Напоминание

"Элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса"


Автор: Канунникова Ирина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ школа №1241
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад





Элементарные физиологические и гигиенические требования к

организации учебного процесса
Время обучения ребёнка в школе совпадает с периодом его роста и развития, в течение которого организм очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. С помощью многочисленных исследований установлено, что учебные занятия могут оказывать оздоравливающий эффект, способствовать нормальному росту и развитию детского организма, гармоничному физическому и духовному развитию, полноценному развитию всех функций при условии полного соответствия разнообразных видов учебной деятельности возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно: а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма; б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды. Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно- психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %. Ежегодно осенью и весной в нашей школе проводится мониторинг уровня физической подготовленности учащихся.
ГРАФИК ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА В ДИНАМИКЕ 1-4 КЛАСС мальчики девочки 0 10 20 30 40 50 60 70 80 75 36 71 40 48 24 67 35 65 16 2012май 2013 май 2013сентябрь 2014май 2014сентябрь
Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Наша цель: обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охраны здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации

учебного процесса.
Под здоровьем понимают адаптационный резерв организма, который может быть мобилизован для выполнения определенной задачи. Сейчас часто говорят о перегруженности школьников, но говорить о перегруженности человека бессмысленно, поскольку все состоит в типе нагрузки, режимах нагрузки и возрастном этапе развития человека. Более тяжелой по последствиям является резкая не График численности группы риска в динамике 5-7 класс
загрузка или недогрузка, разных физиологических систем, которая приводит к разрушению сложившихся привычек и способностей человека. Физиологический мониторинг определяет только контуры педагогического процесса. Который должен быть, затем специально спроектирован для изменения положения дел с группой и конкретным учащимся. Физиологический мониторинг должен занять место предпроектных изысканий для построения более эффективного образовательного процесса. Соблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса складывается из следующих факторов: соответствие общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам; учебно - организационные факторы; организация питания школьников; Соответствие общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам. Гигиенические условия, факторы  шум  освещенность  воздушная среда  размер помещений, кубатура  дизайн, цвет стен (видео экологические факторы)  используемые стройматериалы, краска  мебель: размеры, размещение в помещении  видео экранные средства – компьютеры, телевизоры  пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания  качество питьевой воды, используемой в школе  экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования. Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п. Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием недостаточное. Наличие одного спортивного зала, существующая программа физического воспитания не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гиподинамию, в результате которой страдает 73% школьников, что, в свою очередь, приводит к росту функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы среди обучающихся. Учебно - организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)  объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника  расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году  организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)  объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)  особенности устава школы и норм жизни школы  медицинское и психологическое обеспечение школы  участие родителей учащихся в жизни школы
 стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»  психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»  интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы  наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся  позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся Организация питания школьников. Вопрос организации питания школьников также остается проблемным. Несмотря на то, что охват горячим питанием высок, принципы рационального питания детей не соблюдаются. В рационе детей и подростков при избытке углеводов отмечается недостаток белков, животных жиров, витаминов, микроэлементов. Ввиду слабого материально-технического оснащения пищеблоков сокращается ассортимент реализуемых блюд. 3.3. Медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях. При имеющейся тенденции увеличения учебной нагрузки и усложнения программ количество работников медицинского персонала в них не увеличивается. Медицинский кабинет функционирует не каждый день. При этом медицинский кабинет также недостаточно укомплектован. Таким образом, можно констатировать, что не в полной мере соблюдаются требования пункта 3 части 1 статьи 23 Закона РФ "Об охране здоровья граждан", где установлено, что в интересах охраны своего здоровья несовершеннолетние имеют право на образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.


В раздел образования