"Элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса"
Автор: Канунникова Ирина Николаевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: ГБОУ школа №1241 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: "Элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса" Раздел: среднее образование
Элементарные физиологические и гигиенические требования к
организации учебного процесса
Время обучения ребёнка в школе совпадает с периодом его роста и развития, в течение
которого организм очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным
воздействиям. С помощью многочисленных исследований установлено, что учебные
занятия могут оказывать оздоравливающий эффект, способствовать нормальному росту и
развитию детского организма, гармоничному физическому и духовному развитию,
полноценному развитию всех функций при условии полного соответствия разнообразных
видов учебной деятельности возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей.
Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:
а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;
б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей
среды.
Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего
функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень
работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление
их здоровья.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится
сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья,
здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту,
устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое
снижение здоровья населения. По данным исследований, лишь 14% детей практически
здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.
Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов
зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение
осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз
увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны
нести воинскую службу по медицинским показателям.
Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что
к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних
заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть,
что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что
учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-
психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно
здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в
уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.
Ежегодно осенью и весной в нашей школе проводится мониторинг уровня физической
подготовленности учащихся.
ГРАФИК ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА В ДИНАМИКЕ 1-4 КЛАСС
мальчики
девочки
0
10
20
30
40
50
60
70
80
75
36
71
40
48
24
67
35
65
16
2012май
2013 май
2013сентябрь
2014май
2014сентябрь
Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в
настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих
отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке,
призванной через систему образования путем формирования культуры населения
развивать и сохранять здоровье человека. Наша цель: обучить детей и их родителей
основам здорового образа жизни. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека
наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности,
устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои
биологические и социальные требования.
На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение
информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема
охраны здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не
только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и
воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного
стремления к ведению здорового образа жизни.
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации
учебного процесса.
Под здоровьем понимают адаптационный резерв организма, который может быть
мобилизован для выполнения определенной задачи.
Сейчас часто говорят о перегруженности школьников, но говорить о перегруженности
человека бессмысленно, поскольку все состоит в типе нагрузки, режимах нагрузки и
возрастном этапе развития человека. Более тяжелой по последствиям является резкая не
График
численности
группы
риска
в
динамике
5-7
класс
загрузка или недогрузка, разных физиологических систем, которая приводит к
разрушению сложившихся привычек и способностей человека.
Физиологический мониторинг определяет только контуры педагогического процесса.
Который должен быть, затем специально спроектирован для изменения положения дел с
группой и конкретным учащимся.
Физиологический мониторинг должен занять место предпроектных изысканий для
построения более эффективного образовательного процесса.
Соблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного
процесса складывается из следующих факторов: соответствие общеобразовательных
учреждений санитарным нормам и правилам; учебно - организационные факторы;
организация питания школьников;
Соответствие общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам.
Гигиенические условия, факторы
шум
освещенность
воздушная среда
размер помещений, кубатура
дизайн, цвет стен (видео экологические факторы)
используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении
видео экранные средства – компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние
сантехнического оборудования.
Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует
от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок
специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения
уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.
Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием недостаточное. Наличие одного
спортивного зала, существующая программа физического воспитания не обеспечивает
гармоничного физического развития и не компенсирует гиподинамию, в результате
которой страдает 73% школьников, что, в свою очередь, приводит к росту
функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы среди обучающихся.
Учебно - организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации
школы)
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным
возможностям школьника
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность,
чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток,
упражнений для зрения и т.п.)
объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры,
на переменах, во внеучебное время)
особенности устава школы и норм жизни школы
медицинское и психологическое обеспечение школы
участие родителей учащихся в жизни школы
стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по
горизонтали»
интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района
и других организаций на жизнь школы
наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и
здорового образа жизни учащихся
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и
укрепления здоровья учащихся
Организация питания школьников.
Вопрос организации питания школьников также остается проблемным. Несмотря на то,
что охват горячим питанием высок, принципы рационального питания детей не
соблюдаются. В рационе детей и подростков при избытке углеводов отмечается
недостаток белков, животных жиров, витаминов, микроэлементов. Ввиду слабого
материально-технического оснащения пищеблоков сокращается ассортимент реализуемых
блюд.
3.3. Медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях.
При имеющейся тенденции увеличения учебной нагрузки и усложнения программ
количество работников медицинского персонала в них не увеличивается. Медицинский
кабинет функционирует не каждый день. При этом медицинский кабинет также
недостаточно укомплектован.
Таким образом, можно констатировать, что не в полной мере соблюдаются требования
пункта 3 части 1 статьи 23 Закона РФ "Об охране здоровья граждан", где установлено, что
в интересах охраны своего здоровья несовершеннолетние имеют право на образование,
обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию
здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.