Автор: Ионова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ №15 Населённый пункт: Санкт- Петербург Наименование материала: Презентация Тема: Понятие о речи. Функции речи. Раздел: дошкольное образование
Занятие № 1
Тема :
Понятие о речи. Функции речи
.
Цель : познакомить детей с понятием « речь»; функциями речи;
учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать
способность к самостоятельным выводам; учить правилам общения
с книгой; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Сначала садятся девочки, называя своё имя, затем - мальчики.
2. Знакомство с понятием « речь».
Выставить на доску картинки ( человек, кошка, птица, рыба) и
попросить детей выделить лишний предмет ( человек). После того,
как дети справятся с заданием , педагог сообщает:
-«Только человек умеет говорить. Всё, что мы говори – это речь».
3 . Знакомство с функциями речи .
А )Сказка «Невидимка».
- Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень
хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не
слышал. И вдруг его желание исполнилось. Он пришёл в детский
сад. Воспитатель спросила : « Где Петя ?» « Я здесь.»- крикнул
Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал
невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли,
разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали
разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами,
рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и
не замечали его. Пете стало скучно и он побежал домой. Увидев
дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не
слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой,- заплакал Петя.- Я хочу
разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу
быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал мальчиком.
Педагог спрашивает:
-Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Педагог подводит детей к выводу:
- Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить
с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить
их о чём – то, поделиться радостью.
Б) Чтение стих-я А. Барто.
-Послушайте, как рассказал мальчик своей сестрёнке о
просмотренном кинофильме в стих – ии Барто « Сильное кино».
-Они ползут,
А он им раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им –раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с нею заодно.
Ух, сильное кино!
А сестрёнка сказала:
Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
-Как вы думаете, почему, сестрёнка ничего не поняла, что сказал
ей брат?
-Что тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Пословицы: Хорошую речь прятно слушать.
Хорошая речь слаще мёда.
4 . Психотерапия ( настрой детей).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен проговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(вместе с детьми):
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
5 . Физкультминутка.
( с движением рук)
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
6 . Знакомство с альбомом (я заменяю демонстрационным
материалом):
-На землю спустилась летающая тарелка. В ней
инопланетянин, его зовут Юпик.Он живет на далёкой планете.
Летая в космосе, Юпик заметил голубую красивую планету
.Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился,
увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошёл к ним. Дети
обрадовались,, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто
ты? Откуда?» Но Юпик не мог ответить, потому что не мог
говорить как мы.
7 . Закрепление понятия «речь», функции речи.
Дети рассматривают картинки (с.4)
-дети общаются друг с другом;
-дети работают на участке
-семья смотрит телевизор
-дети на занятии в детском саду;
-Папа читает сыну книгу.
Дети отвечают на вопрос:
- Для чего нужна речь?
-«С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое.»
8. Итог занятия.
Детям смотрят сюжетные картинки, на которых с помощью речи:
-люди разговаривают друг с другом;
-узнают новое;
-Работают;
-Играют;
-Делятся радостями, утешают друг друга.
Затем педагог спрашивает:
- «Для чего нужна речь?»