тема урока

Закрепление. Чтение и письмо

предложений с изученными буквами.

Изменение имён прилагательных по

родам

Тип урока
Закрепление Изучение нового материала
Цели

Образовательные:
совершенствовать навык работы в тетрадях без печатной основы, правильно располагать слова на строке. Работать над соединениями букв в слогах, словах. - развивать умение списывать с печатного текста, развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать мелкую моторику кисти рук; навык самоконтроля; - воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу.
Образовательные
: з н а к о м с т в о с изменением имён прилагательных по родам; развитие умения определять род и м ё н п р и л а г а т е л ь н ы х , умение анализировать и делать выводы; воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Формировать УУД
: -
Личностные УУД
: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -
Регулятивные УУД
: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. -
Коммуникативные УУД
: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. -
Познавательные УУД
: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые

результаты

Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивные:
оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные:
принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Коммуникативные
: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
Предметные:

Знания:
познакомятся с родом имён прилагательных
Умения:
научатся правильно определять род прилагательных
Навыки:
определять род имён прилагательных по окончанию
Метапредметные:

Личностные:
осознание значимости в р е ч и и м е н п р и л а г а т е л ь н ы х ; а к т у а л и з а ц и я м ы с л и т е л ь н о й и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные
: о т р а б о т к а у м е н и я анализировать объекты с ц е л ью
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при а н а л и з е и м е н п р и л а г а т е л ь н ы х , о р ф о г р а ф и ч е с ко й р а б о т е и е г о результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные
: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Межпредметная

связь
Обучение чтению и письму Русский язык
Методические

приёмы
беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, самостоятельная работа, самопроверка по образцу, взаимопроверка, анализ, подведение итогов.
Оборудование:

ХОД УРОКА

Организация

урока. Позитивный

настрой.
Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим сразу все к работе. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.
Чистописание
- Записываем число, классная работа. - Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот, кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Кап да кап, и не до сна,

Постучалась к нам она.

Зазвенел ручей игриво.

Вышел ежик: "Что за диво!

Хватит звери нам скучать,

Гостью нам пора встречать!"
- Что за гостья к нам пришла? (весна)
(Слайд №___)
- Назовите первый звук в слове «весна»? (в) - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ») - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
(Слайд №___)
 В в
(Слайд №___)
 Запишите словарные слова, в которых живет буква В: ве, вл, весна, внимание, вместе  Работа с предложением. Весеннее солнце согрело землю. (Списать, подчеркнуть изученные орфограммы, выделить основу предложения (1, 3 классы), обозначить части речи (3 класс))
Словарная работа
Записать слова, в которых живет буква В (по «цепочке»)
Орфографическая

минутка.

- Весна — замечательное и прекрасное время года. В это время природа

просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это


происходит?

(Слайд №___)

весна

капель

травка

яркое

солнце

подснежник

(Слайд №___)
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. - Обратите внимание на получившийся ряд слов. - Назовите «лишнее» слово. (яркое) - Что общего у оставшихся слов? - Докажите. - Определите род и число имен существительных.
(Слайд №___)
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число. - Давайте обобщим наши знания
об имени существительном
.
(Слайд №____)

Физкультминутка

для глаз

Создание

проблемной

ситуации
Ребята, я не успела дооформить доску, не собрала букет. Вам придется самим собирать букет, но просто так цветы вы не получите, вам надо будет выполнять задания, а я в награду буду давать вам по 1 цветку. А в конце урока посмотрим, какой букет мы с вами собрали. А вот на этом этапе ваши дороги расходятся: 1 класс отправится в сказку, а 3 класс продолжит работу по теме урока, они будут узнавать новое, пополнять свои знания.
Постановка задач урока.
- Расшифруйте запись (КАРТОЧКА), и вы узнаете тему нашего урока. - Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки? (на доске – колобок). - Вспомните, в какой последовательности появлялись герои в этой сказке.
Работа с учителем -
- Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных. Зелён* лист, зелён* трава, зелён* платье. - Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные? - Сформулируйте тему урока. - Испекла бабка колобок и положила на окно студиться. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке.
Игра вопрос – ответ:
- Навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Отвечает колобок: « Не ешь меня, зайчик!» Заяц: «Выполни тогда моё задание» (ЗАДАНИЯ В КАРМАШКЕ) 1. Что такое речь? (Речь – это то, с
Работа по теме урока.

- Попробуйте выполнить ТЕСТ Имя

прилагательное,
(в конце урока мы его проверим) 1.
Имена прилагательные – это
а) слова, которые обозначают предметы; б) слова, которые обозначают признаки предметов; в) слова, которые обозначают действия предметов. 2.
Имена прилагательные
отвечают на вопросы: а) что делает? Что сделает?; б) какой?, какая?, какое?, какие?
помощью чего мы общаемся). 2. Какая бывает речь? (устная и письменная). 3. Что такое устная речь, письменная? (Ответы детей). 4. Из чего состоит речь? (из предложений). 5. Что мы знаем о предложении? (предложение выражает законченную мысль, пишется с большой буквы, в конце ставится точка). 6. Из чего состоит предложение? (состоит из слов). 7. Из чего состоят слова? (при произношении слова делятся на слоги). 8. Из чего состоят слоги? (из звуков). 9. В чём отличие звука от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим). 10. Какие бывают звуки? В чём отличие? 11. Кто помнит, сколько букв в русском алфавите? 12. Сколько гласных букв? 13. Какие гласные и когда обозначают 2 звука?
ИГРА «Узнай букву»
В) кто? Что? 3.
Род имени прилагательного

зависит
а) от рода имен существительных; б) от глагола. 4.
Отметьте прилагательные

мужского рода
а) голубой; б) добрая; в) красивый. 5.
Отметьте прилагательные

среднего рода
а) могучий; б) яркое; в) весеннее. 6.
Отметьте прилагательные

женского рода
а) лесной; б) пушистая; в) ранняя
Работа по учебнику.

Упр.124, с.72
(Сам.работа. Проверка.) - Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имен прилагательных. Что вы заметили? - От чего зависит окончание имени прилагательного? (От существительного, с которым оно связано) - Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода. - Прочитайте ниже сведения о языке. - Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам) - Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано) - Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило однокласснице.
Игра на соотношение букв и звуков
- Побежал колобок дальше, навстречу ему волк: «Колобок. Колобок, я тебя съем!» Отвечает колобок: «Не ешь, меня, волк ». Волк: «Выполнишь задание – отпущу». (презентация слайд №___). Спишите только те слова, в которых звуков больше, чем букв. Ёрш, лиса, лес, юбка, майка, мел, мель,
Упр.125, с.73 – рассмотрите таблицу,

опираясь на сведения из таблицы,

выполните задание: определите род

имен прилагательных
Ранняя весна Крупный лист Высокое дерево
маяк, сосна, мыло, ёжик, горох, цапля, язык. Сладкий плод Глубокий пруд Высокий цветок Солнечный день Тихий ручей - Какие вопросы задаём от существительных к прилагательным? (Какой?, какая?, какие?) - Какое окончание имеет прилагательное м.р.? (-ий). Ж.р.? (-яя) ср.р.? (-ее) - Прилагательные м.р. могут ещё иметь окончания –ый, ой. -ая –ое ТАБЛИЦА – Род имен прилагательных
Составление слов из слогов
- Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Какой ты аппетитный, колобок! Пожалуй, я тебя съем!» Отвечает колобок: «Нет, Михайло Потапыч, не ешь меня!» Медведь: «Хорошо, тогда выполни моё задание» Вот беда! Как рассыпались слова! Все они из двух слогов! Кто помочь колобку готов? (Презентация слайд №___).
Чтение по стрелочкам
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните гласные. - Молодцы! Помогли убежать колобку.
Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр.127, с.74
- Прочитайте загадки. Отгадайте. - Подготовьтесь к письму по памяти.
Физкультминутка

музыкальная

«Две руки»

Деформированные предложения
- Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочечек, я тебя съем!» А колобок отвечает: «Нет, лисонька! Ничего у тебя не получится. Знаю я много сказок о твоих коварствах.» «Ну хорошо, дам тебе задание, выполнишь – отпущу». (Презентация слайд №___). - Составить предложения из слов: 1. Светит, ярко, солнце. 2. В, много, лесу, берёз. 3. Я, посадить, цветы, хочу. 4. Зимой, покрылась, льдом, река. 5. Маме, мальчик, цветы, подарил.
(Письмо по памяти.

Взаимопроверка.)
Составить и записать словосочетания (сущ.+прил.) – работа у доски или в тетради  Коричневый, карий (платье, глаза, костюм)  Густой, дремучий (лес, туман)  Горячий, знойный (лето, вода, привет)  Старый, пожилой (человек, учебник) - В каком роде стоит имя прилагательное в словосочетании с именем существительным?
Сам.работа.

Списывание.
Прочитать текст, озаглавить его, списать в тетрадь. Утята. - Как определить род имени прилагательного?
По берегу бродят утята. Они ищут пищу. Вот пушистые шарики прыгнули в воду. Быстро работают лапками утята.
Проверка теста

Имя прилагательное

Ответы
1 б, 2 б, 3 а, 4 а, 5 б, 6 а.
Проверь себя

Р.т., с.47

Доп.задания
- Перед вами текст. Выпишите из данного текста только словосочетания с прилагательными, выделите окончания, обозначьте части речи и их род. Ранняя весна Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил лес. Над головой послышалась звонкая трель. За стволами деревьев мелькнула стайка птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства .
Игра «Синонимы –

антонимы»

Первоклассники читают слова, а 3 класс подбирает к именам

прилагательным синонимы (близкие по значению слова)
Холодный, большой, быстрый, отважный, душистый, мудрый, страшный. 
3 класс читает слова, а 1 класс подбирает к данным именам

прилагательным антонимы (противоположные слова) и нам их

показывают
Мягкий, кривой, грустный, здоровый, злой, белый, длинный, сытый, большой, высокий.
Игра «Признак –

предмет – род»
- я называю признак, 1класс – подбирает подходящее по смыслу слово – название предмета, 3 класс определяет род и число.
Запишите д/з:
р.т., с.48, упр.107
Рефлексия

деятельности (итог

урока)

А сейчас подошло время подвести итог нашего урока
- Я узнал

- Я повторил

- Я запомнил

- Кто доволен своей работой? - Оцените свою работу
Сигнальные карточки:
Работал в полную силу – зеленый кружок; Работал хорошо – желтый кружок; Мог работать лучше – красный кружок.
Выберите 1 фразу для одноклассника:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Доп.материал

Игра «ЭХО» (карточка с предложениями)

- Любой ученик должен прочитать и запомнить предложение. Затем это предложение передать по цепочке всем ученикам. Говорить нужно на ухо шёпотом, но чётко. Как только последний ученик услышит предложение, встаёт и говорит, что услышал. Затем дети меняются местами, и начинается игра заново.
Сказочные герои для 1 класса


В раздел образования